Будни камнеобработки, vol. 71
Всем привет! Мои выходные чутка затянулись, прошу прощения за такой перерыв в каменных историях, и сегодня хочу немного рассказать вам всем о бизнесе камнеобработки.
В последнее время у меня достаточно часто стали спрашивать, как правильно открыть камнеобрабатывающий бизнес, на что обратить внимание, где прячутся мелочи и так далее. Здесь я распишу некоторые моменты, однако обращаю ваше внимание на то, что я всего лишь наемный сотрудник, очень хорошо знающий изнанку - я не владелец бизнеса. Поэтому это скорее будет не свод правил, а перечень выдержек из этой сферы - где можно облапошиться, а где можно чувствовать себя уверенно.
Вещать буду не по порядку, а вразнобой - что в голову придет. Так получается винегрет, зато меньше шансов, что что-то упущу =)
1. При открытии камнеобрабатывающего бизнеса с нуля самое глупое, что можно сделать - купить дорогостоящее оборудование. В принципе, это правило работает и в любом другом бизнесе - начинают с мелочей и бюджетного оборудования. Всё лежит на поверхности - обычно стараются экономить каждую копейку и апгрейдить оборудование по мере получения заказов. Бухнуть все деньги на станок, а потом не найти на него заказов - это по меньшей мере глупо.
Есть и обратка - пока заказчик не убедится, что у вас достойное оборудование, которое способно обработать большой объем за небольшие сроки, заказ вы не получите. Но сомневаюсь, что с места в карьер вы побежите искать облицовку фасадов на 20 тысяч квадратных метров - начинают с мелочевки, а для таких небольших заказов хватит абсолютно любого станочка, который впоследствии можно легко продать.
2. Выбор оборудования есть больная тема для большинства руководителей. Зажопить денег и купить Китай, добавить денег и купить Италию - дилемма, и немаленькая. Итак, как же быть?
Конкретно в камнеобработке есть 3 основных производителя: Италия, Китай и Польша.
Италия - это бабло, качество и точность. Китай - бюджетный вариант, который начнет сыпаться и ломаться ОЧЕНЬ быстро. Камнеобрабатывающие станки каждый день подвергаются мокрой каменной пыли (мульке), просто воде, грязи, песку и земле. Ни один станок долго не выдерживает такие издевательства, и сами понимаете, что такое Китай.
Польша - нечто среднее, большинство камнеобработчиков хвалит польских производителей, которые качество предоставляют очень достойное, и не дерут за него такие деньги, как Италия. Если хотите открыть свое производство - на первое время искренне советую рассмотреть Польшу, если конечно у вас не завалялась парочка лишних миллионов исключительно на оборудование.
3. Технологические возможности оборудования. Тема вроде бы как идет по порядку после оборудования, но распишу я её после темы о заказчиках.
4. Заказчики. Владелец бизнеса должен понимать, на какой сегмент он ориентируется, какой сектор рынка он хочет подмять под себя. Есть две самые основные группы заказов - крупные и мелкие.
К мелким заказам относятся единичные лестницы, крылечки, ступени, подоконники, столешницы. Заказчики таких изделий могут найти вашу рекламу на улице, позвонить с сайта - разбег цены на такие изделия редко варьируется в 3-4 раза, поэтому весь город сделает этот подоконник +/- за одинаковую цену.
Крупные заказы - это уже совсем другая рыба. Облицовка фасадов, стен и пола, целые кухонные комплексы из 15-метровых столешниц и двух островов. Камины, хамамы, дверные порталы, балясины и тому подобное - такие вещи уже не купишь за 15-20-50 тысяч рублей, счет идет на сотни тысяч и миллионы. Чтобы получить такой заказ, вы должны будете (за редким исключением) предъявить заказчику производство, провести экскурсию и доказать, что вы не сорвете все возможные сроки и действительно справитесь с заказом.
5. Поиск заказчиков. Основные группы наших заказчиков - это архитекторы, дизайнеры, строительные компании и частники. Частниками называют как одинокого человека, купившего подоконник за 10 тысяч, так и владельца загородного дома на 5000 квадратов, которому нравится самому заниматься подбором подрядчиков.
По поводу первых трех групп - вам придется сделать красивый сайт, кучу визиток и буклетов, каталогов, быть готовым предложить в офис архитектурной студии стойку с вашим материалом (например, уличные граниты, если архитектор увлекается фасадами и лестницами). Вы будете обзванивать базы, искать в интернете телефоны компаний и ругаться с вышколенными секретаршами. Вы будете, более того, ездить по коттеджным поселкам и банально всовывать свои визитки в почтовые ящики строящихся домов. Чтобы эти визитки не выбросили, вы будете искать прорабов и строителей, выпрашивать у них телефоны руководителей и людей, принимающих решения. В общем, здесь не получится сидеть на жопе ровно. Даже если у вас офигенная реклама и пиздатый сайт, максимум, который вам светит - это мелкие единичные заказы. Чтобы о вас узнали, и чтобы стать постоянным поставщиком и партнером, получать приличные регулярные заказы, дающие вам хлеб даже зимой в несезон, придется бегать, унижаться, рассказывать, возить образцы и катать заказчиков по вашим выполненным объектам. Только после нескольких лет такой обработки у вас появится возможность выйти на приличные объекты - крупные фасады, облицовку целых дворцов и так далее.
Ну, или вы можете иметь знакомства. Да, все мы не дети, и прекрасно понимаем, как в России дела делаются. Можете болт забить на сайт, на рекламу и на визитки - вкладывайте все деньги в производство и оборудование, делайте крутой офис, и если у вас есть связи, то 1-2 звонка, и вам подгонят вкусные объекты (и крупные, что немаловажно).
3. Вернемся к технологическим возможностям оборудования. Смотря на какой сегмент вы рассчитываете, вы выбираете возможности станков. Если вы хотите тихо/спокойно колупать дешевые столешенки, и для вас это регулярная копеечка в кармане и больше вам ничего не нужно - возьмите пусть даже простой китайский распиловщик типа Манты, который кроме пилёжки, не умеет вообще ничерта, возьмите кантофрезер для накатывания профилей - и будет вам счастье. Вы сможете предоставить заказчику очень выгодную для него цену, и скорость исполнения, потому что вы эту столешницу сделаете за 2 дня, а крупные компании заломят стандартные 2-3 недели.
Если вы хотите шпарить фасады, балясины, облицовку колонн и прочее - ну, вы сами поняли. Башка станка должна уметь заваливаться, крутиться, станок должен уметь читать профиля, и многое другое. Чем больше возможностей - тем лучше, но всегда нужно ориентироваться на свои заказы.
По моему опыту работы в цеху - если станок читает Автокадовские (или любые другие) файлы, умеет пилить вертикально, горизонтально, и под любым углом между 0 и 90 - всё, с этими возможностями вы сделаете практически всё. Круговое обнижение, русты, обнижение, фасочки, пропилы, запилы, нанесение фактуры - всем этим операциям можно замечательно придумать аналог, если станок читает Автокад.
6. Кризис - это то, что пугает начинающих бизнесменов. Скажу так - камень является тем материалом, на который всегда есть спрос. Кризис на себе почувствуют только мелкие столешенки и подоконники, потому что частник, имеющий 15 тысяч рублей на кармане, действительно задумается относительно искусственных материалов. Все остальные, элитные заказчики, деньги как не считали, так и не считают. Они покупали, покупают и будут покупать ониксы, кварциты, дорогущие полудраги, и те компании, которые раскрутились до такого уровня, не знают о кризисе.
7. Очень волнует всех вопрос, сколько же денег нужно для открытия такого бизнеса. Еще раз напоминаю, я не владелец, я наемный сотрудник. И здесь не могу ничего конкретного сказать по 2 причинам - своего бизнеса у меня нет, и есть очень много факторов, описанных выше, исходя из которых стартовая сумма ОЧЕНЬ сильно разнится. Если вы готовы на мелочевку, вам хватит и миллиона и даже меньшей суммы (малюсенький съемный цех, простенький станок, кантофрезер, расходка, электричество и вода). Если хотите крупняка - готовьте десятки миллионов, и желательно несколько.
8. Очень важное, на что нужно обратить внимание - собственное тщеславие, амбиции и адекватная оценка своим силам. Все мы хотим иметь доходы в миллионы долларов, ездить на крутых машинах и держать хвост пистолетом - но готовы ли вы к точно такой же ответственности? Вам придется бухать с заказчиками, возить их на рыбалку за свой счет, быть на связи 24/7, иметь определенные проблемы с криминальным миром. Вы готовы к проблемам со здоровьем? К инфарктам? К постоянным нервам, совещаниям, разговорам со значимыми в городе людьми? Вы уверены, что сможете выдержать те сроки, которые указали в коммерческом, о которых договорились? Делая столешницу, вы можете пропустить неделю, две, месяц, навешать заказчику лапшу на уши - и все это сойдет вам с рук, ну максимум заплатите неустойку, а чаще всего заказчики рады, что вообще получили это столешницу, и не трогают вас. А вот договориться сделать фасад за определенный срок (чаще всего неудобный для вас), и потом пропустить время, не сдаться вовремя - и дело может дойти до суда. Готовы к этой ответственности? А если речь идет о загородном доме бывшего криминального авторитета? Чихать он хотел на все ваши проблемы с поставщиками и производством, что у вас рабочий ногу сломал, что со станком проблемы. Он хочет дом к 1 мая, вы ему это пообещали. Если не успеете - будет очень плохо.
9. Опять же, исключительно добрый совет. Камнеобработка - это не та сфера, где можно делать фуфло. Если вы пообещали заказчику с три короба, а сами сэкономили на всём, чем только можно - это будет видно. Затирка швов высохнет и выпадет. Дешевая затирка испачкается быстрее. Незалеченная трещина на стоковом (со скидкой) камне лопнет при монтаже. Сам стоковый камень нужно чаще всего переполировывать, потому что поверхность у него так себе. Зажопили, сэкономили, подумали, что прокатит - забудьте. Заказчики бывают разные, и лопухи, и умные, и с некоторыми действительно прокатывает. Но рано или поздно сэкономленные технологии монтажа, не та смесь, не тот раствор, не та температура воздуха, более дешевое крепление дадут о себе знать, и изделие сломается. Первым делом подумают на кого? На компанию Х. Вас заставят всё переделывать, скорее всего за ваши деньги, и более того - в дальнейшем к вам уже не обратятся, а еще и знакомым расскажут. Все-таки это не окошко вставить за 20 тысяч - камень очень даже дорогостоящий, и потерю сотен тысяч рублей не прощают. Если вы хотите выйти на рынок камнеобработки, брать с заказчика много, выполнять мало и гигантскую маржу класть к себе в карман - нет, это не тот случай.
Это далеко не все, что я могу вам сказать, и думаю, что будет логичнее задавать интересующие вопросы в комментариях - в любом случае что-то вылетело из головы. Текста много, если кто-то ниасилил, не обижусь, и вот вам красивая картинка в ленту =)