Будни камнеобработки, vol. 71

Всем привет! Мои выходные чутка затянулись, прошу прощения за такой перерыв в каменных историях, и сегодня хочу немного рассказать вам всем о бизнесе камнеобработки.


В последнее время у меня достаточно часто стали спрашивать, как правильно открыть камнеобрабатывающий бизнес, на что обратить внимание, где прячутся мелочи и так далее. Здесь я распишу некоторые моменты, однако обращаю ваше внимание на то, что я всего лишь наемный сотрудник, очень хорошо знающий изнанку - я не владелец бизнеса. Поэтому это скорее будет не свод правил, а перечень выдержек из этой сферы - где можно облапошиться, а где можно чувствовать себя уверенно.


Вещать буду не по порядку, а вразнобой - что в голову придет. Так получается винегрет, зато меньше шансов, что что-то упущу =)


1. При открытии камнеобрабатывающего бизнеса с нуля самое глупое, что можно сделать - купить дорогостоящее оборудование. В принципе, это правило работает и в любом другом бизнесе - начинают с мелочей и бюджетного оборудования. Всё лежит на поверхности - обычно стараются экономить каждую копейку и апгрейдить оборудование по мере получения заказов. Бухнуть все деньги на станок, а потом не найти на него заказов - это по меньшей мере глупо.

Есть и обратка - пока заказчик не убедится, что у вас достойное оборудование, которое способно обработать большой объем за небольшие сроки, заказ вы не получите. Но сомневаюсь, что с места в карьер вы побежите искать облицовку фасадов на 20 тысяч квадратных метров - начинают с мелочевки, а для таких небольших заказов хватит абсолютно любого станочка, который впоследствии можно легко продать.


2. Выбор оборудования есть больная тема для большинства руководителей. Зажопить денег и купить Китай, добавить денег и купить Италию - дилемма, и немаленькая. Итак, как же быть?

Конкретно в камнеобработке есть 3 основных производителя: Италия, Китай и Польша.


Италия - это бабло, качество и точность. Китай - бюджетный вариант, который начнет сыпаться и ломаться ОЧЕНЬ быстро. Камнеобрабатывающие станки каждый день подвергаются мокрой каменной пыли (мульке), просто воде, грязи, песку и земле. Ни один станок долго не выдерживает такие издевательства, и сами понимаете, что такое Китай.

Польша - нечто среднее, большинство камнеобработчиков хвалит польских производителей, которые качество предоставляют очень достойное, и не дерут за него такие деньги, как Италия. Если хотите открыть свое производство - на первое время искренне советую рассмотреть Польшу, если конечно у вас не завалялась парочка лишних миллионов исключительно на оборудование.


3. Технологические возможности оборудования. Тема вроде бы как идет по порядку после оборудования, но распишу я её после темы о заказчиках.


4. Заказчики. Владелец бизнеса должен понимать, на какой сегмент он ориентируется, какой сектор рынка он хочет подмять под себя. Есть две самые основные группы заказов - крупные и мелкие.


К мелким заказам относятся единичные лестницы, крылечки, ступени, подоконники, столешницы. Заказчики таких изделий могут найти вашу рекламу на улице, позвонить с сайта - разбег цены на такие изделия редко варьируется в 3-4 раза, поэтому весь город сделает этот подоконник +/- за одинаковую цену.

Крупные заказы - это уже совсем другая рыба. Облицовка фасадов, стен и пола, целые кухонные комплексы из 15-метровых столешниц и двух островов. Камины, хамамы, дверные порталы, балясины и тому подобное - такие вещи уже не купишь за 15-20-50 тысяч рублей, счет идет на сотни тысяч и миллионы. Чтобы получить такой заказ, вы должны будете (за редким исключением) предъявить заказчику производство, провести экскурсию и доказать, что вы не сорвете все возможные сроки и действительно справитесь с заказом.


5. Поиск заказчиков. Основные группы наших заказчиков - это архитекторы, дизайнеры, строительные компании и частники. Частниками называют как одинокого человека, купившего подоконник за 10 тысяч, так и владельца загородного дома на 5000 квадратов, которому нравится самому заниматься подбором подрядчиков.


По поводу первых трех групп - вам придется сделать красивый сайт, кучу визиток и буклетов, каталогов, быть готовым предложить в офис архитектурной студии стойку с вашим материалом (например, уличные граниты, если архитектор увлекается фасадами и лестницами). Вы будете обзванивать базы, искать в интернете телефоны компаний и ругаться с вышколенными секретаршами. Вы будете, более того, ездить по коттеджным поселкам и банально всовывать свои визитки в почтовые ящики строящихся домов. Чтобы эти визитки не выбросили, вы будете искать прорабов и строителей, выпрашивать у них телефоны руководителей и людей, принимающих решения. В общем, здесь не получится сидеть на жопе ровно. Даже если у вас офигенная реклама и пиздатый сайт, максимум, который вам светит - это мелкие единичные заказы. Чтобы о вас узнали, и чтобы стать постоянным поставщиком и партнером, получать приличные регулярные заказы, дающие вам хлеб даже зимой в несезон, придется бегать, унижаться, рассказывать, возить образцы и катать заказчиков по вашим выполненным объектам. Только после нескольких лет такой обработки у вас появится возможность выйти на приличные объекты - крупные фасады, облицовку целых дворцов и так далее.

Ну, или вы можете иметь знакомства. Да, все мы не дети, и прекрасно понимаем, как в России дела делаются. Можете болт забить на сайт, на рекламу и на визитки - вкладывайте все деньги в производство и оборудование, делайте крутой офис, и если у вас есть связи, то 1-2 звонка, и вам подгонят вкусные объекты (и крупные, что немаловажно).


3. Вернемся к технологическим возможностям оборудования. Смотря на какой сегмент вы рассчитываете, вы выбираете возможности станков. Если вы хотите тихо/спокойно колупать дешевые столешенки, и для вас это регулярная копеечка в кармане и больше вам ничего не нужно - возьмите пусть даже простой китайский распиловщик типа Манты, который кроме пилёжки, не умеет вообще ничерта, возьмите кантофрезер для накатывания профилей - и будет вам счастье. Вы сможете предоставить заказчику очень выгодную для него цену, и скорость исполнения, потому что вы эту столешницу сделаете за 2 дня, а крупные компании заломят стандартные 2-3 недели.

Если вы хотите шпарить фасады, балясины, облицовку колонн и прочее - ну, вы сами поняли. Башка станка должна уметь заваливаться, крутиться, станок должен уметь читать профиля, и многое другое. Чем больше возможностей - тем лучше, но всегда нужно ориентироваться на свои заказы.


По моему опыту работы в цеху - если станок читает Автокадовские (или любые другие) файлы, умеет пилить вертикально, горизонтально, и под любым углом между 0 и 90 - всё, с этими возможностями вы сделаете практически всё. Круговое обнижение, русты, обнижение, фасочки, пропилы, запилы, нанесение фактуры - всем этим операциям можно замечательно придумать аналог, если станок читает Автокад.

Будни камнеобработки, vol. 71 Строительство, Бкvol, Камень, Производство, Бизнес, Длиннопост
Будни камнеобработки, vol. 71 Строительство, Бкvol, Камень, Производство, Бизнес, Длиннопост
Будни камнеобработки, vol. 71 Строительство, Бкvol, Камень, Производство, Бизнес, Длиннопост
Будни камнеобработки, vol. 71 Строительство, Бкvol, Камень, Производство, Бизнес, Длиннопост

6. Кризис - это то, что пугает начинающих бизнесменов. Скажу так - камень является тем материалом, на который всегда есть спрос. Кризис на себе почувствуют только мелкие столешенки и подоконники, потому что частник, имеющий 15 тысяч рублей на кармане, действительно задумается относительно искусственных материалов. Все остальные, элитные заказчики, деньги как не считали, так и не считают. Они покупали, покупают и будут покупать ониксы, кварциты, дорогущие полудраги, и те компании, которые раскрутились до такого уровня, не знают о кризисе.



7. Очень волнует всех вопрос, сколько же денег нужно для открытия такого бизнеса. Еще раз напоминаю, я не владелец, я наемный сотрудник. И здесь не могу ничего конкретного сказать по 2 причинам - своего бизнеса у меня нет, и есть очень много факторов, описанных выше, исходя из которых стартовая сумма ОЧЕНЬ сильно разнится. Если вы готовы на мелочевку, вам хватит и миллиона и даже меньшей суммы (малюсенький съемный цех, простенький станок, кантофрезер, расходка, электричество и вода). Если хотите крупняка - готовьте десятки миллионов, и желательно несколько.



8. Очень важное, на что нужно обратить внимание - собственное тщеславие, амбиции и адекватная оценка своим силам. Все мы хотим иметь доходы в миллионы долларов, ездить на крутых машинах и держать хвост пистолетом - но готовы ли вы к точно такой же ответственности? Вам придется бухать с заказчиками, возить их на рыбалку за свой счет, быть на связи 24/7, иметь определенные проблемы с криминальным миром. Вы готовы к проблемам со здоровьем? К инфарктам? К постоянным нервам, совещаниям, разговорам со значимыми в городе людьми? Вы уверены, что сможете выдержать те сроки, которые указали в коммерческом, о которых договорились? Делая столешницу, вы можете пропустить неделю, две, месяц, навешать заказчику лапшу на уши - и все это сойдет вам с рук, ну максимум заплатите неустойку, а чаще всего заказчики рады, что вообще получили это столешницу, и не трогают вас. А вот договориться сделать фасад за определенный срок (чаще всего неудобный для вас), и потом пропустить время, не сдаться вовремя - и дело может дойти до суда. Готовы к этой ответственности? А если речь идет о загородном доме бывшего криминального авторитета? Чихать он хотел на все ваши проблемы с поставщиками и производством, что у вас рабочий ногу сломал, что со станком проблемы. Он хочет дом к 1 мая, вы ему это пообещали. Если не успеете - будет очень плохо.



9. Опять же, исключительно добрый совет. Камнеобработка - это не та сфера, где можно делать фуфло. Если вы пообещали заказчику с три короба, а сами сэкономили на всём, чем только можно - это будет видно. Затирка швов высохнет и выпадет. Дешевая затирка испачкается быстрее. Незалеченная трещина на стоковом (со скидкой) камне лопнет при монтаже. Сам стоковый камень нужно чаще всего переполировывать, потому что поверхность у него так себе. Зажопили, сэкономили, подумали, что прокатит - забудьте. Заказчики бывают разные, и лопухи, и умные, и с некоторыми действительно прокатывает. Но рано или поздно сэкономленные технологии монтажа, не та смесь, не тот раствор, не та температура воздуха, более дешевое крепление дадут о себе знать, и изделие сломается. Первым делом подумают на кого? На компанию Х. Вас заставят всё переделывать, скорее всего за ваши деньги, и более того - в дальнейшем к вам уже не обратятся, а еще и знакомым расскажут. Все-таки это не окошко вставить за 20 тысяч - камень очень даже дорогостоящий, и потерю сотен тысяч рублей не прощают. Если вы хотите выйти на рынок камнеобработки, брать с заказчика много, выполнять мало и гигантскую маржу класть к себе в карман - нет, это не тот случай.



Это далеко не все, что я могу вам сказать, и думаю, что будет логичнее задавать интересующие вопросы в комментариях - в любом случае что-то вылетело из головы. Текста много, если кто-то ниасилил, не обижусь, и вот вам красивая картинка в ленту =)

Будни камнеобработки, vol. 71 Строительство, Бкvol, Камень, Производство, Бизнес, Длиннопост