Бронеавтомобиль Skoda PA-II

PA-II («Бронеавтомобиль II») был разработан компанией Škoda на основе опыта, полученного при разработке предыдущего полу экспериментального PA-I в 1922-23 гг. Но на этот раз выбор главного инженера заключался в том, чтобы снабдить его броне корпусом со всех сторон. Это быстро принесло новому автомобилю прозвище «Želva» (Черепаха), которое так и не было официально оформлено. Вместо этого армейское обозначение было Obrněný Automobil model 1923 (OA vz.23). К осени 1923 года чертежи были готовы и переданы в армию. Было заказано 12 машин с поставкой до декабря 1924 г. и середины 1925 г.

Бронеавтомобиль Skoda PA-II Военная история, Бронетехника, Skoda, Длиннопост

Хотя шасси было примерно идентично экспериментальному PA-I, бронированный корпус был совершенно новым.

Бронеавтомобиль Skoda PA-II Военная история, Бронетехника, Skoda, Длиннопост

Он имел необычайно изогнутые формы, которые казались в стиле ар-деко, но были продиктованы холодным расчетом максимальной эффективности защиты. Вместо отливки брони, возможной только для большой толщины, пластины были коваными, максимальная толщина 5,5 мм (0,22 дюйма). Затем все детали были приклепаны к стальной раме над шасси. Последнее было совершенно симметричным, с двойным приводом, впервые примененным в PA-I.

Бронеавтомобиль Skoda PA-II Военная история, Бронетехника, Skoda, Длиннопост

Два водителя сидели в центре с обоих концов. Были защищены передними и боковыми броне створками. Доступ в боевое отделение осуществлялся через центральные двери. Предусматривалась также установка четырех пулеметов. Это были тяжелые пулемёты Schwarzlose MG.08 с жидкостным охлаждением и боезапасом 6250 патронов. Они устанавливались в шаровых опорах, имеющих ограниченные углы возвышения/углубления и траверсы. Их обслуживали два пулеметчика. Небольшая башенка могла быть открыта для командира, и позволяла вести огонь с крыши.

Бронеавтомобиль Skoda PA-II Военная история, Бронетехника, Skoda, Длиннопост

Двигатель был «Шкода», 4 цилиндра, 9730 куб.см, 70 л.с., располагался по центру, прямо под боевым отделением. Это дало максимальную скорость на дороге 70 км / ч (44 мили в час), что было приемлемым, учитывая вес автомобиля. Полевые испытания показали, что он может преодолевать брод глубиной 1,50 м, вертикальное препятствие высотой 30 см или преодолевать траншеи шириной 45 см. Подвеска и шины не были идеальными для езды по пересеченной местности, но имелся полный привод. Шасси имели серийные номера от NIX58 до NIX69.

Бронеавтомобиль Skoda PA-II Военная история, Бронетехника, Skoda, Длиннопост

Когда машины были представлены чехословацкой армии, заказавшей их в 1925 году, они прошли испытания и в итоге от них отказались. Они были громоздкими, тяжелыми и не очень маневренными, с плохим дорожным просветом, не позволявшим ездить по бездорожью, и слишком тесным внутренним боевым отделением. Вместо этого Skoda продала три из них полиции Вены в 1927 году. Остальные девять были куплены чешской полицией через десять лет, а тем временем активно демонстрировались на парадах и учениях.

Бронеавтомобиль Skoda PA-II Военная история, Бронетехника, Skoda, Длиннопост

В какой-то момент две машины были включены в состав австрийско-хорватской пограничной полиции. Несколько чешских автомобилей были захвачены и переданы Вермахту после 1939 года, модифицированы для использования в качестве радиорелейных машин. Их эксплуатационные возможности были довольно ограничены, но они использовались до 1945 года.

Бронеавтомобиль Skoda PA-II Военная история, Бронетехника, Skoda, Длиннопост
Бронеавтомобиль Skoda PA-II Военная история, Бронетехника, Skoda, Длиннопост
Бронеавтомобиль Skoda PA-II Военная история, Бронетехника, Skoda, Длиннопост
Бронеавтомобиль Skoda PA-II Военная история, Бронетехника, Skoda, Длиннопост
Бронеавтомобиль Skoda PA-II Военная история, Бронетехника, Skoda, Длиннопост
Бронеавтомобиль Skoda PA-II Военная история, Бронетехника, Skoda, Длиннопост
Бронеавтомобиль Skoda PA-II Военная история, Бронетехника, Skoda, Длиннопост