Британские эсминцы ХХ века: историческая справка

Британские эсминцы ХХ века: историческая справка История, Великобритания, Флот, Корабль, Эсминец, Война, Вторая мировая война, Первая мировая война, Длиннопост

Менее года назад в World of Warships появилась ветка британских эскортных миноносцев, и сейчас самое время познакомить вас с их трудовой биографией. Мы приготовили краткую историческую справку, описание условий закладки и проектирования кораблей на реальных верфях и особенности реконструкции их в игровых моделях. Эта информация даст вам полное представление о каждом корабле ветки, пусть эти корабли не так широко известны, как тяжеловесные лидеры британского флота, но именно они несли основную нагрузку военных действий.


Medea


Весной 1914 года на верфях компаний John Brown и Fairfield были заложены четыре эсминца по заказу правительства Греции. Эти корабли во многом соответствовали британским эсминцам типа M, строившимся в то же время в количестве шести единиц по проекту Адмиралтейства. Параллельно в 1913-1914 годах по отдельным проектам, хотя и со схожими характеристиками, аналогичные корабли были заложены на верфях фирм Yarrow, Hawthorn и Thornycroft. Все они отличались как размерами, так и силуэтом. Общими были скорость – 32-34 узла, и вооружение – три 4" (102-мм) орудия и два двухтрубных торпедных аппарата. Строившиеся по заказу Греции эсминцы выделялись трёхтрубным силуэтом с высокой первой трубой. С началом Первой мировой войны они были выкуплены Великобританией и включены в состав Королевского флота. Носившие первоначально названия греческих островов, эсминцы были переименованы в честь героев античной мифологии. Так, головной Kriti был назван Medea, по имени тесно связанного с этим островом персонажа.


HMS Medea был спущен на воду 30 января 1915 года и введён в строй уже в мае того же года. Он и три его систершипа вошли в состав сил, базировавшихся в городе Гарвич и действовавших в водах к югу от Британских островов. В их послужном списке за годы войны числятся операции по прикрытию минных постановок, противолодочная оборона, бои с немецкими эсминцами и сторожевыми кораблями. Из четырёх эсминцев типа Medea три пережили войну и были проданы на слом в 1921 году.


Valkyrie


В конце 1916 года в строй вступили эсминцы типа R, достигавшие скорости в 36 узлов. Входившие в состав флота лидеры эсминцев типа Broke, Parker и Lightfoot заметно уступали им в быстроходности. Адмиралтейство выдало задание на проектирование лидеров флотилий для новых кораблей, со сходным вооружением, но превосходящих по скорости. Результатом работы конструкторов в апреле 1916 года стал проект «лидера типа V», который фактически определил компоновку «классического» эсминца первой половины XX века. Новые корабли получали сгруппированную в оконечностях по линейно-возвышенной схеме артиллерию, при этом были значительно компактней и дешевле имевшихся лидеров, приближаясь по стоимости к обычному серийному эсминцу. До конца 1916 года были заложены пять кораблей, вступивших в строй в середине следующего, 1917 года. Проект получился настолько удачным, что в конце 1916–начале 1917 годов было заложено ещё 25 кораблей, но уже в статусе «рядовых» эсминцев.


HMS Valkyrie был заложен в мае 1916 года на верфи William Denny and Brothers в Дамбартоне. Корабль был спущен на воду 13 марта 1917 года и вошёл в строй в июне. Эсминец сразу же был причислен к 10-й флотилии Гарвичских сил, где выполнял роль лидера. 22 декабря 1917 года HMS Valkyrie налетел на мину и получил тяжёлые повреждения. Ремонт продолжался до лета 1918 года. После ремонта корабль вошёл в состав 13-й флотилии эсминцев, вместе с которой принимал участие в операциях на Балтике во время британской интервенции в Советскую Россию. С 1919 года и до исключения из состава флота в 1936 году HMS Valkyrie проходил службу в целом ряде флотилий, несколько раз выводясь в резерв.


Wakeful


В декабре 1916 года Адмиралтейство заказало следующие 23 корабля, конструктивно повторяющие тип V. Корабли новой серии вошли в историю как эсминцы типа W. В отличие от предшественников, они получили на вооружение трёхтрубные торпедные аппараты, разработанные и внедрённые в производство в течение 1917 года. Заказанная в январе 1918 года дополнительная группа из 54 эсминцев типа W получила в качестве главного калибра 4,7"/45 орудия BL Mk I, до того успешно испытанные на лидерах типа Scott. Из-за окончания Первой мировой войны постройка 38 эсминцев второй серии (т.е. всех, которые находились в крайне низкой степени готовности, а то и вовсе не были ещё заложены) была отменена, и в строй вступили всего 16 кораблей. Вместе с 21 эсминцем первой серии (два корабля, заказанные верфям Yarrows, были отменены в пользу постройки эсминцев типа S) общее количество вступивших в строй кораблей составило 37 штук. Большинство из них дожили до Второй мировой войны, где этим уже порядком устаревшим кораблям пришлось нести тяжесть конвойной и противолодочной службы в Атлантике и у Британских островов.


HMS Wakeful был заложен 17 января, спущен на воду 6 октября и вошёл в строй 16 декабря — всё в течение 1917 года. Сразу после вступления в строй корабль служил в составе Гранд Флита. В ноябре 1918 года эсминец принимал участие в конвоировании немецкого Флота открытого моря в Скапа-Флоу. В декабре того же года HMS Wakeful вместе с пятью систершипами вошёл в состав сил эскадры контр-адмирала Александер-Синклера, которая оперировала на Балтике, поддерживая союзную интервенцию в Советскую Россию. 26–27 декабря корабль принимал участие в пленении советских эсминцев «Спартак» и «Автроил». После балтийского похода HMS Wakeful был переведён в резерв, где находился до 1939 года, а в августе 1939 — был зачислен в 17-ю флотилию эсминцев. HMS Wakeful погиб 28 мая 1940 года, эвакуируя солдат из Дюнкерка — эсминец был уничтожен попаданием двух торпед с немецкого торпедного катера S-30.


Acasta


Все типы эсминцев, строившихся Великобританией во время Первой мировой войны, технологически являлись детищем предвоенной эпохи. Необходимо было обобщить опыт кораблестроения и использования эсминцев, чтобы применить его в новых типах кораблей. С этой целью в 1924 году двум крупнейшим и опытнейшим верфям John I. Thornycroft & Company и Yarrows были выданы заказы на постройку экспериментальных кораблей. По тактико-техническому заданию Адмиралтейства опытные эсминцы должны были превосходить тип «улучшенный W» на два-три узла скорости, иметь лучшую мореходность за счёт большей высоты борта и более просторные помещения при сохранении вооружения оригинала. Оба корабля — Ambuscade (Yarrows) и Amazon (John I. Thornycroft) прошли испытания в 1927 году и были признаны удачными. Для серийного строительства, однако, был выбран проект фирмы John I. Thornycroft, как более дешёвый при превосходящем водоизмещении и с менее капризной энергетической установкой. На базе HMS Amazon был разработан тип А, ставший первым из межвоенных «стандартных» серий британских эсминцев. От прототипа проект отличался четырёхтрубными торпедными аппаратами и более современными орудиями 4,7"/45 (120-мм) QF Mk IX. В 1928 году было заложено 8 кораблей, вступивших в строй в 1930–1931 годах. 4 из них погибли в годы Второй мировой войны. По этому же были построены два корабля для ВМС Канады.


HMS Acasta был построен на верфи компании John Brown & Company в Клайдбэнке. Эсминец вступил в строй в 1930 году. До 1937 года корабль служил в составе 3-й флотилии эсминцев на Средиземном море, после чего был переведён в метрополию. В начале Второй мировой войны HMS Acasta принимал участие в конвойных операциях в районе Ла-Манша и Западных подходов. С апреля 1940 года эсминец действовал в норвежских водах. HMS Acasta героически погиб 8 июня 1940 года, защищая авианосец Glorious от атаки немецких линкоров Scharnhorst и Gneisenau.


Icarus


После серии эсминцев типа А в 1929–1937 годах были построены ещё восемь серий «стандартных» эсминцев, чрезвычайно близких по характеристикам – B, C, D, E, F, G, H, I. При этом каждая серия (кроме типа C) представляла собой полную флотилию из 8 единиц. По отдельным проектам для каждой флотилии строились лидеры – более крупные и, как правило, лучше вооружённые. Наиболее современные из «стандартных» — эсминцы типа I — строились по программе 1935 года. Корабли были заложены в начале 1936 года и вступили в строй в 1937–38 годах. Главным преимуществом серии по сравнению с предшественниками были пятитрубные торпедные аппараты. Все корабли типа I принимали активное участие во Второй мировой войне, шесть из них погибли в ходе боевых действий. По схожему проекту, но с четырёхтрубными торпедными аппаратами, были также построены четыре корабля для ВМС Турции, причём два из них были приобретены британским правительством в ходе строительства. Один их них погиб в ходе боевых действий, второй был передан Турции после войны.


HMS Icarus был построен на верфи John Brown в Клайдбэнке в 1936–1937 годах. В ходе Второй мировой войны эсминец принимал участие в эвакуации Дюнкерка, Норвежской кампании, «Охоте на Bismarck», сопровождении конвоев через Атлантику, на Мальту и в СССР. За это время Icarus записал на свой счёт четыре потопленных подводных лодки. По окончании военных действий изношенный и уже успевший устареть корабль был разобран на металл.


Jervis


К середине 1930-х годов Адмиралтейство оказалось перед фактом, что эсминцы Королевского флота заметно уступают по боевым характеристикам «одноклассникам» из других стран. «Стандартные» британцы и в скорости, и в вооружении уступали японским эсминцам «специального типа» Fubuki, французским контр-миноносцам типа Guépard и итальянским «разведчикам» типа Navigatori. Построенные в ответ эсминцы типа Tribal оказались слишком дорогими. Поэтому в 1936 году был создан проект нового «флотского эсминца», достаточно крупного, чтобы сильное вооружение сочетать с мощной энергетической установкой, обеспечивавшей отличные скоростные характеристики. По компоновке новые корабли заметно отличались от предшественников, имея однотрубный силуэт, две спаренные установки ГК в носу и одну – в корме. При строительстве был применён продольный набор корпуса, что позволило увеличить его жёсткость. В 1936 году заложили первую серию из восьми кораблей (тип J), по программам 1937 и 1939 годов строились ещё две серии (K и N). Впервые в качестве лидеров флотилий использовался «линейный» эсминец (по одному кораблю в каждой серии было оборудовано для приёма штаба командующего). Эсминцы вступали в строй с 1939 по начало 1942 года. Два из них были ещё на стапелях переданы ВМС Нидерландов, один — ВМС Польши. Благодаря отличным боевым характеристикам, эсминцы типов J, K и N очень интенсивно использовались во время войны практически на всех театрах. Из 24 кораблей в ходе военных действий погибли 13.


HMS Jervis был заложен на верфи Hawthorn Leslie в августе 1937 года. В мае 1939 года корабль вступил в строй и был приписан к 7-й флотилии эсминцев, в составе которой и встретил начало войны. В 1940 году эсминец был переведён на Средиземное море в состав 14-й флотилии, базировавшейся на Мальте. 27–29 марта 1941 года HMS Jervis принял участие в сражении у Матапана, в ходе которого эсминец потопил итальянский крейсер Zara (к тому времени уже тяжело повреждённый и оставленный экипажем). В качестве лидера флотилии эсминец участвовал в разгроме конвоя «Тариго», в боях за Крит и сражениях в заливе Сирт. 19 декабря 1941 года HMS Jervis был тяжело повреждён итальянскими подводными диверсантами в гавани Александрии. В 1943 году корабль принимал участие в операциях по поддержке войск на Апеннинском полуострове и в Югославии, а в 1944 — в знаменитой высадке в Нормандии. После войны HMS Jervis был выведен в резерв и позже продан на слом.


Lightning


Эсминцы типов J, K и N получились достаточно удачными, и было принято решение развивать проект, тем более что британские инженеры уже не были скованны договорными ограничениями. Новое техническое задание включало в себя полностью закрытые орудийные установки. По сравнению с предыдущим типом, новые корабли оказались больше почти на 200 тонн. Однако новая артиллерия (4,7" (120-мм) орудия Mk XI в 50 калибров длиной и с углом возвышения 50 градусов) оказалась значительно тяжелее, и для компенсации верхнего веса британцы были вынуждены поставить на корабли четырёхтрубные торпедные аппараты. Две серии кораблей этого типа (L и M) были построены в 1938–1941 и 1939–1942 годах, соответственно. Как и у типов J, K, N, в качестве лидеров флотилий были оснащены «рядовые» эсминцы серии. Четыре первых корабля — Gurkha, Lance, Lively, Legion — из-за сложностей с производством новых орудийных установок вступили в строй с четырьмя спаренными установками 102-мм орудий Mk XVI. В ходе войны было потеряно 9 кораблей этого типа, включая один, входивший в состав ВМС Польши.


HMS Lightning был заложен в ноябре 1938 года на верфи Hawthorn Leslie, в городе Ньюкасл-апон-Тайн, и вступил в строй в мае 1941 года, войдя в состав свежесформированной 19-й флотилии эсминцев Флота Метрополии. Вплоть до начала 1942 года корабль выполнял эскортные функции в Средиземноморье, Атлантике и водах метрополии. Некоторое время он входил в состав знаменитого «Соединения H» вместе с HMS Ark Royal, HMS Valiant и другими прославленными кораблями. В мае 1942 года эсминец принял участие в Мадагаскарской операции, после которой вместе с «Соединением А» (линкор Warspite и два новейших авианосца) какое-то время действовал в Индийском океане. Вернувшись в Средиземноморье, он принимал участие в знаменитой операции «Пьедестал», затем, уже в составе «Соединения Z», прикрывал высадку союзников в Северной Африке. HMS Lightning погиб 12 марта 1943 года: эсминец получил два торпедных попадания с немецких торпедных катеров S-55 и S-158 в ходе операции по перехвату немецкого конвоя.


Jutland


Появление эсминцев типа Battle стало результатом осмысления боевого опыта применения британских эсминцев в первые годы Второй мировой. Этот опыт показал, что противовоздушная и противолодочная оборона стала для эсминца основным родом деятельности. В 1941 году начались работы по проектированию эсминца нового типа, вооружённого универсальной артиллерией главного калибра. Сначала под ней подразумевались установки орудий 5,25" (133 мм), вроде тех, что стояли в качестве универсального калибра на линкорах типа King George V; но они были слишком тяжелы и неповоротливы, и решение было принято в пользу 4,5" (113 мм) орудий. Спаренная установка таких орудий прошла успешные испытания на эсминце Savage. Компоновка нового типа была нестандартной: обе установки главного калибра были расположены в носу корабля, корму занимали установки малокалиберной зенитной артиллерии. Шестнадцать кораблей типа Battle (две флотилии) были заложены в 1942–1943 годах и вступили в строй в 1944–1946 годах. Вторая серия, также в шестнадцать кораблей, получила улучшенные средства управления огнём и усиленное вооружение — «эрликоны» были заменены одноствольными «бофорсами», добавилась одиночная установка 113-мм орудия. Из заложенных в 1943–1945 годах кораблей в строй вступило всего восемь. Третья группа, в восемь эсминцев, и вовсе не была достроена. Корабли типа Battle оставались в составе флота до начала 1970-х годов.


HMS Jutland (изначально получивший название Malplaquet) был построен в 1945–1947 годах. Корабль служил в составе 4-й флотилии эсминцев, потом — в 4-м и 7-м дивизионах эсминцев. В 1953 году HMS Jutland принимал участие в грандиозном флотском смотре по случаю коронации Елизаветы II. В 1961 году корабль был переведён в резерв, а в 1965 — продан на слом.


Daring


Последние, самые крупные и самые совершенные торпедно-артиллерийские эсминцы британского флота, корабли типа Daring, стали развитием типа Battle. Эти эсминцы получили три полноценные спаренные артиллерийские установки 113 мм универсальных орудий и три спаренных 40-мм зенитных автомата Bofors — два типа STAAG и один автоматический Mk V. В 1945 году было заказано 16 кораблей этого типа (при этом два из них было «перезаказано» из эсминцев типа Battle), но заложено в 1945–1949 годах было всего восемь кораблей, которые вступили в строй в 1949–1952 годах. Ещё четыре корабля этого типа строились для Австралии (было закончено три). Два эсминца типа Daring были проданы в 1969 году в Перу, остальные служили в составе британского и австралийского флотов до 1970-х годов.


HMS Daring был заложен в сентябре 1945 года на верфи Swan Hunter и вступил в строй в марте 1952 года, войдя в состав Флота Метрополии. С 1952 по 1960 год эсминец провёл в походах и учениях, принимал участие в спасении жителей острова Кефалония от последствий землетрясения 1953 года. С 1960 по 1963 находился в резерве, с 1963 по 1966 — на переоснащении. В 1966 году возвращён на активную службу, а 1967–1968 годах совершил длительное плавание через Сингапур и Гонконг в Австралию. В декабре 1968 года Daring был вновь переведён в резерв, и в 1971 году — продан на металл.