Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Большевик Леонид Борисович Красин

Историческая обстановка современного классового общества постоянно толкает наиболее сознательную часть к поискам ответов на наболевшие вопросы. Одним из таких вопросов является ведение революционной работы во время реакции среди наемных работников. Поэтому так важно проанализировать прошлый опыт, который во многом не всегда применим ныне ибо история в полном смысле никогда не повторяется.

Большевик Леонид Борисович Красин Политика, Красин, Большевики, История, Длиннопост, Видео

Леонид Борисович Красин (использовал также псевдонимы и клички Никитич, Лошадь, Юхансон, Винтер, 3 (15) июля 1870, Курган — 24 ноября 1926, Лондон) — участник социал-демократического движения в России с 1890, член ЦК РСДРП в 1903—1907, член ЦК ВКП(б) в 1924—1926; советский государственный и партийный деятель. Член ЦИК СССР 1—3 созывов.


Рассказ большевика Красина "Большевики в подполье”, скомпилированный редакцией из нескольких его статей, начинается с описания его детства. С детством Красину сильно повезло по сравнению с его современниками. Средняя школа в Тюмени, которую он закончил с родными братьями, по существу, оказалась хорошо оборудованным политехникумом, в котором находился естественно-исторический музей, физическая и химическая лаборатории, опытные технические заводы — сухой перегонки, мыловарения, механическая мастерская.


Данное учебное заведение процветало под руководством И.Я. Словцова (1844-1907).
Знаменитый сибирский исследователь, ученый, член Стокгольмской Академии наук, педагог. Родился в Тюмени в семье протоиерея, правнучатый племянник П. А. Словцова – тобольского историка, основоположника сибирского краеведения. Образование получил в Тобольской гимназии и на физико-математическом факультете Казанского университета. На протяжении всей жизни активно занимался наукой, проводил геологические, археологические, исторические, почвоведческие, зоологические исследования Западной Сибири. Организовал археологические раскопки на озере Андреевском под Тюменью. Собрал богатую коллекцию сибирских древностей, опубликовал свыше 30-ти статей по региональному краеведению. Его научные труды были известны в Европе, Америке и удостоены медалей Стокгольмской Академии и Русского географического общества. Директор Александровского реального училища (1879-1906), а также музея при училище, положившего начало Тюменскому областному краеведческому музею, в настоящее время носящему его имя. В 1906 г. вышел в отставку и уехал в Петербург, где через год умер.
Одним из любопытных моментов, который без сомнения стал частью воспитания будущего революционера Красина, было поощрение учителями процесса самоорганизации учеников в кружки самообразования (как никогда важное в наше время).


Многие ученики тюменской средней школы, в том числе и герой рассказа, мечтали по окончании данного этапа учебы поступить в Петербургский практический технологический институт. В то время, чтобы попасть в его стены, требовалось пройти огромный конкурс: 800 человек на 116 мест. И в 1887 году это удалось сделать абитуриенту Красину и его брату.
Приводимые автором описания эпизодов студенческой политической жизни показывают сильную сплоченность их мелких коллективов и солидарность всех студентов института в отношении к другим студентам, высокую сознательность, пусть и иногда стихийную. Глядя на студенческую жизнь того времени и их общественную активность, трудно себе представить современного студента или группу таковых, ведущих разумную политическую борьбу "с низов" за общественные объективные интересы.


У студентов технологического института была своя библиотечка запрещенных царской цензурой книг, которыми они пользовались по очереди. Студенты, передавали книги друг другу, конспектировали, делая рефераты и доклады с дальнейшим разбором и обсуждением. Важно отметить их сильнейшую тягу к знаниям, не только узкоспециальным, но и всеобщим.


"Кроме этих студенческих организаций, существовали и так называемые землячества. Это были очень неопределенные соединения молодежи с зачатками таких учреждений, как кассы взаимопомощи, библиотеки, кружки для изучения тех или иных наук. Внутри землячеств шла довольно сильная борьба различных течений. Остатки революционных организаций пытались использовать землячества для революционной пропаганды среди молодежи и для пополнения своих кадров. Наша небольшая группа тюменцев, усвоив почти каким-то чутьем, что ключ всего социального знания в экономике, действительно упорно принялась за изучение политической экономики. Мы выбрали политическую экономию Милля с примечаниями Чернышевского и принялись за неё, можно сказать, с остервенением, вкладывая в это дело лучшие навыки по одолению других наук, вынесенные нами из училища.


Вспоминаю 1888-89 годы, когда наш небольшой кружок в 6-8 человек собирался вечерами, раза 2-3 в неделю для заслушивания очередного реферата той или иной главы «Оснований политической экономии».
Реферат кончался спорами и обсуждением, неясные места книги перечитывались в подлиннике, а в конце собрания кому-либо из членов кружка давался реферат следующей главы. Конечно, знакомство с этой книгой не давало сколько-нибудь систематического знания политической экономии, но оно дало нам здоровую закваску и помогло дальше разбираться в литературе. К концу года в различных петербургских кружках уже ходил слух о каких-то упрямых сибиряках, решивших одолеть политическую экономию.


Эти «дикие люди» возбуждали любопытство, и в 1889 году на студенческих вечеринках нам неоднократно приходилось вступать в словесные бои с другими студентами, отстаивая первостепенное значение экономики. Мы, как провинциалы, разумеется, были несравненно менее образованными и даже просто невежественными по сравнению с некоторыми представителями петербургского университетского студенчества. Помимо более систематического изучения общественных и исторических наук, многие из них знали иностранные языки и читали в подлинниках книги, русские переводы которых либо вовсе не существовали, либо были запрещены тогдашней цензурой; мы же явились из глухой Сибири, где кроме толстых журналов, не было никакой литературы."


Дальнейшее вступление Красина в конспиративный кружок Бруснева, Цивинского положило начало более серьезной общественно-революционной деятельности. Конспиративность членов кружка заключалась в том, что отдельные его участники знали не более 2-3 человек из всей группы, с которыми имели личное взаимодействие по его общей работе и с другими через них. По их предложению Красин начал проводить систематические занятия в одной из квартир рабочих на Обводном канале, где он познакомился с организатором просветительских кружков Федором Афанасьевым, ткачом по профессии, посвятившим жизнь пробуждению сознания рабочих, который затем был убит черносотенцами в событиях революции 1905 года в Иваново-Вознесенске.


Стоит сказать о содержании занятий словами автора:


"Первое собрание нашего кружка было посвящено взаимному ознакомлению и общей цели наших будущих занятий. Согласно принятому правилу, мы исходили из непосредственных интересов рабочих, и потому отправным пунктом моей беседы были краткие очерки тогдашнего положении рабочего класса в России. При этом я пользовался главным образом теми материалами, которые публиковались в отчетах фабричных инспекторов и, особенности, в отчетах наиболее известного из них тогда профессора Янжула — о бедственном и угнетенном положении работах. Естественно, мы приходили к выводам о необходимости борьбы за улучшение экономического положения, за повышение заработной платы, за сокращение рабочего дня. В виде сравнения приводились данные о положении рабочих на Западе. Это последнее рисовалось тогда в довольно розовом свете, и мы, руководители кружков, весьма наивно заблуждались относительно благоденствия европейских «белых рабов»."


Глядя на современную жизнь, можно утвердительно сказать, что современный наемный работник также не понимает качества своей человеческой нищеты и её глубины, не видя ничего человеческого за размером заработной платы, похлебки.


Результаты работы красинского кружка не сразу дают о себе знать.


"До самого конца учебного года, т. е. до весны 1891 г. я не припомню, чтобы в нашем кружке пришлось обсуждать какое-либо активное массовое выступление, в котором мне и моим слушателям приходилось бы принять непосредственное участие. Агитационные моменты нашей работы таким образом не получали еще тогда непосредственного практического применения. Это были семена, давшие всходы впоследствии, в половине 90-х и начале 900-х годов.
Центром тяжести всей нашей работы того времени была, несомненно, пропаганда, так как организационная связь отдельных, существовавших тогда в Петербурге кружков была также еще очень слаба. Первые зародыши совместных выступлений надо отнести к маевке 1591 года и участию наших кружков в похоронах известного передового писателя и публициста Н. В. Шелгунова. Зато пропаганда была поставлена с такой основательностью, которой, вероятно, уже не наблюдалось в последующие годы. Мы рассуждали таким образом: чтобы сделать рабочего вполне восприимчивым к идеям социализма, чтобы подготовить действительных вождей рабочего класса, необходимо прежде всего познакомить их с основами естествознания, а затем уже перейти к изучению общественных наук."


Похороны Шелгунова превратились в студенческую демонстрацию, за которую из Петербурга высылают ее участников, в том числе и Красина. Жизнь ссыльного Красина оказалась не такой плохой, за исключением некоторых социальных ограничений.В один прекрасный момент после поимки Бруснева у него проводят обыск, и находят косвенные подтверждения, которые стали основанием для заключения его в Таганскую тюрьму. Там он коротает время, занимаясь самообразованием, абсолютно не сожалея о своей участи.
В 1900 году Красин по приглашению Роберта Классона (один из создателей ГОЭЛРО) перебирается на работу в Баку. На предприятии "Электросила" тогда сконцентрировались много местных сознательных революционеров, работавших на разных специальностях. Красин в дальнейшем отмечает главный пункт работы уже создавшейся, но еще не совсем расколовшейся партии российских социал-демократов.


"Наша задача здесь состоит в том, чтобы указать на другую область партийной работы, ставшую благодаря этому съезду не менее важным фактором в деле строительства и дальнейшего развития партии. Мы имеем в виду значение II съезда в деле создания на практике централизованного технического аппарата, установления службы связи, организации партийных финансов, организации техники типографской и техники транспорта (переправка людей из-за границы и обратно, перевозка и распространение литературы). С появлением центра, созданного заграничным съездом, и с кооптацией этим центром ряда партийных работников, действовавших в самой России, создалась впервые постоянная связь между Женевой и теми главнейшими промышленными центрами России, в которых велась практическая социал-демократическая работа. При существовании партии в подполье нельзя было пользоваться легальными методами сношений. Приходилось устанавливать сложную систему адресов, явок, паролей, организовать в российских центрах явочные пункты. Партия после II съезда впервые поставила себе задачу — систематизировать все методы связи, и в короткое время возник специальный аппарат по осуществлению этой связи, с применением иногда довольно совершенных по тем временам технических приемов."

В дальнейшем книга повествует о специфике типографских работников и трате большей части членских взносов на нужды партийной работы непосредственно на местах, а также проблемах с царскими чиновниками и переездом заграницу.

Из Большой советской экнциклопедии (1 издание) о Леониде Красине:


“После II Съезда, когда во главе с Лениным большевики вели борьбу против меньшевиков, которые саботировали решения Съезда и стремились захватить в свои руки центральные органы партии, находившийся за границей Красин занял в отношении меньшевиков примиренческую позицию. При его согласии в ЦК партии были кооптированы представители меньшевиков; бакинская центральная типография по указаниям Красина обслуживала меньшевистскую “Искру”. Капитуляция Красина и других примиренцев, членов ЦК, перед меньшевиками вызвала бурю негодования местных с.-д. комитетов, шедших в большинстве за Лениным. Под давлением местных партийных организаций, которые выразили недоверие примиренческому ЦК и требовали немедленного созыва нового партийного съезда. Красин, в обстановке нарастающего революционного движения, порвал связи с меньшевиками и от имени ЦК подписал соглашение с созданным Лениным и Сталиным “Бюро комитетов большинства” для совместной подготовки III Съезда партии. Активно участвуя в подготовке III Съезда, Красин лично объезжал с этой целью местные партийные организации. На III Большевистском съезде Красин делал отчетный доклад ЦК, в котором осудил свои примиренческие ошибки. На III Съезде партии Красин был избран членом ЦК.


В годы реакции Красин. некоторое время примыкал к богдановской группе «Вперед», выступил в защиту Богданова после расширенного совещания редакции «Пролетарий». Позже Красин отошёл от политической деятельности, работая как инженер. Во время Великой Октябрьской социалистической революции Красин сразу же отдал себя в распоряжение большевистской партии. Свои незаурядные способности хозяйственника, талантливого инженера особенно развернул после победы пролетариата. В 1918 Красин — председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной армии, затем — член Президиума ВСНХ и нарком путей сообщения (1919). Вскоре Красин, по предложению В. И. Ленина, переходит на дипломатическую работу. Еще в 1918 он принимал активное участие в брест-литовских переговорах и был одним из авторов т. н. Августовского дополнительного соглашения с Германией, заключенного в Берлине. Вместе с М. М. Литвиновым Красин много сделал в деле прорыва экономической и политической блокады Советской России со стороны империалистических стран. В марте Красин подписывает англо-советский договор, работает полпредом Страны Советов в Англии, участвует в Генуэзской и Гаагской конференциях, а затем назначается наркомом внешней торговли. На XII съезде партии Красин выступил с рядом правооппортунистических предложений в области внешней и внутренней политики и возражал против предложенной Лениным реорганизации ЦКК. Оставаясь наркомом, Красин. одновременно назначается в конце марта полномочным представителем СССР во Франции (Париж). В 1920 Красин снова едет полпредом в Англию. Умер Красин в Лондоне в 1920 на посту полпреда Советского государства. — Красин принадлежит большая заслуга в деле укрепления важнейшей командной высоты пролетарской диктатуры— монополии внешней торговли. На XIII и XIV Съездах партии Красин избирается членом ЦК ВКП(б).”

Далее информация из Википедии, как дополнение к портрету Л.Б. Красина:
В 1917 году был разочарован политической слабостью Временного правительства, но отрицательно относился и к деятельности свергших его большевиков. Был сторонником соглашения различных социалистических сил, но быстро разочаровался в возможности этого. В ноябре 1917 года писал жене, жившей с дочерьми за границей, о том, что

"все видные б[ольшеви]ки (Каменев, Зиновьев, Рыков (Алексей-заика) etc.) уже откололись от Ленина и Троцкого, но эти двое продолжают куролесить, и я очень боюсь, не избежать нам полосы всеобщего и полного паралича всей жизни Питера, анархии и погромов. Соглашения никакого не получается, и виноваты в этом все: каждый упрямо, как осёл, стоИт на своей позиции, как б[ольшеви]ки, так и тупицы с[оциалисты]-р[еволюционе]ры и талмудисты меньшевики. Вся эта революционная интеллигенция, кажется, безнадёжно сгнила в своих эмигрантских спорах и безнадёжна в своём сектантстве."

Поступил на работу в немецкую фирму «Сименс и Шуккерт» в Берлине, быстро продемонстрировал инженерные и управленческие способности. Из высокооплачиваемого инженера в 1911 году был назначен заместителем директора берлинского филиала, в 1912 — директором московского филиала фирмы (в связи с чем получил разрешение вернуться в Россию), а в 1913 — её генеральным представителем в России, переехав в связи с этим в Петербург. После начала Первой мировой войны продолжал управлять предприятиями фирмы в России, которые были поставлены под государственный контроль. Одновременно был управляющим порохового завода Барановского.
Однако уже в декабре 1917, после некоторого укрепления власти большевиков, Красин принял предложение Ленина и Троцкого войти в состав делегации на переговорах с немцами в Брест-Литовске, завершившихся Брестским миром. Вскоре восстановил своё членство в большевистской партии. В 1918 был председателем Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной армии, одновременно являясь членом президиума ВСНХ, членом Совета Обороны. В ноябре 1918 — июне 1920 — народный комиссар (нарком) торговли и промышленности. В марте 1919 — декабре 1920 — нарком путей сообщения.
По воспоминаниям бывшего сотрудника советского государственного аппарата Семёна Либермана.

Вывод:
Нужно перенимать практический опыт у разных большевиков, с разной идеологической окраской биографии. Красин, несмотря на его идеологические отклонения и шатания, вел практическую и революционную деятельность как в свое время Плеханов, как какое -то время Каутский. Современным революционерам следует извлекать опыт создания и ведения кружков по просвещению широких масс не только в области марксистской политэкономии, но и общеобразовательные (естественнонаучных). Не повредит, ввиду все более осложняющейся обстановки, опыт конспирации, ведение социально-организаторской работы и подбор кадров для этой работы.

Буквальным образом опыт Красина сегодня неприменим, но для того и нужна голова, и материалистическая диалектика, чтобы отбирать нужное.

Автор: Лаврентий И.ИСТОЧНИКИ

Читайте и смотрите также:
Максим Горький о Леониде Красине
https://www.youtube.com/watch?v=lhXxhJ6anLw