Большая Работа: Основы. Гипотеза о Фундаментальном Недостатке (ГФН)

Дисклеймер-предисловие

Данная гипотеза основана на интроспекции и паре статей в Википедии. Автор не имеет психологического образования. В силу этого автор не считает написанное здесь истиной в высшей инстанции (хоть и написано оно в утвердительном ключе), в научности гипотезы сомневается и заранее извиняется за, вероятно, десяток открытых Америк.

Моя гипотеза развивалась в значительной степени отдельно от всех школ и теорий психологии. По крайней мере все что у меня было изначально-это огромное желание понять «какого хрена происходит в моей голове», я, интернет и вездесущий термин «подсознание»... и с тех пор ничего не изменилось, разве что появился знакомый, у которого песни «Арии» ассоциируются с игрой в «Perfect World» (и это единственное подобие эксперимента, который я смог провести).

Сразу хочу предупредить, что на эту гипотезу, во многом, повлиял мой взгляд на человеческие мозг и психику как на «железо» и «программный уровень» компьютера, поэтому здесь то и дело будут мелькать термины айтишников. Ну-с, довольно предисловий.

В этой гипотезе я попытаюсь установить хотя бы примерную архитектуру человеческой психики.

Пояснение за термины

Термин «Память» используется в программно-айтишном смысле («хранилище информации»).

Термин «Виртуальная Реальность(ВР)» в контексте ВР1 означает «Среда, в которой симулируется реальность и/или похожие на неё структуры», а в контексте ВР2 «управляемая среда симуляций»

Термин «Архитектура» означает «Устройство «программной» части человеческой психики»

Термин «Обучение» используется в значении, которое ему дает Теория искусственного интеллекта («процесс, при котором адаптивная система, совершенствует свои параметры под действием внешнего окружения.»)

Термин «Измененные Состояния Психики»(ИСП) заменяет термин «Измененные Состояния Сознания»(ИСС) и используется в значении «системные изменения (относительно нормального состояния психики) связи содержания переживаний с реальным миром, восприятия и обработки информации из реального мира»

Термин «Аффект» используется в смысле, которое ему придает уголовное право (по крайней мере в РФ) «особое эмоциональное состояние человека, представляющее собой чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение, вспышку таких эмоций, как страх, гнев, ярость, отчаяние, бурно протекающая и характеризующееся внезапностью возникновения, кратковременностью протекания, значительным характером изменений сознания, нарушением волевого контроля над действиями.»

Термин «Рабочая мощность» означает способность мозга поддерживать составляющие психики в рабочем состоянии.


Интеллект, Знания, Опыт и Воля

Обычно человек, который много знает, считается умным. Это справедливое суждение… если большинство его знаний произвел он сам. Исключительно для удобства и большего соответствия реальности, понятия Интеллекта, уровня Знаний, Опыта и Воли разделены в моей гипотезе.

Интеллект есть способность человека познавать мир, основываясь на информации из него, опыте и уже имеющихся знаниях, способность к обучению и решению различных задач. При этом интеллект бывает разным, по скольку задачи различаются (например, т.н. «Социальный Интеллект» определяющий успешность взаимодействий человека с обществом) и разные типы интеллекта у разных людей развиваются с разной скоростью и успешностью (например один человек успешно манипулирует окружающими, другой более успешен при решении математических задач, в то время как третий, относительно первых двух в этих областях не преуспел).

Знание есть информация из и об окружающем мире, которая была накоплена и синтезирована Интеллектом. Например знанием является как увиденная с утра на столе кружка(«я знаю, что с утра эта кружка была на столе»), так и Закон Ома («сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на его концах (разности потенциалов) и обратно пропорциональна сопротивлению этого проводника», что было получено путем эксперимента и синтезом полученной в ходе этого эксперимента информацией). Знание так же может быть ложным относительно реальности (например «знание» о том, что истерия вызвана движением матки по телу женщины). Знание может передаваться между разными существами (при условии возможности достаточной для этого коммуникации между ними).

Опыт есть опыт применения знаний на практике. Чем больше опыта, тем лучше и быстрее применяются знания.

Воля есть способность Сознания контролировать психику и тело, а также сопротивляться давлению остальных частей психики. Чем выше Воля, тем больше процессов подвластно Сознанию и тем дольше оно может сопротивляться давлению остальных частей психики.


При этом эти составляющие развиваются отдельно. Человек может быть умным, но ничего не знать об окружающем мире и быть неспособным преодолеть свои страхи, начитанным, но глупым и «лезущим в карман» за нужным в определенной ситуации знанием, иметь ученую степень, но быть легко внушаемым и т.д.


Общее описание архитектуры

Большая Работа: Основы. Гипотеза о Фундаментальном Недостатке (ГФН) Психология, Длиннопост, Текст, Гфн, Фундаментальный Недостаток

Наглядная схема архитектуры, предлагаемой ГФН

Органы чувств используются нашим организмом для сбора информации. Она идет сразу к нескольким составляющим нашей психики: Межсознание, Надсознание, ЯУГ и в Виртуальную реальность 1(ВР1). Из ВР1 она подхватывается Подсознанием и Сознанием, проходя через них в долговременную память и впоследствии используется в Виртуальной Реальности 2(ВР2).

Сознание и Подсознание управляют ВР2, используя её для абстрактного мышления (Подсознание, вероятно, просто рандомно мешает информацию в своей части, в то время как Сознание использует логические алгоритмы). Также они оба имеют доступ к долговременной памяти. При этом если что-то из памяти используется одним компонентом психики, то оно не может быть использовано другим до тех пор, пока не освободится (отчасти, поэтому мы можем что-то забыть, а потом вспомнить).

Управление телом осуществляется через Межсознание (управляющее двигательной деятельностью организма) и ЯУГ (управляющее синтезом и выбросом гормонов). Межсознание подчинено (в порядке возрастания власти) Сознанию, Подсознанию и Надсознанию. ЯУГ самостоятельно, но представляет из себя лишь кучу относительно примитивных паттернов (аля «ударили->прыснуть адреналина в кровь» или «адреналин заканчивается->запустить синтез адреналина»). При этом Надсознание может отрубить Сознание и, возможно, Подсознание от управления телом и органов чувств/ВР1, если посчитает нужным (так называемое «Состояние аффекта»).

Межсознание управляет телом напрямую. Содержит в себе алгоритмы движения мышц (включая те, которые являются результатами обучения) и безусловные (врожденные) рефлексы.

ЯУГ управляет синтезом и выбросом гормонов. Представляет из себя набор примитивных паттернов.

Надсознание является хранилищем инстинктов и средой их работы. Способно «отключать» Сознание и Подсознание от управления организмом и восприятия поступающей информации. Инстинкты делятся на три группы: Гедонисткие (нацеленные на получение удовольствия и уменьшение неудовольствия), Сурвайвалисткие[от англ. Survive-выжить] (нацеленные на обеспечение выживания организма), Репродуктивные (Нацеленные на зачатие, вынашивание, рождение, воспитание и заботу о потомстве).

ВР1 является оперативным хранилищем данных о реальности. Создает ощущение реальности, помогает ориентироваться в пространстве.

ВР2 является средой для абстрактного мышления и оперативным хранилищем результатов абстрактного мышления.

Сознание-это мы с вами. Вся осознанная деятельность и обучение происходят здесь. Здесь же находятся алгоритмы логического мышления («Логическое Ядро»), адаптации и абстрактного мышления.

Подсознание хранит в себе и использует вытесненные из Сознания алгоритмы (привычки, результаты обучения, которые слишком сложны для Межсознания и по каким-либо причинам не могут задержатся в Сознании). Ответственно за феномен интуиции. Помимо этого также способно взаимодействовать с ВР2, а в случае некоторых патологий и/или Измененных Состояний Психики с ВР1 (приводя к галлюцинациям, снам, бэд-трипам, психопатологическим переживаниями (они же «флэшбэки») и тому подобному).


Долговременная память используется и Сознанием и Подсознанием. К определенной единице памяти (например, слову или его значению) одновременно может иметь доступ и использовать его только одна из составляющих. При этом, если информация не проходила через Сознание, она не может быть получена Сознанием из памяти напрямую (только через ВР2).


Память

Для ЯУГ, Меж- и Надсознания оперативной памятью являются они сами.

Роль оперативной памяти для Сознания и Подсознания играют ВР1 и ВР2. ВР1 создает ощущение реальности для Сознания и Подсознания и позволяет отделять свои мысли и воображаемые образы от информации поступающей из реальности вокруг нас, а ВР2 используется для абстрактного мышления.

Механизм работы долговременной памяти можно объяснить двумя гипотезами: Гипотезой НЖМД-подобной памяти и Гипотезой архивов.

Гипотеза НЖМД-подобной памяти.

НЖМД-это накопитель на жестких магнитных дисках, более известный как жесткий диск или винчестер. В программном и физическом смыслах он разделен на множество секторов определенного объема, которые находятся на концентрических дорожках. В них записывается информация. Для подавляющего большинства файлов сектора слишком малы, поэтому файл разбивается и записывается в нескольких секторах, один из которых является списком секторов, в которых хранятся куски файла.

Согласно гипотезе НЖМД-подобной памяти воспоминания записаны примерно так же, только вместо сектора-списка ассоциация (например один мой знакомый при прослушивании песни группы «Ария» может вспомнить как он играл в «Perfect World» под эти песни, а у меня запах свежего воздуха из окна «триггерит» воспоминания из дошкольного и начальношкольного периодов, связанные, в основном, либо с прогулками по улице либо с невнятным ощущением ностальгии по тем временам).

Гипотеза архивов.

Согласно гипотезе архивов воспоминания представляют из себя самораспаковывающиеся архивы, триггером для распаковки которых служит какая-либо ассоциация (см. пример выше). При этом архив не долго остается в распакованном состоянии, почти сразу как к его содержимому перестают обращаться, он запаковывается и для последующего использования его необходимо распаковать вновь. Несколько архивов могут быть объединены (не всегда полностью) в один, путем их распаковки по отдельности, последующего сопоставления (по принципу «ага, эти воспоминания связаны, а вот эти содержат нужные мне детали!») и запаковки. Несовершенством алгоритмов сжатия и/или распаковки можно объяснить ненадежность воспоминаний (забывание деталей предметов и событий, например).

Триггерной системой «активации» воспоминаний можно объяснить, иногда существующую, сложность поиска нужного воспоминания, даже если оно не используется Подсознанием (триггер может быть сложно вызвать сразу, иногда для этого нужна цепочка воспоминаний, в одном из которых содержится что-то что активирует триггер нужного воспоминания).

Эдейтизм.

Науке людской известен феномен Эдейтизма, люду простому более известный как «Фотографическая память». Заключается он в невероятно хорошей памяти на образы предметов. С точки зрения НЖМД гипотезы он может быть объяснен более подробной записью образов. С точки зрения гипотезы архивов-лучшими алгоритмами сжатия и/или распаковки.


Принятие решений

Очень часто жизнь описывают как дорогу или путь. Выборы сравнивают с развилками или перекрестками, сложности в жизни-с горами или пересеченной местностью.

С моей же точки зрения здесь гораздо лучше подойдет сеть комнат, из которых ведут двери в короткие туннели, стены которых имеют окна. Комнаты имеют средства связи друг с другом, однако вам нужно знать номер человека, что бы «позвонить» ему. И это единственный способ связи с теми, кто только начал свой путь, ибо дверь за вашей спиной закрывается навсегда и открыть её вы не сможете. Дверей всегда больше одной, но к открытию каждой нужен свой подход. Какие-то легко открываются, стоит вам толкнуть их, в то время как для открытия других нужны отмычки, решение головоломок, жертвы и т.п. При всем при этом, вы далеко не всегда знаете, что ждет вас за следующей дверью, ибо не все из них имеют окна, а за какими-то из них у вас нет знакомых, которые бы поделились с вами информацией о том, что же там, за дверью. Если вы долго находитесь в комнате, то решение могут принять за вас и попросту толкнуть в одну из дверей, ибо вы не один в комнатах, помимо вас там могут быть другие существа, а условия не всегда благоприятны. Где-то у вас будет много времени на решение, а где-то придется думать ОЧЕНЬ быстро.

Иными словами, жизнь отдельно взятого человека есть череда выборов и при принятии решений мы руководствуемся приемлемостью способа «открытия двери» и информацией о том, что за ней. То есть у нас всегда есть выход, но не всегда есть полностью(или вообще) приемлемый. При этом мы в любом случае сделаем выбор, либо это сделают за нас.


А вы точно Sapiens?

Как часто вам приходится «заставлять» себя что-либо сделать? Можете ли вы остановить собственное сердцебиение? Может, ваша рука продержится на раскаленной конфорке дольше пары секунд?

На первый вопрос ответ у разных людей разнится. На последующие два он один для всех: нет. Если в случае с сердцем это обосновано физиологией (водитель ритма не управляется мозгом), то во втором случае виноваты рефлексы.

Сознание не контролирует организм и психику полностью. Иллюзия контроля существует лишь по причине того, что Надсознание с его инстинктами, рефлексы Межсознания и гормоны вмешиваются в работу организма и психики при строго определенных условиях (рука в огне, угроза жизни, пришло время перестраивать организм, событие, которое должно быть неприятным/приятным и т.п.), а алгоритмы Подсознания не проявляют себя не очень явно и сильно. И когда они вмешиваются-Сознанию остается лишь сопротивляться, на что расходуется ресурс известный многим как «сила воли». При этом само Сознание в работу Надсознания и ЯУГ вмешиваться не может, не властно над рефлексами и напрямую не может менять алгоритмы, которые уже осели в Подсознании. Это приводит к огромному количеству когнитивных искажений (как например Фундаментальная ошибка атрибуции или Эгоцентрическое искажение).

Впрочем когнитивные искажения возникают не только из-за «осадного положения» Сознания. Некоторые из них вызваны недостаточной рабочей мощностью мозга (когнитивные искажения, связанные с «перегрузкой» мозга информацией), невозможностью памяти записывать все с абсолютной точностью, ошибками записи/чтения памяти, или «ограничениями доступа» Сознания к информации, которая не прошла через него (например, криптомнезия, ложная память или эффект генерации).


Заключение

Итак. Что можно сказать в заключение?

Фундаментальный Недостаток (с точки зрения О4С) психики человека, есть власть инстинктов и гормонов, вместо власти Сознания а также недостаток «вычислительной мощности» мозга, что ведет к появлению огромного количества когнитивных искажений, снижению рациональности поведения и ограничению возможностей разума.