Бодрийяр и «Матрица» (1999): когда философский трактат становится голливудским реквизитом
«Добро пожаловать в пустыню реального», — говорил Морфеус.
«Это не совсем то, что я имел в виду», — вероятно, подумал Жан Бодрийяр.
Самое знаменитое появление его книги «Симулякры и симуляция» — конечно же, не на кафедрах философии, а в кинокартине Матрица (1999). Той самой, где небо из цифр, реальность под вопросом, а черные кожаные плащи торжествуют над здравым смыслом.
В начале фильма Томас Андерсон, известный также как Нео, прячет свои «диски» в вырезанную книгу, и камера как бы невзначай задерживается на заголовке. Но не обольщайтесь — перед нами не подлинник философского трактата, а бутафория. И это, конечно, идеально по Бодрийяру: книга, как и сама Матрица, притворяется чем-то большим, чем является. Ведь настоящее издание — тоненькое, примерно 200 страниц, — и не предназначено для того, чтобы в нем можно было что-то прятать.
Любопытно, что сам Бодрийяр к фильму отнесся, скажем так, прохладно. Его приглашали сняться в роли Архитектора — да-да, того седого господина с пыльным лексиконом, но философ отказался. По его мнению, режиссеры не уловили сути его идей — Бодрийяр позже отозвался о фильме с вежливой холодностью: мол, «Матрица» — это то, чего он всегда хотел избежать. «Они превратили мою концепцию в эффектную фантазию» — мог бы сказать он.
Но, признаем: без «Матрицы» студенческие кухни лишились бы десятков псевдоинтеллектуальных споров. Бодрийяровский термин «симулякр» обрел поп-культурное бессмертие — пусть и в форме, которую сам автор счел бы гиперреалистичной пародией. В этом есть что-то прекрасно абсурдное: книга, объясняющая, как знаки теряют связь с реальностью, сама стала знаком, оторванным от своего содержания.
P. S. Текст подготовлен на основе моей вводной лекции про Жана Бодрийяра для книжного клуба по искусству. О желании вступить в клуб, а также задать вопрос — пишите мне в телеграм!
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

