Билл Флетчер-младший о "чёрном марксизме"
Франц Фанон, Уолтер Родни, Хьюи Ньютон, Бобби Сил, Анджела Дэвис, Тома Санкара (прозванный "африканским Че Геварой") – это лишь некоторые из ключевых фигур, имена которых вспоминаются при словах "чёрный марксизм".
Билл Флетчер-младший является научным сотрудником института политических исследований, членом редакционного совета журнала Black Commentator, автором книг и публицистических статей; в прошлом он был рабочим (сварщиком на верфи), участником рабочего движения, профсоюзным деятелем. В этом небольшом видео Билл рассказывает о вкладе темнокожих людей в марксизм и о том, почему его раздражают некоторые из активистов-афроамериканцев, считающие, что марксизм – это "теория белых".
Текстовая расшифровка:
(эпиграф) "Труд белых не может освободиться там, где труд чёрных носит на себе позорное клеймо". Карл Маркс.
"Один из моментов, всегда привлекавших меня к Марксу и марксизму – это мысль из «Капитала» о том, что труд белых не может освободиться там, где труд чёрных носит на себе позорное клеймо.
Карл Маркс демонстрировал очень глубокое понимание истории Соединённых Штатов; но занятая им позиция – это как раз то, чего левые в США всё ещё не понимают в достаточной степени. У белых рабочих нет возможности освободиться, или, другими словами, у рабочего класса в целом нет возможности освободиться, не развив понимание проблемы расовой дискриминации и её решения.
Термин «чёрный марксизм» может пониматься по-разному; можно вспомнить знаменитую одноимённую книгу Седрика Робинсона, можно понимать под этим термином вклад темнокожих людей в марксизм.
Не было никакого абстрактного «чистого» капитализма, к которому со временем добавлялись бы другие особенности; капитализм с самого начала носил колониальный и глобальный характер. Не было бы развития капитализма без колонизации Западного полушария и работорговли. И этот факт вынуждает нас отказаться от того мнения, согласно которому расовые проблемы и африканский опыт можно анализировать отдельно от происходящего на планете, от происходящего с другими угнетёнными людьми.
Термин «чёрный марксизм» выражает также то, что на развитие марксизма большое влияние оказали Африка, Латинская Америка и Азия, особенно в отношении расового вопроса и так называемого национального или колониального вопроса.
Меня всегда раздражало, когда кто-то из движения за освобождение темнокожих говорил мне, что марксизм – это, дескать, теория белого человека. Это довольно абсурдная позиция. Заявлять подобное при том, что темнокожие люди тоже внесли свой вклад в марксизм – это просто фантастика какая-то.
Я рассматриваю марксизм как теорию эмансипации (теорию освобождения), как основу для анализа истории и общества и как метод мышления.
Одной из проблем, с которой мы столкнулись, стал рост популярности постмодернизма, который, полагаю, является для левых своеобразной раковой опухолью.
Некоторые люди изначально занимались критикой абсолютного экономического детерминизма, что в известном отношении вполне уместно, но затем эти люди ушли от марксизма в направлении постмодернизма, начав практически романтизировать своё поражение.
Я же считаю, что теория должна быть революционизирована.
Задача старшего поколения теоретиков и активистов – способствовать пониманию людьми единства теории и практики. Это то, что мы обязаны сделать.
В течение многих лет происходило обесценивание идеи создания организации, идеи самоорганизации. Похоже, некоторым людям достаточно самоутвердиться за счёт активизма, в то время как в действительности нам необходимо создавать организации, которые будут способны преобразовать общество. Но я убеждён, что со временем молодёжь всё лучше и лучше будет понимать, что именно нужно делать.
Многие из нас рассматривали марксизм, марксизм-ленинизм, маоизм и так далее как готовый план действий и в результате совершили серьёзные ошибки. В некоторых случаях эти ошибки стоили неоправданно большого количества человеческих жизней. Лучшими в своём анализе оказались те, кто понял, что никаких чертежей не было. Есть один только метод.
Становление истины всегда происходит среди меньшинства. Это вовсе не означает, что меньшинство всегда право; но истина начинается с меньшинства, первыми её обычно открывают те, кто ставит под сомнение нечто, считающееся частью установленного порядка.
И это относится как к марксизму, так и к другим вещам: мы должны понимать, что в области теории тоже нужно совершать революции.
Теории развиваются; сначала вы должны их критически воспринять, а затем решить, в полной ли мере они соответствуют текущей реальности.
Это один из самых важных уроков, которые я стремлюсь передать молодёжи, потому что считаю, что марксизм можно развить, но не победить".