Безрогий дьявол. Неконтактные мины Кригсмарине

Для победы в войне недостаточно только лишь иметь армию. Нужны линии коммуникаций и качественное снабжение. И роль морских путей только возрастала с течением времени. Как следствие, появилась необходимость в средствах, которые затрудняли бы коммуникацию и серьёзно осложняли снабжение противника. Появление морских мин стало поистине революционным решением. Простые, дешёвые и невероятно эффективные. Это было оружие, которое по сути «находило» и уничтожало цель самостоятельно.


Однако уже во время Первой мировой войны были отработаны методы, позволяющие эффективно бороться с минными заграждениями. Кроме того, технический прогресс не стоял на месте — армии мира оснащались новыми видами вооружения, продолжали развиваться доктрины ведения войны. И всё же морские мины не оказались на свалке истории, как это произошло с броненосцами или дирижаблями. Как раз наоборот, благодаря прогрессу они получили новое, более ужасающее воплощение.


Простота мины была ключом к её обезвреживанию. Корпус мины с зарядом взрывчатки внутри крепился при помощи троса-минрепа к якорю, удерживавшему мину на установленной глубине. Именно минреп и был слабым звеном в этой цепи. В процессе обезвреживания его перерезали при помощи трала, тянущегося от корабля-тральщика.

Безрогий дьявол. Неконтактные мины Кригсмарине Звук, Лодка, Прогресс, Развитие, История, Корабль, Длиннопост

Внешний вид и устройство якорной гальвано-ударной мины


Вывод очевиден: нужно исключить из конструкции минреп, и тогда обезвреживание существенно осложнится. Но как тогда удержать мину под водой, при этом не уменьшая её боевых возможностей? Кроме того, для уничтожения цели требовался непосредственный контакт «рогов» с поверхностью её корпуса. Это также приводило к снижению эффективности минирования, так как успех применения того или иного заграждения зависел от размеров корпуса и осадки судна, проходившего над миной. То есть, помимо минрепа необходимо было избавиться от «рогов». Понадобилось разработать и внедрить новый способ инициации подрыва заряда, которому не требовался бы непосредственный контакт с корпусом цели. В решении этого вопроса дальше всех продвинулись немцы.


Ещё в 1917 на вооружение Кайзерлихмарине была принята Torpedokalibermine — «ТЕКА-Мина», разработанная специально для минирования через торпедные аппараты подводных лодок.

Безрогий дьявол. Неконтактные мины Кригсмарине Звук, Лодка, Прогресс, Развитие, История, Корабль, Длиннопост

«ТЕКА-Мина»


Мина показала себя довольно удачно, поэтому развитие концепции «торпедомин» продолжили. Первые шаги к созданию принципиально новой для Германии мины были предприняты ещё в 1923 году, но они не увенчались успехом. Лишь к 1925 году немцам удалось разработать и успешно испытать свой собственный взрыватель Ballon-Inklinometer — инклинометр для воздушного шара (или E-BIK). Однако первые образцы всё ещё не были удовлетворительными в плане надёжности. Результатом многолетней работы стало принятие в 1931 году на вооружение двух новых мин — TMA (Torpedomine Anker) и TMB (Torpedomine Boden).


Внешне они практически не отличались от «ТЕКИ», разве что «рога» из них не торчали. Но в этом и заключался один из секретов — гальвано-ударный взрыватель был заменён на магнитный, который реагировал на изменение магнитного поля Земли. Второй же секрет был в том, как именно TMB «поджидала» врага — у неё не было минрепа. Вместо того чтобы «висеть» на заданной глубине, мина залегала на морское дно, что делало её неуязвимой для традиционных тралов.

Безрогий дьявол. Неконтактные мины Кригсмарине Звук, Лодка, Прогресс, Развитие, История, Корабль, Длиннопост

Мина TMB


TMB несла в себе заряд взрывчатки весом порядка 550 килограмм, а её габариты позволяли уместить в один торпедный аппарат сразу три мины. Главным же недостатком была глубина установки — всего лишь до 30 метров, что позволяло минировать только прибрежные районы и мелководье. Частично эту проблему решили с внедрением модификации TMC, максимальная глубина установки которой равнялась 35 метрам. Для сравнения, якорная TMA могла устанавливаться на глубины до 270 метров.


Продолжая тему подводного минирования, нельзя обойти стороной специальные минные заградители, опыт применения которых был приобретён ещё в годы Первой мировой войны. В процессе развития этой концепции в Германии были созданы подводные лодки серий VIID и XB. Их главным отличием от прочих подлодок Кригсмарине были конструктивно предусмотренные вертикальные минные шахты, внешне похожие на ракетные шахты современных субмарин.

Безрогий дьявол. Неконтактные мины Кригсмарине Звук, Лодка, Прогресс, Развитие, История, Корабль, Длиннопост

Подводная лодка U 216 серии VIID. Позади ограждения рубки отчётливо видны минные шахты


Наличие вертикальных шахт было обусловлено необходимостью транспортировки и установки якорных магнитных мин SMA, постановка которых через торпедные аппараты была невозможна. В общей сложности лодки серии VIID могли взять на борт от 41 до 54 мин — 15 SMA в пяти шахтах, 26 TMA, либо же вместо них 39 TMB.

Безрогий дьявол. Неконтактные мины Кригсмарине Звук, Лодка, Прогресс, Развитие, История, Корабль, Длиннопост

Схема расположения шахт и компоновки внутри них мин


Хоть эта концепция и не показала выдающихся успехов, она получила развитие в подлодках серии XB. Количество шахт возросло с пяти до тридцати, что позволило брать на борт уже 66 мин SMA.


Ещё одним козырем подводных лодок стали мины-торпеды MTA. В отличие от «торпедомин» TMA, TMB и TMC, MTA представляла собой полноценную торпеду. Целью разработки было создание мины, способной самостоятельно дойти туда, куда не сможет незаметно пройти минный заградитель. MTA, подобно обычной торпеде, выстреливалась через торпедный аппарат, а далее своим ходом направлялась в назначенный район минирования.


Мина могла развивать скорость до 18 узлов, максимальная дальность хода составляла порядка 7 километров, а максимальная глубина постановки 20 метров. Как только MTA проходила заданную дистанцию, электромотор выключался и мина ложилась на дно. Если описать концепцию максимально просто, то MTA представляла собой самоходную версию TMB.

Безрогий дьявол. Неконтактные мины Кригсмарине Звук, Лодка, Прогресс, Развитие, История, Корабль, Длиннопост

Внешний вид подлодки серии XB


Однако кроме возможности добраться туда, где нельзя просто поставить обычные мины, у MTA была ещё одна особенность: помимо магнитного взрывателя в неё можно было установить акустические датчики.


Вместе с развитием мин развивались и способы их обнаружения и уничтожения. Уже к 1940 году были опробованы и активно применялись методы траления мин с магнитными взрывателями. Перед немецкими конструкторами поставили задачу: разработать новый тип взрывателя, невосприимчивый к магнитным тралам англичан. На руку немцам сыграл тот факт, что подобные наработки в Германии уже существовали. И к концу лета 1940 года на конвейер встал взрыватель, получивший имя A1.

Безрогий дьявол. Неконтактные мины Кригсмарине Звук, Лодка, Прогресс, Развитие, История, Корабль, Длиннопост

Внешний вид и устройство мины MTA


Принцип его действия был довольно прост: заключенный в водонепроницаемую оболочку угольный гидрофон улавливал звук, который, проходя через трансформатор, преобразовывался в электрические импульсы. Если звук был достаточно громким и обладал заданной частотой, импульсы проходили систему реле и активировали боевую схему, после чего происходил подрыв заряда.


Со временем акустические взрыватели стали устанавливаться практически на все типы мин, находившихся на вооружении Кригсмарине. Кроме того, боевой опыт показал, что эффективнее было бы применять взрыватели комбинированного действия. В свою очередь, это привело к появлению на свет магнитно-акустических взрывателей. И тем не менее, они всё ещё были далеки от того идеала, который предстояло достичь в будущем.

Безрогий дьявол. Неконтактные мины Кригсмарине Звук, Лодка, Прогресс, Развитие, История, Корабль, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS