Байки с работы ч.6

Ч.1
Ч.2
Ч.3
Ч.4
Ч.5
Поскольку у меня был довольно внушительный опыт спортивного альпинизма, товарищи по клубу предложили пошабашить в их бригаде в летний сезон. Работа заключалась в ремонте межпаненельных швов производственных цехов одного оооочень большого завода. Цехов там много - работы тоже много всегда.
Для начала предложили мне должность растворщика - чтобы притёрся, понял что к чему и как все на заводе устроено, прежде чем лезти на высоту.
Что такое "растворщик": в те далёкие времена монтажная пена уже была в продаже, но не так сильно распространена, как сейчас. Однажды я прямо спросил мастера, (назовём его Кирилл) почему мы не используем пену? Ответ был прост: швы из пены будут стоять 40 лет, а что будем делать мы? А цементный раствор - красота! Через год после ремонта швов они все высыпаются (производственные процессы, вибрации плит плюс кран - балки внутри и снаружи цеха) и надо опять делать, а это деньги Кириллу и деньги нам. Собственно, фукции растворщика просты - намесить цементно - песчаный раствор, покласть (положить?) его в ведро, прицепленное к верёвке и крикнуть "Майна!". Альпинист, к которому привязана эта верёвка, вытягивает ведро и прицепляет перед собой за спусковую систему.
Эпизод 1. Ниагара.
Цех, на котором работала моя бригада, был, сука, очень шумный. И понять, что кричит человек, болтающийся на высоте 15 метров над тобой, невозможно ( а вариантов исходящих запросов было много - бутылка с водой, шпатель, раствор, камней для наполнения чересчур большого шва). Первые дни я специфических жестов ещё не понимал, и пытался расслышать, что же мне кричат. Всё чаще и чаще я видел в свой адрес жест "кулаком по лбу". После смены, когда шли на проходную, говорю ребятам, мол, что вы там показываете мне, когда стучите себя по лбу? Это ж Ниагара, лыбясь отвечают товарищи. И рассказывают анекдот:
Вблизи ниагарского водопада туристы наткнулись на странное племя индейцев. У всех в этом племени, кроме вождя, были огромные уши. А у вождя на лбу красовалась огромная шишка. Изучив фотоснимки, учёные приняли решение выслать к водопаду группу исследоватеоей, чтобы узнать причину такого феномена. Племя приняло ученых хорошо - накормили, напоили. Танцы, трубка мира... Утром исследователи, лёжа в палатке, слышат какие - то встревоженные голоса, вышли узнать что да как. Видят- все люди в племени руки к ушам приставили, ходят по лагерю и спрашивают : " Что это за шум такой? Что за удивительный шум???" Вдруг выбегает разъярённый вождь, бьёт себя кулаком в лоб и орёт : "Долб@ёбы, это же Ниагара!!"
Эпизод 2. Ломик.
Долго ли, коротко, и меня позвали "на стену", стал работать на высоте. Крыша заводского цеха "зацепами" не изобиловала и частенько приходилось изобретать хитроумные верёвочные системы, за которые можно было бы зацепиться. Параллельно с нами работы проводили кровельщики. Они сдирали многолетний слой рубероида, грузили в телегу, привязанную тросом к лебёдке, и тянули эту телегу через всю крышу к месту выгрузки. Для того, чтобы телега не стремилась скатиться с крыши, к кровле приваривались проушины, в которые вставлялся ломик. Если пропустить трос ЗА ломик, то телега булет двигаться по направлению к проушине, пока её не достигнет. Называлось это "отттяжка".
За неимением других зацепов я пользовался этими оттяжками - а что, весил я тогда 65 кг, цеплялся двумя верёвками за две оттяжки, итого нагрузка на одно "ухо" с учётом ведра с раствором не более 40 кг. В сравнении с той же телегой, которая сама по себе весила больше сотки, а нагруженная все 400 кг, я был просто пушинкой. Итак, зацепившись в очередной раз, я решил покурить на дорожку, сел на край крыши и задымил. Подходил ко мне бригадир кровельщиков и говорит : "Nik0404, ты отцепипись минут на 15, нам телегу через эти оттяжки протащить надо". Ок говорю, всё равно перекур. Отцепляю верьё от оттяжек, фиксирую их пока за ограждение, чтобы не уползли, сажусь обратно на край крыши, курю. Мимо со скрипом медленно едет телега. Вдруг проушина, в которую был вставлен ломик, с треском отламывается, и он с чудовищной начальной скоростью и звуком "фьить - фьить", кувыркаясь в воздухе пролетает на расстоянии полуметра от моего изумленного лица.
Следом за ломиком ко мне подлетает бригадир, крича находу "нихуясебее!!", и перевешиваясь через парапет, смотрит, удачно ли приземлился ломик. Ломик приземлился удачно, в кусты, никого не задев.
Такие дела, в тот день мой ангел - хранитель видимо, очень постарался: сначала снял меня с плохо приваренной оттяжки, потом посадил в полуметре от траектории полёта ломика. Докурив, я пошёл мастырить верёвочный удлиннитель до нормального зацепа. За оттяжки я больше не цеплялся.
Эпизод 3. Кран.
Работаем мы как то вдвоём с товарищем на стене, к которой прикреплены рельсы крана - балки. Он ездит между цехами и производит погрузочно - разгрузочные работы. Маршрут наш пролегает, естесственно, сверху вниз, и спускаясь ниже рельс крана, мы оказываемся в ситуации, когда верёвки "перехлёстом" лежат на рельсах. А мы на этих верёвках висим. И если кран поедет, он отрежет их, после этого жить нам останется от силы секунды две, ибо внизу метров 10 воздуха, а потом торчащие во все стороны железяки.
Для того, чтобы такой ситуации не произошло, на рельсы крана ставились сапоги, и ответственный от завода делал запись в бортовом журнале, что эксплуатация крана до следующей записи запрещена.
И вот, болтаемся мы на верёвках, мажем раствор. Я справился со своим "висом" быстро, а напарнику попался вертикальный шов, и он застрял где - то в середине. Едва отцепив страховку от спусковой системы, я услышал крик товарища - он сообщил мне, что воротник куртки застрял между роликами спускового приспособления и напарник не может двигаться, ни вниз ни вверх. И ему трудно дышать. А я же говорил накануне, что ты как хибстер, всё должно быть утянуто и на резинках. Стою, кричу, что надо подтянуться немного, чтобы снять нагрузку со спусковой системы, тогда ролики ослабнут и можно выдернуть воротник. Но у товарища ничего не получается- верёвка "динамика" - сама по себе скользкая, к тому же мокрая после дождя , руки соскальзывают. Спецустройств для подъма по верёвке не было с собой. Видимо, нашей ситуации не хватало драйва, вселенная послала мне мотиватор думать резче в виде внезапно дрогнувшего и начавшего движения крана - балки, через рельсы которого были переброшены верёвки напарника!
Дальше всё очень быстро: в руку - "жумар", кроль на ноге уже был. Спусковую "решётку" отцепляю от доски и вешаю на свою страховочную обвязку. Вцепляюсь в верёвку напарника и очень - очень быстро достигаю его тушки, оказавшись прямо под ним. Протягиваю нож, товарищ режет воротник по самые ролики, затем упираюсь горбом спиной в его доску, приподнимая и давая возможность освободить спусковую систему от куска застрявшей ткани. Убедившись, что спуску больше ничего не мешает, встёгиваю в верёвку спусковую систему, и поглядывая на застывшего в 30 метрах железного ублюдка, со скоростью спецназа из голливудских фильмов достигаю земли. Вслед за мной финиширует и коллега. Хрипло благодарит за спасение - реально перень чуть не удавился.
Отдышавшись, иду собачиться с крановщиком. Тот говорит, что причин для паники не было, просто сапоги передвинули немного, разрешив крану работать там, где мы уже все сделали. До нас бы он не доехал. Но я то этого не знал!
Отработал я на промышленном альпинизме в общем два сезона. А затем ушёл в менеджмент за стабильностью.