Балы, маскарады, рестораны. Как развлекались до революции?
Борис Кустодиев "Троицын день"
И снова небольшая зарисовка о быте и нравах 19 века. На этот раз о том, как россияне развлекались. Разумеется, на досуге можно было сходить в гости, почитать книгу, заняться рукоделием или музицировать. У людей состоятельных возможностей было больше, чем у небогатых, а у мужчин возможностей было больше, чем у женщин. Но бывали редкие моменты, когда сословные рамки позволяли им пересекаться - народные гулянья. Традиционно они проходили по крупным религиозным праздникам, например, во время троицы, масленицы, пасхи. Обычно праздники из года в год проводились на одном и том же месте. Но иногда гулянья были по поводу конкретных событий, например, коронации. Устраивать праздник на широкую ногу могли частные лица, особенно "баловались" этим в 18-начале 19 века. Однажды славившийся своим богатством купец Прокопий Демидов устроил в Петербурге грандиозный праздник, во время которого от злоупотребления алкоголем умерло 500 человек. Для многих крестьян и мещан народные гулянья были еще и возможностью познакомиться. Аристократы чаще заводили знакомства на балах.
Брож "Придворный бал в Николаевском зале Зимнего дворца" (1880-е)
Пик бального сезона приходился на зиму, а летом многие разъезжали по своим имениям. Давать их могли как частные лица, так и организации. Уважением пользовались балы дворянского собрания. Вход обычно был по приглашениям, которые рассылали дней за 10 до мероприятия, за пару дней до него нужно было прислать согласие или вежливый отказ. Мужчина мог прийти самостоятельно, женщина приходила с мужем, а незамужняя девица могла явиться только в сопровождении родственников или других замужних дам. Также и для мужчин, и для женщин существовал строгий дресс-код. Например, девушке прилично было надевать платье светлых оттенков ,и часто не поощрялось ношение ей бриллиантов и крупных дорогостоящих украшений. Замужняя могла носить и яркие цвета, и даже черное, как Анна Каренина. Порядок танцев был четкий. Традиционно начинали с минуэта, затем шла кадриль, вальс, мазурка, котильон. Самым важным танцем считалась мазурка, но молодежь часто с нетерпением ждала именно котильон. Это считалось танцем-шуткой, во время него было много импровизации, необычных поз, веселых заданий кавалеру от его дамы. Все это помогало непринужденно общаться и познакомиться поближе, оставаясь в тесных рамках светских условностей. Кто с кем танцует, оговаривалось заранее, и дамы записывали это в бальную книжку. Два раза за вечер танцевать с одним и тем же партнером было уже не очень прилично, три раза намекало на скорое предложение руки и сердца. Хотя далеко не все были такими уж любителями балов, и многие воспринимали их просто как обязательство и необходимый элемент светской жизни. Зато салоны и кружки посещали с гораздо большим удовольствием.
Григорий Мясоедов "Пушкин и его друзья слушают декламацию Мицкевича в салоне княгини З.А. Волконской" (1907)
Салоны отличались более непринужденной атмосферой, формировались по интересам и специальных пригласительных билетов не требовали. Их проводили с определенной периодичностью по конкретным дням. Там не танцевали, да обычно и плотно не ели, не считая чая, легких закусок, зато много общались, обсуждали актуальные события. В пушкинскую эпоху самым известным салон был у Зинаиды Волконской. Да и хозяйками многих других салонов были женщины. Кружки часто были тематические, например, литературные, посвященные живописи. Существовало также довольно много разных клубов, самый известный - английский. Попасть туда было очень сложно, и даже просто заглянуть можно было только в сопровождении официального члена клуба, а стать участником только после голосования. Членство указывало на принадлежность к сливкам общества, "нуворишей" не допускали до конца 19 века. Снобизм стал идти на спад после обеднения многих дворян из-за отмены крепостного права. Были и более демократичные места. В клубах общались, обсуждали актуальные вопросы, заводили полезные связи, играли в карты (как правило, коммерческие игры, а азартные не поощрялись), иногда давали торжественные обеды или ужины. Объединяло клубы одно - туда, как правило, не принимали женщин.
Константин Сомов "Маскарад"
В 18 - начале 19 века популярны были маскарады. Потом это стало восприниматься как развлечение "с душком", а во времена Александра III они окончательно утратили популярность. Причина проста. В самом начале речь шла о балах-маскарадах, которые давались при дворе, о светском развлечении. Участники не старались быть инкогнито, а наоборот чаще хотели удивить остальных необычными образами, иногда весьма дорогостоящими костюмами. Но затем подобные мероприятия стали проводиться и частными лицами и организациями. Вход стал просто по купленным билетам, а дам и вовсе часто пускали бесплатно. Лишь бы имелась на лице маска, а все остальное указывало, что под этой маской скрывается хорошенькая женщина. Примерно как сейчас фэйс-контроль в клубе, только без самого "фэйса". Поэтому публика стала разношерстной и часто сомнительной, а прекрасными незнакомками часто были куртизанки. Добропорядочным дамам ходить на такие маскарады было неприлично, хотя некоторые все равно ходили втихаря, чтобы пощекотать нервы. К тому же там частенько назначали тайные свидания, что тоже добавляло пикантности.
Михаил Зичи "Спектакль в Большом театре по случаю коронования императора Александра II"
В поисках зрелищ, а еще больше интересного общения многие отправлялись в театр. Театр 19 века сильно отличался от современного. Обычно театральный вечер стартовал в 18 часов, и за вечер могли давать 2-3 представления. Чтобы обеспечить публику "свежачком", новые пьесы писались в больших количествах, и это могло сказываться на качестве. А понравившееся представление можно было посмотреть и несколько раз. Прийти можно было и ко второму акту или уйти после первого, это было нормально. Тем более что долгое время из-за свечного или масляного освещения свет не гасили. Были билеты в дорогостоящие ложи, и на "раек" со стоячими местами на самом верху. Раек традиционно реагировал на все эмоциональнее и смотрел увлеченнее. С другой стороны довольно часто состоятельная публика приходила больше чтобы пообщаться друг с другом, "выгулять" новы наряды и украшения, себя показать и других посмотреть. Ну а люди попроще часто с интересом смотрели уличные представления, например, со всеми любимым петрушкой. Петрушка был любим еще и потому, что мог без цензуры говорить с публикой об актуальных проблемах и злободневных вопросах.
Владимир Маковский "У Доминика" (1910)
Посещение театра для мужской аудитории часто перетекало в дальнейшие посиделки в ресторане, иногда трактире. Есть стереотип, что ресторан - для элиты, трактир - это заведение для народа попроще и даже бедноты. На самом деле это не совсем так, хотя средний чек в трактире обычно был скромнее. Для бедноты были перекусочные, распивочные, где можно было пивка выпить, кухмистерские с едой на вынос. В рестораны и трактиры люди шли в том числе приятно провести время, посидеть с друзьями. Трактиры бывали самые разные, и сомнительные, и известные и уважаемые вроде трактира Тестова в Москве. Разница была прежде всего в антураже, меню и некоторых особенностях работы. Рестораны обычно предлагали европейскую кухню, еду подавали официанты во фраках и перчатках. В трактирах - половые в рубахах и передниках, а блюда были преимущественно русской кухни. В ресторанах могли стоять бильярдные столы, иногда допускались игры в карты, шахматы. В трактирах этого не было, зато во многих можно было заодно снять комнату, как в гостинице. И там, и там могли быть артисты для развлечения публики. Еще в трактирах часто могло быть 2 зоны, подороже и подешевле. В ресторанах зал обычно был один, зато имелись еще и отдельные кабинеты. Там можно было посидеть компанией, устроить приватную вечеринку. У многих заведений были свои фишки, типа эффектных видов за окном или с террасы, диковинных пальм, аквариумов и тд. Был и еще нюанс. И туда, и туда дамам ходить было не очень прилично, по крайней мере без мужчин. Максимум в некоторые места можно было пойти всем большим семейством, еще и друзей прихватив, чтобы что-то отметить. Дамы без мужчин автоматически воспринимались как ищущие клиентов. И в общем-то так оно и было, так что рядом с гастрономическими радостями часто располагались гостиницы и дома свиданий. Так что посидеть с подружками в ресторане была сомнительная идея. А были и еще интересные варианты, когда в одном месте совмещались и театр, и ресторан, и нечто вроде варьете. Сначала там можно было посмотреть шоу, потом посидеть в ресторане в компании артистов и особенно прелестных артисток. В Москве так работал театр популярный "Омен", который одни клеймили гнездом разврата, а другие считали отличным местом для досуга. Славой такие места пользовались двусмысленной, и приличные дамы туда тоже не ходили. При этом в данных заведениях в качестве приглашенных звезд часто выступали и настоящие знаменитости.
московский ипподром
К концу 19 века популярным развлечением стали скачки и бега. Отличались они тем, что на скачках жокей был верхом, а на бегах использовалась двухколесная повозка. Первый ипподром появился в России еще в 1760 году под Петербургом, но там проводились состязания исключительно среди кавалеристов, а не для широкой публики. Первые публичные скачки организовал в 1799 году граф Орлов, но после его смерти дело заглохло. В 1825 году начали проводиться скачки в Лебедяни, но это было мероприятие в первую очередь для конезаводчиков. В 1834 году скачки стали проводиться на Московском ипподроме. Но реально популярны они стали после 1873 года с появлением тотализатора. Организаторы пытались придать мероприятию элитарности, поэтому даже ввели жесткие правила. Ставки мог делать только тот, кто купил билет стоимостью от 1 рубля и выше, а минимальная ставка - 10 рублей. Однако к печали снобов довольно часто люди играли на тотализаторе вскладчину.
В 1896 году в Петербурге на Невском проспекте открылся первый постоянно работающий кинотеатр, а дальше плодились они, как грибы после дождя. Вот только отдельных приспособленных под это помещений долгое время не было, поэтому было много просто небольших залов на первых этажах зданий рядом с обычными магазинами, или где-то во дворах. Горожане любили ходить в кино даже с учетом всех неудобств. Еще в Москве и Петербурге были зоопарки, и вот их горожане как раз не особо любили. Прежде всего из-за того, что животных содержали там из рук вон плохо, поэтому "естественная убыль" населения клеток была очень высока. Современные зоозащитники пришли бы в ужас. А администрация пыталась по максимуму заработать, сдавая территорию под торговые места, а также как площадку для мероприятий. Там часто проводились концерты, театральные представления. Еще популярен был цирк, проводились многочисленные выставки, работали музеи. И это далеко не все из возможных развлечений.
Лига историков
18.5K поста54.1K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения