Бальдр Прекрасный – любимец богов
Один из самых знаменитых мифов древнескандинавского эпоса связан с Бальдром, богом весны, тепла и солнечного света. В «Младшей Эдде» Стурлусона сказано, что Бальдр был настолько хорош собой, что от него исходило сияние («Столь светел тот ас и прекрасен лицом он, так что сияет»). Он имел светлую, почти белую кожу, такие же волосы и ресницы («Есть растение, из всех растений оно самое белое, так его ровняют с ресницами Бальдра. Столь же светлы и прекрасны волосы и тело его»). Бальдр – бог мудрый и добрый, красноречивый и благородный. Он – первый сын Одина и Фригг. Его палаты называются Брейдаблик (в переводе – «широкий обзор»). «Старшая Эдда» говорит об обиталище Бальдра, что никогда не было свершено там злого поступка.
Этимологически слово «бальдр» («baldr») в переводе с древнескандинавского означает «господин» или «повелитель». Иногда в эддических текстах используется альтернативный вариант имени – Бальдур. Жена бога Бальдра – Нанна. Это добрая и кроткая богиня из рода асов, ее имя («Nanna») в переводе с древнескандинавского означает «мать». Жена Бальдра родила ему прекрасного сына – Форсети, который почитался скандинавами, как бог справедливости и правосудия. В тоже время Нанна выступает яркой аллегорией верности и любви, ведь как только она увидела тело убитого мужа, у нее тут же разорвалось сердце, и ее сожгли вместе с ним в ладье. Кстати, многие современные источники достаточно вольно трактуют этот эпизод легенды о Бальдре, утверждая, что Нанна была сожжена заживо. Но это абсолютно не соответствует тексту «Младшей Эдды».
Бальдр фигурирует только в одном мифе, сюжет которого представлен в тексте «Младшей Эдды», в «Прорицании Вёльвы» и «Снах Бальдра» из «Старшей Эдды», а также в «Деяниях данов» Саксона Грамматика (но там Бальдр – полубог и сюжет изложения лишь частично повторяет оригинальный миф). Впоследствии скандинавские поэты неоднократно использовали хейти и кеннинги Бальдра, отсылающие к его трагической истории.
Хёд, Бальдр и Локи: миф об умирающем боге
Эддический сюжет, повествующий о судьбе Бальдра Прекрасного (в «Младшей Эдде» Снорри называет его Бальдром Добрым), имеет прямые аналоги во многих культурах. Этот миф повествует о том, что однажды Бальдру начали сниться «дурные сны», о которых он незамедлительно поведал Одину и Фригг. Асы держали совет, в результате которого Фригг взяла клятву «с огня и воды, с металлов бранных, камней и деревьев, болезней и ядов, птиц и зверей», что они никогда не тронут Бальдра. Бог стал неуязвим и асы часто забавлялись, метая в него стрелы и копья.
Локи это пришлось не по нраву. Он обернулся женщиной и пришел в покои Фригг, чтобы выведать у нее тайну о неуязвимости Бальдра. Фригг рассказала коварному богу, что она не взяла клятву с побега омелы, который растет на западе Вальхаллы, потому что побег тот показался ей слишком молодым и слабым. Локи сломал росток и дал его Хёду, богу судьбы, брату Бальдра. До того Хёд стоял в стороне и в отличие от других асов ничего не метал в Бальдра, ибо был слеп. Локи дал ему омеловый прут и сказал, что укажет, куда нужно его метнуть. Прут пронзил Бальдра и тот умер. В «Младшей Эдде» по этому поводу сказано следующее: «Так величайшее несчастье стряслось для богов и людей».
При этом в «Старшей Эдде» нет упоминания о том, что в гибели Бальдра виноват Локи (многие исследователи полагают, что это «придумка» Снорри Стурлусона, который очень хотел объяснить гибель бога в соответствие с общей мифологический канвой эддических текстов). Тем не менее, в «Прорицании Вёльвы» асы наказывают коварного бога, и хотя не ясно, за что именно, его связь со смертью Бальдра кажется вероятной.
Хермонд, другой сын Одина, по просьбе Фригг отправился в Хельхейм на Слейпнире, чтобы просить королеву мертвых отпустить Бальдра. В это же время асы перенесли тело погибшего на его ладью, что была больше других и звалась Хрингхорни (в переводе с древнескандинавского – «с кольцом на форштевне»). Асы не смогли сдвинуть ладью в море и послали за великаншей Хюрроккин («сморщенная от огня»), которая сделал это с одного легкого толчка. Корабль подожгли, а Тор «освятил костер» Мьельниром.
Проститься с богом Бальдром пришли даже инеистые великаны. А Один положил на горящую ладью драгоценное кольцо Драупнир. Хермод тем временем пережил немало приключений, но все же достиг чертогов Хель. И та сказал ему, что отпустит погибшего бога, если его действительно все любят и каждое существо в мире – живое и неживое – будет проливать о нем слезы. Хермод взял у Бальдра (который уже оказался в мире мертвых) Драупнир в доказательство своих слов и вернулся к асам. По Бальдру Прекрасному плакали все, даже камни, лишь великанша Трекк («благодарность» с древнескандинавского) отказалась проливать слезы. В «Младшей Эдде» нет прямого указания на то, что облик Трекк принял бог коварства, там сказано лишь, что «люди полагают, будто то был Локи».
Смерть Бальдра – переломный момент в структуре повествования эддических текстов. Ведь после гибели прекраснейшего из асов наступает Фимбульвинтер, «великанская зима», за которой следует Рагнарёк («гибель богов») и весь мир исчезает в огненном шторме Сурта. Правда, потом мир перерождается, а Хёд и Бальдр примеряются.
Бальдр в других культурах
Очевидна параллель между образом Бальдра, сына Одина, и Иисусом Христом, сыном Иеговы. Кроме того, сюжет с «умирающим богом» встречается в древнегреческих и древнеримских мистериях (мистерии Бахуса и Диониса соответственно). Также представляется возможным провести аналогию с мифом об Юдхиштхире из Махабхараты. Легендарный французский мифолог Ж. Дюмезиль идет еще дальше и, анализируя образы Бальдра и Юдхиштхиры, проводит аналогию с зороастрийским Митрой.
При этом германские исследователи (в частности – Г.Неккель, Г.Хемпель и Ф.Шредер) говорили о связи Бальдра с финикийским Таммузом, греческим Аттисом и минойским Арес-Дионисом. Также стоит отметить аналогию с кельтским Лугом, убивающим Балора. Все эти параллели натолкнули многих исследователей (первым из которых был вышеупомянутый Ж. Дюмезиль) на мысль о том, что некогда на территории Европы и частично Азии мог существовать единый культ солнечного бога. Тем не менее, на сегодняшний день данная теория все еще подвергается критике, хотя ритуальный характер драматического мифа о Бальдре не вызывает сомнений.

