Автоматизация и роботизация, и их последствия для мировой экономики. Часть 3

5. Общие принципы роботизации

Рассмотрев вкратце основные направления роботизация, необходимо остановиться на основных законах, по которым проходит роботизация.

Профессором Л.И. Волчкевичем рекомендованы общие принципы технической политики при роботизации производства.

Первый принцип - принцип достижения конечных результатов - гласит, что средства роботизации должны не просто имитировать или замещать человека, а выполнять производственные функции быстрее, надежнее и лучше человека, лишь тогда они по-настоящему будут эффективными.

Второй принцип - принцип комплексности подхода - диктует необходимость рассмотрения и увязки в едином комплексе всех важнейших компонентов производственного процесса: объектов производства (изделий), технологии, основного и вспомогательного оборудования, системы управления и обслуживания, кадрового обеспечения, взаимодействия с внешними структурами и др.

Третий принцип - принцип необходимости - определяет применение средств роботизации, пусть самых современных и перспективных, не там, где их можно приспособить, а лишь там, где без них нельзя обойтись.

Четвертый принцип - принцип своевременности, - не допускающий внедрения и тиражирования недостаточно созревших и отработанных технических решений и конструкций. Внедрение дорогостоящих, малонадежных и непроизводительных роботов и других средств автоматизации может привести лишь к их дискредитации.

Важнейшим вопросом является то, какие рабочие места быстрее замещаются роботами.

В 1992 году Лоуренц Катц и Кевин Мерфи опубликовали статью «Changes in Relative Wages». В ней они впервые сформулировали гипотезу, согласно которой новые технологии вытесняют низкоквалифицированных работников и, напротив, повышают спрос на высококвалифицированный труд. Это теория сразу же подверглась критике. Убедительного статистического подтверждения того, что новые технологии вытесняют в основном низкоквалифицированных работников, не существует. Наоборот, конвейер и автоматизация в основном технологически ориентированы на использование неквалифицированного труда и намеренную деквалификацию рабочих.

Сейчас применяется другая теория, называемая RBTC (routine-biased technological change — технологические изменения, зависимые от рутины). Согласно последней, технологии вытесняют не низкоквалифицированных работников, а работников, выполняющих рутинные операции. Впервые подтверждение этой гипотезы на статистических данных было предложено в 2003 году в работе Оута, Леви и Мурнейна «The Skill Content of Recent Technological Change». Рутинный труд в первую очередь характерен для работников средней квалификации (таких, как юристы, бухгалтеры, квалифицированные промышленные рабочие). В то же время многие профессии, не требующие практически никакой квалификации, пока не поддаются автоматизации.

6. Социально-экономические последствия (перетекание работников из одних отраслей в другие, исчезновение среднего класса, изменение структуры занятости и расселения)

Безусловно, одним из важнейших вопросов, занимающих сейчас общественность, это то, как роботизация повлияет на занятость и безработицу.

Если вернуться к отраслям экономики, то получается следующая картина.

В сельском хозяйстве картина противоречивая. С одной стороны механизация сельского хозяйства уже сделала производительность труда в отрасли очень высокой, из-за чего большая часть крестьян в 19-20-х веках мигрировала в город. Так, в США процент населения, занятого в сельском хозяйстве, снизился с 40% в 1900 году до 2% в 2000. С другой стороны в сельском хозяйстве развитых стран в настоящее время наблюдается нехватка сезонных работников, которых нанимают для уборки урожая, поскольку такая работа очень изнурительна. Во время сбора урожая время имеет решающее значение, так как некоторые культуры необходимо убирать быстро. Таким образом, требуется много рабочих в течение достаточно короткого периода времени, что создает реальную проблему для поддержания занятости на постоянной основе. Роботы могут предложить нам своевременную поставку труда в нужное время, особенно для хозяйств, расположенных вдали от населенных пунктов. Скорее всего, роботизация СХ окончательно уничтожит сельский тип расселения людей, а технологии вроде рассмотренных выше вертикальных ферм позволят перенести производство части продуктов питания прямо в города или пригороды.

В промышленности развитых стран уровень роботизации очень высокий. Развивающиеся страны, в первую очередь Китай, сейчас активно внедряют программы по роботизации промышленности. В некоторых отраслях роботы почти вытеснили рабочих, так в автомобильной промышленности механические помощники выполняют уже более 80 процентов всех операций по сбору автомобилей, тогда как еще в начале века доля таких операций составляла примерно 45 процентов. Благодаря автоматизации выпуск автозаводов в США за последние 20 лет увеличился на 53%, в то время как занятость сократилась на 28%. Согласно анализу McKinsey & Co., 59% производственной активности можно автоматизировать. Среди резчиков, сварщиков и паяльщиков этот показатель составляет 90%. По подсчетам ученых, в Евросоюзе автоматизация уничтожила 9,6 млн. рабочих мест, но в то же время создала 8,7 млн. за счет роста спроса на товары. Но вновь созданные рабочие места появились уже не в промышленности, а в других сферах, в основном, в торговле.

Сокращение расходов на рабочую силу из-за автоматизации в развитых странах привело к такому явлению, как решоринг. По данным американской НПО Reshoring Initiative, эпоха аутсорсинга производства из развитых стран с дешевой рабочей силой подходит к концу. В 2016-м, впервые с 1970-х, многолетний процесс аутсорсинга развернулся: нетто-создание рабочих мест в США в 2016 году стало положительным - плюс около 25 тыс. Товары большого веса и габаритов, которые сложно транспортировать на большие расстояния, становится выгоднее производить близко к рынку сбыта. Под угрозой роботизации и решоринга стоит крупнейший по занятости сектор промышленности во многих бедных странах — производство текстиля, одежды и обуви. По подсчетам МОТ, внедрение автоматизации в текстильной промышленности может высвободить до 86% работников занятых в ней во Вьетнаме и до 88% в Камбодже. Соответствующие производства будут перенесены в развитые страны. Для богатых стран решоринг будет означать дополнительное создание рабочих мест, но не очень большое: основной смысл решоринга в экономии средств на оплату труда за счет интенсивной автоматизации/роботизации. Для развивающихся стран решоринг означает ликвидацию рабочих мест, причем в больших масштабах.

Таким образом, сокращение рабочих мест в промышленности и перетекание рабочей силы в сферу услуг неизбежно. Это означает сокращение численности населения в городах с промышленной специализацией в ближайшие десятилетия. Поскольку для сферы услуг важнейшим условием деятельности является близость к потребителю, неизбежна возрастающая концентрация людей в крупнейших агломерациях.

Но и сфера услуг тоже подвержена автоматизации. Вероятно, наибольший прогресс в автоматизации придется на транспортную отрасль. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Многие из них могут потерять рабочие места. Также под угрозой рабочие места работников торговли и офисных работников, занимающихся шаблонными операциями по обработке данных.

Всё это ведёт к изменению структуры общества. В исследовании МВФ «Income Polarization in the United States» отмечается, что с 1970 по 2014 год доля домашних хозяйств со средними доходами уменьшилась на 11 п. п. (с 58% до 47%) от общего числа домохозяйств США. Происходит поляризация, то есть вымывание среднего класса с переходом в низко- и высокодоходные группы. Большая часть, естественно, опускается в низкодоходную группу.

Вышибаемый из промышленности, экс-средний класс вынужденно приспосабливается. В основном он переходит на работу с меньшим доходом и в малопроизводительных секторах экономики (неквалифицированный медицинский уход, соцобеспечение, фастфуд, ритейл, охрана, уборка и т. п.) и обычно не требует серьезного образования. Несложно заметить, что большинство таких рабочих мест относится к типу взаимодействия "человек-человек", которое пока плохо поддаётся автоматизации. Таким образом, возникает резкое разделение общества на богатую верхушку и массу людей, занятых дешевым трудом, с непостоянной занятостью. Эта масса работников обозначается сейчас термином "прекариат". Но при развитии и удешевлении робототехники постепенно будут исчезать и эти рабочие места. Что подводит нас к последнему вопросу данного доклада.

7. Насколько возможна полная роботизация и как будет выглядеть общество

Некоторые исследователи считают, что роботизация, сокращая рабочие места в одних отраслях, будет создавать новые области применения человеческого труда. Так в исследовании компании "Metra Martech" утверждается, что робототехника станет основным инструментом для создания новых рабочих мест в последующие пять лет. В нем отмечено, что миллион промышленных роботов, которые сейчас заняты на производстве, создают около трех миллионов рабочих мест, а дальнейшее увеличение их числа приведет к созданию еще миллиона рабочих мест для высококвалифицированных сотрудников во всем мире в последующие пять лет. Следующее поколение роботов приведет к росту числа рабочих мест и в самой робототехнической индустрии. Авторы исследования подсчитали, что 300 000 человек уже задействованы в секторе промышленных роботов, а еще 45 000 будут необходимы на протяжении последующих 5 лет. Таким образом, сфера робототехники может стать одной из первых по количеству новых рабочих мест.

Однако, в общем-то, такой взгляд на проблему не нов. Карл Маркс ещё в 19 веке в первом томе "Капитала" полемизировал с экономистами, которые утверждали, что увеличение производительности труда не приведет к сокращению занятости. Так же как и сейчас утверждалось, что сокращение рабочих мест в одних отраслях из-за внедрения машин, будет компенсироваться увеличением числа рабочих, производящих и обслуживающих машины. Однако на практике количество таких рабочих мест оказывается достаточно невелико по сравнению с количеством сокращаемых рабочих мест. Кроме того, с развитием технологий производство машин само подвергается автоматизации. Долгое время рабочая сила вытеснялась увеличением производительности труда в новые отрасли, которые ещё не затронула автоматизации. Но сейчас, возможно, наступает время, когда количество вновь созданных рабочих мест будет серьёзно уступать количеству ликвидированных рабочих мест.

В опубликованном в январе 2016 отчете Всемирного экономического форума (WEF) утверждается, что к 2020 году новые технологии лишат работы 7,1 млн. человек - преимущественно “белых воротничков”, занятых офисной и административной рутиной, при этом появится лишь 2 млн. новых рабочих мест в сфере информационных технологий, архитектурной и инженерно-технической областях. Так что, судя по всему, точка зрения оптимистов не подтверждается статистикой.

Итак, если довести процесс автоматизации до логического конца, то мы получаем безлюдные заводы, управляемые кучкой капиталистов. Сфера услуг тоже не создаёт большого количества рабочих мест. Но если людям негде работать, то некому и покупать товары, произведённые на заводах. Что приводит к нескольким вариантам трансформации общества.

Если взять крайние варианты, то на одном полюсе будет общество, где всю работу делают машины, а люди только потребляют материальные блага. На другом полюсе основная масса людей остаётся без работы и средств существования, а бывшие капиталисты управляют безлюдными производствами, на которых производят необходимые для себя продукты. Оба варианта представляются крайне маловероятными, так как они доводят развитие общества до тупикового состояния, после которого дальнейшего развития уже не будет, что противоречит принципам исторического материализма.

Более реальным представляется развитие системы базового безусловного дохода. В настоящее некоторые страны проводят эксперименты по введению ББД. Однако пока не определено, из каких источников правительства стран будут брать деньги для выплаты ББД широким слоям населения. Пока что опыты по введению ББД не увенчались успехом.

Наиболее жизнеспособной представляется система, где человеку предоставляют безвозмездно не деньги, а непосредственно средства существования. Благодаря высочайшей производительности труда, небольшое количество производителей товаров и услуг сможет обеспечить всё население. Остальные люди сами выбирают себе занятие и потребляют произведённые товары и услуги.

Пока не ясно, реализуется ли один из этих или какой-нибудь другой вариант. Однако уже ясно, что технологический переворот, вызванный внедрением робототехники, приближает конец капитализма, а значит и начало новой экономической формации.