Автолегенды. Часть 2. "Нива" - детище проб и ошибок

Продолжая повествование об автопроме, хотелось бы сказать следующее. Есть много знаменитых авто. Но есть и те модели, которые полюбились многим жителям бывшего СССР. Один из них - легендарная "Нива".


Введение

Автолегенды. Часть 2. "Нива" - детище проб и ошибок Авто, АвтоВАЗ, Внедорожник, Нива, Длиннопост

"Ниву" можно встретить и на просторах Германии.


История создания машины начинается в начале 1970-х годов. Председатель Совмина СССР Косыгин поставил задачу коллективам ВАЗа, АЗЛК и Ижмаша создать комфортабельный внедорожник, который подходил бы для сельской местности.

Автолегенды. Часть 2. "Нива" - детище проб и ошибок Авто, АвтоВАЗ, Внедорожник, Нива, Длиннопост

Один из опытных образцов


Первые прототипы "Нивы" (позже скину некоторые фотографии) были далеки от серийных и скорее напоминали типичный советский "козлик" или "бобик". Изначально машину даже хотели оснастить весьма мощным дизельным мотором, бортовыми редукторами, задней торсионной подвеской и даже системой регулирования давления в шинах. Однако от многих идей отказались, сделав модель более практичной и унифицированной с другими моделями АвтоВАЗа, а конструкторскому бюро под руководством Петра Прусова данные прототипы фактически позволили применить тот самый метод проб и ошибок. С 1972 года, благодаря В.П. Семушкину, облик "Нивы" изменился и стал больше напоминать знакомый нам, и одной из целей проекта стало создание такого автомобиля, в котором одинаково комфортно чувствовал себя сельский житель, так и горожанин.

Автолегенды. Часть 2. "Нива" - детище проб и ошибок Авто, АвтоВАЗ, Внедорожник, Нива, Длиннопост

Модель 1989 года. Собственно, один из примеров серийного облика "Нивы" до 1990-х годов.


В 1974 году автомобиль, который до этого назывался просто "Э2121" получил уже известное всем имя. Интересный факт - машина была названа по первым буквам детей Петра Прусова (Наталья и Ирина) и первого главного конструктора ВАЗа Соловьева (Вадим и Андрей). Итоговый автомобиль получился универсальным, сочетавшим в себе черты как простого легкового автомобиля, так и внедорожника. В конструкции применялись элементы и детали дизайна ВАЗ-2106. А в 1978 году автомобиль был признан лучшим автомобилем своего класса на выставке в чехословацком Брно.


80-е и 90-е

Автолегенды. Часть 2. "Нива" - детище проб и ошибок Авто, АвтоВАЗ, Внедорожник, Нива, Длиннопост

Экспортная "канадка", или Lada Cossack


Помимо продажи в Советском Союзе, АвтоВАЗ вывел "Ниву" и на зарубежные рынки. Неприхотливый и комфортабельный внедорожник полюбился в Бразилии, Канаде, Панаме, Чили и даже во Франции, Германии, Испании и Японии! В частности, японцы подарили П. Прусову рекламный проспект своей будущей Suzuki Vitara с надписью "Крестному отцу этого автомобиля", отдав ему уважение. А для некоторых стран начали производить модификацию "Нивы" с правым рулем - прежде всего такой вариант поставлялся в Великобританию, Австралию и Японию.

Автолегенды. Часть 2. "Нива" - детище проб и ошибок Авто, АвтоВАЗ, Внедорожник, Нива, Длиннопост

"Тайга" 90-х годов


В начале 1990-х "Нива" была обновлена. Были созданы модели 21213 и 21214. В частности, новые модели имели двигатель 1,7 литров, пятиступенчатую коробку передач, обновленный салон и модернизированный кузов. Также, начиная с 90-х годов, "Нивы" получили новую светотехнику. Также, был доработан двигатель ввиду установки на автомобиль ГУРа.

Автолегенды. Часть 2. "Нива" - детище проб и ошибок Авто, АвтоВАЗ, Внедорожник, Нива, Длиннопост

Привычный вид с задней стороны.


Также, была запущена в производство и пятидверная модификация (ВАЗ-2131, или "Крокодил") и удлиненная "Фора".

Автолегенды. Часть 2. "Нива" - детище проб и ошибок Авто, АвтоВАЗ, Внедорожник, Нива, Длиннопост

ВАЗ-2131. Фото из Узбекистана


Пятидверный вариант возник в результате того, что и у классической трехдверной "Нивы" были обнаружены недостатки - в салон "коротыша" не очень удобно было садиться. Сохранив несущую конструкцию, кузов получил целый ряд оригинальных деталей, но по-прежнему для изготовления длиннобазного автомобиля «коротыш» попросту распиливался пополам, после чего в центральную часть вваривались дополнительные кузовные элементы. Кроме этого, у пятидверного "Крокодила" появились и инкассаторский и милицейский/полицейский варианты.


Постскриптум

Автолегенды. Часть 2. "Нива" - детище проб и ошибок Авто, АвтоВАЗ, Внедорожник, Нива, Длиннопост

Итог таков. Неслучайно эту машину по праву можно назвать той, которая стала детищем проб и ошибок. Но при этом, такая история делает данный автомобиль полюбившимся и легендарным. И хотя я не рассказал о более современных модификациях, вроде "Урбана" или ВАЗ-2123, он же "Шевроле-Нива", о них я могу рассказать позже или в комментариях. Но тем не менее, история "Нивы" показывает то, что внедорожник необязательно нечто "военно-брутальное" как УАЗ.