352

Аутизм и первый класс

Прошу прощения у регулярных подписчиков — нет никаких сил для термоядерных постов. Но есть одна тема для аутистического сообщества, навеянная волной постов последнего месяца.

Иногда некоторым людям исполняется семь лет, и из-за этого они отправляются в школу. Обычно в начальной школе можно учиться на родном языке. Но ситуация становится слегка специфичной, если семилетке нужен то ли язык дельфинов, то ли язык программирования; в родах и склонениях русского языка он до сих пор путается, а местоимения считает чёрным колдунством.

Семилетку зовут Юра, у него расстройство аутистического спектра, и год назад в сообществе был пост о нём в ремонте. Теперь он отправился в школу — и здесь будет пара слов о том, как это выглядит.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Обычно в первом классе упор делают на письме, чтении и арифметике. Есть толпа учеников, есть учитель, учитель что-то объясняет, ученики слушают и, если они понимают материал — то проблемы нет...

Стоп, а если они могут понять материал, но им не интересно существование учителя; а в незнакомой среде могут уйти в себя и заварить дверь? Приходится учиться другим вещам.

Важнее всего первокласснику с аутизмом научиться списывать и подглядывать. Нет, у остальных учеников это как-то само получается, но герою поста Юре пришлось для начала разобраться — зачем вообще эти одноклассники нужны и какой с них толк. А толк в том, что в соседской тетради первым возникает не ответ, а вопрос. Если ты этот вопрос прослушал, соседская тетрадка становится крайне ценным ресурсом.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Второе — собственно, концентрировать внимание на учителе. Обычно это тоже само получается, а у кого не получается — тем раздают люлей порицания. Тупиковый путь, если само не получается, а порицания существуют где-то в альтернативной вселенной. Учебная программа при аутизме предполагает, что в начале рядом с учеником должен быть тьютор, который подскажет, куда слушать. Не задачу, не ответ — именно, куда нужно направить внимание, чтобы услышать вопрос. И будет подсказывать, пока у ученика не начнёт получаться. А чтобы получалось, выдаст в нужный момент подходящее поощрение.

(Это, конечно, вообще не сработает, если ставку тьютора приписали тому же учителю первого класса — раздвоиться, чтобы одновременно давать всему классу задачку и обращать на неё внимание отдельного ученика у него всё равно не выйдет. А выйдет Ѣ-ский цирк, когда и класс не занимается, и отдельный ученик с аутизмом не учится в классе работать).

Как сделать так, чтобы тьютор был в реальности и не помер с голода — отдельная история (в нашем случае, если коротко, есть маленький класс детей с аутистическими расстройствами, поддержанный фондом президентских грантов). Но если тьютор есть, дело двигается. Начинать приходилось с отдельных занятий в мелких группах, позже начали получаться и уроки вместе с большим классом.

...чертовски удобно, если поощрением работает возможность написать на доске порцию примеров или пересчитать после занятий лампы во всех кабинетах.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Обстановку тоже изучали заранее. Ещё летом построить маршрут (и ездить только по нему до декабря, пока велосипед не начал тонуть в сугробах); заранее осмотреть школу изнутри (всю, до чердака); выбрать удобную одежду (даже не надейтесь, что ваш ребёнок с аутизмом согласится сменить цвет однажды выбранной рубашки); написать расписание (главное не промазать со временем).

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Если школа даёт отдельное место, где восемь первоклассников со своим аутизмом могут передохнуть (и перебеситься) от шума больших компаний и потренироваться работать небольшой группой, от этого будет польза всем.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Все эти сложности нужны, чтобы смочь учиться с обычным классом... Ну, и чтобы обычный класс привык к компании нескольких странных одноклассников.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

А что же с арифметикой по программе? Да всё хорошо с арифметикой первого класса, все стены ею исписаны.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

...И не только стены. И не только первого класса.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост
Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

...Вот вам кошка и лампа, кошке на старости лет тоже приходится учиться.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
26
Автор поста оценил этот комментарий

Антон, огромное спасибо за эту историю. Скажите, а на каком году жизни Юры вы поняли, что что-то не так?

раскрыть ветку (21)
24
Автор поста оценил этот комментарий

Неожиданная благодарность.
Вообще, в два с половиной начали разбираться со странностями, в три с половиной узнали диагноз.

раскрыть ветку (20)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Ну я молодой отец, интересуюсь этой темой и для меня важно читать такие тексты и снимать собственные страхи.

0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
А что за странности были?
раскрыть ветку (18)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Не говорил, не играл с остальными детьми в садике, на прогулках пытался устроить побеги.

раскрыть ветку (17)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Позвольте ещё получить вас вопросами.
Вы сами заметили проблемы или вам говорили воспитатели? Я воспитатель в детском саду. Не знаю, как указать родителям на проблемы ребенка. Второй воспитатель им поет, что все хорошо и шлет милые фото. А Я переживаю, что время уйдет, может сейчас ещё можно помочь ребенку.
раскрыть ветку (16)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо во-первых, за то, что пишете и волнуетесь за воспитанников! Очень прошу вас не оставлять это на самотек, любыми способами вывести родителей на действия. Мой пример - старший поздно запустил речь, любил игры в одиночку и был медлительным. А нам что - все говорят, догонит, дорастет, по неврологии ок и привычные ППЦНС (читай причина в родах, привет кесарево и проч.) Воспитатели знаете что мне говорили? Что он такой спокойный, типа так хорошо. На фоне беснующихся сверстников он был удобным. К концу сада социализация всё сильней, начались проблемы, он протестовал и не выполнял задания. Пошли по врачам, и поздно пошли! К счастью компенсация проблем у него хорошая, но начни мы лечение раньше, и проблемы ушли бы раньше. Оказалось - не аутизм, а неврология... а с ней тоже много диагнозов, с которыми надо спешить. С одной стороны да, догонит и дорастет, а вообще-то нужно помочь. Покажите им мой комментарий, если получится.

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Вот совершенно с вами согласна. У меня тоже ребенок с неврологией, которая сначала просто в виде задержки речи была, а сейчас в началке уже сложности с учебой. И мне тоже воспитатели говорили, все хорошо, подрастет и все наладится. А сейчас уже поздно кусать локти.
Вот и хочу хоть другим помочь.
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Скажите пожалуйста как дифференцировать неврологию и аутизм и в каком возрасте ?
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
До трёх лет крайне сложно дифференцировать. Но, как правило, отсутствие указательного жеста, стимы, вокализация, рядкование, отсутствие радости при виде родителей- это скорее всего РАС или аутизм. А неврология это больше например тонус мышц( слабые или наоборот гипертонус), отсюда же дизартрия, или проблемы держать ложку, карандаш. Также проблемы со сном, проблемы с туалетом. Нелеченная неврология потом потянет за собой задержку психического развития ( задержка речи, проблемы с письмом и чтением).
Но я не врач, я педагог.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за информацию
0
Автор поста оценил этот комментарий
Скажите пожалуйста как дифференцировать неврологию и аутизм и в каком возрасте ?
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это вопрос к врачу) Я начинала с невролога, там смотрят историю развития ребенка и рефлексы и поведение на приёме. Про возраст - у кого-то проблемы с рождения, а у нас стартовали в школе в 1 классе, тут как повезет. Нам не повезло в том плане, что участковые неврологи клали болт, успокаивали что всё хорошо. Их назначения с рождения - пить ноотропы, вместо нормального обследования. Время было упущено, мягко скажем.

Есть золотое правило - посетить 3-х разных специалистов. У нас это тоже сработало, мы нашли хорошего врача.

Кроме того, бывают аутические признаки поведения, но как мне сказали "вы просто настоящих аутистов не видели".

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо большое за развернутый ответ!
2
Автор поста оценил этот комментарий
Сами искали речевые проблемы, воспитатели и детсадовский психолог обращали внимание на игнорирование группы.
Может быть полезным зайти с той стороны, что методы поведенческого анализа и общение с помощью карточек или жестов может быть полезным любому ребенку, хоть нормотипичному, хоть нет.
Вообще, конечно, не зная ситуации, советовать что-то сложно. Что могу сказать точно: разговор в стиле: "Ваш ребенок какой-то неправильный, сходите к психиатру", -- редко вызывают в родителях теплые чувства. Рассказ о методах, которые смогут усилить определённые стороны, сработает лучше.
раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Я вот и думаю зайти со стороны речевых проблем. Девочке 2 года, речи нет совсем, на уровне гуления, то есть даже звукоподражания нет, указательного жеста и зрительного контакта тоже нет. Ребенок не то чтоб с детьми, со взрослыми не контактирует. Играет сама по себе и кругами ходит по группе. На мой взгляд, уже только это заставляет задуматься о проблеме.
раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

указательного жеста и зрительного контакта тоже нет

Об этом тоже стоит настойчиво, но аккуратно рассказать. Зрительный контакт можно, конечно, не замечать, указательный жест появляется ярче; особенно если ребенок использует чужую руку для указания.
Но, повторюсь, предложение: "иди ты к психиатру", -- не вызовет желаемой реакции. Но вот подборку информации и тесты как-то можно попробовать внедрить, причем может выйти лучше, если предложить эту информацию всем родителям группы сразу.
Тесты и буклеты, например, тут:
https://test.autism.help/
https://outfund.ru/publikacii-fonda-vyxod/

1
Автор поста оценил этот комментарий
Странно, что при осмотре невролог не выявил особенности поведения. Может, для начала предложить родителям обсудить эти особенности с неврологом? А потом уже страшное слово "психиатр" говорить. У нас ребенок с диагнозом, но в речевой детсад переходить пока не торопимся, потому что ребенок активно контактирует с окружающим миром, когда ей надо. Не словами, конечно. Так называемый "удобный ребенок". Встречный вопрос - как убедить воспитателей перестать петь дифирамбы, вместо того, чтобы честно говорить об особенностях поведения, которые мы можем проработать дома и с психологом?
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Видимо, такой невролог. Пока сам не потребуешь обратить внимание на речь, пишут здоров. У нас в саду есть группа с детишками с ДЦП, и У них на плановом осмотре участковый невролог всем написала "здоров", медсестра из сада до главврача доводила этот вопрос, чтоб переделали заключение.
А вопрос про воспитателей тоже открытый. Все боятся жалоб. Как меня учили "опытные", мол если скажем родителям, что ребенок плачет или не справляется с заданиями, то могут пожаловаться, что мы плохо с детьми занимаемся и не справляемся.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Видимо нет больше разумной границы между опытностью воспитателей, как не попасть под жалобы, и адекватностью реакции родителей. То, что вам кажется возможностью помочь ребенку для родителей может оказаться годами, потраченным на бесконечные походы между врачами, больницами и реабилитационными центрами, отсюда и реакция. Попробуйте сначала выяснить эту реакцию, например, вскользь задав вопрос "а как ребенок дома показывает, что нужно?" Ну или что-то наподобии, и увидите по реакции родителей, насколько они готовы к такому долгому пути, и себя не подставите. Если им все равно, то не заставите, а если хоть немного тревожатся, то этот вопрос поможет им определиться.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Как ,как.. через заведующую, методиста и психолога.
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Очень тяжело до родителей донести. Многие не принимают то что их ребенок аутист до самой школы.

Чисто психологически, видеть видят, но сами находят оправдания поведению.

Раньше 4-5 лет мало у кого открываются глаза если в окружении никто с этим не сталкивался.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку