352

Аутизм и первый класс

Прошу прощения у регулярных подписчиков — нет никаких сил для термоядерных постов. Но есть одна тема для аутистического сообщества, навеянная волной постов последнего месяца.

Иногда некоторым людям исполняется семь лет, и из-за этого они отправляются в школу. Обычно в начальной школе можно учиться на родном языке. Но ситуация становится слегка специфичной, если семилетке нужен то ли язык дельфинов, то ли язык программирования; в родах и склонениях русского языка он до сих пор путается, а местоимения считает чёрным колдунством.

Семилетку зовут Юра, у него расстройство аутистического спектра, и год назад в сообществе был пост о нём в ремонте. Теперь он отправился в школу — и здесь будет пара слов о том, как это выглядит.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Обычно в первом классе упор делают на письме, чтении и арифметике. Есть толпа учеников, есть учитель, учитель что-то объясняет, ученики слушают и, если они понимают материал — то проблемы нет...

Стоп, а если они могут понять материал, но им не интересно существование учителя; а в незнакомой среде могут уйти в себя и заварить дверь? Приходится учиться другим вещам.

Важнее всего первокласснику с аутизмом научиться списывать и подглядывать. Нет, у остальных учеников это как-то само получается, но герою поста Юре пришлось для начала разобраться — зачем вообще эти одноклассники нужны и какой с них толк. А толк в том, что в соседской тетради первым возникает не ответ, а вопрос. Если ты этот вопрос прослушал, соседская тетрадка становится крайне ценным ресурсом.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Второе — собственно, концентрировать внимание на учителе. Обычно это тоже само получается, а у кого не получается — тем раздают люлей порицания. Тупиковый путь, если само не получается, а порицания существуют где-то в альтернативной вселенной. Учебная программа при аутизме предполагает, что в начале рядом с учеником должен быть тьютор, который подскажет, куда слушать. Не задачу, не ответ — именно, куда нужно направить внимание, чтобы услышать вопрос. И будет подсказывать, пока у ученика не начнёт получаться. А чтобы получалось, выдаст в нужный момент подходящее поощрение.

(Это, конечно, вообще не сработает, если ставку тьютора приписали тому же учителю первого класса — раздвоиться, чтобы одновременно давать всему классу задачку и обращать на неё внимание отдельного ученика у него всё равно не выйдет. А выйдет Ѣ-ский цирк, когда и класс не занимается, и отдельный ученик с аутизмом не учится в классе работать).

Как сделать так, чтобы тьютор был в реальности и не помер с голода — отдельная история (в нашем случае, если коротко, есть маленький класс детей с аутистическими расстройствами, поддержанный фондом президентских грантов). Но если тьютор есть, дело двигается. Начинать приходилось с отдельных занятий в мелких группах, позже начали получаться и уроки вместе с большим классом.

...чертовски удобно, если поощрением работает возможность написать на доске порцию примеров или пересчитать после занятий лампы во всех кабинетах.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Обстановку тоже изучали заранее. Ещё летом построить маршрут (и ездить только по нему до декабря, пока велосипед не начал тонуть в сугробах); заранее осмотреть школу изнутри (всю, до чердака); выбрать удобную одежду (даже не надейтесь, что ваш ребёнок с аутизмом согласится сменить цвет однажды выбранной рубашки); написать расписание (главное не промазать со временем).

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Если школа даёт отдельное место, где восемь первоклассников со своим аутизмом могут передохнуть (и перебеситься) от шума больших компаний и потренироваться работать небольшой группой, от этого будет польза всем.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Все эти сложности нужны, чтобы смочь учиться с обычным классом... Ну, и чтобы обычный класс привык к компании нескольких странных одноклассников.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

А что же с арифметикой по программе? Да всё хорошо с арифметикой первого класса, все стены ею исписаны.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

...И не только стены. И не только первого класса.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост
Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

...Вот вам кошка и лампа, кошке на старости лет тоже приходится учиться.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
9
Автор поста оценил этот комментарий

Я весь пост не читал, лень, но примерно понял, что необычный мальчик ходит (или пойдет) в обычную школу. Это все конечно прекрасно, но есть и обратная сторона медали. Сейчас у разных знакомых дети либо идут в школу, либо уже учатся сколько-то лет и вот сейчас появилась эта практика - необычных детей в обычный класс. А дети там разные, очень разные. Ну например дочку знакомой один все время бил, издевался. Когда он воткнул ей карандаш в спину были уже серьезные разборки, но ничего лучше не придумали, чем перевести ублюдка в соседний класс, где он продолжил свои издевательства над другими детьми. И таких сейчас пихают по одному-два во все классы. Они там терроризируют обычных детей, учителей, но никто с этим ничего не может сделать, типа программа такая по устройству. Или может спецшколы позакрывали в процессе оптимизации образования и медицины, я хз. Короче происходит полный амбец с этими особыми детьми.

раскрыть ветку (7)
10
Автор поста оценил этот комментарий

(Прям хочется написать, что коммент я не читал, но щас отвечу)

Проблема не в том, что в обычные классы стали отправлять детей с различными ограничениями. В мире это началось уже давно, и опыт (израильский, к примеру) показывает, что такая система работает.

Проблема в том, что у нас это по умолчанию сделано через задницу. По-хорошему, предполагается долгий процесс, в котором есть диагностика проблем, поиск подходов, обучение самому учебному поведению, плавный переход к обучению в обычном классе с сопровождающим, а в конце — обучение со всеми. Так вот, у нас в массе про первые пункты забывают, а сразу кидаются к последнему. Естественно, от этого возникают одни проблемы.

А пост про попытки внедрить и остальные пункты.

раскрыть ветку (6)
8
Автор поста оценил этот комментарий

я совершенно не против детей с расстройствами, как у мальчика в посте. Я против того, чтобы внедряли в обычные классы детей, которые издеваются над другими и никто ничего с ними поделать не может. Тут получается, что не класс вредит ученику (а может ученик его и не замечает), а этот ученик вредит классу и тут уже не заметить его невозможно - тут уже до легких телесных доходит.

раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Здесь есть ещё два момента. Первый -- очевидный: обалдуй, который срывает уроки и не даёт прохода одноклассникам, может быть стопроцентно нормотипичным гопником из пьющей семьи. То есть, эта проблема не в диагнозах как таковых.
Второй слой, скрытый -- основная причина агрессии со стороны именно человека с аутизмом в незнании способов коммуникации с остальными людьми. То есть, пропущенные первые этапы в обучении; то есть, серьёзный косяк в организации инклюзивного обучения.
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

нет-нет, это именно переведенные из каких-то спец-учреждений, которые расформировывают. Просто гопота конечно тоже есть, но те ведут себя иначе.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
...и это ещё раз подчеркивает, что в спец.учреждениях их не учили жить в обществе.
раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

да я не спорю, что не учили. Я негодую о том, что расплачиваться за это надо обычным детям.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ваше негодование очень понятно. Поэтому и создаются ресурсные классы (не по мановению волшебной палочки или доброй воли чиновников, а инициативой родителей), чтобы дети учились коммуницировать. При этом, как верно заметил автор, не в диагнозе дело - и нормотипичные могут быть главными агрессорами. И агрессия не всегда физическая, буллинг - это тоже она. Отсюда вывод: обучать коммуникации и саморегуляции стоит всех детей, чтобы этих "расплат" было меньше.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку