352

Аутизм и первый класс

Прошу прощения у регулярных подписчиков — нет никаких сил для термоядерных постов. Но есть одна тема для аутистического сообщества, навеянная волной постов последнего месяца.

Иногда некоторым людям исполняется семь лет, и из-за этого они отправляются в школу. Обычно в начальной школе можно учиться на родном языке. Но ситуация становится слегка специфичной, если семилетке нужен то ли язык дельфинов, то ли язык программирования; в родах и склонениях русского языка он до сих пор путается, а местоимения считает чёрным колдунством.

Семилетку зовут Юра, у него расстройство аутистического спектра, и год назад в сообществе был пост о нём в ремонте. Теперь он отправился в школу — и здесь будет пара слов о том, как это выглядит.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Обычно в первом классе упор делают на письме, чтении и арифметике. Есть толпа учеников, есть учитель, учитель что-то объясняет, ученики слушают и, если они понимают материал — то проблемы нет...

Стоп, а если они могут понять материал, но им не интересно существование учителя; а в незнакомой среде могут уйти в себя и заварить дверь? Приходится учиться другим вещам.

Важнее всего первокласснику с аутизмом научиться списывать и подглядывать. Нет, у остальных учеников это как-то само получается, но герою поста Юре пришлось для начала разобраться — зачем вообще эти одноклассники нужны и какой с них толк. А толк в том, что в соседской тетради первым возникает не ответ, а вопрос. Если ты этот вопрос прослушал, соседская тетрадка становится крайне ценным ресурсом.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Второе — собственно, концентрировать внимание на учителе. Обычно это тоже само получается, а у кого не получается — тем раздают люлей порицания. Тупиковый путь, если само не получается, а порицания существуют где-то в альтернативной вселенной. Учебная программа при аутизме предполагает, что в начале рядом с учеником должен быть тьютор, который подскажет, куда слушать. Не задачу, не ответ — именно, куда нужно направить внимание, чтобы услышать вопрос. И будет подсказывать, пока у ученика не начнёт получаться. А чтобы получалось, выдаст в нужный момент подходящее поощрение.

(Это, конечно, вообще не сработает, если ставку тьютора приписали тому же учителю первого класса — раздвоиться, чтобы одновременно давать всему классу задачку и обращать на неё внимание отдельного ученика у него всё равно не выйдет. А выйдет Ѣ-ский цирк, когда и класс не занимается, и отдельный ученик с аутизмом не учится в классе работать).

Как сделать так, чтобы тьютор был в реальности и не помер с голода — отдельная история (в нашем случае, если коротко, есть маленький класс детей с аутистическими расстройствами, поддержанный фондом президентских грантов). Но если тьютор есть, дело двигается. Начинать приходилось с отдельных занятий в мелких группах, позже начали получаться и уроки вместе с большим классом.

...чертовски удобно, если поощрением работает возможность написать на доске порцию примеров или пересчитать после занятий лампы во всех кабинетах.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Обстановку тоже изучали заранее. Ещё летом построить маршрут (и ездить только по нему до декабря, пока велосипед не начал тонуть в сугробах); заранее осмотреть школу изнутри (всю, до чердака); выбрать удобную одежду (даже не надейтесь, что ваш ребёнок с аутизмом согласится сменить цвет однажды выбранной рубашки); написать расписание (главное не промазать со временем).

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Если школа даёт отдельное место, где восемь первоклассников со своим аутизмом могут передохнуть (и перебеситься) от шума больших компаний и потренироваться работать небольшой группой, от этого будет польза всем.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Все эти сложности нужны, чтобы смочь учиться с обычным классом... Ну, и чтобы обычный класс привык к компании нескольких странных одноклассников.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

А что же с арифметикой по программе? Да всё хорошо с арифметикой первого класса, все стены ею исписаны.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

...И не только стены. И не только первого класса.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост
Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

...Вот вам кошка и лампа, кошке на старости лет тоже приходится учиться.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Извиняюсь, что не по теме, но методики концентрации внимания будут работать на взрослом ?

Просто я в свои 30 толком не могу расписание составить, три две задачи держу в голове и на этом все. Если вас не затруднит - дайте пжлст ссылки на источники или названия методик (если они так интерпритируются).
Заранее спасибо.

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Будут. Заранее составленное и понятное с первого взгляда расписание, висящее на видном месте; мелкие поощрения за определенное количество нужных действий; избавление от раздражающих шумов -- это все сработает в любом возрасте, причем взрослый все это может делать себе сам. Но если проблема именно в концентрации внимания на любой взятой задаче, то может быть полезным копать в сторону того, что делают при СДВГ; о нём я знаю не очень много.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за ответ.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Если вам комфортно на английском, можно посмотреть курс Барбары Окли Learning how to learn, в нем есть методики концентрации, он бесплатный и недлинный, есть русские субтитры: https://www.coursera.org/learn/learning-how-to-learn#syllabu...

На русском могу порекомендовать книгу Ирины Якутенко "Воля и самоконтроль", в ней объясняются биологические предпосылки, почему мозг одних может удерживать внимание легко, а другим приходится тратить на это много сил, и даются практические советы, как улучшить качество жизни, если вы из второй группы.

В качестве селф-хелп и накопления уверенности, что вы справитесь: книга Насти Травкиной "Homo Mutabilis". В ней про то, что мозг пластичен, и что его можно сделать эффективнее в любом возрасте, и какие когнитивные ошибки мешают нам использовать мозг эффективно.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за предоставленный материал! Однако я сам слушал курс "сила воли" , автора уж не помню - но вещь популярная. У меня скорее проблема организации чем понимания. Однако буду осваивать.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку