Атомный самолет М-60

Появление атомной бомбы породило у обладателей этого чудо-оружия искушение выиграть войну всего несколькими точными ударами по промышленным центрам противника. Останавливало их только то, что эти центры располагались, как правило, в глубоком и хорошо защищенном тылу. Все послевоенные силы сосредоточились как раз на надежных средствах доставки «спецгруза». Выбор оказался невелик — баллистические и крылатые ракеты и сверхдальняя стратегическая авиация.


В 1952 году в США взлетает легендарный B-52, через год — первый в мире сверхзвуковой тактический бомбардировщик A-5 Vigilante, а еще через три — сверхзвуковой стратегический XB-58 Hustler. СССР не отставал: одновременно с B-52 в воздух поднимается стратегический межконтинентальный бомбардировщик Ту-95, а 9 июля 1961 года весь мир шокирует показанный на авиапараде в Тушино гигантский сверхзвуковой бомбардировщик М-50, который, промчавшись над трибунами, сделал горку и растворился в небе. Мало кто догадывался, что это был последний полет супербомбардировщика.


Сверхзвуковой стратегический ракетоносец М-50

Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, М-60, М-30, Длиннопост

Дело в том, что радиус полета построенного экземпляра не превышал 4000 км. И если для США, окруживших СССР военными базами, этого было достаточно, то для достижения американской территории с советских аэродромов требовалась дальность не менее 16 тыс. км. Расчеты показывали, что даже при двух заправках топливом дальность М-50 со «спецгрузом» массой 5 т не превышала 14 тыс. км. При этом такой полет требовал целое озеро топлива (500 т) для бомбардировщика и топливозаправщиков. Для поражения же удаленных целей на территории США и свободного выбора трассы полета для обхода районов ПВО требовалась дальность в 25 тыс. км. Обеспечить ее на сверхзвуковом полете могли только самолеты с ядерными силовыми установками.

Подобный проект только сейчас кажется диким. В начале 50-х он казался не более экстравагантным, чем размещение реакторов на подводных лодках: и то и другое давало практически неограниченный радиус действия. Вполне обычным постановлением Совета Министров СССР от 1955 года ОКБ Туполева было предписано создать на базе бомбардировщика Ту-95 летающую атомную лабораторию, а ОКБ Мясищева — выполнить проект сверхзвукового бомбардировщика «со специальными двигателями главного конструктора Архипа Люльки».


Специальные двигатели

Турбореактивный двигатель с атомным реактором (ТРДА) по конструкции очень сильно напоминает обычный турбореактивный двигатель (ТРД). Только если в ТРД тяга создается расширяющимися при сгорании керосина раскаленными газами, то в ТРДА воздух нагревается, проходя через реактор.

Активная зона авиационного атомного реактора на тепловых нейтронах набиралась из керамических тепловыделяющих элементов, в которых имелись продольные шестигранные каналы для прохода нагреваемого воздуха. Расчетная тяга разрабатываемого двигателя должна была составить 22,5 т. Рассматривалось два варианта компоновки ТРДА — «коромысло», при котором вал компрессора располагался вне реактора, и «соосный», где вал проходил по оси реактора. В первом варианте вал работал в щадящем режиме, во втором требовались специальные высокопрочные материалы. Но соосный вариант обеспечивал меньшие размеры двигателя. Поэтому одновременно прорабатывались варианты с обеими двигательными установками.

Первым в СССР самолетом с атомным двигателем должен был стать бомбардировщик М-60, разрабатываемый на основе существующего М-50. При условии создания двигателя с компактным керамическим реактором, разрабатываемый самолет должен был иметь дальность полета не менее 25 тыс. км при крейсерской скорости 3000−3200 км/ч и высоте полета порядка 18−20 км. Взлетная масса супербомбардировщика должна была превысить 250 т.

Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, М-60, М-30, Длиннопост
Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, М-60, М-30, Длиннопост

При взгляде на эскизы и макеты всех атомных самолетов Мясищева сразу бросается в глаза отсутствие традиционной кабины экипажа: она неспособна защитить летчиков от радиационного излучения. Поэтому экипаж ядерного самолета должен был располагаться в герметичной многослойной капсуле (преимущественно, свинцовой), масса которой вместе с системой жизнеобеспечения составляла до 25% массы самолета — более 60 т! Радиоактивность внешнего воздуха (ведь он проходил через реактор) исключала возможность использования его для дыхания, поэтому для наддува кабины использовалась кислородноазотная смесь в пропорции 1:1, получаемая в специальных газификаторах путем испарения жидких газов. Аналогично противорадиационным системам, применяемым на танках, в кабине поддерживалось избыточное давление, исключающее попадание внутрь атмосферного воздуха.

Отсутствие визуального обзора должно было компенсироваться оптическим перископом, телевизионным и радиолокационными экранами.

Катапультная установка состояла из кресла и защитного контейнера, ограждающего экипаж не только от сверхзвукового воздушного потока, но и от мощного радиационного излучения двигателя. Задняя стенка имела 5 сантиметровое свинцовое покрытие.

Понятно, что поднять в воздух, а тем более посадить 250-тонную машину, прильнув к окуляру перископа, было практически невозможно, поэтому бомбардировщик оборудовался полностью автоматической системой самолетовождения, которая обеспечивала автономный взлет, набор высоты, заход и наведение на цель, возвращение и посадку. (Все это в 50-х годах — за 30 лет до автономного полета «Бурана»!)

После того как выяснилось, что самолет сможет решать практически все задачи сам, появилась логическая идея сделать беспилотный вариант — легче как раз на те самые 60 т. Отсутствие громоздкой кабины также уменьшало на 3 м диаметр самолета и на 4 м — длину, что позволяло создать аэродинамически более совершенный планер по типу «летающее крыло». Однако в ВВС проект поддержки не нашел: считалось, что беспилотный самолет не в состоянии обеспечить маневр, необходимый в создавшейся конкретной обстановке, что приводит к большей поражаемости беспилотного аппарата.


Пляжный бомбардировщик

Наземный комплекс обслуживания атомных самолетов представлял собой не менее сложное сооружение, чем сами машины. Ввиду сильного радиационного фона практически все работы были автоматизированы: заправка, подвеска вооружения, доставка экипажа. Атомные двигатели хранились в специальном хранилище и монтировались на самолете непосредственно перед вылетом. Мало того, облучение материалов в полете потоком нейтронов приводило к активации конструкции самолета. Остаточное излучение было настолько сильным, что делало невозможным свободный подход к машине без применения специальных мер в течение 23 месяцев после снятия двигателей. Для отстоя таких самолетов в аэродромном комплексе отводились специальные площадки, а конструкция самих машин предусматривала быстрый монтаж основных блоков посредством манипуляторов. Гигантская масса атомных бомбардировщиков требовала особых взлетных полос, с толщиной покрытия около 0,5 м. Ясно было, что такой комплекс в случае начала войны был чрезвычайно уязвим.

Именно поэтому под индексом М-60М параллельно разрабатывался сверхзвуковой гидросамолет с атомным двигателем. Каждый район базирования таких самолетов, рассчитанный на обслуживание 10−15 гидросамолетов, занимал участок побережья в 50−100 км, что обеспечивало достаточную степень рассредоточения. Базы могли располагаться не только на юге страны. В СССР был тщательно изучен опыт Швеции по поддержанию в 1959 году водных акваторий круглый год в незамерзающем состоянии. Используя несложное оборудование для подачи воздуха по трубам, шведам удалось обеспечить циркуляцию теплых слоев воды со дна водоемов. Сами базы предполагалось строить в мощных прибрежных скальных массивах.

Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, М-60, М-30, Длиннопост

Атомный гидросамолет был довольно необычной компоновки. Воздухозаборники были удалены от поверхности воды на 1,4 м, что исключало попадание в них воды при волнении до 4-х баллов. Реактивные сопла нижних двигателей, расположенные на высоте 0,4 м, в случае необходимости наполовину перекрывались специальными заслонками. Впрочем, целесообразность заслонок подвергалась сомнению: гидросамолет должен был находиться на воде только с включенными двигателями. Со снятыми реакторами самолет базировался в специальном самоходном доке.

Для взлета с водной поверхности применялась уникальная комбинация выдвижных подводных крыльев, носовой и подкрыльевых гидролыж. Подобная конструкция на 15% снижала площадь поперечного сечения самолета и уменьшала его массу. Гидросамолет М-60М, как и сухопутный родственник М-60, мог находиться с боевой нагрузкой в 18 т на высоте 15 км более суток, что позволяло решать основные поставленные задачи. Однако сильное предполагаемое радиационное загрязнение мест базирования привело к тому, что в марте 1957 года проект был закрыт.

Закрытие проекта М-60 вовсе не означало прекращение работ над атомной тематикой. Был поставлен крест только на атомных силовых установках с «открытой» схемой — когда атмосферный воздух проходил напрямую через реактор, подвергаясь сильному радиационному заражению. Надо отметить, что проект М-60 начинал разрабатываться, когда еще не было даже опыта создания атомных подводных лодок. Первая АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» была спущена на воду в 1957-м — как раз в год прекращения работ над М-60. Реактор К-3 работал по «закрытой» схеме. В реакторе происходил нагрев теплоносителя, который потом превращал воду в пар. Ввиду того, что теплоноситель постоянно находился в замкнутом изолированном контуре, радиационного заражения окружающей среды не происходило. Успех такой схемы во флоте активизировал работы в этой области и в авиации. Постановлением правительства от 1959 года ОКБ Мясищева поручается разработка нового высотного самолета М-30 с атомной силовой установкой «закрытого» типа. Самолет предназначался для нанесения ударов бомбами и управляемыми ракетами по особо важным малоразмерным целям на территории США и авианосным ударным соединениям на океанских просторах.

Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, М-60, М-30, Длиннопост
Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, М-60, М-30, Длиннопост

Разработка двигателя для нового самолета была поручена ОКБ Кузнецова. При проектировании конструкторы столкнулись с неприятным парадоксом — падением тяги атомного двигателя с понижением высоты. (Для обычных самолетов все было в точности наоборот — тяга падала с набором высоты.) Начались поиски оптимальной аэродинамической схемы. В конце концов остановились на схеме «утка» с крылом переменной стреловидности и пакетным расположением двигателей. Единый реактор по мощным замкнутым трубопроводам должен был доставлять жидкий теплоноситель (литий и натрий) к 6 воздушно-реактивным двигателям НК-5. Предусматривалось дополнительное использование углеводородного топлива на взлете, выходе на крейсерскую скорость и выполнении маневров в районе цели. К середине 60-го года предварительный проект М30 был готов. В связи с гораздо меньшим радиоактивным фоном от новой двигательной установки, существенно была облегчена защита экипажа, а кабина получила остекление из свинцового стекла и плексигласа общей толщиной 11 см. В качестве основного вооружения предусматривались две управляемые ракеты К-22. По планам подняться в воздух М-30 должен был не позже 1966 года.

Однако в 1960 году произошло историческое совещание по перспективам развития стратегических систем оружия. В результате Хрущев принял решения, за которые его до сих пор называют могильщиком авиации. По правде говоря, Никита Сергеевич тут ни при чем. На совещании ракетчики во главе с Королевым выступили куда более убедительно, чем разобщенные авиастроители. На вопрос, сколько времени требуется на подготовку вылета стратегического бомбардировщика с ядерным боеприпасом на борту, самолетчики ответили — сутки. Ракетчикам потребовались минуты: «Нам бы только гироскопы раскрутить». К тому же им не требовались многокилометровые дорогостоящие взлетно-посадочные полосы. Преодоление бомбардировщиками средств ПВО также вызывало большие сомнения, тогда как эффективно перехватывать баллистические ракеты не научились до сих пор. Вконец сразила военных и Хрущева красочно описанная ракетчиками перспектива «кнопочной войны» будущего. Результат совещания — самолетостроителям было предложено взять на себя часть заказов по ракетным темам. Все самолетные проекты были приостановлены. М-30 стал последним авиационным проектом Мясищева. В октябре ОКБ Мясищева окончательно переводится на ракетно-космическую тематику, а сам Мясищев отстраняется от должности руководителя.

Будь авиаконструкторы в 1960 году более убедительны, как знать, какие бы самолеты летали сегодня в небе. А так, нам остается только восхищаться сумасшедшими идеями 60-х.


Источник: http://www.popmech.ru/technologies/8841-verkhom-na-reaktore-...

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
8
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Ну это было начало. Хрен знает, до чего бы додумались. Если уже тогда реактор летал. Щас телепортировались бы уже
раскрыть ветку (23)
32
Автор поста оценил этот комментарий
Боюсь, что если бы тогда у нас летали реакторы, то сейчас ты бы ходил по своему городу в респираторе и был бы перманентно лысым.
раскрыть ветку (22)
39
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Я уже лысый. Если я надену респиратор - в небе появятся атомные самолёты?

раскрыть ветку (10)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Сначала выпей немного галоперидолу. Затем надень респиратор. Появятся атомные самолёты, и Чебурашка, у которого нет друзей.
раскрыть ветку (9)
7
Автор поста оценил этот комментарий

От галоперидолу с аминазином это всё как раз пропадает. Эх, школота

раскрыть ветку (8)
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ах ты ж! Тот то у меня звездолёт с заднего двора пропал! Это соседка меня галоперидолом травит и звездолёты пиздит!

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А звездолёт у тебя какого цвета? Если зеленый, то это с Венеры. А если красный, то с Марса. А, нет, прости. Красный - это не из нашей галактики.

раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Красный быстрее!

2
Автор поста оценил этот комментарий

Я и мой товарищ с тобой категорически не согласны.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы со своим товарищем считаете, что вот так обдолбались именно галоперидолом? Вас жестоко обманули ваши барыги.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Эхехехе. @dilukhin, у которого нет друзей.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Эмм.. Я конечно интроверт но не тормоз друзья у меня есть. Это мемчик какой-то? Не в тему, проходи.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

https://www.youtube.com/watch?v=RPCap5DyMXA

Фильм "ДМБ". Фрагмент оттуда.

24
Автор поста оценил этот комментарий

Идея действительно очень опасная. Не могу понять как вообще она могла придти в голову.

В отличии от ракет, которые тестируют с болванками на борту, эти ребята могли бы устроить Чернобыль в случае любой аварии, любого из тестовых полётов.

И не смотря на романтизм автора комента, очень хорошо, что ракетчики выступили убедительнее. Иначе бы сейчас у меня был бы намного больший выбор для ника.

раскрыть ветку (10)
7
Автор поста оценил этот комментарий
у тебя и рук было бы больше
раскрыть ветку (2)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Или меньше, тут как получится. :(

раскрыть ветку (1)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Tentacles fine too.
10
Автор поста оценил этот комментарий

Как бы до до самой аварий на ЧАЭС, масштабы проблемы не так остро воспринимались, не все понимали что это ппц как опасно, но что малейшая ошибка может привести к катастрофе планетарного масштаба я думаю опускалось, важно было сделать лучшее в мире оружие. Собственно сама авария на Чернобыле и то как ее ликвидировали это подтверждают.

раскрыть ветку (6)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Если у них самолёты просто от того, что стоят заражают всё вокруг, то они явно понимали, что будет в случае его падения. Ну это слишком очевидно. Как по мне, дак конструкторы этих самолётов занимались хулиганством для удовлетворения своих амбиций.

Они явно понимали, что творят. А болезненное восприятие после ЧАЭС — это не то, что произошло среди экспертов в этом деле. Они и так понимали проблему. Это то, что произошло в сознании обычных людей, когда они тоже сами осознали опасность. До этого масса людей просто не понимала насколько это опасно. Тут вопрос общественного резонанса. Не думаю, что эксперты до ЧАЭС не понимали опасность этой технологии. Это было бы как минимум странно.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Так раньше и реакторы некоторые были проточными. Водичку забрали из реки - очистили - прогнали через реактор - слили в реку. Как раз в те годы, кстати. И никто особо не волновался.

Автор поста оценил этот комментарий

Я может быть и не прав, но в СССР за всякие нормы дрюкали так что просто тт, и тот факт что при ликвидации аварии, люди просто не знали, что да как, говорит о том что небыло у них правил поведения, которых неб ыло потому как либо не изучили, либо банально забили.

6
Автор поста оценил этот комментарий
Если ты думаешь, что Чернобыль это первая ядерная катастрофа на территории СССР, то ты сильно ошибаешься - есть Маяк в Челябинской области, след от которого был примерно того же масштаба, что и от Чернобыля
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Это не опровергает всего то что я сказал, скорее даже наоборот, только с N раза доперло что атом такой атом.

Автор поста оценил этот комментарий

Маяк это всё же не то. Авария на Маяке связана с хранением отходов, а не с самим реактором.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку