Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Атаман Каледин

Атаман Каледин Гражданская война, Политика, Военные, Армия, Длиннопост

Алексей Максимович родился на хуторе Каледин Усть-Хоперской станицы входившей в область Всевеликого Войска Донского. Его дед был ветераном Отечественной войны 1812г., а отец участвовал в обороне Севастополя.


Окончив «2-е Константиновское» и «Михайловское» артиллерийские училища, в 18 лет в звании сотника он начал службу в Забайкальском казачьем войске.


До I мировой войны Каледин был начальником Новочеркасского казачьего училища, служил заместителем начальника штаба Войска Донского, командовал сначала 11-й, а потом и 12-й кавалерийскими дивизиями.


Весной-летом 1916г. 8-я армия генерала Каледина во время «Брусиловского прорыва» разгромила 4-ю австро-венгерскую армию.


В плен попало 50 000 вражеских солдат, среди трофеев оказалось 66 артиллерийских орудий.
За проявленное мастерство в командовании войсками Алексея Максимовича наградили золотым Георгиевским оружием и орденами Святого Георгия 4-й и 3-й степени.


Каледин не принял февральскую революцию, он отказался присягать Временному правительству, после чего военный министр Гучков отстранил генерала от командования армией.


Весной 1917г. Алексей Максимович вернулся на Дон и стал участником первого большого войскового круга Войска Донского, избравшего его атаманом. Это произошло впервые со времен правления Петра I.


В середине августа 1917г. на созванном Временным правительством Московском Государственном совещании Каледин потребовал от новой власти вести войну до победного конца, упразднить Советы и солдатские комитеты, карательными мерами ужесточить дисциплину в армии на флоте и в тылу.


После этого выступления Временное правительство приказало арестовать генерала, казаки предупредили его о грозящем аресте, и ему удалось скрыться.


Осенью министр-председатель Керенский потребовал у донского Войскового правительства выдать сбежавшего атамана, однако круг ответил отказом.


После свержения Временного правительства Алексей Максимович разослал по 10 округам Всевеликого Войска Донского приказ, согласно которому он Каледин взял на Дону всю власть в свои руки.


Объявив в области военное положение, атаман приказал разгромить Советы рабочих и солдатских депутатов.


В начале ноября Каледин разрешил генералу Алексееву приступить к созданию на Дону боевых частей для борьбы с красными, 25 декабря 1917г. была создана Добровольческая армия.

Верховным руководителем избрали генерала Алексеева, начальником генерального штаба генерала Корнилова, а командиром 1-й дивизии назначили генерала Деникина.


С первых дней триумвираторы Каледин, Алексеев и Корнилов столкнулись с нежеланием казаков, включая офицеров вставать под знамена Добровольческой армии.


29 января 1918г. Каледин собрал членов Донского правительства в новочеркасском атаманском дворце, и объявил, что защищать Дон от красных изъявили желание 147 добровольцев.

После совещания Алексей Максимович поднялся в кабинет и застрелился.


Вбежавшие в кабинет офицеры нашли на столе прощальное письмо атамана, адресованное генералу Алексееву. В нем он просил Михаила Васильевича отказаться от планов войны с большевиками и не вести на братоубийственную бойню казаков.


Будучи реалистом Алексей Максимович понял, что белогвардейцы никогда не победят в гражданской войне.


Некоторые обстоятельства трагедии до сих пор наталкивают историков на версию убийства атамана неизвестными лицами. Судите сами рядом с телом не нашли оружие, из которого Каледин произвел роковой выстрел, в кабинете было два выхода, Алексея Максимовича обнаружили на походной армейской кровати, лежащим со скрещенными на груди руками.


Церковь отказалась отпевать «самоубийцу», тогда казаки заставили священника провести обряд отпевания усопшего, а ночью захоронили фальшивый гроб в могиле, вырытой перед кладбищенским забором.


Прах Алексея Максимовича тайно погребли в неизвестной могиле внутри Новочеркасского кладбища.


В октябре 1921г. сотрудники ЧК вскрыли ложную могилу атамана, зафиксировав в протоколе, что тело гражданина А.М. Каледина в ходе вскрытия захоронения обнаружено не было.