Апостол: тогда и сейчас
Определение
Слово «апостол» (греч. ἀπόστολος) буквально значит «посланник» — человек, которого послали с поручением.
В Новом Завете апостолы — это призванные и посланные Христом свидетели. Они служат людям, наставляют общины и, в отдельных случаях, творят чудеса. Их цель — распространение Евангелия и созидание Церкви.
Кого Новый Завет называет апостолами
Двенадцать учеников. Иисус лично призвал их во время Своего земного служения. Они стали свидетелями Его жизни, смерти и воскресения и получили особую роль в основании Церкви. После отпадения Иуды по жребию был избран Матфий и «сопричислен к одиннадцати апостолам». (Лука 6:12–16)
Павел. Он не входил в «двенадцать». Его призвание произошло уже после Воскресения, когда по дороге в Дамаск Павлу явился Господь Иисус Христос и послал его проповедовать Евангелие язычникам. (Галатам 1:1, 1-е Коринфянам 15:9)
Другие упоминания. Кроме Двенадцати и Павла, апостолами названы ещё несколько человек: Варнава (Деяния 14:14) и Иаков, брат Господа (Галатам 1:19).
Традиции и разночтения
Среди упоминаемых: Андроник и Юния (Римлянам 16:7), Силуан и Тимофей (1-е Фессалоникийцам 1:1, 2:7). Из-за особенностей текста и перевода нельзя однозначно утверждать, что их статус равен статусу Двенадцати и Павла.
В православной традиции почитаются «70 апостолов» на основании Лука 10:1. Это широкий круг посланников.
О Марке и Луке: в православии их часто относят к апостолам из Семидесяти. В католической и большей части протестантских традиций их называют евангелистами и сотрудниками апостолов, а не апостолами в строгом смысле.
Апостолы сегодня
Вопрос о том, есть ли апостолы сегодня, понимают по-разному — в зависимости от традиции и конфессии.
Одни считают, что уникальный апостольский статус и подтверждающие его знамения (пророчество, исцеления, языки и др.) завершились с эпохой апостолов и утверждением канона. Другие полагают, что дары Духа и «апостольские» функции в широком смысле продолжаются, хотя современных служителей обычно не приравнивают к апостолам Нового Завета.
Конфессиональные позиции
Католическая и православная традиции. Учение об апостольской преемственности: епископы — преемники апостолов по служению и власти; рукоположение сохраняет связь с апостольским основанием Церкви. Это не значит, что появляются «новые апостолы» в смысле Двенадцати, — речь о продолжении апостольской миссии через епископат.
Реформатские и большинство протестантских церквей. Апостольство — исторический фундамент и образец служения, а не продолжающийся титул. Новых апостолов с равным авторитетом не признают; акцент — на верности апостольскому учению.
Пятидесятнические и харизматические общины. Придерживаются идеи продолжения даров: «апостолы» возможны как миссионеры-основатели и руководители церквей. Существуют и движения, прямо называющие себя апостольскими. Но не все приравнивают таких служителей к статусу Двенадцати.
Вывод
Итак, апостольство как уникальный исторический статус относится к ранней Церкви. А апостольская функция — посланничество, миссия, основание общин — продолжается в разных формах. Есть ли «апостолы» сегодня, зависит от конфессиональной позиции: одни ответят «да, но не как Двенадцать», другие — «нет».
