Airbus освещает работу европейского сервисного модуля для Artemis. NSF

Автор Адриан Бейл 26 августа 2022 г.

Первоисточник:

Airbus освещает работу европейского сервисного модуля для Artemis. NSF Космонавтика, Космос, Технологии, Запуск ракеты, Артемида (космическая программа), NASA, Длиннопост

Визуализация Orion около Луны. Предоставлено: НАСА

SLS близится к своему дебютному полету, и окно запуска Artemis I откроется в этот понедельник в 16:33 UTC. Но этот запуск имеет значение не только для НАСА и США. Европейский сервисный модуль (ESM) предоставит Orion широкий спектр услуг на пути к Луне, включая двигательную установку и электроэнергию. Он построен большой коалицией европейских партнеров, а окончательная сборка производится компанией Airbus Space and Defense в Бремене, Германия.


NASASpaceflight поговорило с Каем Бергеманном, заместителем руководителя программы Orion ESM и ответственным руководителем проекта по модулю ESM-3 и далее. Он получил степень магистра аэрокосмической техники в Мюнхенском университете и начал работать в Airbus в 2008 году.


Перед интервью у NASASpaceflight также была возможность взглянуть на ESM-3 и ESM-4, служебные модули для Artemis III и IV, которые в настоящее время находятся в «чистой комнате» Бремена. По словам Бергеманна, они хорошо продвигаются в сборке.


«Для ESM-3, который вы сегодня видели в «чистой комнате», мы находимся в процессе интеграции первых узлов. В настоящее время идет монтаж трубопроводов и системы терморегулирования. Кроме того, мы начинаем нашу работу по интеграции со стороны силовой установки, поэтому монтируем ее. Вы, наверное, уже видели там много-много кабелей».


«Так что работа в настоящее время продолжается. Кроме того, в настоящее время интегрируются структурная интеграция основных и вторичных структур или кронштейнов, что является подготовительным шагом к следующей интеграции, когда появится больше оборудования. Поступает больше трубок, и у нас есть опорная конструкция.»


«Итак, четвертый модуль, который вы там видели, основная конструкция, был недавно доставлен нашим субподрядчиком Thales Alenia Space. Находится в статусе прибытия в «чистую комнату». И здесь следующим шагом будет установка брекетов, а затем повторение того, что вы видели на ESM-3».

Airbus освещает работу европейского сервисного модуля для Artemis. NSF Космонавтика, Космос, Технологии, Запуск ракеты, Артемида (космическая программа), NASA, Длиннопост

Европейский служебный модуль 3 (ESM-3), февраль 2022 года. (Источник: Airbus)

Что касается сроков поставки, Airbus планирует в будущем поставлять один сервисный модуль в год. Не только из-за организационной структуры проекта, но и для того, чтобы подчеркнуть возможности европейских партнеров НАСА.


«Мы планируем поставку летом следующего года. Эта дата очень важна для нас. Мы, как европейская индустрия, вместе с нашим непосредственным заказчиком, агентством, являемся частью этого большого, многонационального предприятия, и поэтому каждый вносит свой вклад в обеспечение успеха этого дела, и наше европейское обещание состоит в том, что мы доставим его летом следующего года. »


«Это вызов, я могу вам сказать, мы на очень хорошем пути. Мы видим, что отдельные проблемы, которые у нас были, например, на одном из клапанов, у нас были некоторые проблемы в разработке, которые мы преодолели. Так что эта конкретная проблема, например, находится вне критического пути. И поэтому мы работаем пункт за пунктом, чтобы убедиться, что мы сможем выполнить обещанную поставку летом следующего года».


«После завершения интеграции следующим шагом будет тестирование различных подсистем. Электрические испытания, «включение» системы, затем функциональная проверка силовой установки, тепловой системы, хранения расходных материалов. Все это произойдет до того, как мы отправим его летом следующего года».


Что касается даты доставки, он подтвердил, что Airbus в настоящее время находится на пути к доставке, как и планировалось.


В дальнейшем он рассказал об участии Airbus в предстоящих полетах Artemis I и Artemis II.

Airbus освещает работу европейского сервисного модуля для Artemis. NSF Космонавтика, Космос, Технологии, Запуск ракеты, Артемида (космическая программа), NASA, Длиннопост

Инфографика Orion со всеми различными компонентами ESM. (Фото: Аэробус)

«Мы глубоко вовлечены в это. Да, это была миссия под руководством НАСА, а также полет, это миссия НАСА, но наше участие в нем абсолютно необходимо, потому что наши люди сидят за пультом вместе с нашими американскими партнерами».


«Эти люди должны быть теми, кто действительно понимает систему и знает каждую ее деталь, так что мы используем это время, чтобы подготовиться к миссии, чтобы подготовиться к каждому сценарию, который мы можем придумать, в чтобы обеспечить не только хороший космический аппарат, но и оперативную возможность управлять им таким образом, чтобы экипаж благополучно вернулся».


«Тогда вы можете немного понять, что такое бэк-офис. Так что, конечно, если проблема становится слишком сложной, вы действительно хотите, чтобы за столом был человек, который знает эту машину наизусть, и это мы».


В дальнейшем все полеты SLS будут выполняться с экипажем, и Бергеманн также коснулся этого момента, что для команды означает, что их оборудование будет использоваться для полетов с экипажем в будущем.


«Тот факт, что мы летим, это то, что действительно вызывает эмоции в нашей команде. Многие люди также приходят к нам из проекта Ariane. И вот мы летим с семьями за спиной».


«Кроме того, когда мы встречаемся с астронавтами, которые приходят и рассказывают об их личной жизни, это вызывает столько эмоций в этой теме. Так что вы хотите, чтобы к подготовке запуска относились действительно серьезно, и поэтому я также считаю, что также абсолютно необходимо, чтобы люди, которые проектировали машину, действительно знали, что они вовлечены, не только до поставки ESM, но и далее при подготовке к запуску, а затем к эксплуатации самого корабля».


Что касается того, будет ли это означать, что у ESM-2 и форварда разные подходы, он это отрицал.


«Это ничего не меняет. Мы действуем так, как будто на борту Artemis I находится экипаж для полностью симулированного испытательного полета».


«В прошлом программа SLS сталкивалась с некоторыми задержками во времени. Что касается ESM, это не меняет даты поставки, пока ESA не вносит соответствующие коррективы».

Airbus освещает работу европейского сервисного модуля для Artemis. NSF Космонавтика, Космос, Технологии, Запуск ракеты, Артемида (космическая программа), NASA, Длиннопост

Artemis I на LC-39B для запуска. (Источник: Томас Бургхардт для NSF)

«У нас есть контракт с Европейским космическим агентством. И этот контракт остается нетронутым до тех пор, пока ЕSА не решит изменить намеченные сроки. Так что если агентства решат, что это не подходит, то это совсем другая история. Но на данный момент это не меняет сути наших договорных обязательств по поставке перед ЕSА».


Хотя ни один из основных компонентов ESM не был построен и поставлен Россией или Украиной, это не означает, что продолжающаяся война не повлияла на работу ESM.

«Это немного похоже на другие отрасли. Непосредственно мы не затронуты, но если вы спуститесь на второй или третий уровень, вы можете найти сырье, которое может быть затронуто».


«Вместе с Airbus Group у нас есть альтернативы, и в данном случае это реальное преимущество быть частью такой большой корпорации. Например, титан используется не только в EMS, но и в самолетах. И поэтому это проблема, которая затрагивает различные отрасли, и мы, как Airbus, имеем то преимущество, что можем объединять наши потребности и искать альтернативы».

Airbus освещает работу европейского сервисного модуля для Artemis. NSF Космонавтика, Космос, Технологии, Запуск ракеты, Артемида (космическая программа), NASA, Длиннопост

Погрузка EMS-2 в грузовой самолет Антонов Ан-124. (Источник: ЕSА)

В частности, по поводу привлечения грузового самолета «Антонов», который в прошлом использовался для перевозки ESM, он изложил несколько вариантов. Это также связано с планом производства ESM в непрерывной производственной цепочке.


«Для ESM-4 и последующих версий базовой линией является доставка по воде. Это может показаться удивительным, но здесь, если мы хотим перейти к ежегодной каденции поставок, это означает, что нам нужно превратить всю эту программу во все более и более нормальную повторяющуюся производственную программу. А также предусмотрите достаточно времени, чтобы отправить его на судне. Вот как это делается для разгонного блока Ariane. Вот как это было сделано для ATV. Если мы хотим превратить это в нормальный предсказуемый цикл, мы можем использовать судно».


«Если мы сейчас решаем отправить его самолетом, у нас также есть альтернативы для этого. Например, модуль Columbus уже доставлялся на Beluga. Вот и ищем альтернативы. Мы также разговариваем с нашими американскими партнерами, чтобы узнать, как они могут помочь, но здесь у нас действительно есть подрядчики, и мы не зависим от одного самолета».


Что касается будущих контрактов на ESM, Airbus в настоящее время заключил контракт до ESM-6, но это не означает, что партнерство на этом закончится. Будущее с ЕSА уже находится в переговорах с той же конструкцией, которая стартует на Артемиде I.


«У нас контракт до ESA-6. И в настоящее время мы находимся на стадии заключения для седьмой, восьмой и девятой. Это приведет нас к срокам поставки ESM-9 между 2029 и 2030 годами».


«И поэтому для нас также очень важно иметь такое долгосрочное видение. Потому что здесь мы действительно можем сегодня принимать решения, которые позволят нам быть устойчивыми в доставке. Например, когда мы рассматриваем производство, собираемся ли мы инвестировать в еще один интеграционный стенд? Если бы вы пошли только на следующие два года, вы могли бы усомниться в этом. Но здесь, учитывая перспективу на ближайшие, скажем, семь-восемь лет, становится ясно, что у нас есть мотивация действительно готовиться к ежегодной каденции».

Airbus освещает работу европейского сервисного модуля для Artemis. NSF Космонавтика, Космос, Технологии, Запуск ракеты, Артемида (космическая программа), NASA, Длиннопост

Горячие огневые испытания маршевого двигателя Orion. Вторично используемый двигатель Space Shuttle обеспечивает тягу 27 кН. (Фото: Airbus)

«Это более или менее тот же сервисный модуль еще и потому, что наш клиент хочет, чтобы он был сопоставим с предыдущим предложением. Но, конечно, в жизни все меняется, и поэтому некоторые изменения здесь. Есть некоторые технические модификации, которые также запрашиваются просто потому, что мы также сталкиваемся с устареванием здесь и там. И поэтому наш заказчик просит какие-то другие адаптации».


Что касается модификаций будущих модулей, Бергеманн подчеркнул тот факт, что основная конструкция не изменится. Однако в прошлом в ESM были внесены некоторые изменения в отношении определенных частей.


«Итак, есть некоторые вещи, которые мы должны изменить просто из-за устаревания. Например, клапан, он больше не производится производителем. Поэтому нам пришлось найти альтернативу, которая будет представлена начиная с ESM-3. Пока только те изменения, в которых нам известны проблемы устаревания».


«С нетерпением жду полета Artemis I, первого полета, который станет для нас огромным источником данных. И я не слишком удивлюсь, если мы найдем там какие-то элементы, которые дают нам реальное представление о поведении этого транспортного аппарата, которое затем повлияет на принятие нами решения менять или не менять ту или иную вещь».


В преддверии миссии Artemis I каждый человек испытывал огромное волнение на объекте. Хотя Бергеманн сам не летал в Америку, он дал некоторое представление о своем отношении незадолго до миссии.

Airbus освещает работу европейского сервисного модуля для Artemis. NSF Космонавтика, Космос, Технологии, Запуск ракеты, Артемида (космическая программа), NASA, Длиннопост

ESM и Orion интегрированы для Artemis I. (Источник: НАСА)

«Команды работали над этим более 10 лет. Я до сих пор помню, когда это был 2014 год. Когда у нас был PDR (предварительный обзор проекта) этого корабля, который оказался не таким, как мы хотели».


«Это было трудное время для нас. И теперь, когда мы можем видеть, как он доставляется заказчику, и, наконец, увидеть, как он полетит, это неописуемое эмоциональное облегчение после 10 лет работы, и я могу сказать вам, команды с нетерпением ждут, когда наш ребенок полетит. Волнение здесь, в коридоре, действительно присутствует».


«Лично я не поеду, потому что не все здесь поедут, и поэтому у нас будет внутреннее мероприятие на месте с небольшой вечеринкой для сотрудников. И я рад сказать несколько слов тем, кто очень много работал в последние годы и все же не смог приехать, чтобы увидеть сам запуск, и счастлив быть здесь, чтобы провести время со всеми».


Это одно из трех интервью, которые NASA Spaceflight взяло у Airbus. Следите за выпуском дополнительных интервью с Сианом Кливером, промышленным менеджером программы ESM, и Матиасом Гроновски, главным инженером ESM.


Первоисточник:

Космическая движуха

1.9K поста1.4K подписчика

Правила сообщества

О космонавтике, событиях в космосе, о космической политике. Разных стран и компаний. В основном о текущей пусковой и исследовательской деятельности.

Основой являются материалы группы ВК "Космическая движуха" и телеграм-канала "Космос. Инфографика. Тексты."