А, и вот

А, и вот Международный день, Магия, Ритуал, Кто я, Интранаркозное пробуждение

Примите наши соболезнования

Давно замечено: мало что может сравниться по пробуждающему эффекту с наблюдением за человеческими обычаями.

Составить из подходящих запчастей чучело демона-основателя, уложить его в хрустальный гроб в гранитном зиккурате, чтобы ежегодно проводить перед ним торжественные колонны символических жертв и возить массогабаритные макеты достижений народного хозяйства, руководителям партии и правительства на радость, а потенциальным врагам на устрашение -- это и сам по себе ритуал магический и странный. Но воспроизводить его синхронно на всех главных площадях в каждом поселении перед символической СТАТУЕЙ адресата, это уже полная клиника. Казалось бы.

Или вот взять обыкновение широко отмечать дни рождения каких-нибудь борцов/-ых за что-то хорошее. Ну, там, за равный доступ к труду, обороне или избирательной урне, например. Дело богоугодное, и чего бы, действительно, не вспомнить добрым словом тех, кто этого когда-то добивался. Но ведь и из этого умудряется человеческий гений слепить себе какой-нибудь символический пердимонокль. Например, обычай чествовать скопом всех людей по признаку принадлежности к угнетенному полу. Со всеми атрибутами праздника -- подарками, подношением цветов, распитием спиртных напитков, с поздравлениями очными и посредством электронных открыток всему списку контактов. Международный день девочек, девушек, женщин и старушек, и пусть никто не уйдет не поздравленным.

А ведь если подумать.

Обыкновение выращивать из себя собственные генетические вариации -- и какое-то время носить следующее поколение в себе же, как в самоходном инкубаторе, а потом еще и кормить выделениями тела из специальных желез -- это несколько странное изобретение природы. И при этом удивительно широко распространенное (вероятно потому, что другие варианты образовать потомство еще менее эффективны).

Но только человеческая культура дошла до того, чтобы с этим наказанием себя поздравлять -- по каким-то давно забытым формальным основаниям ежегодно праздновать чью-нибудь принадлежность к прекрасной половине репродуктивного механизма.

Тут ведь, кажется, совсем не в давнишней или желаемой эмансипации дело, а в ритуале, как таковом. Каким бы он странным ни был, и по каким бы диким основаниям ни происходил -- его аккуратное, во всех деталях, исполнение имеет какую-то собственную ценность. И очень похоже, кстати, что на самом деле важны не сами эти детали, которые меняются со временем, теряют прежнее символическое значение и обрастают новыми смыслами -- а вот именно воспроизведение их актуального в данной местности набора. Глаза боятся, а руки делают, так сказать. Тут, кажется, есть где разгуляться и буддисту, и антропологу.

Как минимум, был бы неплохой регулярный повод хорошенько задуматься: "а с чего бы это именно я была женщиной, и как это странное и необычное состояние на меня свалилось, когда и за что. И свалилось ли вообще".

Ну а если нет, то нет.