8

20 ПРИЁМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА

20 ПРИЁМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА по КЛАССИФИКАЦИИ И.Л. ВИКЕНТЬЕВА:


ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДМЕНА СОДЕРЖАНИЯ:


1) Подмена изложения темы: пылким чтением стихов; анекдотами, байками из своей жизни; разговорами о душе, о воспитании детей; о Боге и т.п. Как вариант: «затапливание» Слушателей личными ассоциации и эмоциями «по поводу» при отсутствии нового содержания;


2) Забрасывание Слушателей проблемами, которые не решены и «никогда не будут решены» без сообщения собственных вариантов гипотез, решений, открытых списков актуальных задач...


3) Ложные противопоставления (противоречие между креативной и социальной экономикой) и псевдопроблемы-пугалки: «Власть ИИ над миром», «Перенаселение Марса»;


4) Подмена нового содержания развесёлыми играми-тренингами;


5) Декларативные (неинструментальные) призывы к Слушателям обогащаться, вдруг поумнеть, стать сексуальным и т.п.


ШИФРОВАНИЕ ПУСТОТ:


6) Переименование известных терминов и рассказ об известном, но уже в новых терминах;


7) Плагиат - использование чужих работ без корректных ссылок на первоисточники (отсутствие корректных ссылок http://vikent.ru/correct-link/, что исключает возможность проверки высказываемых тезисов);


8) Отсутствие предупреждений Слушателей о разных контекстах, возможных рисках / типовых ошибках;


9) Отсутствие патентных исследований в рассуждениях о технических прогнозах и т.п.


ПОДМЕНА ФАКТОВ и ИХ СВЯЗЕЙ:


10) Подгонка, искажение известных тезисов и фактов, либо просто выдумывание «нужных» фактов для гладкости своего изложения;


11) Необоснованная экстраполяция / абсолютизация существующих тенденций;


12) Механическая комбинаторика из существующих гипотез без проверки и продумывания связей. «Смелое соединение» отдельных достижений в якобы функционирующую систему;


13) Указывается только один вариант, но не даётся «пучок» сценариев, что не позволяет выбрать оптимальный;


14) Смешение качественно-различных уровней решений;


ПОДМЕНА НОВИЗНЫ:


15) Пересказ учебников / популярных публикаций без приведения собственных научных результатов,

ЗАТРУДНЕНИЕ ПРОВЕРКИ (фальсификации по Карлу Попперу):


16) Работа в интеллектуальной-слабой аудитории: подростки, студенты и т.п. (нет сильных оппонентов);


17) Не оговаривается «область применения», либо нет указаний на существующие

ограничения / принципиальные запреты;


18) Использование заведомо непроверяемых областей, например:

- возвращается молодой космонавт на Землю, а его тут встречает старик-сын...

- этичен ли искусственный интеллект?

- йога в Пскове...


19) БИ-вариант: среди математиков человек первый психолог, среди психологов – первый математик;


20) Эффект Льва Толстого: неразделение фактов, гипотез, закономерностей, что порождает производные глупости...


Видео долгое, неподготовленным / всезнайкам лучше не смотреть )