20 ПРИЁМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА
20 ПРИЁМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА по КЛАССИФИКАЦИИ И.Л. ВИКЕНТЬЕВА:
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДМЕНА СОДЕРЖАНИЯ:
1) Подмена изложения темы: пылким чтением стихов; анекдотами, байками из своей жизни; разговорами о душе, о воспитании детей; о Боге и т.п. Как вариант: «затапливание» Слушателей личными ассоциации и эмоциями «по поводу» при отсутствии нового содержания;
2) Забрасывание Слушателей проблемами, которые не решены и «никогда не будут решены» без сообщения собственных вариантов гипотез, решений, открытых списков актуальных задач...
3) Ложные противопоставления (противоречие между креативной и социальной экономикой) и псевдопроблемы-пугалки: «Власть ИИ над миром», «Перенаселение Марса»;
4) Подмена нового содержания развесёлыми играми-тренингами;
5) Декларативные (неинструментальные) призывы к Слушателям обогащаться, вдруг поумнеть, стать сексуальным и т.п.
ШИФРОВАНИЕ ПУСТОТ:
6) Переименование известных терминов и рассказ об известном, но уже в новых терминах;
7) Плагиат - использование чужих работ без корректных ссылок на первоисточники (отсутствие корректных ссылок http://vikent.ru/correct-link/, что исключает возможность проверки высказываемых тезисов);
8) Отсутствие предупреждений Слушателей о разных контекстах, возможных рисках / типовых ошибках;
9) Отсутствие патентных исследований в рассуждениях о технических прогнозах и т.п.
ПОДМЕНА ФАКТОВ и ИХ СВЯЗЕЙ:
10) Подгонка, искажение известных тезисов и фактов, либо просто выдумывание «нужных» фактов для гладкости своего изложения;
11) Необоснованная экстраполяция / абсолютизация существующих тенденций;
12) Механическая комбинаторика из существующих гипотез без проверки и продумывания связей. «Смелое соединение» отдельных достижений в якобы функционирующую систему;
13) Указывается только один вариант, но не даётся «пучок» сценариев, что не позволяет выбрать оптимальный;
14) Смешение качественно-различных уровней решений;
ПОДМЕНА НОВИЗНЫ:
15) Пересказ учебников / популярных публикаций без приведения собственных научных результатов,
ЗАТРУДНЕНИЕ ПРОВЕРКИ (фальсификации по Карлу Попперу):
16) Работа в интеллектуальной-слабой аудитории: подростки, студенты и т.п. (нет сильных оппонентов);
17) Не оговаривается «область применения», либо нет указаний на существующие
ограничения / принципиальные запреты;
18) Использование заведомо непроверяемых областей, например:
- возвращается молодой космонавт на Землю, а его тут встречает старик-сын...
- этичен ли искусственный интеллект?
- йога в Пскове...
19) БИ-вариант: среди математиков человек первый психолог, среди психологов – первый математик;
20) Эффект Льва Толстого: неразделение фактов, гипотез, закономерностей, что порождает производные глупости...
Видео долгое, неподготовленным / всезнайкам лучше не смотреть )