1957 - 1958 гг. Воспоминания о жизни в СССР. Главный инженер по изобретательству и рационализации. Последний Рюрикович

1957 - 1958 гг.  Воспоминания о жизни в СССР.  Главный инженер по изобретательству и рационализации. Последний Рюрикович 1957, 1958, Воспоминания, Кузьмин, Память, Молодость, СССР, Прошлое, Красноярск, Главный инженер, МТС, Рюрикович, Длиннопост

От автора. Предлагаемый материал является четырнадцатым постом цикла «Воспоминания о жизни в СССР» Воспоминания о жизни в СССР
Содержание. Чем запомнились 1957, 1958 гг. Как жили, что ели и что пили. Рационализаторы в МТС. Гл. инженер по изобретательству и рационализации. Последний Рюрикович. Отъезд жены в Москву. Столбы.

Чем запомнились 1957, 1958 гг.
В октябре 1957 года в был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Мы гордились, что наша страна первая это сделала. В 1957 и 1958 годах активное развития страны продолжилось,  много было построено новых производственных объектов и жилья. Это это воспринималось как должное и не удивляло. .

Как жили, что ели и что пили
Быт в Красноярске не отличался от других городов.  В начале 1957 года жене от завода дали комнату (11кв м) в трёхкомнатной квартире на первом этаже двухэтажного дома, где уже жила молодая семья (муж с женой). Квартира была со всеми удобствами. Так что мы жилит на правом берегу Енисея недалеко от завода, где работала жена. А мне на работу надо было ездить на пригородном поезде на левый берег. Жили мы очень дружно и в семье, и с соседями. Весной к нам в гости приехала тёща. Ничем особым её приезд не запомнился, кроме одного эпизода, когда она показала, как можно вместо похвалы за хорошее дело поставить человека в дурацкое положение. Наш сосед заменил старый кран в раковине на кухне и сообщил нам. Я хотел его поблагодарить, но меня опередила тёща: «Вот как хорошо, теперь сахар не надо покупать!»
–  Почему?- опешил сосед.
– А разве из нового крана вода не сладкая польётся?- с наивным видим спросила тёща.
И сосед, и даже я смутились. Он, не зная, что ответить. Я, не зная, как прореагировать на такой поворот событий. Вскоре тёща уехала, а я не придал значения её реакции, а зря. Потому что тут проявился её характер. Вообще, надо сразу оценивать людей и намечать для себя линию поведения с ними, чтобы не получить в последующем много неприятностей, мягко выражаясь.

Во время жизни в Красноярске мы не испытывали неудобств из-за недостатка продуктов питания. Если чего-то не было в магазинах, то эти продукты всегда можно было купить на рынке. Характерной особенностью было наличие дешёвых столовых, буфетов и столовых - кафе при заводах и крупных учреждениях. Поэтому обеды жена не варила, так как мы обедали на производстве. Точно цену обедов я не помню, но она была не обременительна, так как воспоминаний о том, что обедать было дорого, не осталось. В интернете в качестве знаковых событиях 1958 года указывают на повышение цены водки «Московской» с 21,2 руб. до 25,2 руб., но это повышение мне не запомнилось. По-моему, водка стоила 22,2 руб., или это были командировочные (оплата в сутки). Но в то время наравне с водкой в Сибири продавали питьевой спирт. Он был не намного дороже, но очень высокого качества. Его пили в большинстве случаев не разведённым водой. Но надо было уметь пить, чтобы не обжечь горло. Из продуктов запомнились консервы печень трески. Очень вкусные и дешёвые были. Ими закусывали выпивку как сейчас селёдкой. По старой памяти купил их как-то в Москве. По сравнению с теми (Красноярскими) не то, что невкусные - есть невозможно.  Ещё одной особенностью была продажа в кафе кофе с коньяком. Стакан кофе стоил дёшево. Причём наценки на коньяк не было или была очень небольшая. Поэтому посетители (и я в том числе) частенько заказывали 5 стаканов кофе, только просили коньяк налить отдельно. Естественно, кофе выпивали всего 1 стакан, и то не всегда.

Рационализаторы в МТС
В то время в МТС и совхозах усовершенствованием техники, разработкой механизации трудоёмких процессов, новых методов ремонта, улучшением ремонтного оборудования и т. п. занимались не только специалисты, но и рядовые работники: комбайнеры, трактористы, рабочие ремонтной мастерской и т. д.  Некоторые в то время считали, что интенсивная работа в этом направлении ведётся по необходимости, из-за плохого качества с.-х. техники и недостатка ремонтного оборудования и запчастей.  Но намного позже, когда наши специалисты начали ездить за рубеж, то узнали, что большинство американских фермеров занимаются рационализацией: совершенствуют и технологию производства продукции, и машины. А объём ремонтных работ больше, чем был у нас. В связи с тем, что деятельность рационализаторов и новаторов производства давала ощутимые полезные результаты, гл. инженер Крайсельхозуправления (далее КСХУ) С.С. Черепанов уделял этому большое внимание. Но организатора, ответственного за эту работу, не было. Поэтому для обобщения и распространения опыта рационализаторов по решению Крайисполкома была проведена реорганизация КСХУ и введена должность гл. инженера по изобретательству и рационализации упр. Механизации. В самом конце августа 1957 г.  на эту должность перевели меня. В подчинение дали инженера-конструктора. Основная сложность в распространении опыта рационализаторов заключалась в том, что они проводили какое-то усовершенствование у себя в МТС или совхозе, а описать и распространить не имели возможности. Этой работой я с конструктором и занялся.

Главный инженер по изобретательству и рационализации
Для собирания и предварительного оформления рацпредложений мне приходилось ездить в МТС. Потом в Красноярске конструктор оформлял необходимые схемы и чертежи, я составлял описание. Потом размножали, оформляли в виде небольшой брошюры в среднем  на 10-ти листах формата А4, соединяя листы скрепками. Чертежи распечатывали на синьке. Была такая светочувствительная бумага - синька. Чертёж получался выполненным коричневыми линиями на светлокоричневом фоне. Текст печатали на пишущей машинке и размножали. Оформление, конечно, получалось примитивное и не эстетичное. Но таковы были наши возможности. Всё это носило название «Бюллетень технической информации». Такие бюллетени выпускали каждый месяц (рис. 1).

1957 - 1958 гг.  Воспоминания о жизни в СССР.  Главный инженер по изобретательству и рационализации. Последний Рюрикович 1957, 1958, Воспоминания, Кузьмин, Память, Молодость, СССР, Прошлое, Красноярск, Главный инженер, МТС, Рюрикович, Длиннопост

Рис. 1. Титульный лист бюллетеня, одна стр. текста и 1 стр. чертежей.  Фото из личного архива

Дополнительно в Красноярске в 1958 г. была организована выставка работ рационализаторов. Из-за неё я поссорился с главным бухгалтером Управления. Дело было так. Летом С.С. Черепанов дал задание сделать к пленуму обкома КПСС выставку работ рационализаторов, срок – 3 недели, место – на открытом воздухе около автостанции. Я выбрал наиболее ценные предложения. Из разных МТС привезли переоборудованную жатку комбайна, стогометатель, сани для перевозки стогов сена зимой к фермам и ещё большое количество различных экспонатов.  После этого их надо было подготовить к показу: покрасить, подремонтировать и т.д. Везли же экспонаты по грунтовым дорогам некоторые за сотню и более км. Расставили их, посмотрели все инженеры КСХУ, надо было готовить к показу. На следующий день вызывает меня гл. инженер и сообщает, что пленум перенесли, и он начнётся через три дня, надо успеть всё сделать. Я мчусь на место выставки. Там оказались три механизатора из какой -то МТС, которые привезли уже не помню что, и не успели уехать. Я к ним: «Ребята надо подготовить все экспонаты к показу; срок три дня». Пошли смотреть что надо сделать. Увидев объём работы ребята ошалели:
- Здесь же работы троим на месяц!
- Я знаю, что на месяц, а надо сделать за три дня!
- Если работы на месяц, то надо и заплатить за месяц. Тогда сделаем».
Я отправился к бухгалтеру, чтобы решить этот вопрос, но он наотрез отказался. Через гл. инженера вопрос с оплатой удалось решить, но бухгалтер на меня обиделся, считая, что им надо было и заплатить только за три рабочих дня работы. Работы там действительно было много, но ребята работали, как говорится: не жрамши, не спамши и не ср... . А работу выполнили в срок.

За небольшое время работы в этой должности мной были получены неплохие результаты, существенная экономии затрат на ремонт техники, потому летом 1958 года я стал участником ВДНХ. Съездил в Москву на ВДНХ за государственный счёт, но наши бюллетени там не демонстрировались, вероятно, из-за их не эстетичного оформления. Поэтому мы обобщили все материалы и издали книгу «Изобретения, усовершенствования и рационализаторские предложения в МТС, РТС и совхозах Красноярского края», рис. 2.

1957 - 1958 гг.  Воспоминания о жизни в СССР.  Главный инженер по изобретательству и рационализации. Последний Рюрикович 1957, 1958, Воспоминания, Кузьмин, Память, Молодость, СССР, Прошлое, Красноярск, Главный инженер, МТС, Рюрикович, Длиннопост

Рис.2. Обложка и содержание книги. Фото из личного архива

Для того, чтобы читатели могли составить представление о содержании работы рационализаторов, привожу названия разделов книги.
Раздел Ⅰ. Приспособления, улучшающие работу комбайнов и рядковых жаток.
Раздел Ⅱ. Механизация трудоёмких процессов в сельскохозяйственном производстве.
Раздел Ⅲ. Новые методы ремонта узлов и деталей тракторов и с.-х. машин.
Раздел Ⅳ. Усовершенствование существующего и изготовление нового оборудования для ремонтных работ. В книге описано 24 наиболее полезных рацпредложения.

Примеры двух предложений рационализаторов МТС
В Красноярском крае более 40% посевных площадей расположены на склонах более 6 – 8 градусов. При работе комбайнов на таких полях из-з наклона молотилки в сторону уклона обрабатываемая масса скатывается, например на решетах, в сторону уклона, что затрудняет их работу и увеличивает потери зерна. При уклоне в 15 – 20 градусов комбайн может повалиться на бок.

1957 - 1958 гг.  Воспоминания о жизни в СССР.  Главный инженер по изобретательству и рационализации. Последний Рюрикович 1957, 1958, Воспоминания, Кузьмин, Память, Молодость, СССР, Прошлое, Красноярск, Главный инженер, МТС, Рюрикович, Длиннопост

Рис. 3. а) Приспособление Волкова для выравнивания комбайна Сталинец-6 при работе на склонах. б) Стенд для обкатки жаток комбайнов Сталинец-6. Фото из указанной книги

Для выравнивания молотилки комбайна зав. ремонтной мастерской Беллыкской МТС Волков предложил с левой стороны молотилки на правой полуоси колёс крепить (рис. 1, а) плиту 6 с гидроцилиндром 7. К левой полуоси у самого колеса крепится плита 5, движущаяся в пазах плиты 6. Она соединена со штоком 4 гидроцилиндра. Для подачи масла служит масляный насос 1, взятый от самоходного комбайна. Он соединён маслопроводом 2 с гидроцилиндром 7, рычаг 3 управления которым соединён с рукояткой на мостике комбайнёра. Было изготовлено 100 таких приспособлений, с ними работали на склонах. Я пишу об этом подробно потому, что заводы (даже иностранные) начали оборудовать комбайны такими приспособлениями намного позже.
Для обкатки жаток комбайнов В Шарыповской МТС был изготовлен передвижной стенд (рис. 1, б), включающий электродвигатель 1, коробку перемены передач 2, карданный вал 3 для соединения с приводом рабочих органов жатки .

Последний Рюрикович
В Красноярском крае я познакомился и общался со многими интересными людьми. Одним из таких был последний потомок князей Долгоруких. Он то ли был в ссылке, то ли после отсидки жил в Красноярске. Был уже пожилого возраста, холост, потомства не оставил. Он активно занимался изобретательством: предлагал 10 изобретений, которые (по его мнению) перевернут с.-х. производство. Он производил впечатление серьёзного технически грамотного человека. Кроме как на изобретательские темы он со мной не вёл беседы. Ему нужна была денежная помощь для разработки изобретений, поэтому он обратился в КСХУ. Денежную помощь мы ему не могли оказать. Была возможность изготовить устройства на ремонтном заводе или в мастерских МТС, а также оказать помощь в оформлении и подаче заявок на изобретения. Для этого надо было изготовить чертежи и составить заявки в Комитет по делам изобретений и открытий. Он раскрывать суть изобретений не хотел, поэтому от помощи в изготовлении образцов и в оформлении заявок на получение авторских свидетельств отказался. В СССР выдавали не патенты а авторские свидетельства. От разговоров о том, чтобы оставить потомство основателя Москвы, он как-то уклонялся. Вероятно, был уже стар для этого. Потом он перестал приходить ко мне на работу; и связь с ним я потерял.

Отъезд жены в Москву
Летом 1958 года жена пошла в декретный отпуск и уехала в Москву к родителям. Я очень тосковал без неё. Для скрашивания одиночества я проявлял и распечатывал совместные фотографии (рис. 4).

1957 - 1958 гг.  Воспоминания о жизни в СССР.  Главный инженер по изобретательству и рационализации. Последний Рюрикович 1957, 1958, Воспоминания, Кузьмин, Память, Молодость, СССР, Прошлое, Красноярск, Главный инженер, МТС, Рюрикович, Длиннопост

Рис. 4. Счастливая супружеская пара. Фото из личного архива

Я надеялся, что после родов она вернётся в Красноярск с ребёнком. Прошёл 1958 год, начался следующий, а она не возвращалась. Оказывается, она перед отъездом уволилась с работы, прописалась в Москве к родителям и  устроилась  на работу. То есть она в Красноярск приезжать не собиралась. Поэтому мне поступило указание продать вещи, в основном это относилось к перине, которую она с собой привезла. Раньше считалось (среди определённой категории населения), что супругам престижно спать на перине. Поэтому перину обеспечивала невеста как бы в виде приданого. Я эти указания выполнил, но оставлять работу и уезжать из Красноярска я не собирался. Я задумывался о перемене места работы. Было три основных варианта устроиться: в речной порт (очень нравились мне большие речные пароходы), на завод им. Ворошилова, и в лабораторию использования магнитов. Я ждал возвращения жены, чтобы обсудить с ней варианты трудоустройства. А надо было самому решать.

Чего по молодости не наделаешь
В связи с большой занятостью на работе развлекаться мне было некогда. Но для разнообразия рабочих будней я совершал экстремальные (как сейчас говорят) поступки. Например, при возвращения из командировок в МТС, расположенных на правом берегу Енисея, на поезде надо было доехать до вокзала, который был на левом берегу Енисея. Потом пересаживаться на пригородный поезд и возвращаться на правый берег, проезжая 2 или 3 остановки.  На это надо было затратить минимум час. На подъезде к нашей пригородной остановке ж/д линию пересекала дорога, и через линию был неохраняемый переезд, где пассажирский поезд немного уменьшал скорость,  я приспособился спрыгивать на ходу на этом переезде.

1957 - 1958 гг.  Воспоминания о жизни в СССР.  Главный инженер по изобретательству и рационализации. Последний Рюрикович 1957, 1958, Воспоминания, Кузьмин, Память, Молодость, СССР, Прошлое, Красноярск, Главный инженер, МТС, Рюрикович, Длиннопост

Рис. 5. Пассажирские вагоны: а) старые, б) первые цельнометаллические послевоенные, в) я в зимнем пальто в Красноярском периоде жизни. Коллаж из открытых источников и личного архива

Пассажирские вагоны были уже цельнометаллические (рис. 5, б), подножки были высоко расположены, а перила не отходили далеко от стенки вагона. Так что прыгать с такой подножки было опасней, чем с подножки старого вагона (рис. 5, а). Дополнительно к этому тогда летом и зимой носили длинные пальто (рис. 5, в). Была большая опасность зацепиться полой за что-то. Тогда или будешь падать головой вниз или тебя поволочёт вместе с вагоном. В последнем случае вообще измочалит так, что и не опознают. Дополнительно к этому надо было в такое время начать прыжок с подножки, чтобы приземлиться примерно посредине переезда, а не врезаться в столбики его ограждения со стороны подхода поезда или же в столбики с другой стороны, если запоздаешь с прыжком.  Но у меня всё обходилось нормально. 

Красноярские столбы
На всю жизнь у меня осталось впечатление от посещения  Красноярских столбов, тогда заповедника.  Столбы — это природное образование, причудливые скалы. Многие из них похожи на вещи, животных или людей. От этого и имеют названия: перья, дед, внучка и т.п.

1957 - 1958 гг.  Воспоминания о жизни в СССР.  Главный инженер по изобретательству и рационализации. Последний Рюрикович 1957, 1958, Воспоминания, Кузьмин, Память, Молодость, СССР, Прошлое, Красноярск, Главный инженер, МТС, Рюрикович, Длиннопост

Рис. 6 Скала Дед. Скала перья. Фото из открытых источников

Молодые сотрудники КСХУ решили посетить этот заповедник, Желающих набралось человек 12. Отправились туда с ночёвкой. Спали на голой земле, подстелив под себя ветки деревьев. За это время смогли осмотреть только одну часть -  Центральные столбы. Наиболее примечательными и трудными для залезания на них были (и есть) перья и дед. Перья показаны на фотографии в заголовке поста. На ней же показан Взбирающийся на них скалолаз. Если смотреть на скалу Дед с левой стороны, то отчётливо просматривается человеческий профиль. Высота скалы со стороны профиля– 28 метров от подножия. К вершине Деда ведут пять маршрутов. Самый трудный – через «Хомутик». Этот маршрут идёт по южной стене через левое «ухо». Он начинается широкой щелью, подводящей к овальной, трубе, уходящей вверх в нависающей над ней скале. Эта труба и называется «хомутик». Во время моего посещения Столбов говорили: хомут,  «залезть на деда в хомут». Эта труба идёт влево и вверх на вершину скалы.  Из сотрудников никто в хомут лезть не решился, кроме меня. Диаметр трубы такой, что можно упереться в противоположные стороны трубы спиной и вытянутыми вперёд руками, а также поясницей и вытянутыми вперёд ногами. Мне объяснили, как надо поочерёдно упираться в стенки руками и ногами и продвигаться вверх. Какова длина трубы сказать точно не могу, наверно,  метров от трёх до пяти. На столбы положено подниматься поодиночке и без страховки. Внизу тоже никакой подстилки нет. На деда в хомут я залез, слезть тем же путём побоялся и выбрал более безопасный обходной маршрут. Лезть на перья 30 метров вверх по расщелине между ними таким же методом, как в хомут на Деда, мои компаньоны мне не разрешили, увидев, как уносят на одеяле неудачника, сорвавшегося со скалы. Любителям экстремального отдыха я бы рекомендовал именно столбы: красиво, опасно, не затратно и рядом с городом.


На этом всё приятное в моей молодой жизни кончилось. Дальше пошло много неприятностей (смерть матери, переезд в Москву, размолвки с женой), в которых я сам во многом виноват. Но об этом в следующих постах.

Рожденные в СССР

2.1K поста3.8K подписчиков

Добавить пост