№13 (36) Владимир Набоков "Весна в Фиальте" (1956)

"Весна в Фиальте"  - сборник рассказов Владимира Набокова, впервые опубликованный в 1956 году в Нью Йорке, в него вошли 14 рассказов 1934-1942 годов публикации. На этом сборнике я завершаю знакомство с творчеством Набокова.


Какое мнение у меня сложилось о произведениях В. Набокова, которое автобиографическое произведение "Другие берега" лишь подтвердило?


Первым произведением, с которого я начал  знакомство с автором, было  "Лолита", по той простой причине, что оно не шло в сборниках, а было самостоятельной книгой, поэтому его можно было быстрее прочитать и вернуть. Но я бы рекомендовал читать Набокова последовательно, по мере их выхода, так как все его произведения, на мой взгляд, все о себе, поэтому так легче проследить смену его предпочтений и мыслей по мере взросления. Хотя читать Набокова я бы не рекомендовал вовсе, если вы не являетесь фанатиком его стиля. Потому что кроме как "оригинального" стиля повествования, а именно словесных набоковских каламбуров, на мой взгляд, читать там нечего. Где-то в рецензиях заметил современный отзыв, что "творчество Набокова это дерь.. покрытое бельгийским шоколадом" и я с этим мнением соглашусь. Однако я читал только русскоязычные его произведения. Поэтому за всё не скажу.


Чтобы познакомиться с творчеством Набокова я бы посоветовал прочитать  "Другие берега" и "Лолиту", потому что все остальное это "Другие берега" с разными героями, но а "Лолита" кроме сальной истории педофила в мечтах о плоти незрелых девочек в довольно затяжной манере брюзжания, там особо и нечего читать (здесь нужно выделить слово "незрелых", потому как экранизация "Лолиты" имеет лишь общий сюжет с оригиналом, не стоит по экранизациям судить о произведении Набокова, герой Набокова мечтал именно о незрелых детях, не достигших своего пубертата, в том числе о будущих дочерях и внучках, что на мой взгляд никак не ложится в басню о детской травме героя, а вот о мотивах извращенного педофила барина ложится, прикрытых пафосными чувствами и другой ересью).


О Набокове я так думал не всегда, я им тоже гордился,  до знакомства с его творчеством я со слюной у рта отстаивал его статус как русского гениального писателя, когда такой спор заходил с американскими коллегами. Я искренне верил в его талант,  в то, что его нарочно запрещали и он был вынужден бежать из страны, проведя все годы своей жизни в изгнании и ностальгии о родине ( обратная сторона революции - в изгнании из государства талантливой, культурной и образованной русской интеллигенции, я даже с кем-то поспорил в комментариях к своему первому посту о В Набокове на этот счет).


При этом я не мог вспомнить откуда я его знаю, что так им горжусь? что же я читал из Набокова, безусловно я видел экранизации его "Лолиты", но что я читал? Каким образом, не читая автора, я верил в его гениальность и русскую душу так, как будто я очень хорошо знаком с его творчеством, почему после 90-ых Набоков стал таким популярным в России, что любой литератор - либерал считал своим долгом покопаться палочкой в гениальных текстах Набокова, что-то там выискивая в духе напыщенной болтологии. В чем его гениальность, кроме вызова традиционному обществу в угоду западной морали и до пошлости оригинального стиля повествования? К сожалению, я не нашел.


Какого я мнения о Набокове сейчас? Набоков не был пластом русской интеллигенции, Набоков был типичным современным "мажором", только что культурным и тихим. Набоков ностальгировал не о России, а о своем беззаботном сытном детстве, которое давал ему не труд и ум его предков, а лишь их бюрократический статус, разбогатевших на золотых рудниках. Думали ли они о людях, о судьбе страны и ее народа, имея власть и деньги? нет, ни тогда, ни спустя много лет. Россию он называет "страшной страной", при этом не говоря, что благодаря такой ее элите, как он сам и его предки.


Забавно, что "Другие берега" написаны автором, когда ему было уже было за 50 лет, в 1950ые годы, уже большую часть жизни наслаждаясь европейской и американской демократией, а столько в ней холопского пафоса, что временами даже неловко. Начнем с того, что (цитирую), важен не сам факт происхождения его рода, а то в какой манере он подан:

старый дворянский род Набоковых произошел не от каких-то псковичей, живших как-то там в сторонке, на обочье, и не от кривобокого, набокого, как хотелось бы, а от обрусевшего шестьсот лет тому назад татарского князька по имени Набок.
И такого пафоса, что отличает барина Володеньку от простых каких-то там - в каждой строчке. Вообще произведение 50-ти летнего Володеньки "Другие берега" отвечает на главный вопрос: почему революция происходила с такой ненавистью к зажиточному классу. Потому что даже в 50 лет Володенька не понял, что китч не свойственен людям умным, мудрым и действительно благородных кровей, особенно в развитом культурном обществе, особенно элите государства - льву не нужно для кроликов постоянно бить себя в грудь, стоя на пне, тряся гривой, чтобы доказать, что он лев, а вот суслику в львиной шкуре нужно. Стыдно и неловко за его русское происхождение если такая же биография была в англоязычной и французской версиях.


Например, уже в свои  50 лет, не ребенок, а взрослый мужик живя в современной Америке, в абсолютно другую эпоху,  Володенька никак не может забыть и простить своей прислуге тот факт, что она продавала (кстати выращенной ей же, прислугой) клубнику Володеньки на рынке в своих интересах и наказать то их было нельзя, вот досада, потому что действительно оказывалось, что у этой самой прислуги, которая шла на отчаянный шаг, были тяжело больные дети. Он это излагает с таким злобным сарказмом и досадой за то, что они так и не понесли должностного наказания, выставляя всех аморальными ворами. И еще искренне недоумевает, как ИХ прислуга так быстро продала любимого барина злой советской власти, ведь Он был хорошим хозяином: не бил и хворост позволял собирать в СВОИХ владениях. Я бы мог понять, если бы это Володенька писал в начале 20 века, но в 50ые....


Ну а Володенька был избранным богом мальчиком, в своей биографии он вспоминает, что исключительно пользовался товарами английского магазинчика, ездил на люкс поездах, на русском говорил только изредка, проводил лето на французской Ривьере,  в школу ездил на личном автомобиле с шофером в ливрее, а не на трамвае как какие-то там, мокрый костюмчик после купания в морской воде в возрасте 10-12 лет с него снимал французский прислуга, очевидно Володеньке это было не под силу, уж очень он был ранимым мальчиком (это же не бабочек умертвлять)  и еще множество чванства, снобизма, гордыни и иного китча не на чем не основанного.


Окружающие Володеньку и его семью не любили за их гордыню (ну и очевидный пошлый китч, судя по откровениям Володеньки), с чем Володенька не согласен. Людей Володенька сторонился, ибо то он, а то они. Ленский, очередной презираемый Володенькой гувернер, еврейского происхождения, в попытках научить Володеньку искусству живописи и рисунка разочаровавшись в своем ученике сказал его матери, цитирую:


Вот  последнее произведение вашего дегенеративного сына!

Четкая характеристика  будущего автора "Лолиты".


Какие-то сложные эмоции и чувства по отношению к людям - Володеньку и его персонажей не отягощали, все его воспоминания о людях с каким-то презрением и сарказмом. Но мать Володенька любил, пишет, обвиняя советскую власть за то, что мать умерла в одиночестве и в нищете в Чехии так не повидавшись с Володенькой, а почему она умерла в одиночестве и нищете в Чехии, когда ее сын жил неподалеку в Германии - не пишет. К слову сказать мать умела только играть в карты и теннис из его автобиографии.


Что еще любил Володенька, помимо детей, так это ловить и умертвлять бабочек, с какой страстью он описывает их процесс ловли и умерщвления. Ну и конечно: несколько бабочек названы в его честь, т.е. его великая фамилия вошла в историю (тогда он еще не изрыг "Лолиту" и не знал, что великим его сделают не бабочки). Желание войти в историю у него было столь велико, как и найти уютное сытное место на планете. И это надо признаться ему удалось, его творчество подхватили ему подобные и разнесли по всей планете.  На этом с Набоковым лично у меня всё и навсегда.


ps далее (любимая упросила, хотел что-то не из классики) - Александр Николаевич Островский  «Бесприданница»