10+ навыков, которые ценятся в любых профессиях

Мы уже разобрали основные параметры грамотного резюме — поговорим о навыках, указав которые в CV, вы повысите шанс получить работу своей мечты.

10+ навыков, которые ценятся в любых профессиях Работа, Саморазвитие, HH, Профессия, Навык, Автоматизация, Опыт, Мотивация, Личный опыт, Длиннопост, Блоги компаний

Раньше трудно было представить, что от маркетологов будут ждать знания цифровых технологий и умения работать с ними, от ИТ-специалистов — умения выстраивать отношения с людьми, и вообще ото всех — умения ярко выступать на публику и делать лаконичные и интересные презентации. Но мир меняется — меняются и базовые навыки для профессий.

Разберем на примерах, как грамотно преподнести работодателю, что вы умеете делать лучше всего, и подскажем, что лучше усовершенствовать в себе, чтобы в будущем иметь преимущество.

Сначала небольшая история из жизни

Сергей — самый опытный специалист технического отдела. Все самые трудные, «заковыристые» задания поручают ему, потому что никто лучше него не знаком со сложной программой, в которой работает отдел. Но по карьерной лестнице его почти не продвигают. На освободившееся место руководителя отдела в компании, в которой он проработал 8 лет, назначили молодого «выскочку», который пришел сюда всего 2 года назад.


Когда Сергей прямо спросил босса — почему, тот ответил, что Сергея, конечно, очень ценит, но «выскочка» гораздо эффективнее выстраивает отношения с людьми, умеет объяснять сложные технические вещи руководителям других отделов простым языком и на первом году работы предложил решение, которое оптимизировало работу всего отдела.


Сергей обиделся. А вместо этого стоило бы прислушаться к начальнику и заняться развитием навыков, которые тот назвал. Если представить, что еще лет через пять технологии и программа, с которыми работает компания Сергея, устареют и компания перейдет на совершенно новые, то уникальный опыт Сергея, и сам он как специалист потеряют ценность.


Узкопрофессиональные знания и опыт уже не так ценны в глазах работодателей, как раньше, если они не подкреплены универсальными навыками.

1. Что такое универсальные, или гибкие навыки


Сегодня, какой бы профессией вы ни обладали, недостаточно один раз освоить нужные узкоспециализированные знания, отточить их применение на практике, а дальше просто наращивать репутацию. Всё вокруг стремительно меняется: бизнес-процессы усложняются, потоки информации в любой профессиональной среде растут, привычные подходы к работе и общению между людьми во время работы заменяются новыми, всё, что можно автоматизировать, — автоматизируется.


Если раньше можно было работать по одним и тем же стандартам десятилетиями, привычно выполняя одни и те же функции в рамках своей должности, то сейчас подходы к работе могут сильно измениться не один раз за год.


Работодатели теперь особенно ценят людей, которые легко и без лишних вздохов адаптируются к любым переменам, быстро осваивают новые правила и технологии. Еще ценнее те, кто способен заметить новые полезные тренды раньше других и предложить применять их в работе, не дожидаясь, пока такое указание поступит сверху.


В условиях, когда многие специализированные профессиональные знания быстро устаревают и заменяются новыми, на первый план выходит не обладание этими уникальными знаниями и опытом, а нечто другое. Что же это?


Это базовые навыки, которые важны абсолютно для любой сферы. В английском языке для них устоялся термин soft skills («мягкие навыки»), поэтому у нас их тоже чаще всего называют мягкими или гибкими.


Любая современная рабочая функция — это набор самых необходимых для нее гибких навыков плюс специализированные знания («твердые» навыки или hard skills). Всё чаще бывает, что гибкие навыки выходят на первый план по сравнению со специализированными знаниями, потому что последние быстро устаревают и проще научить им с нуля человека с подходящими гибкими навыками, чем переучивать профессионала, не обладающего нужными навыками.


Гибкие навыки — это, например, логическое и критическое мышление, креативность, умение выстраивать отношения с людьми, адаптивность к изменениям и так далее. Банально? Увы, мало кто обладает нужным «банальным» набором в достаточной степени.

2. Какие гибкие навыки работодатели ценят уже сейчас и будут ценить еще больше


Согласно докладу Всемирного экономического форума (World Economic Forum) «Будущее рабочих мест» самых ценных для работодателей «мягких» навыков будет выглядеть так:

1. Способность решать комплексные проблемы

2. Критическое мышление

3. Креативность

4. Навык управления людьми

5. Навык успешного взаимодействия с людьми

6. Эмоциональный интеллект

7. Способность делать выводы и принимать решения

8. Клиентоориентированность

9. Навыки ведения переговоров

10. Способность легко и быстро обучаться новому


Несколько лет назад hh.ru совместно с компанией Micrоsoft провели исследование «Качества и навыки работников ХХI века», которое тоже позволило выделить самые перспективные «мягкие» навыки.


Чего требуют современные условия работы:

1. Быть готовым постоянно учиться чему-то новому

2. Способность действовать в ситуации неопределенности

3. Справляться с нарастающей сложностью мира

4. Свободно ориентироваться в больших потоках информации

5. Мыслить рационально, целостно и системно

6. Уметь то, что не умеют машины


Какие гибкие навыки для этого нужны:

1. Самообучаемость, знание языков, кроссфункциональность

2. Технологическая грамотность, навыки программирования

3. Креативность, предприимчивость, умение сотрудничать с другими людьми

4. Стрессоустойчивость, поддержание своего психологического и физического здоровья

5. Уметь отделить главное от частного, нужное от ненужного, аналитические навыки

6. Дизайн-мышление, проектное мышление, системное мышление

7. Эмоциональный интеллект

3. Гибкие навыки для конкретных профессий


Указанные выше качества важны для любой современной профессии. Но и каждой конкретной профессии тоже присущ определенный набор гибких навыков.


Так, по итогам упомянутого выше исследования hh.ru и Micrоsoft, были выделены следующие гибкие навыки.


Для маркетологов: умение анализировать и интерпретировать большие массивы данных, действовать в режиме многозадачности, системно мыслить, обладать менеджерскими качествами и креативностью, иметь развитые коммуникативные навыки.


Для HR-специалистов: те же навыки, что и для маркетологов (потому что им нужно уметь продвигать имидж работодателя и «продавать» вакансии кандидатам), и сверх того — искусство нетворкинга, умение мотивировать людей, вовлекать их в рабочие процессы.


Для аналитиков: аккуратность, внимательность, гибкое мышление, умение работать с большими массивами данных в сжатые сроки, презентационные навыки и умение визуализировать данные, умение работать в команде и адаптивность.


Для разработчиков: системное, рациональное мышление, гибкий ум, аккуратность, стремление к постоянному самообучению и желание делиться новыми знаниями с коллегами, умение работать в команде и неконфликтность, проектное мышление.


Для инженеров-технологов: организационные навыки и нацеленность на результат, навыки работы со стандартами и нормативами — а значит, аккуратность и внимательность, умение находить и обрабатывать нужную информацию. Общение с заказчиками, внутренними или внешними, предполагает коммуникативные навыки и способность уловить задачу, даже если заказчик не может сформулировать ее техническим языком.


4. Как узнать, какие гибкие навыки у вас развиты, а какие требуют внимания


Если вы доверяете мнению коллег и не боитесь услышать правду о себе, которая может оказаться для вас неожиданной и не слишком приятной, можно спросить у них, насколько вы сильны или, наоборот, слабы в тех или иных навыках. Другой путь — обратиться к специалисту по карьерному консультированию.


Еще один вариант — пройти тестирование. В том числе для этого подойдут подробные, серьезные профориентационные тесты. Они обычно ориентированы как раз на выявление наиболее сильно развитых «мягких» навыков, и исходя из этого подбирают наиболее подходящую профессиональную область, в которой эти способности больше всего пригодятся.

Пожалуйста, соблюдайте правила общения в блогах компаний