10 киношных Ришелье (хороших и не очень)

Меня тут, было дело, попросили из загашников достать немножко Ришелье в киношках. А я пошла да и достала. Потому что, пока я вспахивала тему Красного Герцога (чтобы потом родить его смешную биографию), - я отсмотрела довольно-таки много всякого.

Ниже будет мой личный рейтинг разных Ришелье из фильмов и сериалов. Рейтинг основан на гнусной вкусовщине, а также на нескольких критериях:

  1. Верность историческому образу.

  2. Верность образу Дюма (если фильм - экранизация романа о мушкетёрах).

  3. Есть ли в фильме котики кардинала, потому что Ришелье и я их любим.

10 киношных Ришелье (хороших и не очень) Кардинал Ришелье, Рецензия, Экранизация, Авторская неделя на Пикабу, Кинематограф, Три мушкетера, Длиннопост

И-и-и-и, погнали!

1. Пьер Вернье, сериал «Ришельё» (Франция, 1977). Самый исторически верный образ, поскольку сериал, в некотором роде, как раз биографию Ришельё и показывает. Немного смущает, правда, когда 20-летнего и 57-летнего Армана дю Плесси играет один актёр… но играет отлично, не отнимешь. Тут тебе и меланхолия, и перепады настроений, и интриги, и психозы с называнием себя «жеребцом». Бонус – отличные актёры и на ролях Марии Медичи, Людовика, отца Жозефа и т. д. Одна проблема – сериал явно рассчитан на французов. На французов, которые ещё и знают собственную историю. Потому некоторые повороты сюжета воспринимаются как… «А кто это?», «А с этим потом что?», «А чего его казнили?», «А Валленштейна за кадром там убили, да-а-а-а?!» Кошки Ришелье присутствуют.

10 киношных Ришелье (хороших и не очень) Кардинал Ришелье, Рецензия, Экранизация, Авторская неделя на Пикабу, Кинематограф, Три мушкетера, Длиннопост


2. Клод Дофен, «Три мушкетёра» (Франция-Италия, 1953). Достаточно каноничный образ, и канон – это «Дюма». О-о, эта тонкая змеиная полуулыбочка, вкрадчивость жестов и непринуждённость настоящего дворянина. И тщательная работа гримёра: похож, даже «подседили» спереди, а позади волосы ещё чёрные. Кошки Ришелье отсутствуют, как и половина сюжета книги в фильме.

10 киношных Ришелье (хороших и не очень) Кардинал Ришелье, Рецензия, Экранизация, Авторская неделя на Пикабу, Кинематограф, Три мушкетера, Длиннопост

3. Александр Трофимов, «Три мушкетёра» (СССР, 1978). «Ах, разрешите звать вас просто – Анна…» - и лирический вздох, да. Самый галантный и самый поэтичный Ришелье (вспомним, что дю Плесси таки писал стихи и пьесы). Надменная и медлительная речь, томность и желание посадить народ в Бастилию (и стоило б, за такие-то куплеты). Образ прекрасен, и его бы, конечно, на второе место... но всё-таки здесь мы видим только лирическую и надменную сторону кардинала. А Ришелье был товарищем стремительным и умел быть простым и непринуждённым. 10 алмазных подвесок из 12, словом. Кошек нет, но присутствует здоровенная собачатина.

10 киношных Ришелье (хороших и не очень) Кардинал Ришелье, Рецензия, Экранизация, Авторская неделя на Пикабу, Кинематограф, Три мушкетера, Длиннопост

4. Даниэль Сорано «Три мушкетёра: подвески королевы» и «Три мушкетёра: месть миледи» (Франция, 1961 г.). Это достаточно каноничная экранизация, и Ришелье тоже получился вполне каноничным – как с виду, так и по сути своей. Однако больше сказать так и нечего. Ришелье здесь мало до преступного, и на экране он ничего интересного особенно не показывает. Кто он? Какой он? Что его волнует? В королеву не влюблён, но хочет её погубить. Иногда выдаёт каноничные исторические фразы, но почти всегда ходит с одинаковым выражением лица. Это чистый разум, государственный муж - а чувства, а лирика? Суховатая манера, все мотивы за кадром… самый загадочный Ришелье. И без кошек.

10 киношных Ришелье (хороших и не очень) Кардинал Ришелье, Рецензия, Экранизация, Авторская неделя на Пикабу, Кинематограф, Три мушкетера, Длиннопост

5. Василий Лановой, «Три мушкетёра» (Россия, 2013). Самый внезапный Ришелье, особенно учитывая то, что на момент осады Ла-Рошели кардиналу был 41 год (Дюма указывает 35-37), а Василию Лановому на момент съёмок сериала было за 70. Но – вот поразительно – Лановой в свои 70 с гаком выглядит прямо-таки как Ришелье в 50 с хвостом на портрете де Шампеня! Житие тогда тяжкое было, мда… Но всё-таки из Ланового получился роскошный кардинал – ничего, что возрастной. Пронзительный взгляд, неповторимая мимика и это замечательное «Я окружён пуделями!» («Все дебилы, ну вот все дебилы кругом, а мне Францию строить»). Это именно что Ришелье Шарпеня: государственный деятель, презирающий чувства (никаких любвяшек с королевой!), одержимый исключительно идеей построить Францию будущего. Но, однако, умеющий понять чужую трагедию. Этот Ришелье носится на лошади туда-сюда, стоит у пушек (было дело, и Людовик тоже пушкарём становился), корпит над картами… И ещё Василий Лановой единственный из актёров нормально держит осанку и натурально стремительно рассекает в красных кардинальских одеждах. Старая школа – он даже чётки бросает на стол в раздражении и пером пишет так, будто это проделывает годами. Ему бы ещё котиков…

Лановой и портрет Ришелье кисти де Шампеня

10 киношных Ришелье (хороших и не очень) Кардинал Ришелье, Рецензия, Экранизация, Авторская неделя на Пикабу, Кинематограф, Три мушкетера, Длиннопост


6. Кристоф Вальц, «Мушкетёры» (Великобритания—Франция-Германия, 2011). Самый «тарантиновский» Ришелье! Нет, серьёзно, фильм упорот совершенно, и неудивительно, что Тарантино его назвал лучшим фильмом года. Это как если бы собралась куча актёров Голливуда, выпила и вынюхала много разного, а потом они такие: «Надо приколоться, давайте снимать про мушкетёров!» И ушли в отрыв. Совсем в отрыв. У них там летучие корабли, Леголас-Бэкингем (потому что Орландо Блум) и Арамис-Бэтмен (потому что летает на плаще). И Миледи Йовович, которая немного Том Круз (потому что проходит через ловушки в стиле "Миссия невыполнима"). И всё это со взрывами-погонями, ловушками в стенах и прочим таким. Просто кто-то потом вспомнил, что нет актёра на роль кардинала, послали за Вальцем, а он явился трезвым и вжился в роль всерьёз. Тут и тонкость, и манипулятивность, и острая хитропопость прямо на лице написанная, и мастерское владение шпагой, и фирменная Вальцевская наглость с непринуждённостью пополам. И эта очаровательная искорка, которая говорит, что да, он, конечно, всех исподтишка уделает… но так живо и мило! Заверните два, в общем. Кошки отсутствуют, они не участвовали в оргии, которая послужила началом для этого фильма.

10 киношных Ришелье (хороших и не очень) Кардинал Ришелье, Рецензия, Экранизация, Авторская неделя на Пикабу, Кинематограф, Три мушкетера, Длиннопост

7. Чарлтон Хестон, «Три мушкетёра» и «Четыре мушкетёра» (США, 1973). Вообще-то, этот должен бы стоять перед Вальцем, потому что заметны потуги на «сделать как в книжке». Только вот кардинал получился самую малость ревматичным и слишком фиолетовым. Серьёзно, он почти в красном-то и не ходит, как будто он до сих пор епископ Люсонский. Зато мёрзнет и укутывается в меха. И чморит Рошфора («На колени, червь, перед своим господином!» - немножко американской злодейскости в этом кардинале точно есть). Однако он всё ещё умён, проницателен, интересен как персонаж. Кошки отсутствуют.

10 киношных Ришелье (хороших и не очень) Кардинал Ришелье, Рецензия, Экранизация, Авторская неделя на Пикабу, Кинематограф, Три мушкетера, Длиннопост

8. Тим Карри, «Три мушкетёра» (США, 1993). Самый американский Ришелье. К канону он, как и весь фильм, никакого отношения не имеет вообще. Но Тим Карри отрывается очень даже искренне – со своей злоехидной ухмылочкой и выпуклыми глазками клоуна из «ОНО». Он строит коварные планы и хочет занять трон. Он бросается пафосными и тупыми штампами и берет в заложники короля и королеву. Он получает в челюсть от короля в финале и тонет, наконец. Словом, замечательно картонный американский злодей. Такому хорошо бы пошёл чёрный кот Люцифер на руки. Но – авторы побоялись переборщить. И просчитались, потому что оный чёрный кот с таким именем у Ришелье правда был (трижды злодейский смех).

10 киношных Ришелье (хороших и не очень) Кардинал Ришелье, Рецензия, Экранизация, Авторская неделя на Пикабу, Кинематограф, Три мушкетера, Длиннопост

9. Жерар Депардье «Мадемуазель мушкетёр» (Хорватия-Германия-США, 2004). Большего мискаста придумать было сложно. Хотя нет. Можно было взять афрофранцуза. Или азиата. Или женщину. Но у Нетфликса явно всё впереди. Про кардинала Ришелье и Людовика говорили, что у них худшее пищеварение во всей Европе. Ришелье был попросту невесомым, в него племянница силой бульон заливала! Здесь же видно, что кардинал ни в чём себе не отказывает и вместо интриг любит кушоц. Потому сбрил усы и бороду, чтобы не мешала кушоц. Потому и кошек нет. Съел, ирод. А игра… ну, злодей как злодей. Ни ума особенного нет, ни тонкости… Особенно – тонкости.

10 киношных Ришелье (хороших и не очень) Кардинал Ришелье, Рецензия, Экранизация, Авторская неделя на Пикабу, Кинематограф, Три мушкетера, Длиннопост

10. Джеймс Космо "Три мушкетёра" (Великобритания, 2023). Свежая, с пылу с жару, ещё дымящаяся, так сказать, экранизация по мотивам, где прекрасен весь каст, особенно афрогасконец. Ришелье здесь примечателен не только своим желанием заманить короля в ловушку, а потом прямо взять да и грохнуть в лесу - но и тем, что актёр сумел уделать Ланового. Конечно, по части возраста, а не актёрской игры, потому что актёру 75, а выглядит он и ведёт себя вполне себе на 90. С учётом каноничного сорокалетнего возраста - выражение "Житие у нас тогда тяжкое было" приобретает новую глубину. Кошки... ха! Какие кошки, какой сюжет, какой тулуп, какой заяц!!!

Помогите Даше найти сорокалетнего кардинала. А теперь гасконского дворянина...

10 киношных Ришелье (хороших и не очень) Кардинал Ришелье, Рецензия, Экранизация, Авторская неделя на Пикабу, Кинематограф, Три мушкетера, Длиннопост

Бонус. «Пёс в сапогах» (мультфильм, СССР, 1981). Ну, что тут скажешь! У нас есть рука и край мантии. Кардинал практически отсутствует. ЗАТО КОШКИ НА МЕСТЕ.

10 киношных Ришелье (хороших и не очень) Кардинал Ришелье, Рецензия, Экранизация, Авторская неделя на Пикабу, Кинематограф, Три мушкетера, Длиннопост

Есть, конечно, ещё всякие бибисишные сериалы, которые невозможно смотреть без нюхательных солей, есть итальянские и испанские фильмы. И самые первые экранизации - 1948 года, например. И, конечно, есть мультятина и анимятина – и там тоже явно есть Ришелье, интересные и разные. Так что я продолжаю вести наблюдение)

Если у кого есть интересные кардиналы на порекомендовать - делитесь, не стесняйтесь. Больше Красных Сфинксов в массы!