100 вопросов волонтёру. Вопрос тридцать девятый
Всем привет! На связи добрый проект Связанные сердца. Мы помогаем нуждающимся вязаными тёплыми вещами, а также помогаем волонтёрам материалами для работы. Чтобы люди больше узнали о работе волонтёров в России, мы решили чаще рассказывать о своей деятельности и деятельности наших коллег. Поехали!
Является ли распространение информации помощью?
Нет, не является. Вернее, является лишь в том случае, если была необходимость в получении информации. Например, бесплатную работу юриста можно отнести к такому случаю. Однако, к сожалению, за последние годы многие стали считать распространение информации (блоги, репосты и т.п.) за реальную помощь другим. Нужно понимать, что помощь - это улучшение качества жизни. Получение информации это качество жизни не улучшает, более того, даже не гарантирует, что полученная информация будет использована для этого. Само по себе распространение информации является важной частью благотворительности. Когда волонтёры рассказывают о пунктах обогрева и акциях бесплатной раздачи еды - это даже может спасти жизни. Когда фонды и проекты рассказывают о краудфандинговых сборах - это помогает увеличить помощь, оказать ее большему количеству людей. Распространение информации помогает добиться массовости на таких мероприятиях, как уборка територии. Но само по себе распространение информации не уберёт эту территорию, не приготовит ужин для бездомного, не свяжет тёплые вещи. Всё это делают волонтёры и добровольцы. Стоит повторить, что только в случае, если целью являются бесплатные консультации, распространение информации может действительно улучшить качество жизни, да и то, стоит понимать, что в данном случае речь идёт не про буклеты и объявления, а про анализ и выбор стратегии, что всё же отличается от работы обычного добровольца и относится к профессиональным услугам.
К сожалению, мнимое распространение информации стало настоящей проблемой для волонтёрского движения. С психологической точки зрения нажатие кнопки «Поделиться информацией» вызывает ощущение причастности, активных действий, даже исполненного общественного долга. Тем не менее, фактически ничего не происходит. Люди любят тешить себя мнением, якобы есть некая вероятность, будто кто-то увидит их сообщение и окажет помощь. В действительности это работает в некоторых случаях, например, в краудфандинге: чем больше людей увидит сбор средств на доброе дело, тем больше людей примут в нем участие (не всегда). Если же речь идёт о конкретной помощи нуждающимся, то даже миллион сообщений не заменят две руки, что окажут реальную помощь. Я бы даже сказал, что мнимое распространение информации стало едва ли не грандиозным обманом общества. Особо ярко это видно на примере политических движений в России. Волонтёры как никто знают, что поддержка в цифровом и реальном мирах отличаются кардинально. Что цифровой мир стал для многих отдушиной, но в то же время и ямой, добровольной тюрьмой. Я знал некоторых людей, чьи личные страницы в социальных сетях были забиты объявлениями о различной помощи, просьбе распространить информацию и предать широкой огласке. Эффективность подобных действий по сути не просто сводилась к нулю, но и даже уходила в минус. Ведь обилие сообщений о помощи в одном месте вызывало лишь отторжение, а не желание изучить. Поэтому одним из важных пунктов деятельности в волонтёрских фондах является материализация результатов: публикации в печатной прессе, а не в блоге, фотовыставки, а не фотоальбомы, реальные концерты, а не медиа-файлы.
Уверен, если человек хочет действительно оказать помощь, ему есть над чем задуматься после этой статьи. Потому что реальная помощь требует усилий гораздо больше, чем нажатие кнопки. Это здорово, если вы делитесь информацией по просьбе волонтёров. Нет ничего плохого в том, что вы не участвуете в благотворительных акциях и кроме распространения информации ничего не делаете. Однако, нужно понимать, что это не достижение. Тем более не повод для гордости, ведь некоторые порою даже ставят это в укор другим, приравнивая себя к волонтёрам. Нужно чётко понимать границу между поддержкой и помощью. А для этого достаточно хотя бы раз принять участие в благотворительной акции, желательно с самого её старта и до публикации отчётов. Поверьте, ни один волонтёр-организатор не откажет вам, если вы придёте в волонтёрский центр и скажете, что просто хотите посмотреть как всё работает. Вам проведут экскурсию, вас посвятят во все тайны и нюансы, ответят на каждый вопрос и дадут настолько сложные задачи, насколько вы сами будете готовы выполнить. Вы даже можете прийти в волонтёрский центр со своей идеей благотворительной акции и вас выслушают, дадут совет, а может, возьмутся за её осуществление. Ключевой момент: это должна быть реальная помощь, а не её имитация ради лайков в социальных сетях. Поверьте, намерения человека очень легко понять после двух-трёх минут разговора с ним. А для опытного организатора-волонтёра порою достаточно одного взгляда.
Работа с социальными сетями в волонтёрском центре обычно ложится на плечи того, кто не горит желанием этим заниматься. Выглядит странно, но это является предохранителем от зависимости, когда соцсети постепенно вытесняют помощь людям, когда помощь начинает подстраиваться под соцсети и выгодную картинку. Конечно, часто добровольцы начинают распространять информацию через свои страницы. Более того, у некоторых из них и аудитория может быть гораздо больше, чем у волонтёрского центра. Однажды я стал очевидцем неприятной ситуации с одной девушкой-добровольцем. У нее был весьма раскрученный аккаунт с большим количеством подписчиков. Поэтому каждое ее сообщение об акциях волонтёрского центра очень быстро распространялось среди большого количества людей, что приносило эффективные результаты. Тем не менее, волонтёры-организаторы никогда не просили её о такой помощи. Это в принципе не принято, поскольку личные страницы остаются личной собственностью, а не инструментом. Видя своё влияние на эффективность работы центра, девушка стала вести себя иначе: чаще спорить без повода, перечить, настаивать на своём видении акций, даже настраивать других добровольцев против организаторов. Организаторы поступили мудро и просто дали девушке посильные задачи, буквально ручной труд, которым были заняты почти все. Конечно же, девушка проигнорировала эти задачи, в результате чего их пришлось выполнять другим добровольцам сверх своих задач.
.
Ситуация очень быстро накалилась, когда на ближайшей встрече в волонтёрском центре девушке поставили в укор невыполнение задач. Она попыталась устроить скандал, но ей просто дали высказаться и никак не стали реагировать, спокойно сосредоточившись на предстоящей акции помощи. Конечно же, больше в волонтёрском центре она не появлялась, а её страница в социальных сетях наполнилась ненавистью и оскорблениями в адрес волонтёров с призывом бойкотировать все их акции. К счастью, ирония судьбы заключается в том, что сама девушка в результате своих действий потеряла больше подписчиков, чем потерял волонтёрский центр с её уходом. И даже более того, наблюдая за остальными добровольцами, организаторы отметили их большее усердие и благосклонность после инцидента. Добровольцы увидели живой пример того, к чему приводит отсутствие самоконтроля. К слову, девушка попыталась сама организовывать мероприятия, о чем рассказывали потом некоторые добровольцы, кого она не заблокировала на своих страницах. Тем не менее, отсутствие опыта показало, что популярность в интернете вовсе не означает успех в реальной жизни. Ни одна из ее идей так и не нашла своё воплощение. В то время, как каждое дело волонтёров доводилось до конца, что также повлияло на мировоззрение добровольцев и их уважительное отношение к волонтёрскому центру.
Предыдущий вопрос: Должна ли помощь быть анонимной?
Лига Добра
1.8K пост6.9K подписчиков
Правила сообщества
Постите только самое светлое, доброе и позитивное.
Доброго вам дня :)