Серия «Про стремление к смерти в поп-культуре»

Про стремление к смерти в поп-культуре. Часть 2

Продолжаем разговор. (Первая часть здесь - Про стремление к смерти в поп-культуре. Часть 1)

ЗАМЕТКА 4 - Про слэшеры

Слэшер (от англ. slash - рубить) - поджанр ужасов, в котором убийца (как правило, один) убивает группу людей в особо жестокой и кровавой манере (зачастую по очереди). Если в боди-хорроре может присутствовать смысловая или даже философская составляющая (взять хотя бы ту же "Муху"), то в слэшерах ее не бывает. Поправьте меня примерами, если я ошибаюсь. И именно в этой бессмысленности и заключается очарование данного поджанра для его любителей.

Песнь мортидо и деструдо

Насилие требует оправдания. Так или иначе, нравится нам это или нет, но цивилизованное человечество ограничило область направления деструдо не только на себе подобных, но и на их имущество, и на других живых существ. Ограничило формой, но не научила ее использовать. Человек - в принципе существо очень агрессивное, и гнев считается эмоцией, направленной на изменения. Дети, еще не ограниченные общественным запретом, с легкостью колотят других детей, если те как-то посмели посягнуть на их границы, ломают вещи, которые им не нравятся, переделывают окружающее под себя, даже если окружающее не разделяет их стремлений. Но потом детей останавливают, ограничивают их деструдо, однако не всегда учат форме, через которую этот вид психической энергии можно реализовывать. То есть вроде бы бить нельзя, но кричать можно, но тоже не всегда, лучше иногда просто сказать грубо, а иногда и вообще надо промолчать. Черт ногу разберет в этих ваших формах, размерах и как вообще правильно. (Напишите в комментах, если нужен пост про формы выражения гнева.) Как итог, дети растут, превращаются в больших детей, гнев копится, непроизвольно выливается, из-за чего приправляется стыдом и копится дальше до следующего срыва с последующей порцией стыда. Звучит токсично.

А вот в слэшерах нет никакой токсичности вообще!

В слэшерах насилие не нуждается в оправдании. Тебе не нужно объяснять, почему оно было уместно, тебе не нужно подбирать форму, тебе не нужно думать о последствиях. Почему тебе? А вы заметили, что зачастую в слэшерах злодей безликий? Носит маску или лицо его обезображено так, что трудно разобрать черты. Для чего это делается? Чтобы обезличить насилие. Для чего обезличивать насилие? Чтобы было страшнее. Ну, в том числе. А еще, чтобы было легче идентифицировать себя с убийцей. 🤷‍♀️ Ну кому интересны эти как под копирку тупые жертвы? Гораздо интереснее наблюдать, как убийца их всех поймает и каким образом от них избавится. Можно даже ставки делать, кого он убьет последним или кто даже выживет. А уж если вы играете в слэшер игру, то тут вам еще и карты в руки. Таким образом, слэшеры служат пространством для сброса деструдо, снятия напряжения и отдыха от выше описанного стыда.

В слэшерах жертвы ужасно клишированные и тупые. Иногда мне кажется, что их подбирают чуть ли не по списку смертных грехов. Обязательно найдется похотливый персонаж, высокомерный персонаж, ленивый персонаж, психованный персонаж и далее. А чем это хорошо для зрителя? Правильно, упрощением. Если мы говорим о деструдо, то это, как правило, направленная психическая энергия. Мы точно чувствуем, какой человек нам не нравится, за что мы его не любим, от чего мы хотели бы избавиться в этом мире и так далее. И простые персонажи, ограниченные только одной чертой характера, помогают нам увидеть в них тех или то, что мы хотели бы разрушить в реальности, но не можем. Вы замечали, что среди героев слэшера всегда есть именно тот, который бесит больше всего и именно ему вы желаете самой мучительной смерти? А вы замечали, что если смотреть слэшер компанией, то это будут разные персонажи? Если вы попробуете себе объяснить, почему именно этот персонаж заслуживает смерти больше остальных, можете узнать о себе и своем танатосе много интересного.

То же касается и мортидо. В нас есть определенные черты или части нас, которые нам не нравятся, которые мы не принимаем, которые мы хотели бы уничтожить. И мы можем это сделать через этих простых персонажей. Можно, конечно, задаться вопросом, а как понять, я желаю смерти этому персонажу, потому что он мне напоминает моего начальника или потому что он напоминает мне меня в определенных ситуациях. И мы подошли к главному ингридиенту нашего коктейля, который скрепляет все компоненты воедино - проекция!

Я не буду сейчас вдаваться в подробности, что такое проекция, и как она работает. Может, как-нибудь потом в рамках поста о механизмах защиты. Нам сейчас важно, как она проявляется. А проявляется она иногда так, что то, что мы не принимаем или не любим в себе, мы во всех подробностях замечаем в других людях. Например, человек любит посплетничать о других. И тогда ему будет казаться, что все кругом только и делают, что сплетничают. Или человек не разрешает себе делать дорогие покупки, и тогда его коллега, который купил себе новый айфон, кажется ему ужасным транжирой, аж бесит, как так можно относиться к деньгам.

Возвращаясь к слэшерам, получается, что не так важно, видите вы в персонаже кого-то из социума или себя, это все взаимосвязанные вещи. Ведь и человека из социума вы тоже не просто так выделили, и зацепил он вас именно этой своей чертой не просто так. Но разбираться в этом долго, муторно, неприятно, а еще никто об этом не знает и в осознанность не умеет (вас, мои любимые подписчики, это, конечно же, не касается 😚), но напряжение куда-то девать надо. Тогда можно пойти в кинотеатр, включить телевизор, запустить игру, открыть книгу и присоединиться своим деструдо к убийце, своим мортидо к жертвам, ни о чем не думать, просто спускать пар.

ЗАМЕТКА 5 - последняя - Про эрогуро

Либидо и Танатос являются воплощением энергии жизни и энергии смерти. Либидо может ощущаться опасным (например, девушка может испытывать холодящий страх в предвкушении первой ночи с любимым мужчиной), смерть может ощущаться сексуальной (осознание нависающей опасности может усиливать телесные ощущения во время секса). Когда кругом много смерти, очень хочется жить. Когда кругом много жизни, хочется остановиться. Либидо и Танатос постоянно качают монету, сторонами которой они являются, так, что иногда больше видно то одну ее часть, то другую, то одного больше, то другого, то одного меньше, то другого.

Но что если обе эти противоречащие части выкрутить на максимум? Не дать ни одной из них нейтрализовать другую? Что, если вместо 100%, которые они в сумме в гармонии своей представляют, сделать 200%, по 100 на каждого?

Станет ужасно невыносимо, но оторваться будет невозможно.

Поэтому отношение к гуро всегда полярное: его либо обожают, либо ненавидят, его либо поглощают огромными порциями, либо не могут даже взглянуть, разве что одним глазком. Нет людей, которые бы интересовались эрогуро чуть-чуть: ты либо им интересуешься, либо нет.

И в этом его суть. Эрогуро - это пограничный вид искусства: он должен быть максимально отвратительным и предельно сексуальным. Никаких полутонов, только черное и белое, четкие Либидо, абсолютно ясный Танатос. Только самые сексуальные девушки или мужчины, в самых сексуальных позах, максимально жестоко убитые или еще живые, но ненадолго. Много жизни (слюна, слезы, половые выделения, пот) и много смерти (кровь, несовместимые с жизнью раны, невозможность спасения).

Эрогуро - это подвид эротического направления искусства, который зародился в Японии в 20-х годах 20го века. Номинальную информацию вы можете прочитать в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Эрогуро), там есть хорошая короткая статья на эту тему. Здесь я хочу поговорить о том, почему этот вид искусства все еще популярен, нужно ли всех его любителей автоматически записывать в психопаты и почему это вообще называется искусством.

Давайте начнем с вопроса о любителях эрогуро: правда ли, что они все - психопаты и сумасшедшие, за которыми лучше наблюдать соответствующим учреждениям?

И да, и нет.

Среди маньяков и насильников действительно встречаются фанаты эрогуро, но далеко не каждый фанат эрогуро планирует или совершает преступление. Это как с компьютерными играми жанра "шутер": игроков, которые любят пострелять виртуально и которые при этом не совершают насилие, в разы разовые больше тех игроков, которые по итогу совершили преступление с использованием оружия.

Однако я не могу сказать, что увлечение эрогуро совсем никак не характеризует психическое устройство человека. Как я уже говорила в посте выше, эрогуро выкручивает ощущения Либидо и Танатос на максимум, это очень сильная нагрузка на психику, которую обычный человек долго выдерживать не может, кто-то не может выдерживать вообще. А еще я говорила там же, что эрогуро - это пограничный вид искусства, в котором нет полутонов. Добавлю сюда еще собственный опыт наблюдения в реальной жизни и в сети за любителями эрогуро и осмелюсь заявить: Подавляющее количество любителей эрогуро (из тех, что я наблюдала, - все; но моя выборка слишком мала для однозначного утверждения) - это люди с пограничным устройством психики.

И здесь прям жирный такой дисклеймер: пограничным устройством, а не расстройством. Это разные вещи! Пограничное расстройство психики или пограничное расстройство личности - это болезнь, диагноз. Я же говорю об устройстве, организации психики, которая имеет свои особенности. Это не болезнь, это просто так работает мозг в силу разных причин.

Люди с пограничным устройством психики отличаются склонностью к категоричности в суждениях, плохо понимают полутона ощущений, телесно часто замечают только сильные сигналы (например, когда их не берут за руку, а хватают, когда не слегка ноет голова, а прям раскалывается и т.п.), эмоционально понимают и выражают только сильные чувства (например, любимого человека они могут либо обожать, либо ненавидеть, спектр восхищения или недовольства им недоступен). То есть грубо говоря, их психика воспринимает только пиковые сигналы и плохо распознает спокойные. Что касается отреагирования, то оно либо тоже пиковое, либо практически нулевое - за этим уже часто стоит воспитание, то, как человека в детстве научили жить с такими особенностями психического восприятия. Люди с пограничным устройством психики - не психопаты. У психопатов отсутствует эмпатия, а у людей с пограничным устройством психики с эмпатией все в порядке: то, что они не отреагировали на вашу новость о потери работы, может быть связано с тем, что они просто не почувствовали, насколько для вас это грустно. Если им сказать прямым текстом или если вы, например, разрыдались, они тут же испытают сочувствующий отклик. Прибор с минимальной точностью - вот что такое психика человека с пограничным устройством личности. Откуда такое берется? Много причин может быть: генетика, травма физическая и/или психологическая в раннем детстве, недостаточное питание или недоступность необходимых микроэлементов на протяжении развития плода или активного роста ребенка и т.д.

И конечно же такой человек будет искать ярких пиковых ощущений. Не обязательно гуро (экстремальные виды спорта, эпатажные образы, вызывающие сильные эмоции фильмы и т.п.), но и гуро среди них тоже может быть. Если ваш знакомый увлекается гуро, то в этом ничего страшного нет, однако я считаю, что поговорить с ним, как минимум, стоит. Дело в том, что людям с пограничным устройством психики очень сложно комфортно ощущать себя в жизни и трудно налаживать близкие отношения с другими людьми, они часто подвержены депрессии, расстройствам тревожного спектра, социофобии и проч. Это не значит, что увлекающийся гуро, обязательно имеет что-то из списка, но он определенно в группе риска и заслуживает наблюдения у психолога. Как минимум, чтобы удостовериться, что человек полностью адаптирован к жизни в связи со своими особенностями психики, или в случае необходимости помочь ему адаптироваться.

Почему эрогуро - это искусство?

Если говорить просто и своими словами, то искусство - это воспроизведение восприятия действительности художником через образы. Как лингвист, я еще добавлю, что любое искусство предполагает "общение" творца со зрителем посредством созданных произведений, даже если работа делается, что называется, в стол, поэтому любое искусство эмоционально насыщенно.

Эрогуро - это эстетическое воплощение Либидо и Танатоса в самом классическом смысле. Если посмотреть даже на современные аниме-зарисовки, сравнить их с рисунками начала 20-го века, почитать эрогуро рассказы, в них всех присутствует классическая эстетика образов, сопровождавших изображения Либидо и Танатоса на протяжении как минимум нашего тысячелетия. Как ни странно, но мало что настолько консервативно в изображении энергии секса и смерти, чем эрогуро. Эротические жанры искусства в целом консервативны в своих средствах. Они изображают страсть или агонию все теми же красками и инструментами, что и в античности. Поэтому неудивительно, что эрогуро, будучи подвидом эротического искусства, тоже верно следует этому пути. 20 век - век революции в искусстве, там много чего произошло, но в том числе и то, что искусству разрешили стать неспокойным, шокирующим, невыносимым. Искусству разрешили быть индивидуальным, непопулярным, все еще называться искусством, даже если почитателей всего 1-2 человека. Кто-то скажет, ну тогда и порнография - искусство. Я еще не разобралась для себя в этом вопросе, скажу честно, но пока что для меня порнография не воспринимается искусством, так как там больше акцент на телесности в чистом виде, чем на эмоциональных переживаниях, и я не чувствую "общения" создателя порнофильма с потенциальным зрителем. Порнография мне больше напоминает видео спаривания с National Geographic, уж простите. В гуро же приоритетом являются эмоциональные переживания героя произведения и эмоциональные переживания зрителя, а так же чувствуется интерес самого художника: ты не просто смотришь на картинку, ты чувствуешь, как он ее тебе показывает. Поэтому для меня в контексте искусства здесь все сходится.

Может показаться, что я защищаю гуро или ставлю его в один ряд с прочими видами искусства, но нет. Я всего лишь не отрицаю, что это искусство. Что же касается моего отношения к этому виду искусства, то оно крайне настороженное. Пограничное искусство - отражение пограничного общества, и чем более оно популярно, тем сильнее поляризовано общество. И уже это пугает. Само существование гуро меня не напрягает, меня напрягает, если оно становится популярным.

Почему этот вид искусства все еще популярен?

На самом деле это для меня грустная история. Как я сказала выше, пограничное искусство - отражение пограничного общества. Давайте проследим пики интереса к гуро.

Сначала это 20-е года прошлого века. Мир после 1ой мировой войны, происходит активная европеизация Японии, во всем мире пересматривают привычные подходы к внутренней и внешней политике - такие резкие и болезненные перемены будут делить общество всегда на какие-то две половины: те, кто за европеизацию, и те, кто против; на новаторов и консерваторов; на демократов и социалистов; на сторонников одного и на сторонников другого. Если говорить о Японии, то там темы эротики и смерти всегда были традиционно важными и в обществе, и в искусстве, так почему бы не довести до крайности и их.

Вторая волна популярности гуро пришлась на послевоенную Японию. Общество снова было поляризовано: кто-то был подавлен поражением в войне, а кто-то хотел восстановить власть императора; кто-то работал, не покладая рук, восстанавливая страну, а кто-то сидел и ничего не делал в беспробудном пьянстве, а кто-то сначала настолько же интенсивно работал, насколько потом интенсивно пьянствовал или придавался разврату, абсолютное разочарование в прошлом или настоящем и при этом надежды на будущее. Снова полярности, снова крайности.

А что с третьей волной? На моей памяти ее расцвет пришелся на нулевые, но она уже вышла за пределы Азии и вылилась на всю сеть интернет. Что происходило в нулевые, вы помните? Можете объяснить, почему гуро тогда так стало популярно? Хороший повод отрефлексировать, в каком мире и в каком обществе мы живем, мы, люди планеты Земля.

________________

На этом все. Если вам было интересно читать, буду рада видеть вас на своем тг-канале. Там, конечно, не всегда так все ярко и интересно, но надеюсь, что-то там вам будет полезно. А еще я буду рада вашим реакциям и комментариям. ^^

Показать полностью

Про стремление к смерти в поп-культуре. Часть 1

В свое время меня очень заинтересовала роль мортидо в повседневной жизни людей. Но поскольку мой тг-канал посвящен не только психологии, но и культурологии, то изучить этот вопрос я решила именно в контексте явлений культуры. Вашему вниманию представляю одним длиннопостом цикл заметок о том, почему нам так нравится смотреть фильмы про смерть, играть в игры, где можно убивать, смотреть картинки, где кто-то умирает. Это мой первый пост, буду рада вашим реакциям и комментариям. Погнали!

ЗАМЕТКА 1 - Об основных понятиях

В психоанализе выделяют два вида психической энергии: либидо и танатос. Они противоречат друг другу, одновременно с этим дополняя и уравновешивая.

Либидо = влечение к жизни

Всякое живое стремится выжить и сохранить свой вид через потомство, поэтому под либидо в первую очередь понимают инстинкт самосохранения и сексуальные инстинкты. Говоря о человеческой психике, под либидо часто понимают творческую энергию, направленную на создание нового, на продвижение вперед, на достижение большего.

Танатос = влечение к смерти

Всякому живому суждено умереть, и все процессы в организме подчинены тому, чтобы рано или поздно угаснуть. Все живое стремится вернуться в первичное "неживое" состояние, как говорил Фрейд, поскольку неживое появилось до живого. Так соблюдается равновесие. Часто танатос отождествляют с агрессивным поведением, ведь именно через агрессию происходит разрушение. В таком случае танатос разделяют на мортидо и деструдо. Мортидо - это агрессия, направленная на себя, самоуничтожение. Деструдо - это энергия, направленная на уничтожение других.

До сих пор не существует единой стройной теории, как эти противоположные виды психической энергии взаимодействуют друг с другом и относительно друг друга. Поэтому все последующие заметки воспринимайте исключительно, как мои личные рассуждения без права на истину. Рассуждать я буду на основе прочитанного, увиденного, наблюдаемого.

ЗАМЕТКА 2 - Все познается в сравнении

Смерть - это очень абстрактное понятие. Вроде бы и конкретное (остановка дыхания, прекращение пульса, распад тканей), а вроде бы и какое-то далекое. Те, кто был на похоронах, или у кого, не дай бог, кто-то умирал на руках, вы помните это чувство нереальности происходящего? Это недоумение, что вот было живым, вот мертвое, а разница как будто бы есть, а как будто бы ее и нет. Конечно, это можно списать на механизм психологической защиты, известный, как отрицание, и в это будет 95% правды. Но вот эти 5%... Признаки смерти как будто конкретны и реальны, а сама смерть как будто бы нет.

Если мы испытываем нечто подобное, сталкиваясь со смертью напрямую, то что уж говорить об обыденной жизни, когда о смерти не думаешь вообще или когда она кажется чем-то очень далеким. Но без осознания своей смертности нет вкуса жизни. Один из смыслов похорон и поминок - празднество жизни. Это очень хорошо заметно в ритуальных традициях мексиканцев и некоторых африканских стран. Живые собираются за одним столом, несколько поколений, наглядно замечают, что того, кого они вспоминают, с ними уже нет, но есть все остальные, что жизнь продолжается и идет своим чередом, что когда-то так будут вспоминать каждого из ныне присутствующих, ну а пока они все здесь, разговаривают, пьют и едят, дышат общим воздухом, чувствуют себя живыми.

В ежедневной суматохе легко забыть, что ты живешь. Легко начать ощущать, что ты просто существуешь. И мортидо (как энергия, направленная на саморазрушение, напомню) - это способ вернуть себе ту самую перчинку, возможность напомнить себе о своей смертности и конечности. Для людей, у которых в силу определенных причин (ПТСР, детская или недетская психологическая травма, органические особенности и проч.) либидная сторона плохо развита или энергия жизни течет слабо, мортидо становится основным источником продолжать жить дальше, как бы противоречиво это ни прозвучало. Чтобы дойти до смерти, сначала нужно прожить жизнь. И здесь можно возразить, мол, к смерти можно прийти одним неловким движением на крыше небоскреба, че тут идти. В этом есть правда, но лишь частичная, потому что, как ни странно, среди склонных к суициду людей много либидозных. И именно невозможность реализовать свое либидо может толкать их к мортидо, но мортидо при этом не является движущей энергией. Либидозных людей наполняет энергией ощущение каждого толчка своего сердца, мортидозных людей наполняет энергией обратный отсчет каждого такого толчка, ведь срок работы сердца все равно ограничен.

ЗАМЕТКА 3 - Про боди-хоррор

Видели фильмы, где герой заболевает неизвестным вирусом и превращается в кучу гнилого мяса? Или где им завладевает паразит, который уродует его тело, заставляя испытывать немыслимые страдания, а потом вырывается наружу, разрывая в клочья тело? А когда у него из-за каких-то мутаций начинает заживо гнить конечность, и ему приходится ее себе отрубать? Все это примеры поджанра ужасов под названием боди-хоррор (body - тело, horror - ужас), он же биохоррор, он же органик-хоррор. Любые пугающие и отвратительные изменения, происходящие с человеческим телом - его основная тема.

Задумываться о привлекательности этого жанра я начала, когда резко выросла популярность фильмов и игр про зомби в нулевых. Но сейчас не о них, а о том, что такого манящего в гниющих, разлагающихся и деформированных частях тела для зрителей. Первое, что считаю важным подсветить, так это то, что подавляющая часть потребителей такого контента вполне себе клинически адекватные люди, либидозные, стремящиеся жить и далее по списку. В повседневной жизни этих людей мортидо часто в дефиците, потому что, во-первых, в нашей культуре в принципе не принято говорить о смерти, даже когда непосредственно с ней сталкиваешься, во-вторых. по причине первого люди часто в принципе не осознают свою естественную мортидозную составляющую, которая тем не менее присутствует в мелочах каждый день. Ну например, ходить на уколы красоты - это разве не мортидо? Стремление вернуть первоначальную форму путем применения насилия к себе. Подвергание себя намеренно микро-травматизации в спортзале 3 раза в неделю (а вы думаете, почему мыщцы болят после тренировки?) - не мортидо? Намеренное употребление алкоголя - не мортидо? Но поскольку в этом всем нет целеполагания смерти, это не осознается как мортидозная часть, а следовательно, не ощущается как контраст к либидо.

Боди-хоррор - это один из наиболее безопасных и, как ни странно, щадящих способов прикоснуться к своей мортидозной части через художественные образы. Пережить гиперболизированные ощущения неумолимости телесных изменений с приближением смерти. Мы боимся смерти, и мы боимся того, что она делает с нами каждый день, еще даже не наступив полностью. Отсюда все эти уколы красоты, спортзалы... Но почему-то бояться в обычной жизни нельзя, надо бороться, не сдаваться, не думать об этом. Страх подавляется, вытесняется, отодвигается, превращается в невроз, в навязчивость, в обсессию. Как ни странно, боди-хоррор - профилактика всех этих страшных слов. Это пространство, где можно спокойно проживать и переживать свой страх, пройти его, как реку, с одного берега на другой, встретиться с неизбежным в максимально уродливом виде, почувствовать себя бессильным, беспомощным перед неумолимым, потом выйти из кинотеатра, отложить геймпад или закрыть книгу, вдохнуть и почувствовать, что сейчас все в порядке, ты живой, и пойти копить страх дальше. Я часто замечала, что людей, у которых нет блока на страх перед смертью, которые спокойно его принимают и проживают, не трогают боди-хоррор фильмы и игры. Они их просто не пугают. Может, развлекают графикой или чем-то еще, но не более того. Потому что им не нужно отдельное пространство для проживания своего мортидо. Тем же, кто от своего мортидо бежит в обычной жизни или не осознает его присутствия, это нужно. Отдельное местечко, где можно уравновесить свое либидо.

(Во второй части будет про слэшеры и эрогуро Про стремление к смерти в поп-культуре. Часть 2)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!