Серия «Об импортозамещении в фотографии»

5

Концентрированные проявители для фотопленок . Заключение

Начало здесь Концентрированные проявители для фотопленок (давно обещаный обзор). Часть первая

Продолжим знакомство с концентрированными проявителями для фотопленок.
Здесь будут перечислены только те проявители, которые можно свободно приобрести не заказывая их из других стран. Так же не будут перечислены концентраты, которых нет в продаже, но которые можно изготовить. Работа с сернистой кислотой в домашних условиях недопустима, а гидролиз достаточно опасен.

KALOGEN

Это самая первая в мире альтернатива Родиналу. И, наверное, самая распространенная.
Калоген имеет в своем составе два проявляющих вещества: пара-дигидроксибензол, как основное и метиламинофенол, как поддерживающее реакцию, притом последний присутствует в виде гидрохлорида.
Калоген, наверное, даже более стабилен и дает более качественную проявку, чем Родинал. Кроме того в составе присутствуют компоненты, подавляющие образование вуали в эмульсионном слое, что делает изображение еще более качественным, чем после Родинала.
По своим проявляющим характеристикам, Калоген достаточно униваесален и подойдет для любых фотопленок, а так же, с небольшими оговорками, для технических пленок и аэрофотопленок.
За счет достаточно большой вилки в концентрации рабочего раствора, используя Калоген, можно получить как контрастные негативы, так и очень мягкие и очень плавным градиентом плотностей, что позволяет его использовать, как для арт, так и для портретной съемки.


KALOGEN PQ

Один из наиболее интересных концентрированных проявителей. Его свойства максимально приближены к всем известному Микрофену. Этот вид Калогена дает достаточно плотно посаженное зерно и резкостный эффект. Основным проявляющим веществом здесь служит демизон (допускается использовать фенидон, но стабильность понизится), а поддерживающим агентом пара-дигидроксибензол (есть варианты, где в роли поддерживающего используется аскорбиновая кислота).
Этот проявитель особенно подойдет фотографам, работающим с Микрофеном. Достаточно подобрать подходящую концентрацию рабочего раствора и не продется возиться с приготовлением и выстаиванием 72 часа Микрофена (после приготовления фенидон-гидрохиноновых проявителей их необходимо выдерживать не менее 72 часов для стабильной работы и точной качественной проявки, в идеале такие проявители должны выдерживаться 7-8 суток).

ПРОЯВИТЕЛИ ГЕЙНЕРА

Gainer's PQ-D

Главная и единственная альтернатива токсичному и канцерогенному Пирокату.
Вместо пирокатехина используется пара-дигидроксибензол, за счет чего является безвредным.
По всем остальным характеристикам практически равен классическому Пирокату, за исключением разбавления, у Пироката 1+1+100, а в данном случае 1+1+48.

Gainer's PС-D

Если в двух словах, то это жидкий Kodak XTOL. Патрик Гейнер создал его жидкую альтернативу, за что ему обязаны миллионы фотографов, по всему миру, работающие с XTOL.
Проявитель двухкомпонентный: в части А содержится проявляющее вещество, в части Б - ускоритель, приготовление рабочего раствора происходит по схеме 1+1+48, непосредственно перед проявкой. Проявленные негативы максимально схожи с негативами, проявленными в XTOL.

Gainer's PС-TEA

Это одна из самых поздних разработок Гейнера - однокомпонентный гелевый проявитель, так же как и PС-D - является жидким аналогом XTOL.
TEA, это не чай, а сокращение от триэтаноламин, да-да, та самая из четырех гадостей, которая есть в вейпах и кальянах и от регулярного вдыхания которой люди становятся, со временем, дебилами. Но в этом проявителе триэтаноламин ничем никому не угрожает, а является ускорителем процесса проявления.
Проявитель крайне тяжел в изготовлении. Все компоненты растворяются в триэтаноламине при очень высоких температурах, что достаточно опасно и очень долго.
Проявитель имеет очень хорошую сохраняемость, даже после вскрытия емкости.

METOLAL

Метолал - еще одна альтернатива Родиналу, родом из начала ХХ века, тоже из США.
В первой части обзора я писал об Элонале, так вот, Метолал - более мягкоработающий собрат Элонала, но в нем меньше антивуалирующего вещества, так что сильно перележавшие пленки в нем проявлять не следует.

Проявители ZD

ZD - достаточно новая линейка на российском рынке, но, уже успела себя зарекомендовать, как очень высококачественная фотохимия. В линейке ZD есть как концентрированные, так и сухие проявители для фотопленок и фотобумаг.
Рассмотрим два проявителя ZD для фотопленок:

ZD-115

Мелкозернистый выравнивающий проявитель с очень хорошей сохранностью даже вскрытого флакона. Дает мелкое, плотно посаженное зерно и отличную проработку во всех плотностях. Может использоваться как PUSH на 2 и более ступеней, без ухудшения качества, может применяться для проявки фототехнических и аэрофотопленок, дает отличный результат при проявке кинопленки Double-X, подходит под все виды и направления фотосъемки.

ZD-130 EKO

Мелкозернистый проявитель на основе демизон-аскорбат. Изображения получаются очень четкими. Приставка ЭКО означает отсутствие высокотоксичных компонентов, таких, как метол.
Проявитель, в работе, достаточно интенсивный, среднее время проявки 6 минут, отзывчив на циркуляцию раствора.
Хорошие результаты дает, даже, на таких капризных фотопленках, как Fomapan-400 и на всех фомовских подделках, коими завалены маркетплейсы.
Так как проявитель гелевый, то имеет очень хорошую сохранность, даже после вскрытия флакона.

На этом, пожалуй, всё.

Всем удачных кадров!

Показать полностью
3

Концентрированные проявители для фотопленок (давно обещаный обзор). Часть первая

Концентрированные растворы - весчь удобная: прямо перед проявкой развел необходимое количество и работай. Концентратов великое множество, свойст их, тоже.
Как в этом разобраться? Да, в общем то, ничего особо сложного нет, но, дьявол кроется в деталях.

В этой статье вы познакомитесь с различными концентрированными проявителями, как широко, так и малоизвестными. Описывать нюансы широко известных Kodak и Ilford я не вижу особого смысла, поэтому о них только в общих чертах. Все остальные проявители будут описаны более подробно.
В статье будут перечислены только те проявители, которые можно свободно приобрести не заказывая их из других стран. Так же не будут перечислены концентраты, которых нет в продаже, но которые можно изготовить. Дело в том, что большинство из составов при изготовлении подразумевают гидролиз или работу с сернистой кислотой, а некоторые и то, и другое, что в домашних условиях либо опасно, либо НЕДОПУСТИМО.

ILFORD
Ilfotec DD/HC/LC-29/DD-X

Все это одного поля ягода, различия только в объемах проявки и скорости использования концентрата (одни для большого количества проявок - лаборатория, другие для редких проявок - домашние условия).
Качество и стабильность результатов очень высокие, при жестком выполнении всех требований, в противном случае получаем средненький Д76 и хуже.
Проявитель дает очень хорошую проработку деталей и достаточно мелкое зерно.
DD/HC/LC-29 - проявители для большого количества проявок: машинная обработка в лабораториях с большой проходимостью, баковая обработка. Эти концентраты, после вскрытия ёмкости, долго не живут и деградируют. До начала деградации максимум 40 суток, так что, если проявляете пленки от случая к случаю и за месяц литр концентрата не уработаете - эти проявители не для вас.
Кто то может начать возражать: мол у меня и дольше стоит и проявляет... Да проявляет, но насколько точно и качественно?
DD-X - проявитель для редких, периодических проявок дома.
Качество бачковой проявки высокое, проработка очень хорошая, зерно - будет зависеть от того, как проходит процесс (точность температуры/времени, правильность циркуляции). Проявитель имеет значительно меньшую концентрацию относительно своих собратьев, имеет бОльшую живучесть.

Ilfosol

Этот проявитель несколько отличается от Ilfotec: большей концентрацией, предназначением и возможностями.
Ilfosol имеет бОльшую концентрацию, чем Ilfotec DD, но меньшую, чем LC-29 и HC, больше подходит для проявки среднечувствительных фотопленок, хотя может, достаточно хорошо проявить и низко, и высокочувствительные. Подойдет тем, кто регулярно и много снимает, и хочет немного сэкономить.

В целом, вся линейка проявителей Ilford, это стабильность и высокое качество, НО, НЕОБОСНОВАННО ВЫСОКАЯ ЦЕНА!

KODAK

TMAX film developer

Это лучшее, что может предложить фотоиндустрия.
Самые лучшие результаты на любых фотопленках любых производителей. Высочайшая стабильность и повторяемость результатов.
Подходит как для проявки в бачках, так и в любых проявочных машинах.
Дальше описывать данный проявитель не имеет смысла, кто им пользуется и так всё знают, а кто не пользуется - начните пользоваться (если денег хватит).

HC-110 film developer

Высококонцентрированный раствор исходника. Большое количество вариаций для приготовления рабочих растворов. Высокое качество проявки.
До недавнего времени был очень хорошим экономичным проявителем, НО! Рецептура была изменена и проявитель стал маложивучим: вскрытый концентрат стал деградировать по истечении трех недель и жадным экономным потребителям перестал подходить. Так что, если вы проявляете в год по одной-две пленки, это не про вашу честь.

FOMA

Fomadon LQN

Коротко: говнецо средней унылости.
Качество проявки низкое, формирование зерна непредсказуемое.
Проявитель подойдет ТОЛЬКО самым начинающим, чтобы потренироваться и перейти на более качественные проявители.
Несколько улучшить качество проявки поможет частичная замена воды для приготовления рабочего раствора проявителя на 0,5% раствор тиоцианата калия. Зерно будет формироваться не хаотично.

Fomadon LQR

Единственный в мире концентрат контрастного проявителя для фотопленок (именно для фото, а не для фототехнических).
Проявитель дает значительно более контрастное изображение, чем обычные проявители. Применение узконаправленное. По всей видимости в составе присутствует тиоцианат натрия, поэтому формирование зерна предсказуемое, да и само зерно не крупное.

Fomadon R09

Читайте о нем ниже, в обзоре Родинала.

AGFA

Rodinal

Читайте о нем ниже, в обзоре Родинала.

Studional

Он же Rodinal Special. Высококонцентрированный гелевый проявитель с очень высокой сохранностью.
Дает очень плотно посаженное мелкое зерно, как у микрофеноподобных и, в то же время, очень хорошую проработку градиента от светлых участков изображения, до темных. Отлично подходит для пуша на две и более ступени без роста контраста и зернистости. Отлично работает с такими капризными пленками, как Kentmere и Fomapan.
Имеет две ступени разбавления: базовую 1+15 и плавающую от 1+30 до 1+65.
Разбавление 1+15 рекомендуется использовать только тем, кто имеет большой опыт проявки.
Наиболее оптимальное разбавление, которое подойдет и начинающим, и опытным пользователям, находится в диапазоне 1+30 - 1+40. В этом случае время проявки будет сопоставимо с привычными проявителями.
Проявитель содержит антивуалирующие вещества, поэтому легкая просрочка (на год-два) пленки или переэкспозиция на 1/2 ступени не страшны.
В составе есть компонент водоподготовки, поэтому применение дистиллированой воды избыточно, достаточно и кипяченой, и водопроводной (например в Москве).
Выпускается во флаконах различного объема - от 30мл до 250, что подойдет многим.
Стоимость проявителя не очень высокая, но купить его достаточно сложно...

PYROCAT

HD/HD-M/HD-C/HD-PCM

Среди фотографов существует целая секта каста, использующих проявляюще-окрашивающий метод проявки фотопленок.
При этом методе соли серебра в фотоэмульсии частично нереходят в металл, а частично в окрашенное соединение. За счет этого достигаются сразу несколько целей: высокая четкость, мелкозернистость и хорошая проработка.
Проявка происходит значительно дольше, чем в обычных проявителях и может длиться часами, например при концентрации рабочего раствора 1+1+200.
Вся группа проявителей, это ни что иное, как один и тот же проявитель, отличающийся катализатором пирокатехину: HD - фенидон, HD-C - аскорбаты, HD-M - метол, HD-PCM - всё сразу. А так же средой компонента А: вода глицерин или гликоль (хотя это вообще особо значения не имеет). ВАЖНО в каком виде предлагается компонент Б: правильный вариант - это высококонцентрированный раствор углекислого калия (у углекислого калия огромная растворимость) и в правильном варианте это будут две емкости одного объема А+Б. Однако недобросовестные производители заменяют углекислый калий на натрий, у которого растворимость значительно меньше а PH выше да и стоит он разав 3 меньше. Однако, использование такого варианта крайне чревато малой стабильностью проявителя и более низким качаством проявки, а иногда и загубленным фотоматериалом.
ВАЖНО!!! При покупке смотрите, чтобы компоненты были одинаковых объёмов и приготовление рабочего раствора было ТОЛЬКО 1+1+ХХХ, Если будет 1+2+ХХХ, лучше отказаться.

Проявитель имеет очень длительную сохранность компонентов.
За счет изменения концентрации рабочего раствора можно добиваться, практически любых характеристик проявки фотопленок по проработке, контрастности и резкости.
Однако, не стоит забывать, что все пиро (катехин или галол) достаточно канцерогенны и требуют элементарного соблюдения ТБ при работе.

ELONAL R

Элонал - брат-близнец родинала, но создан в северной Америке.
Существует три брата-близнеца: парааминофенол, метиламинофенол и ацетаминофенол. По сути, это одно и то же вещество - продукт переработки сверхтоксичного анилина.
Во время первой Мировой войны, практически, вся химическая промышленность была перестроена на военные заказы и, специально, для удовлетворения хотелок фотографов, возможностей не было, гидрохлорид парааминофенола стал несбыточной мечтой. Но, в то время все фотографы бвли крайне продвинутыми химиками и дефицит какого либо вещетва, достаточно быстро подтолкнул людей на создание и альтернатив, и совершенно новых вариантов проявителя, значительно лучших и более доступных, и недорогих.
Так появился на свет Элонал Р.
Сохранность концентрата очень высокая.
Элонал дает мелкое зерно и отлично прорабатывает все плотности, от самых незначительных, до самых больших. Подходит почти для любой съемки (за исключением высококонтрастной). Множество вариантов концентрации рабочего раствора помогут фотографу получить наиболее качетвенные негативы.
При разбавлении 1+10 можно проявлять фотобумагу.
Элонал содержит значительное количество антивуалентов двух типов, поэтом незначительная просрочка фотопленки (до 5 лет) не особо критична.
Проявитель часто встречается в продаже и стоит достаточно дешево.

RODINAL

Rodinal, Fomadon R09, ORWO R09 и другие

Отличительной особенностью всех Родиналов является гидрохлорид парааминофенола, в концентрации, пограничной к восстановлению до парааминофенола. За счет этого Родинал, практически, не имеет срока годности. Однако, дьявол кроется в деталях!
В настоящее время в мире, в продаже НЕТ классического Родинала, а ТОЛЬКО ЕГО МОДЫ.
Они отличаются характеристиками и результатами проявки от оригинальной рецептуры!

Все моды родинала дают усредненные результаты высокого качества, тоесть хорошая проработка, отличное варьирование контрастом за счет концентрации или перемешивания раствора, достаточно стабильное и предсказуемое образование зерна, НО! Точность в проявке - точность образования градиента плотностей, оставляет желать лучшего. нет, негативы получаются хорошими, но, когда нужно получить максимальную точность проявки, да еще и повторяемость, то можно получить не совсем то, что ожидаешь. Откровенного брака не будет, но загул в контрасте или плотностях будет, хоть и незначительный, и незаметный, всегда.
Современный Родинал, это хороший проявитель, дающий хорошую проявку, но при ответственной съемке, лучше использовать что то стабильное и проверенное, например Kodak.
Rodinal не имеет в своем составе антивуалирующих веществ, связано это с тем, что парааминофенол достаточно быстро окисляется в рабочем растворе и, за счет этого, дает мало вуали. Но не стоит проявлять в Родинале просроченные пленки, он для этого КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН!
Лично я не советовал бы проявлять в Родинале, даже те пленки, срок годности которых еще не закончился, но осталось менее полугода.

RODINAL AF

Специальный мод Родинала с уелой группой антивуалирующих веществ.
Все свойства проявки как у классического Родинала, но негативы получаются более чистыми, что ли. Можно проявлять фотопленку, срок додности которой закончился лет пять назад. При небольшой ошибке в съемке - при пересвете до одной ступени, результат проявки будет лучше.

Думаю, на этом первая часть обзора может быть закончена.
Все проявители, перечисленные здесь, есть в свободной продаже.

Во второй части будут представлены другие, менее известные, но очень высококачественные концентраты проявителей, например, такие, как гликолевые проявители Гейнера и другие.

ВСЕМ УДАЧНЫХ КАДРОВ!

Показать полностью
8

Проявка фотопленок в жару. Тропические проявители

Снова наступила жара и, снова, у тех, кто фотографирует на черно-белую фотопленку и сам её проявляет возникли проблемы с этой самой проявкой.

Вода из крана, сколько не сливай, идет не ниже 23 градусов, удержать температуру проявителя в пределах 20 +/- 1 градус крайне сложно если нет кондиционера. Охлажденный в холодильнике до нужной температуры проявитель успевает за время проявки нагреться и это ведет к значительной перепроявке и ухудшению качества негативов.

Выходов эз этого положения три:

Установить кондиционер.

Сдавать фотопленки в лабораторию.

Использовать специальные проявители для проявки при повышенных температурах.

Первый вариант не все потянут, второй вариант не всех устроит, остается либо продолжать гробить пленки в перегретом проявителе, либо начать пользоваться "тропическими" проявителями.

Проявители для проявки фотопленок при повышенных температурах или "тропические", предназначены для получения нормальных негативов в том случае, когда термостатировать раствор до 20 градусов не представляется возможным, либо затруднительно.

Особенность данных проявителей состоит в том, что за счет слабокислой среды они работают при температурах 25-30 градусов - то, что сейчас нам и надо.

AGFA-16

Метоловый проявитель с ускорителем из карбоната натрия и "тормозом" из сульфАта натрия. Мелкозернистый, три порога температур проявки: 18, 24 и 29 градусов. Достаточно удобный в использовании, стабильный в повторяемости результатов. В продаже бывает, если погуглить - можно найти.

AGFA-64 и AGFA-222

Метол-гидрохиноновые проявители с коротким режимом проявки, по характеристикам относятся к стандартным. Рабочая температура 29-30 градусов, среднее время проявки 2-4 минуты. как минимум три фотомагазина, раньше, имели их в продаже, как сейчас - затрудняюсь сказать.

AGFA-223

Лучшее, что есть. Метоловый проявитель с ускорителем из тетрабората натрия. Мелкозернистый, в отличии от 16 версии содержит тормоз подкислитель и тиоцианат, который не дает хаотично сращиваться восстанавливающимся кристаллам серебра в бесформенные комки. Достаточно проблематичен в изготовлении и использовании в домашних условиях, поскольку одним из компонентов является фенол.

KODAK D-13

Один из лучших проявителей в своем классе. В качестве проявляющего компонента используется связка из гидрохинона и гидрохлорида парааминофенола, что делает его использование, практически несбыточной мечтой. Вместо него можете использовать практически полный аналог - поищите проявитель ELONAL R. Он тоже отлично работает при температуре 24-25 градусов.

KODAK DK-15/15A

Отличный проявитель, очень стабилен в работе, рабочий диапазон температур 20-32 градуса. Проявляющее вещество - метол. Ускоритель метаборат натрия, при том, ТОЛЬКО, безводная его форма, что так же является препятствием (безводная форма метабората натрия или КОДАЛК есть только у одного продавца, у всех остальных игроков рынка только кристаллические многоводные формы, а их использование недопустимо), Но сам проявитель в продаже встречается. 15А отличается от 15 мягкостью работы.

С проявителями разобрались, но тема еще не закрыта. Промывочная вода для финальной промывки после фиксирования, тоде имеет повышенную температуру, а это ведет к разбуханию эмульсионного слоя и его повреждениям или полной утраты. Некоторые скажут - налью воды в бутылку, суну в холодильник и промою. Это будет не промывка, а ополаскивание, промывка длится в проточной воде не менее 15 минут (это сколько бутылок в холодильник совать). Выход из складывающейся ситуации - дубящие фиксажи. Они укрепляют эмульсионный слой, даже начавший разбухать от теплого проявителя. Дубящие фиксажи большая редкость, но, точно известно, что в продаже они есть как минимум у двух продавцов.

P.S. Готовится обзор жидких концентратов проявителей.

Показать полностью
4

PUSH-проявители: свойства и применение

Давно ничего не писал по теме обработки фотопленок.

Достаточно много вопросов поступает от начинающих пленочных фотографов на тему "как сфотографировать на пленку чувствительностью 100-200-400 в условиях крайне малой освещенности и если нет штатива".

На просторах интернета много разной информации по проявителям, с помощью которых, в процессе проявки можно увеличить чувствительность фотопленки. Однако информация разрозненна и, достаточно часто, противоречива. Люди следуют советам и запарывают пленки.

Достаточно часто как догма звучит "для пуша надо использовать Микрофен". Это правильно, но, лиш отчасти. Микрофен, в первую очередь, проявитель для повышения оптической резкости, для качественного увеличения чувствительности он слишком груб, так как слабо работает с участками с малой экспозицией и, наоборот, на тех участках, куда попало и так много света он слишком сильно увеличивает выход металлического серебра, что медет только к излишнему контрасту.

Итак: ПУШ-проявители:

ID-68

Наверное самым универсальным пушем можно считать ID-68, разработанный компанией Ilford.
Он наиболее универсален для увеличения чувствительности на 1-1,5 ступени.
Работает одинаково со всеми плотностями, постепенно "выдыхаясь" на максимольно экспонированных участках, но продолжая восстанавливать серебро на слабо и среднеэкспонированных. Не требует непрерывного перемешивания раствора, однако, первые 2-3 минуты лучше перемешивать постоянно. Рост зернистости есть, но не очень сильный. Подойдет для проявки пленок, как для оптической печати, так и для сканирования.

DK-50

Это проявитель специально для проявки высокочувствительных фотопленок от Kodak.
С помощью ДК-50 можно не только хорошо проявлять такие пленки как Kodak TX, Fomapan-400 или Ilford HP-5, но и неплохо повышать их чувствительность не 2 ступени и более.
Дает плотное зерно - кристаллы очень близко друг к другу, неплохо работает в малых плотностях.

СТ-2

Да, СТ-2 нормально повышает чувствительность на 1-1, ступени, практически, не увеличивая зерно и не повышая контраст.
Требует равномерной циркуляции раствора всё время проявки.

Превый проявитель для проявки цветного или черно-белого слайда

Да, с помощью первого проявителя для слайдов можно повысить чувствительность на 2 и более ступени. Благодаря присутствующему в составе тиоцианату калия, зерно остается достаточно мелким и не сильно растет контраст. Температура проявки не 20, а 25 градусов, если проявитель от цветного слайда. Перемешивание раствора непрерывное.
НЕ РЕКОМЕНДУЮ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НАЧИНАЮЩИМ ФОТОГРАФАМ! У проявки очень маленькие временные рамки.

RD-120

Это проявитель более высокого класса. Работает со всеми пленками, поднимает чувствительность во всех плотностях до трех ступеней. Отлично пушит негативы с ночных или концертных съемок, очень дружен с пленкой Ilford Delta.
Зернистость повышается не сильно за счет тиоцианата. Так как в растворе много сульфита, контрастность тоже растет не сильно.

Микрофен

Микрофен можно использовать лоя ПУШ, но надо быть готовым к резкому увеличению контраста (часто до вульгарного). Разбавление не помогает, напротив, разбавленный Микрофен резко теряет интенсивность образования кристаллов серебра и превращается в выравнивающий проявитель, что для увеличения чувствительности неприемлемо.
ПУШИТЬ ТОЛЬКО СТОКОМ!

Agfa Studional

Studional - отец всех современных жидких концентрированных проявителей за исключением Родинала Калогена и Пироката.
Он взят за основу практически всеми производителями концентратов: HC-110, Fomadon, разные LC-29, Илфотеки - это всё старый добрый Студионал, рецептуру которого получили "союзники" в конце Второй Мировой.
Еще он иногда продается под названием R09 Spezial, не путать с R09, это одно из названий Родинала.
Проявитель жутко сложен в изготовлении, но, практически, вечен при хранении.
Студионал - высшая лига среди пушей, а среди проявителей для обычной проявки один из лучших.
Даже такая капризная пленка как Kentmere отлично пушится на 2 и более ступени, почти не изменяя характеристик. С чувствительности 100 поднять до 400 - да не вопрос! И это при разбавлении 1+30. А при разбавлении 1+15 можно получить еще более высокие результаты увеличения чувствительности.
Немци были далеко не дураками и понимали, что Родинал далеко не все может качественно проявить, парааминофенол не панацея и может сыграть с фотографом злую шутку, поэтому и разработали гелевый проявитель с совершенно другими, более продвинутыми возможностями.

В этой статье я дал только основы для Пуша, проявителей для увеличения чувствительности гораздо больше и , если правильно их подобрать - можно получать отличные результаты практически под любой случай, но и этого набора должно вполне хватить на все случаи жизни.

Показать полностью
3

Фотопленка ECN-2. Особенности съемки на намотку кинопленки, цены на проявку и оцифровку

Фотографировать на намотку кинопленки стало модно уже давно. А в последние годы, еще и выгодно. Цены на классическую фотопленку «летят высоко» и, киношка стала неплохой альтернативой.

Однако, у данных пленок есть своя специфика и некоторое количество подводных камней, о которых надо знать.

  1. Пленки делятся на D и T, D – для дневного света, T – для ламп накаливания (внимание! НЕ ДИОДНЫХ) или для съемки с конверсионным фильтром.

  2. Пленка проявляется по собственному процессу, имеет сажевый антистатический слой и её нельзя сдать в любую лабораторию.

Теперь немного о специфике съемки: если у вас «мыльница» - этот раздел можно не читать и перескочить дальше, если у вас зеркалка, дальномерка или шкальная Смена 8М, читать обязательно.

Первое, оно же главное: при съемке требуется применение режима «Приоритет выдержки», и выдержка должна быть установлена в пределах 1/30 – 1/60. Это связано с тем, что затворы кинокамер работают в этом диапазоне и эмульсии кинопленок адаптированы именно под это. Выдержка длиннее 1/30 или короче 1/60 и баланс цветов будет сдвинут, иногда непоправимо.

У кинопленок очень маленькая фотографическая широта: при недоэкспозиции критично более 0,5 ступени, при переэкспозиции более 1 ступени.

Отсюда делаем вывод – экспонометр необходим, если не зеркалка с TTL. Программы экспонометры для смартфонов имеют очень большие погрешности и для данной пленки непригодны (как, впрочем, и для всего остального, если нужно качество). Поэтому нужен отдельный типа Секоника или нашего Ленинграда (батареечный Свердловск лучше проигнорировать).

Теперь немного о самой пленке.

Модификация Vision2 выпускалась до 2007 года, после чего ей на смену пришла Vision3.

Несмотря на почтенный возраст, Vision2 потеряла только 50% своей чувствительности, получила не сильную вуаль, но может вполне нормально применяться.

Если кассета с намоткой Vision3 на 36 кадров стоит меньше 1100 рублей, это тоже не свежая пленка и, покупая ее, стоит иметь ввиду, что ее чувствительность будет ниже заявленной.

Теперь о цене обработки.

Здесь будет рассмотрена только одна позиция – проявка пленки по процессу ECN-2 и сканирование её в самый оптимальный формат 2000х3000 точек. Лаборатории тоже будут только московские, так как отследить конъюнктуру рынка РФ достаточно сложно и, если честно, лень. Но в обзоре будет указано, принимает ли лаборатория заказы по РФ.

Лаборатории будут указаны в алфавитном порядке.

Перспектива

  • Проявка+сканирование = 500р 3 дня

  • Дистанционно заказы вроде принимают

  • Росскан

  • Проявка+сканирование = 300р 1 день

  • Принимаются заказы дистанционно.


  • Сканим-Lab

  • Проявка+сканирование = 400р 2-3 дня

  • Принимаются заказы дистанционно

  • Среда

  • Проявка+сканирование = 450р 1 день

  • Дистанционно заказы вроде принимают

  • Точка цвета

  • Проявка+сканирование = 500р 3 дня

  • 500 рублей берут за формат значительно меньше чем 2000х3000 точек!

  • Принимаются заказы дистанционно

  • Фотолаб

  • Проявка+сканирование = 550р 1 день

Подведем итог: на намотку ECN можно и нужно снимать. При соблюдении определенных правил результаты получаются вполне нормальные.

Показать полностью
2

Немного о правильной обработке отечественных фотобумаг на полиэтиленовой основе: Березка, Снежинка, Новобром, Самшит, Бромэкспресс

Еще одна интересная статья для тех, кто сам печатает фотографии классическим методом.

Немного о правильной обработке отечественных фотобумаг на полиэтиленовой основе: Березка, Снежинка, Новобром, Самшит, Бромэкспресс.
Сначала небольшой экскурс в недалекое прошлое.
В середине восьмидесятых годов прошлого века на прилавках магазинов появились новые сорта фотобумаги, это была абсолютно новая, для обывателей, бумага. Она требовала очень малой окончательной промывки, мало расходовала проявитель, ее не надо было глянцевать. Бумага была просто отличной, но, было одно НО!..
Ввиду того, что наши доморощенные фотографы поголовно считали себя гуру во всем, что касалось фотографии, практически никто не утруждал себя взять невзрачный листочек, который выдавали к каждой покупке новой фотобумаги в любом отделе фототоваров.
Не брали этот листочек очень зря! На нем была рекомендация по проявке новых фотобумаг и рецепт проявителя.
Через некоторое время, со всех необъятных просторов СССР, послышался вой всей невежественной и ленивой, но в то же время крайне заносчивой массы этих горе фотографов. А выли они о том, что эти фотобумаги не дают абсолютно черного тона.
Естественно, чтобы получить глубокий черный тон на Березке или других полиэтиленах, нужно было либо изменять технологию проявки в СТ-1, либо, всего лишь, использовать родной проявитель СТ-7. В магазинах этот проявитель был дороже копеек на 60 и всех душила жаба, хоть он и был на литр, а не как все остальные бумажные на 0,5 литра, а читать инструкцию - ну мы же гуру! И так все лучше всех знаем!
Вернемся в наше время.
Сейчас, на фоне возврата к бумагам Славич, опять начали раздаваться вяканья разных "гуру", но уже нашего времени, на ту же тему.

Сейчас этот проявитель тоже продается, попробуйте вбить в Яше проявитель СТ-7.

P.S. В этом проявителе так же можно обрабатывать и другие фотобумаги, как ламинаты, так и баритовые, но обязательна стопванна и использование рекомендованного фиксажа. Использование импортных фиксажей концентратов нежелательно. Данный проявитель их очень быстро истощает.

Режим обработки при 20°C:
проявка 40 секунд
стоп 10 секунд
фиксирование 120 секунд

Режим обработки при 30°C:
проявка 20 секунд
стоп 10 секунд
фиксирование 100 секунд

Показать полностью
7

Проявители Rodinal и Rodinal AF стабильность – надежность – удобство

Продолжаем серию Импортозамещение в фотографии

Родинал… Нет такого фотографа, который не слышал бы об этом проявителе. Созданная больше столетия назад формула на основе парааминофенола жива как Ленин. Запатентован 27 января 1891 года доктором Момме Андерсеном.

Один из самых удобных и, главное, выгодных проявителей. Без доступа воздуха концентрат сохраняется более года, имеет способность к восстановлению окисленной части раствора, находящейся на поверхности (без поступления свежего воздуха, тонкий слой на поверхности незначительно окислившегося проявителя восстанавливается).

Rodinal позволяет получить при проявке самые разнообразные результаты, в зависимости от концентрации созданного рабочего раствора:  от контрастных негативов (разбавление 1+9), до мягих и сверхмягких вариантов портретной съемки (разбавление 1+100), может использоваться, даже, для проявки фотобумаг (1+9).

Так как проявляющим веществом в Родинале является парааминофенол, проявитель отличается слабой вуалеобразуемостью, но это не значит, что в нем можно проявлять просрочку.

Чаще всего для изготовления рабочего раствора для проявки фотопленок используют формулу разбавления 1+50, реже 1+75 (одна часть концентрата+50 частей воды). Для более интенсивной работы проявителя применяются варианты от 1+40 до 1+35. Для Push идут варианты от 1+50 до 1+25, здесь все зависит от фотопленки и количества ступеней увеличения чувствительности, желаемого контраста, а так же от циркуляции проявителя в бачке с пленкой.

В отличии от других проявителей на прочих …аминофенолах, парааминофенол не боится минимальных концентраций в проявляющих растворах, есть данные о рабочих растворах 1+200 и, даже, с еще меньшей концентрацией.

Rodinal AF интересная модификация с добавление целой группы антивуалентов.

AF – антифог – этот вариант Родинала дает более чистое изображение, по сравнению со своим собратом с изначальной формулой. Изображение в полутенях и глубоких тенях становится более чистым от возможной вуали. Остальные характеристики совпадают, за возможным исключением – перемешивание проявителя в бачке с пленкой должно быть немного интенсивнее (не критично).

Незначительно просроченные пленки будут тоже выглядеть лучше, насчет конкретной просрочки – на свой страх и риск.

Постоянная страничка проявителя Rodinal:  https://росскан.рф/dev-f/rodinal-af.html

Существует еще формула Rodinal FG – особомелкозернистый.

Здесь в состав введены тиоцианаты, один или пара, которые не дают кучно слипаться  кристаллам серебра, которые образуются при проявке и из которых формируется изображение.

Показать полностью
2

D-76 (Д-76) «народный» проявитель и его модификации

Продолжение серии постов «Об импортозамещении в фотографии»

Сегодня у нас в обзоре народный (во всех проявлениях этого слова) проявитель для фотопленок.

Д-76 был разработан фирмой Kodak более века назад, состав неоднократно менялся, но свойства оставались прежними. По своим характеристикам, D-76, это стандартный проявитель широкого спектра действия, относится к выравнивающим, считается мелкозернистым. Проявитель действительно популярен у любителей в разных странах, хотя, на своей родине, популярен меньше, там предпочитают его более качественного собрата – DK-76 за бОльшую стабильность и качество проявки.

Д-76 со средне-стабильными характеристиками проявляет практически все черно-белые фотопленки, однако, им не стоит проявлять аэрофотопленки, они и так очень контрастные, а после Д-76 становятся еще контрастнее.

Сохраняемость готового раствора в таре с отжатым воздухом – не менее пяти месяцев. Повторно использовать категорически не рекомендуется. Взятый для проявки проявитель утилизируется и в емкость к свежему не сливается, из емкости с оставшимся проявителем отжимается воздух и проявитель хранится дальше.

У D-76 есть британский собрат от Ilford – ID-11.

В Д-76 отсутствуют подавители вуали, поэтому, проявлять в нем крайне желательно ТОЛЬКО свежие фотопленки. Для лежалых пленок есть его модификация с антивуалентом, о ней будет ниже.

Для проявочных машин был разработан пополняющий раствор D-76R.

Подведем итог: Д-76 – народный  проявитель, который вполне справится с большинством пленок, снятых любителями. Профессионалы используют его реже, предпочитая более высококачественные варианты: от Kodak D-96, Microdol-X, TMax Developer, DK-76, D-25, наши СТ-2 или СТ-3 (не удивляйтесь, это очень достойные проявители), от Ilford Perceptol, ID-68, Ilfotec.

Стоимость Д-76 относительно низкая и, как правило, меньше двухсот девяноста рублей за комплект.

Постоянная страничка Д-76 и его варианты: https://росскан.рф/dev-f/d76.html

D-76b нетоксичный вариант.

В Д-76б достаточно токсичный метол, вызывающий экзему, заменен на нейтральный фенидон.

Данный вариант подойдет для обучения детей и подростков основам фотографии или если у вас чувствительная кожа.

В остальном все характеристики неизменны.

D-76c вариант с антивуалентами.

В Д76ц добавлены антивуалирующие компоненты, что позволяет получить более чистое изображение на фотопленках, даже с незначительно истекшим сроком хранения.

Время проявления не меняется.

D-76d компенсационный вариант.

Представим ситуацию: у вас на пленке отсняты совершенно разные сюжеты, с разной освещенностью и контрастом, стрит, пейзаж, сепортажка и спортивка, узкие улицы, дворы-колодцы Питера и многое другое. По-хорошему, каждый сюжет надо бы проявлять в своем проявителе и в своем режиме, но… И нам в помощь компенсационные проявители. Эти проявители стоят между выравнивающими и push-проявителями. Один из них – D-76d.

Д76д дотянет слабоэкспонированные места в тенях, но ему не хватит силы перепроявить нормально экспонированные участки и сильно экспонированные участки в светах.

D-76e проявитель, повышающий контраст.

Иногда необходимо немного, а иногда и много, повысить контраст отснятого материала: съемка была в пасмурную погоду, в рассветные часы, малоконтрастные виды, съемка на фоне зелени и много других вариантов. В черно-белом виде все это достаточно потеряет в контрасте. Для подобных вариантов и служит Д-76е. Так же его можно применить и для повышения чувствительности PUSH, но с более сильным увеличением контраста, чем при использовании обычных push-проявителей.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!