Серия «Биографии художников»

2

Теофил Оцепка. Польский художник, оккультист, мистик, розенкрейцер

Теофил Оцепка (Teofil Ociepka) был польским художником-самоучкой, теософом, розенкрейцером. Таких еще называют «художник выходного дня», тк они рисуют в свободное от основной работы время. Наряду с Никифором, он был одним из самых известных польских примитивистов.

Теофил Оцепка у себя дома

Теофил Оцепка у себя дома

Теофил Оцепка родился 24 апреля 1891 года в Януве. Он начал работать в 15 лет из-за смерти отца, став главным добытчиком в семье. Сменив несколько работ, он устроился машинистом на угольную шахту в Катовице, где и проработал вплоть до пенсии.

Во время первой мировой он познакомился с оккультизмом, особенно после того, как нашел книги Афанасия Кирхера (1602-1680), «Эдип Египетский», в польском переводе названные «72 имени Бога». В поисках другой эзотерической книги в Германии он познакомился с Филиппом Гоманом, эзотерическим писателем и загадочной фигурой из Виттенберга, который оказал очень важное влияние на жизнь Оцепки. По его словам, они обменивались письмами в течение следующих сорока лет.

Гоман стал его духовным учителем и посылал ему эзотерические книги и наборы духовных упражнений, которые должны были «помочь Оцепке обрести внутреннюю силу, которая могла бы позволить ему управлять естественными процессами...» По рекомендации своего наставника, Оцепка стал членом ложи розенкрейцеров и достиг статуса Мастера Тайных Наук. Он организовал сильную оккультную общину в Януве. Поддерживал связь с Львовским парапсихологическим обществом им. Юлиана Охоровича. Он верил, что у него есть духовная связь со своим учителем, который телепатически вдохновлял его искусство.

Оцепка рисовал только в своей домашней обстановке

Оцепка рисовал только в своей домашней обстановке

Одним из самых интересных эзотерических моментов в жизни Теофила Оцепки стало его пробуждение как художника. Он считал, что именно Гоман сделал его художником с духовной целью. Он утверждал: «Гоман писал мне: «Теофил, дух придет к тебе и научит тебя рисовать». Никогда не видел никакого духа, но что-то В моей душе родилось. Что-то что можно было бы назвать любовью к сущности красоты, то есть к Богу. Это было в 1927 году и с тех пор я начал рисовать и рисую с неослабевающей радостью и удовольствием».

Теофил Оцепка был знаком с оккультной средой в Польше; Он собирал большинство эзотерических журналов в межвоенный период. Он собрал много книг, связанных с эзотерикой, в основном на немецком и польском языках. После Второй мировой войны библиотека Оцепки была одной из крупнейших эзотерических коллекций в Польше

«Василиск», 1964

«Василиск», 1964

«Лев с Сатурна», 1954

«Лев с Сатурна», 1954

Оцепка хотел делиться своими знаниями об эзотерике. Он одалживал свои книги и активно искал студентов, даже делал рекламу в прессе. В конце концов, он собрал вокруг себя круг, в который вошли Болеслав Скулик, Вальтер Гой и многие другие. В середине 1950-х годов Оцепка был вдохновлен книгой австрийского христианского мистика и визионера Якоба Лорбера (1800-1864) «Сатурн: описание планеты вместе с ее кольцами и лунами, а также ее живыми существами», и он создал, вероятно, самую известную серию своих картин. Живописец считал, что астральное тело человека как до рождения, так и после смерти на Земле, существуют на Сатурне

«Медведь с Сатурна», 1954

«Медведь с Сатурна», 1954

Важно отметить, что, несмотря на то, что картины Оцепки могут показаться простыми иллюстрациями к подробным описаниям Лорбера, в этой серии картин, как и в других, Оцепка добавил некоторые детали и цвета с определенным эзотерическим значением. Он написал брошюру под названием «Диалектический религиотизм», в которой объяснил использование символизма; К сожалению, эссе так и не было опубликовано, а если оно и существует, то недоступно для ученых

«Рай», 1954

«Рай», 1954

«Птица», 1955

«Птица», 1955

В Польше после Второй мировой войны (при коммунистическом режиме) политическая ситуация сильно повлияла на искусство. Официальная материалистическая философия отрицала всякое место духовным реалиям в произведениях искусства. Адские драконы Оцепки скорее интерпретировались как палеозойские существа, а другие духовные существа рассматривались как изображения местных силезских легенд в соответствии с политическими установками. Коммунистические власти интересовались темами, связанными с региональными традициями рабочего класса угольщиков. Изабела «Чайка» Стахович (1893-1969), один из официальных меценатов, оказывала влияние на Оцепку с конца 1940-х годов. В это время автор столкнулся со многими недоразумениями: для продвижения творчества Оцепки его биография была сфальсифицирована, и он был представлен как подземный шахтер, пишущий силезский фольклор, этакий польский эквивалент Анри Руссо (1844-1910).

«Джунгли», 1959

«Джунгли», 1959

Под руководством Стахович Оцепка и другие местные художники смогли развить свой собственный художественный стиль и движение, которое стало известно как Яновская группа. В то время как Оцепка считал себя частью группы, он отклонял приглашения рисовать вместе с другими, предпочитая создавать свое искусство в уединении своего дома.

«Утопец», 1948

«Утопец», 1948

На самом деле, Оцепка с удовольствием писал все новые и новые картины, связанные с фольклором, считая, что легендарные существа являются частью неизвестной, альтернативной реальности, доступной далеко не всем, но вторгающейся в наш мир различными способами. Он изобразил многих существ, связанных с фольклором, в таких работах, как «Утопец» (1948) и «Силезийский элемент», таких как «Шахтер в лесу» (1956).

«Шахтер в лесу», 1956

«Шахтер в лесу», 1956

«Автопортрет», 1960

«Автопортрет», 1960

В 1960 году он написал один из своих автопортретов, визуализировав себя в компании фантастических духовных существ. Мировоззрение Оцепки сочетало в себе элементы католицизма и силезского фольклора, но его основные интересы были связаны с эзотерическими традициями и концентрировались на розенкрейцерстве, теософии, антропософии, астрологии, каббале, магии и алхимии. Это можно увидеть в его работах

«Живой огонь», 1963

«Живой огонь», 1963

В этой сложной ситуации Оцепка все же продвигал свою духовную деятельность, даже когда оно официально трактовалось как нечто иное. В 1963 году, например, он создал картину «Живой огонь», вдохновленную, в том числе, алхимией. Он стал довольно популярным, что, к сожалению, вызвало зависть его коллег. Анонимные письма с обвинениями были написаны властям, и атмосфера вокруг художника стала настолько плохой, что он решил переехать в другую часть Польши, в Быдгощ.

«Свадебное путешествие в рай», 1955

«Свадебное путешествие в рай», 1955

Приближаясь к выходу на пенсию, он получил письмо от Юлии Уфналь из Быдгоща, которая выражала глубокий интерес к метафизике и говорила о «моральном и духовном повелении» заботиться о художнике. Оцепка и Уфналь поженились в 1959 году, после чего художник начал дистанцироваться от оккультизма и разорвал контакты с некоторыми своими друзьями в мире искусства. Сегодня в Быдгоще есть улица, названная в его честь. В возрасте восьмидесяти пяти лет Оцепка был награжден орденом Возрождения Польши.

«Отшельник», 1933

«Отшельник», 1933

Оцепка видел в своих картинах миссию Бога и поэтому пытался изобразить абсолютистские темы, в том числе борьбу между добром и злом. Оцепка чувствовал, что у него есть не только дар видеть и изображать мир определенным образом, но и «моральная ответственность» делиться этим видением с миром. Много из его картин также находятся под сильным влиянием идеологии розенкрейцеров, хотя, в дополнение к его эзотерической направленности, он также был сильно вдохновлен католическим и силезским мышлением. Он решительно выступал против материализма, видя в нем силу зла, резко контрастирующую с его религиозно вдохновленным взглядом на мир.

«На берегу», 1951

«На берегу», 1951

Теофил Оцепка умер 15 января 1978 года (прожив 86 лет). Его жизнь стала предметом интереса этнологов и искусствоведов. Деятельность его оккультного круга художников была поэтически проиллюстрирована в фильме режиссера Леха Маевского под названием «Ангелус».

Оцепка с семьей

Оцепка с семьей

Показать полностью 19
Отличная работа, все прочитано!