Заброшенная в 1994 г. подземная торпедная ремонтная база 29-й дивизии атомных подводных лодок при базе Тихоокеанского флота "Ракушка", располагавшаяся в горных выработках в Ольгинском районе Приморского края и строившаяся в два этапа с 1940-х по 1960-е гг.
Посёлок Ракушка был основан ещё в 1936 г. и для формирующейся Владимиро-Ольгинской военно-морской базы "Ракушка" в скалах на побережье залива Владимира начали возводить подземные сооружения для хранения и обслуживания минно-торпедного боезапаса.
Одним из таких объектов стала торпедная ремонтная база, построенная в 1940-х гг. в бухте Северная в северной части залива Владимира, позже превратившаяся в мощный подземный комплекс.
Спустя около двадцати лет в конце 1960-х гг. началась модернизация и перестройка старой ТРБ под новые задачи и подготовка инфраструктуры базы к приёму новых подводных лодок.
В 1970-х гг. с Камчатки была переведена в Приморье 29-я дивизия подводных лодок, вошедшая в состав 4-й флотилии, базировавшейся на базе ТОФ "Павловское", а 8 атомных подводных лодок проекта 675 29-й дивизии, вооружённых крылатыми ракетами и торпедами, разместились в "Ракушке".
Для хранения и обслуживания новых вооружений на базе существующих старых объектов на побережье базы ТОФ, модернизированных под новые реалии, были оборудованы ракетная техническая база, минно-торпедная база и ремонтно-техническая база для обслуживания специальных (ядерных) боевых частей. Старая ТРБ соответственно также была полностью перестроена и расширена, превратившись в мощный подземный комплекс с защитой от ядерного удара.
Но в 1994 г. дивизия была расформирована, вооружения из подземных сооружений были вывезены, а на смену военным пришли полчища мародёров, падких до всего металлического, которые за несколько лет распилили объект.
Ну а мы покажем что осталось от этого скального комплекса на сегодняшний день. Мы заходим через центральный портал. Раньше перед ним располагалась перегрузочная площадка с кран-балкой, где перегружали изделия с узкоколейных тележек на машины.
От портала в недра скалы уходит длинная подходная потерна, плавно изгибающаяся вправо.
Когда-то по станам потерны проходили высоковольтные кабеля.
А в полу были уложены рельсы узкоколейки.
Потерна приводит к предтамбуру, где лежит распиленная на две части защитная дверь весом более трёх тонн, которую установили в 1960-х гг. при модернизации объекта. Слева виден проём ещё одного входа, ведущий к силовому блоку и также прорубленный позже постройки основного сооружения.
За защитной дверью находится зал разворотного круга.
С противоположной стороны в зал выходит ещё одна подходная потерна от правого входа, а слева находится вход в сам блок.
В центре находился разворотный круг, на котором разворачивали изделия.
Прежде чем мы пройдём в блок перестроенной ТРБ, давайте пройдёмся по второй также изгибающейся подходной потерне. Во время модернизации из неё убрали рельсы и приспособили под вентиляционный канал с дренажной системой.
Эта потерна оканчивается забутовкой на бывшем портале, за которой находился гравийный фильтр.
Так она выглядит изнутри.
А со стороны поверхности к бывшему порталу пристроено небольшое арочное сооружение в обваловке, в котором находился вентиляционный циклон воздухозабора.
Так этот портал выглядит теперь.
Но вернёмся в разворотный зал.
На входе в блок в 1960-х гг. была установлена ещё одна защитная дверь. К слову рельсы перед ней были съёмными, для обеспечения плотного закрытия двери.
Следом в тамбуре стояла герметическая дверь полегче, но от неё ничего не осталось.
Сразу за тамбуром входа в блок, слева примыкает потерна, ведущая в блок дизель-генераторной и защищённой трансформаторной.
Здесь же находился подъём на верхний этаж блока.
Когда-то основной двухэтажный зал торпедной ремонтной базы, позже перестроенный под новые задачи. Раньше здесь располагались ремонтные мастерские, а позже уже сложно сказать что было, т.к. мародёры повыдирали металлические балки перекрытий и стены обрушились. Узкоколейка проходила сбоку зала.
Пройдём дальше вдоль узкоколейки.
Слева располагался вход в большое помещение, где вероятно размещалась климатическая установка.