13й воин
Прекрасный образец качественного кино девяностых. Псевдо-исторический боевик в нордическом сеттинге, вдохновлённый, между прочим, реальным документальным свидетельством о быте и обычаях русов девятого века.
По ходу сюжета изысканная арабская культура Ибн Фадлана (персонаж А.Бандероса) противопоставляется суровым нравам скандинавов. Чего стоит сцена с утренним омовением воинов из одной чаши после пира. Потом герои сталкиваются с ещё более архаичным народом Огненного червя, и вот уже непритязательные "усадьбы" северных князьков превращаются в последний оплот цивилизации. Зритель, вслед за спускающимся под землю арабским путешественником, всё глубже погружается в первобытный ужас и восторг смертельной битвы и понимает простую, но глубокую философию воина, квинтэссенцией которой становится молитва скандинавов перед финальной битвой:
Вижу я отца своего.
Вижу я и мать, и сестер с братьями.
Вижу я, как наяву, предков моих всех до единого.
Они призывают меня, зовут моё место занять рядом с ними
В чертогах Вальгаллы, где вечно живут храбрецы!
(за основу взята ритуальная песня девушки, приносимой в жертву на похоронах знатного руса. Сердечный шукран арабскому путешественнику Ибн Фадлану, сохранившему её в своим путевых заметках).
Ps для полноты ощущений рекомендую перед просмотром прочитать "Путешествие Ибн Фадлана" и "Пожиратели мёртвых" М.Крайтона.