Ответ на пост «Законопроект о привлечении школьников к общественно-полезному труду»
В небольших городах и сёлах эта практика никуда и не уходила. Закончив школу в середине прошлой декады и переехав в большой город, я был удивлён, что никто не слышал об «отработках».
Мы трудились с первого класса. В младших классах это было ерундой на подобии «приходите летом, чтобы полоть школьный огород».
В средних классах мы узнали, что у школы есть буквально гектары земли вдали от города. Нам объяснили, что именно они обеспечивают школу продуктами зимой. Летом и осенью по несколько недель мы обрабатывали эти участки: пропалывали и собирали урожай.
Зимой на уроках обж или физры очищали территорию (не только школьную) от снега.
Весной, осенью таскали грунт или навоз для пришкольной земли. Могли заниматься этим и во время уроков, так как за каждым учителем был закреплён «свой участок». Помню, как во время биологии таскали навоз и вскапывали землю, закреплённую за учительницей.
Также оборачиваясь назад, понимаю, что детский труд запросто использовался, скажем, вне школы, или неразумно.
Вот примеры:
- Мы чистили городское кладбище при церкви
- Чистили зерновой склад какого-то агропромышленного предприятия
- Чистили дворы и тротуары от снега. Близлежащие к школе, в радиусе до километра. Плюс собирали мусор летом.
- Однажды руководство школы решило посадить много моркови. Мы набили ею все подвалы школы, трудясь осенью около недели. Ожидаемо, все сгнило к весне. Представьте себе широкие подземные коридоры, до потолка набитые гнилой морковью. Мы спускались туда по очереди, на 15 минут, потому что дышать было невозможно. И разгребали все, неся на помойку. До сих пор помню этот непередаваемый запах)
- Помню мы собирали урожай картофеля уж совсем не своей школы, а где-то далеко, куда нас привезли на автобусе
Может быть трудовое воспитание имеет место. Но в разумных пределах. Ведь делясь воспоминаниями со сверстниками, я обнаружил, что разница качества образования между нами (мной, и теми, кто учился а городах) может и не катастрофическая, но все же существенная. Они не батрачили несколько недель из общего школьного периода (плюс недельки две летом). Их не принижали публично, что не смогли поучаствовать на «отработках». Не носили навоз во время уроков. Не были бесплатной рабочей силой в руках директоров.
Умнее они были, потому что учились, а не батрачили.