Turbo ( Турбо) — жевательная резинка, первые выпуски (предположительно до 1985 г.) с ароматом персика, последующие выпуски были с фруктовым вкусом и ароматом — производимая турецкой компанией «Kent Gida», содержащая вкладыши с фотографиями, как правило, автомобилей или мотоциклов. Была чрезвычайно популярна среди детей и подростков позднего СССР, России, стран СНГ и Польши в конце 1980-х — начале 1990-х годов. В этих странах Turbo появилась ранее жевательной резинки Love Is... и несколько позднее жевательной резинки Donald. Вкладыши Turbo являются объектами коллекционирования.
Выпускалась со второй половины 1980-х годов. В 1994-95 годах жевательная резинка «Turbo» стала производиться в трёх вариантах: «Turbo Super», «Turbo Classic» и «Turbo Sport», различающиеся типами автомобилей на вкладышах (современные, ретро или спортивные). Выпуск «Turbo Classic» был прекращён в 1999 году. В конце 1990-х выпускался также вариант Turbo под названием «Turbo 2000». В 2002 году турецкая компания Kent была приобретена британской компанией Cadbury. Выпуск жевательных резинок «Turbo Super» и «Turbo Sport» продолжался до 2007 года. Популярность «Turbo» породила массовое изготовление подделок жевательной резинки, копировалась с незначительными изменениями или полностью цветовая гамма, вид вкладыша, логотип, шрифт. Вместо компании «Kent» писалось «Kekt», «Kemt» и др. В 2012 году Российская кондитерская компания К-Артель выпустила очередную имитацию жевательной резинки «Turbo» скопировав цветовую гамму и полностью повторив шрифт надписи «Turbo» добавив в конце точку с «S» — «Turbo.S» К-Артель попыталась повторить оригинальный персиковый вкус жвачки.
С 2008 года компанией «Kent Gida» был прекращен выпуск всех видов жевательной резинки «Turbo».
В 2013 году турецкая фирма PowerGum приобрела права на торговую марку Turbo и официально продолжала выпуск жевательной резинки Turbo, достаточно качественно воссоздав вкус жевательной резинки и качественные вкладыши и обертки новой продукции.
Каждая жевательная резинка Turbo содержала вкладыш. На вкладыше была цветная фотография, как правило, автомобиля или мотоцикла, а также название модели (очень часто встречались ошибки). Указывались основные технические характеристики транспортного средства. Каждый вкладыш имел уникальный номер:
«Turbo» (330 шт.) — № 1-330 (вкладыши № 1-50 также маркировались буквами турецкого алфавита. Сейчас они — самые ценные для коллекционеров)«Turbo Super» (210 шт.) — № 331—540«Turbo Sport» (350 шт.) — № 1-210; 401—540 (на вкладышах № 401—470 были те же изображения, что и на вкладышах серии «Super» с теми же номерами, на вкладышах № 471—540 были те же изображения, что и на вкладышах серии «Sport» c номерами 71-140) «Turbo Classic» (140 шт.) — № 1-140«Turbo 2000 Super» (70 шт.) — № 71-140«Turbo 2000 Sport» (70 шт.) — № 211—280 (логотипа «Turbo» не было)«Turbo Super» (2003 год) (99 шт.) — № 001—099 (вкладыши квадратной формы, надписи на английском и турецком языках)«Turbo Super» (2003 год) (99 шт.) — № 001—099 (вкладыши квадратной формы, надписи на русском языке, другие изображения)«Turbo Sport» (2003 год) (99 шт.) — № 001—099 (вкладыши квадратной формы, надписи на английском и турецком языках)«Turbo Sport» (2003 год) (99 шт.) — № 001—099 (вкладыши квадратной формы, надписи на русском языке, другие изображения)«Turbo Super» (2007 год) (54 шт.) — № 101—154 (также была альтернативная серия без надписи «Super»)
Всего 1620 вкладышей в 11 сериях.
=)