user8702661

user8702661

Делюсь жизненным опытом
Пикабушник
Дата рождения: 25 ноября 2002
поставил 32 плюса и 2 минуса
100 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 1 пост 0 в горячем

Самообучение. Или как выучить то, что нужно и не сдаться

Приветствую тебя, дорогой читатель этого поста!

Пост для тех, у кого проблемы с самообразованием. Для тех, кто начинал, но сдался. Такого рода постов, статей и всего прочего в интернете много, я изучил кучу материала на эту тему, и постараюсь простым языком структурировать всю эту информацию в одном посте. Вся эта информация аккумулировалась у меня в заметках, но я решил ее структурировать, может кому-то тоже будет полезно, а возможно кто-то узнает себя.

Немного введения в курс дела, или что сподвигло меня на изучение данного вопроса.

Конец четвертого курса в колледже. Знаний особо за 4 года не накопилось. Нужно было что-то делать. Работать условным официантом или курьером и ждать какого-то чуда, ждать того момента когда один взмах и вот я уже работаю на работе, от которой кайфую и в моральном плане, и в плане заработка.

Диплом получен. Обучение подошло к концу. И вот спустя 4 года "сознательного обучение" до меня дошло что я хочу изучить и чем заниматься в будущем. И вот, имея желание, мотивацию и огонь в глазах я начал постигать знания.

P.S - навык, которым я решил овладеть, или каким решили(те) овладеть вы, не имеет значения, в любом случае всё будет абсолютно идентично.

Первый месяц прошел "идеально". После 10-часовых смен я приходил и сидел учился по 2,3,4 часа. На выходных мог засесть на 6-10 часов. Знания быстро поступали в мою голову, и что самое интересное - в голове они и сохранялись. Подведя итоги месяца я подумал что вот так еще полгода и можно на работу, получать свои миллионы.

Второй месяц, а точнее его конец, расставил всё на свои места - отпахав так почти 2 месяца я просто выгорел. И теперь вместо ежедневных занятий, я постепенно стал пропускать. Сначала через день. потом 2 раза в неделю... В итоге всё свелось к 1 занятию за ПОЛ МЕСЯЦА. Я стал лениться, заниматься чем угодно, только не тем чем нужно. Эти мысли съедали мою голову.

Когда я уже понял что нужно с этим что-то делать, я и начал искать информацию про процесс обучения. Как же я был удивлён сколько есть моментов и нюансов. Начиная от организационных и заканчивая психологическими.

Введение окончено, теперь можно переходить непосредственно к самому вопросу.

Разделить проблематику можно на следующие моменты:

  1. Понимание или "Зачем я это делаю";

  2. "Может это не мое?";

  3. Обстановка вокруг;

  4. Психологическая составляющая;

  5. Тактика обучения;

P.S - это не топ, то есть первый пункт не означает ТОП 1 момент, каждый человек индивидуален, и у каждого на первом месте будет разная проблема.

А теперь рассмотрим каждый пункт. В качестве примеров я буду использовать свой пример (это тот, который в введении).

  1. Понимание или "Зачем я это делаю".

    Первое, что нужно - понять зачем и почему вы выбрали данное направление. Нужно самому себе ответить на этот вопрос. Приведу пример. Человек который учит английский язык просто потому что, или "ну... Это полезно" (неправильный подход), и с большой вероятностью его не выучит. Должна быть чёткая цель. "Я хочу выучить английский язык чтобы путешествовать, чтобы получить повышение на работе" (правильный подход). Чёткая цель - вот первый шаг к грамотному обучению. Английский язык был приведён в качестве примера не просто так. Почти каждый, кто прочтёт этот пост может найти причину учить английский. Ибо английский вещь действительно нужная. Но про него еще речь зайдет попозже.

  2. "Может это не мое?"

    Часто ли вы слышали, или даже может говорили сами допустим: "Танцевать не моё" "пение не моё" и т.д. На самом деле каждый так или иначе говорил что "<Подставь свой вариант> не моё". Сразу скажу, что дальше вопрос будет философским и на эту тему рассуждать можно долго, поэтому это будет моя точка зрения, которую я конечно попытаюсь объяснить.

    Из-за чего вообще появилось это "не моё" Наверняка, каждый из читающих знает что такое талант. По определению "Талант - это врожденное качество, которое присутствует у каждого человека уже при рождении". Для полной картины рассмотрим "сестёр" таланта - способность и гениальность.

    Способность - задаток, данный человеку с рождения. Таких задатков обычно несколько и вместе они как раз таки дают тот самый талант. Например, хорошая координация движений и чувство ритма - задатки(способности), и если человек с такими задатками пойдет в условное фигурное катание, ему скажут что он талант. И вот этот человек придумал что-то невероятно новое или побил какой-то рекорд - это уже гениальность.

    Гениальность - высшая форма таланта. Вообще чёткой грани между талантом и гением нет. И в целом, талантов много, а вот гениев единицы. За всю историю планеты их не больше 400. По крайней мере известных.

    А теперь к моей точке зрения. Прочитав прошлые абзацы вы наверное точно подумали про то самое "не мое". НО. Конечная точка вашего пути это "успех" в выбранной области. Успех же можно разделить на талант и труд. Моя точка зрения в том, что для достижения цели, успеха требуется 1% таланта и 99% труда, усилий, силы воли. Да, вот так. Спорить с тем, что если человек угадывает, или находит область, в которой он талантлив, ему может быть легче, чем тем, у кого этого таланта нет. Но, ключевое слово "может быть", так как если человек будет надеяться на свои начальные данные больше чем на труд, усилия и практику, его может ждать провал. Если же не провал, то те ребята, которые много работают над собой, не смотря на талант или способности, превзойдут его и быстрее достигнут цели. Подводя итог хочется сказать, что талант действительно существует как явление, но он явно переоценен, и не гарантирует 100% успеха. Поэтому фраза "Это не мое" является неверной. Все люди могут достичь успеха в той, или иной области, разница просто в количестве усилий, которые нужно приложить, кому то больше, кому то меньше.

    Может возникнуть вопрос, так если какой-либо талант есть у каждого, зачем пытаться туда, где таланта нет. Всё очень просто. Во-первых, поиск этой ниши может затянуться, а во-вторых эта ниша просто может не понравиться. А в любом деле главное это любовь к этому самому делу.

  3. Обстановка вокруг.

    Пункт, который очень часто недооценивают и пренебрегают им. Что вообще это значит и зачем? Это я сейчас и объясню.

    Говорят, что всякие гении (имеется ввиду высокий интеллект) и творцы живут в бардаке и беспорядке. Такое действительно есть, на самом деле не только у вышеперечисленных ребят. Даже взять в пример меня. Когда я очень сосредоточенно работаю над какой-то задачей очень долго, бардак перестает смущать, и в комнате действительно начинается хаос. Потому что стоит направить свою энергию на уборку, отвлечься и всё, концентрация потеряна.

    У вас наверное вопрос, а к чему я это веду? А веду я это к тому, что бардак вокруг может стать "частью вас" когда вы уже именно что-то умеете и делаете.

    Когда же вы обучаетесь ваш мир, ваше рабочее место должно быть чистым, да бы не отвлекаться. На самом деле это индивидуально, и кому-то может быть комфортно и без чистоты. Для себя же я уяснил, что грязные кружки, не заправленная кровать, бардак в шкафу напрягают меня и сбивают мою концентрацию. Поэтому если вы встали на путь обучения, начните с обстановки вокруг, приберитесь, положите все нужные "инструменты рядом", чтобы все было рядом, под рукой. Просто проверьте. И поймите для себя имеет для вас это смысл или нет. В любом случае уборка будет полезной)

    Так же обстановка вокруг касается и людей вокруг вас. Допустим вы живете с мамой, девушкой, женой, неважно. Комната чистая, ничего ваш глаз больше не тревожит. Вот сейчас самое время потрудиться думаете вы. И тут вдруг с кухни доносится "подойти, помоги, скажи, ответь". Концентрация потеряна. Вот, вы вернулись чуть-чуть злой, сели, и тут опять "скажи, помоги, ответь". После такого может пропасть не только концентрация, но и желание что-либо делать сегодня.

    Что же я предлагаю. Договориться с домашними. Например: "Вот с 18:00 до 20:00 я занимаюсь, не тревожьте меня, пожалуйста" .

    Теперь то все с обстановкой? Ну.... Не совсем, еще как я заметил на себе, учёба идет лучше когда чисто и спокойно не только вокруг но еще вы, и внутри вас. Про "внутри вас" поговорим в четвертом пункте. Сейчас же про чистое тело. Не забывайте про гигиену. Даже если вы очень увлечены, просто не стоит. Как минимум гигиена это необходимо в целом. Как максимум, я заметил, что после душа, особенно прохладного, начинается какой-то прилив энергии, так что на заметку.

    Подводя итог: Чистота вокруг, никаких "отрываний" от процесса, гигиена.

  4. Психологическая составляющая.

    Наверное, самое главное что нужно знать. Здесь я постараюсь рассмотреть все психологические явления, которые играют роль в вашем обучении своими словами.

    Начнем наверное с того, что больше всего у всех на слуху, а именно мотивация.

Самообучение. Или как выучить то, что нужно и не сдаться Программирование, Обучение, IT, Саморазвитие, Психология, Образование, Длиннопост

Ох уж эта мотивация...

Начнём с того, что может некоторых подвергнуть в шок. Мотивация не работает. Или же работает?

Постараюсь объяснить. Мотивация - это стимул, толчок, то, что побуждает человека действовать. Мотивация сама по себе вещь хорошая. Но к сожалению имеет краткосрочную перспективу. То есть, при обучении нельзя весь путь вывозить на мотивации. В том и дело, что мотивация это больше толчок, чем что-то другое. Мотивация может поднять вас с дивана и заставить что-то делать. Но мотивация в большинстве случаев имеет меньший приоритет, чем другие психологические явления, или какие-либо явления. Представьте, вы заболели, вам плохо, делать вообще ничего не хочется, и в этом случае мотивации уже мало. Можно провести аналогию с картами. Болезнь и плохое внутреннее самочувствие это король. А ваша мотивация это, условно, дама. То есть король выше по иерархии и закрывает даму. Тут так же. Помимо болезней, примеров куча, когда мотивация не будет работать.

Так же мотивация может не сработать при следующих психологических явлениях: лень и прокрастинация. Эти состояния преследуют каждого человека, независимо от его рода деятельности. Лень и прокрастинация будут всегда. Так же важным будет понимать разницу между ними. Лень - человек не хочет ничего делать, возможно из-за усталости(физической или эмоциональной). Прокрастинация - привычка откладывать важные дела на потом. Каждый узнает себя в этом термине. Нужно что-то делать, но вместо этого вы лежите и смотрите YouTube, говоря себе "сделаю попозже". Самая большая проблема в том, что это "попозже" может настать нескоро, или вообще не настать...

Одна из проблем лени и прокрастинации является чувство вины. Вот вы ничего важного не делаете, а надо...И эти мысли начинают вас захватывать, что, кстати, может быть чревато.

Что же тогда действительно решает?

В реальности же решает сила воли и дисциплина. Вот эти две вещи способны удержать вас на плоту. Стоит развить два этих навыка и вас уже не остановить. Вы уже уверенно, через все трудности, проблемы и т.д. идете к цели.

Сила воли не будет позволять вам лежать и тупить. Вы просто встаёте, идёте и делаете.

Дисциплина же говорит вам: "Значит так, занимаешься в понедельник, среду, пятницу и воскресенье! И так по кругу."

Но что же делать если есть проблемы с силой воли и дисциплиной. Хорошая новость - их можно развить. Плохая - на это может уйти много времени. Но это того стоит. Они помогут не только в обучении, но и в жизни в целом они будут полезны. А как развивать? По этому вопросу очень много информации в любом формате. Но если кратко. Если вы ленивый человек, представьте барьер, который мешает вам заниматься делом. Представили? Если да, то ваша цель этот барьер раскалывать, постепенно раскалывать. В первый день занимаетесь учёбой, или делом, неважно, условно 5 минут. Если это было слишком легко - увеличьте до 30 минут. 30 минут идёт, но тяжко? Занимайтесь по 30 минут пока не поймёте что это уже лёгкий уровень. И так далее... Не стоит сразу пытаться усидеть 4 часа. В этом случае ваш мозг скажет вам "Ты что, совсем с ума сошёл, теперь неделю ничего не делаешь". Не думайте что это вы управляете мозгом. Мозг управляет вами. И он не любит, так сложилось эволюционно, тратить энергию и силы, особенно с непривычки за раз. А вдруг голод? А вдруг это или то. В общем плавно и не торопясь. Это путь к успеху.

Подводя итог: Первый этап это мотивация. Вы взялись за новое дело, мотивация так и прёт. Проходит время, а мотивации и след простыл... Пришли лень и прокрастинация. Есть сила воли и дисциплина? Если да, от лени и прокрастинации не остается и следа. Нет силы воли и дисциплины? Развиваете.


И последняя часть данного поста - тактика обучения. Здесь я на своем примере распишу, как делать стоить, и как делать не стоит. Эта часть будет частично переплетаться и повторять что-то из других частей. В общем некий эпилог и заключение.

Вот теперь, имея всё, что нужно, пришло время к грамотному построению пути, выделению времени и так далее.

  1. Цель. Частично этот вопрос был затронут в первой части. Сейчас чуть-чуть подетальнее. Никакие мои слова не объяснят так, как это сделает изображение ниже. Конкретику и измеримость мы с вами уже разобрали. Достижимые - не нужно ставить цель по типу "выучить все слова английского языка". Значимость тоже мы с вами рассмотрели в первом пункте. И сроки. Очень важная часть. Многие ставят себе очень маленькие временные рамки. Например дойти до B2 английского за месяц. Очевидно же что это более чем невозможно. Ставьте реальные сроки, пожайлуста.

Самообучение. Или как выучить то, что нужно и не сдаться Программирование, Обучение, IT, Саморазвитие, Психология, Образование, Длиннопост

2. План изучение, дорожная карта, или же roadmap. В большинстве направлений есть такие полезные штуки, как roadmap. Если вы метите в то, где такого нет, сделайте сами). Просто заходите в браузер и пишите, допустим "Data Scientist roadmap" и вам попадается куча подобных картинок(вообще если вы решили заняться программированием есть неплохой сайт с такими картами - https://roadmap.sh/).

Самообучение. Или как выучить то, что нужно и не сдаться Программирование, Обучение, IT, Саморазвитие, Психология, Образование, Длиннопост

roadmap..

3. Цель и план есть, что дальше? А дальше идет план занятий. Выберите дни и время, в которое вы будете заниматься. Не нужно пытаться заниматься каждый день по много-много часов. Это большая ошибка которая приведет к выгоранию. Возьмите допустим понедельник, четверг, суббота, занимайтесь после работы/учёбы. Такое постоянство поможет вам развить силу воли и дисциплину.

4. Продолжительность занятия. Как я и говорил в части про силу воли и дисциплину, не стоит сразу задирать планку на 3,4,5 часов. Начинайте постепенно. Или еще хорошей практикой будет поставить минимальное время 30 минут условно. Даю слово - просидите больше чем 30 минут. Будете собой довольны, что просидели больше чем поставили цель. Или же наоборот, поставите 2 часа, но просидите час. Будете себя винить, какой вы слабый и вообще... Не забывайте как работает мозг).

5. Источники. 21 век. Эра интернета. Информации даже не море, а океан. Не стоит обмазываться сотнями сайтов, книг, видео. Почитайте статьи, что люди советуют для изучения вашего направления. Выберите несколько источников, которые к тому же будут комфортны для вас. Я вот например вообще не перевариваю книги в pdf файлах. Для меня ближе и лучше настоящая бумажная книга. Вот и вы так же. Выбирайте удобные для себя источники. И не много.

6. Конспекты. Не отходя далеко от источников, хочется написать про конспекты, или просто какие-то заметки. Есть два вопроса на которые нужно ответить: где и как? Тут все индивидуально, хотя были какие-то исследования что письменные конспекты с большей вероятностью гарантируют запоминание информации. Если же не хочется писать, для PC, телефонов и прочих гаджетов есть много приложений которые могут вам помочь, тут дело вкуса. Можете хоть в word свои конспекты вести. Я же использую программу для ведения заметок в формате markdown - Obsidian. Можете изучить метод zettelkasten. Это специальный метод введения заметок. Вообще этих методов много, можете на досуге познакомиться. Оставлю вам одну ссылочку - https://habr.com/ru/articles/710508/ .

Самообучение. Или как выучить то, что нужно и не сдаться Программирование, Обучение, IT, Саморазвитие, Психология, Образование, Длиннопост

7. Принцип 20/80 и больше практики. Много расписывать не буду, но если кратко: 20% усилий дают 80% результата, и наоборот, 80% усилий дают 20% результата. В общем - больше практики, меньше теории. Кому интересно, можете прочитать книгу Ричарда Коха - 20/80.

8. Единомышленники. Неплохо если в кругу ваших друзей/знакомых есть ваши единомышленники, которые изучают то же направление, что и вы. Вместе всё-таки веселее.

9. Не бойтесь спрашивать. Не бойтесь обращаться на форумы, или на другие источники. Спрашивайте что непонятно. Все когда-то были внизу, все когда-то учились, и все когда-то тупили. Конечно перед тем, как спросить что-то у кого-то лучше сначала поискать информацию самому. Если не нашли - обращайтесь за помощью.

10. Погрузитесь в ту область, которую изучаете. На примере с английским. Есть такой совет, или метод, называйте как хотите - погрузиться в язык, смотреть видео на английском, перевести гаджеты на английский, и т.д. Этот метод можно и применить к другим областям. Например, программирование. Я выбрал какой-либо язык программирования. На нем я пишу, его я учу, но в свободное время смотрю видео про базы данных, читаю про алгоритмы и т.д. То есть - двигайтесь не только вглубь, но и в ширь.

11. Немного фановый пункт. Геймификация. Геймифицируйте свой процесс обучения. Есть очень много сайтов, программ, и всего прочего, что вам в этом поможет. Например, когда я сажусь учиться, я использую приложение forest - приложение для концентрации, ставите таймер, учитесь, у вас растут деревья. Помимо приложения на телефон есть расширения для браузера.

Самообучение. Или как выучить то, что нужно и не сдаться Программирование, Обучение, IT, Саморазвитие, Психология, Образование, Длиннопост

Forest

Или есть супер приложение - habitica. Тут уже конкретно геймификация привычек, целей и задач в стиле RPG.

Самообучение. Или как выучить то, что нужно и не сдаться Программирование, Обучение, IT, Саморазвитие, Психология, Образование, Длиннопост

Habitica

Это приложения которыми пользуюсь я, таких на просторах интернета много, на любой вкус.


Эпилог. Если ты сюда дошёл - спасибо за внимание, надеюсь тебе что-то пригодится или как-то поможет в жизни.

Прошу сильно не ругать за какие-то ошибки, это мой первый пост. Поэтому приму советы или то, что стоит исправить

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!