olantas

На Пикабу
поставил 0 плюсов и 0 минусов
141 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 2 поста 0 в горячем

Романовы – «Кошкин род»

Когда на Руси появились первые кошки? Сейчас это достоверно неизвестно. Некоторые утверждают, что еще в дохристианскую эпоху. Однако совершенно точно, что российская история на протяжении многих столетий была неразрывно связана с этими животными. А последнюю династию российских правителей летописец и вовсе называет «кошкин род». Почему? Давайте разбираться.

Еще за несколько веков до того, как Михаил Федорович первым из династии Романовых взошел на престол, его предки верой и правдой служили русским правителям. Когда в 1380 году князь Дмитрий Иванович, прозванный впоследствии Донским, отправился с войсками на Куликово поле, он оставил Москву на попечение своего «собинного», то есть близкого друга – боярина Федора Андреевича Кошки. Он стал прямым предком царской династии: от его внука Захария Ивановича начнется род Захарьиных, из которого выйдет первая жена Ивана Грозного – Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева. А ее старший брат Никита Романович как раз и станет основателем династии Романовых.

Разбираться в ветвях генеалогического древа всегда непросто, хотя возможно посетив выставку "Романовы" в историческом парке "Россия-Моя история". Зато легко разобраться, почему же далекий предок Романовых носил такое интересное прозвище – Кошка.

Дело в том, что кошек на Руси очень ценили и любили за их красоту, а также за умение сберегать одно из главных сокровищ русского человека – хлеб. При этом, охотясь на грызунов, кошки не только сохраняли в целости амбары, но и добывали себе тем самым пропитание. Цена кота-мышелова превосходила стоимость крупного рогатого скота, а за некоторых приходилось платить столько серебра, сколько весил домашний хищник. Неудивительно, что порой кошками награждали за особые заслуги – или давали прозвище «Кошка».

Романовы – «Кошкин род» Российская империя, Романовы, История России, Длиннопост

Евангелие боярина Федора Кошки, XVI век.

Конечно, когда в 1613 году началась царская история древнего рода, Романовы не могли не отдать должное представителям кошачьего семейства. Михаил Федорович и его сын Алексей, отличавшиеся любовью к молитве и таким тихим играм, как шахматы, постоянно держали котов рядом с собой.

А любимец царя Алексея Михайловича стал известен на всю Европу, после того как чешский художник Вацлав Холлар создал портрет зверя и подписал: «Подлинное изображение кота великого князя Московии». Существует версия, что на самом деле Холлар должен был написать портрет государя, но почему-то не решился. И тогда через облик царского любимца художник постарался передать характер самого Алексея Михайловича.

Романовы – «Кошкин род» Российская империя, Романовы, История России, Длиннопост

В. Холлар. Подлинное изображение кота великого князя Московии, XVII век.

Петр I, младший сын царя Алексея Михайловича, привез себе пушистого друга из Голландии. Рачительный и хозяйственный правитель, Петр даже издал распоряжение «иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». А современники разглядели кошачьи черты в облике самого российского императора, поэтому в лубках XVIII столетия Петр I нередко изображался в виде пышноусого кота. Тогда же большую популярность обретает старинный лубочный сюжет «Как мыши кота хоронили». Это был намек на шведско-российское военное противостояние: поражение русской армии при Нарве сравнивалось с торжеством мышей, а проснувшийся кот – с Петром, победившим под Полтавой.

Романовы – «Кошкин род» Российская империя, Романовы, История России, Длиннопост

Как мыши кота хоронили. Лубок, XVIII век.

Продолжательницей «кошачьей» царской традиции стала дочь первого российского императора Елизавета Петровна. Еще во время строительства Зимнего дворца в Петербурге она обратила внимание на огромное количество мышей, поселившихся в царских покоях. В 1745 году она повелела выписать из Казани «самых лучших и больших котов, удобных к ловлению мышей». Тогда о знаменитой казанской породе узнали во всех уголках государства. А коты до сих пор живут в Зимнем дворце, охраняя ценные экспонаты от посягательств вездесущих грызунов.

Обожала кошек императрица Екатерина II. Она отправляла породистых котят в качестве подарков европейским монархам – и сама любила получать пушистые «сувениры» из заморских стран. Зная об этой слабости государыни, ее фаворит Григорий Александрович Потемкин привез из Османской империи кошку ангорской породы.

Любил ли кошек император Александр I, доподлинно неизвестно. Однако нельзя не вспомнить, что именно в годы его царствования гением Александра Сергеевича Пушкина был рожден, пожалуй, самый знаменитый кот в русской литературе – тот самый, который «все ходит по цепи кругом; идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит».

Зато мы точно знаем, что младший брат Александра I, император Николай Павлович, очень любил своего питомца, которого в письмах называл «мой дорогой кот».

Как ни странно, но исключением из этого «кошачьего правила» стал последний царь из династии Романовых, Николай II. С детства он был страстным охотником, и в число его трофеев попадали не только лесные обитатели, но также и бездомные собаки и кошки. В ежегодных «Отчетах по императорской охоте» упоминались сотни застреленных котов… Дети царя, напротив, относились к кошкам с большой нежностью: у великой княжны Марии Николаевны жил сиамский кот, а цесаревич Алексей подобрал котенка песочного цвета с белыми пятнами на улице. Почему-то наследник решил назвать его Зубровкой, и это событие стало тем редким случаем, когда мы знаем имя царского питомца.

Романовы – «Кошкин род» Российская империя, Романовы, История России, Длиннопост

Цесаревич Алексей Романов, начало XXвека.

17 июля 1918 года «кошкин род» прервался. В том же году теряются следы последнего царского питомца – кота Зубровки. Но и сегодня, ровно через сто лет после тех трагических событий, каждый из нас может почувствовать себя причастным к царской кошачьей истории. Достаточно последовать примеру доброго цесаревича Алексея Николаевича…

Показать полностью 4

От язычества к христианству: крещение Руси

28 июля (15 июля по юлианскому календарю) в нашей стране отмечается День Крещения Руси – один из крупнейших праздников в Русской православной церкви. Эта дата в православном календаре является днем памяти святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси. Ежегодно 28 июля в храмах проводятся торжественные службы, проходят крестные ходы, выставки и другие мероприятия, посвященные церковным историческим событиям.

От язычества к христианству: крещение Руси Крещение, Русь, Православие, Длиннопост

Крещение Руси, В. Васнецов

История праздника

На  государственном уровне День крещения Руси начали праздновать еще в Российской империи при императоре Александре III. 1888 год был юбилейным – со дня крещения Руси прошло 900 лет. По распоряжению императора по случаю праздничной даты возводились новые храмы, в учебных заведениях раздавали житие святого равноапостольного князя Владимира, в храмах и монастырях  устанавливались иконы.

Тысячелетний юбилей праздновали уже в СССР.  В 1987 году XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить грядущее "1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре". В годы перестройки наблюдалась тенденция либерализации государственной политики СССР по отношению к русской  православной церкви. В преддверии праздничной даты ей были возвращены монастыри: Свято-Данилов монастырь в Москве, Свято-Введенская Оптина пустынь в Калужской области и Толгский монастырь в Ярославле. 29 апреля 1988 года состоялась встреча генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева с патриархом Пименом и постоянными членами Синода РПЦ. В советских СМИ стали появляться материалы по истории православия. На фоне этих изменений в 1988 году  по всей стране прошли церковные, общественные и научные мероприятия, которые носили  масштабный характер.

В официальный календарь государственных праздников День крещения Руси был добавлен в 2010 году, когда Президентом был подписан соответствующий указ.

Территория будущего Древнерусского государства до крещения

Будущую территорию Древней Руси населяли славяно-русские племена и народы. Среди них были:

  • поля́не (территория современной Польши);

  • северя́не (территория Черниговской, Сумской, Брянской, Курской, Белгородской областей);

  • древля́не (территория современной Украины - Киев и Житомир);

  • ради́мичи (территория современной Белоруссии);

  • вя́тичи (территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской и Липецкой областей);

  • кри́вичи (район Полоцка, Пскова и Смоленска);

  • и́льменские слове́не (Новгородские земли);

  • дреговичи́ (Белоруссия);

  • волыня́не (территории Западной Украины и Польши);

  • белые хорваты (территория западной Польши);

  • ти́верцы (территории современных Молдавии и Украины);

  • у́личи (район современного Днепропетровска).

Наряду со славянскими народами на территории будущей Древней Руси проживали финно-угорские племена:

  • ме́ря (вокруг Ростова, территории современных Владимирской, Ярославской, Ивановской, восточной части Московской, восточной части Тверской, части Вологодской и западной части Костромской областей); 

  • мурома́ (на Оке, где река впадает в Волгу); 

  • мещера (территории Рязанской и Тамбовской областей, частично Саратовская и Пензенская области),

  • мордва́ (Мордовия, а также территории Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской и Московской областей); 

  • водь (коренное население Ленинградской области); 

  • весь (Карелия);

  • ли́вы (Прибалтика);

  • чудь (Эстония и на восток к Ладожскому озеру) .

По соседству жили варяги, волжские болгары, хазары.

Народы, населявшие эти земли, были язычниками. Религиозные представления связывались с обожествлением сил природы. Люди поклонялись в основном силам видимой природы: Даждь-богу (бог солнца), Стрибогу (бог ветра и воздуха), Велесу (покровитель животного мира), Перуну (бог грозы, грома и молнии). Сами образы богов не имели определенности, которая была, например, в древнегреческой мифологии. Были волхвы и кудесники, которые считались “специалистами” по гаданиям и взаимодействиям с таинственными силами. Для поклонений и жертвоприношений возводились культовые святилища-капища – специальные земляные или деревянные строения, сооруженные на холмах или насыпях. По центру в них ставили каменную статую божества, которому поклонялись. Туда же приносили жертвы. Наряду с божествами народы поклонялись отдельным предметам и местам: камням, деревьям.

По словам академика Д.С.Лихачева, "язычество не было религией в современном понимании — как христианство, ислам, буддизм. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в IX-Х веках, не могло быть осуществлено язычеством."

Начало древнерусской государственности

Повествование, приведенное в “Повести временных лет”, связывает проникновение  христианства на будущую территорию Руси с именем апостола Андрея Первозванного. Согласно летописи, придя в Корсунь (Херсонес) из Синопы, он решил отправиться в Рим, двигаясь вверх по течению Днепра. По пути он благословил место будущего Киева и воздвиг там крест, предсказав мощь будущей древнерусской столицы. После этого апостол отправился на землю словен, на место будущего Новгорода. Затем он прибыл в Рим, а оттуда – в Синопу.

От язычества к христианству: крещение Руси Крещение, Русь, Православие, Длиннопост

Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских, Н. Ломтев

После этих событий в источниках практически полностью отсутствуют данные о каких-либо признаках христианства на территории будущей Древней Руси.  Благоприятные условия для распространения христианской веры среди славянских племен возникают  с началом государственности.

Первые упоминания о Руси как о государственном образовании относятся к 30-м годам IX века. Как гласит “Сказание о призвании варягов”, в середине IX столетия славянские и финские племена словен, кривичей, чуди и мери отдавали дань варягам, которые приходили из-за моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, после чего между ними самими начались разногласия. Чтобы их прекратить, славянские (чудь, ильменские словене, кривичи) и финно-угорские племена решили пригласить князя со стороны.

От язычества к христианству: крещение Руси Крещение, Русь, Православие, Длиннопост

Призвание варягов. Ф.А. Бруни

Княжить в Новгород был приглашен варяг Рюрик с братьями Синеусом и Трувором. Это событие считается отправной точкой развития государственности восточных славян. В то же время в 860 году (в летописи датирован 866 годом) произошел первый поход Руси на Царьград. Его возглавили варяжские князья Аскольд и Дир. Поход был неудачным: при попытке осады города многие погибли. На обратном пути от Царьграда Аскольд и Дир не стали возвращаться в Новгород, а захватили власть над полянами и обосновались Киеве.

После смерти Рюрика в 879 году новгородским князем стал Олег – регент при малолетнем сыне Рюрика Игоре. В 882 году он возглавил поход на Киев. По пути были захвачены смоленские и некоторые другие земли. На подходе к Киеву Олег спрятал войско в ладьях. Сам же, назвавшись обычным купцом, выманил Аскольда и Дира. Как только они вышли, спрятанные в ладьях воины убили их. Олег стал князем Киева и объединил новгородские и киевские территории в единое государство, сделав Киев столицей.

Вплоть до нашествия татаро-монголов Киев оставался политическим и культурным центром восточных славян. Благодаря расположению на торговом пути “Из варяг в греки” Древнерусское государство начала налаживать экономические связи с государствами Центральной и Западной Европы. Активно развивались отношения в Византией. Олег возглавлял княжеский престол более 30 лет. Сын Рюрика Игорь занял его около 912 года и правил вплоть до 945 года.

От язычества к христианству: крещение Руси Крещение, Русь, Православие, Длиннопост

Провозглашение малолетнего Игоря наследником киевскою престола. Миниатюра Радзивилловской летописи

В 945 году на престол взошла жена Игоря княгиня Ольга и оставалась на нем вплоть до 969 года. Затем престол возглавил единственный сын Ольги и Игоря Святослав.  Отправляясь на войну с Византией в 970 году, он оставил вместо себя троих сыновей: старшего Ярополка – в Киеве, среднего Олега – в Овруче, а младшего Владимира – в Новгороде. Со временем между братьями возник конфликт. Его следствием стала гибель Олега. Владимиру пришлось бежать за море к варягам. Впоследствии он совершил переворот: используя предательство воеводы Блуда, он убил Ярополка и стал киевским князем. Именно ему Древняя Русь обязана своим крещением.

Как происходило крещение на Руси?

В источниках крещение Руси представлено как целенаправленный выбор князя Владимира. Он был обоснован как его собственными религиозными взглядами, так и внешнеполитической ситуацией. В конце 980-х годов князь Владимир и его воины приняли решение сменить веру после продолжительных переговоров с государствами- представителями разных вероисповеданий. В летописях упоминается сказание об “испытании вер” Владимиром, согласно которому послы от мусульман из Волжской Булгарии, с латинского Запада, от иудаизированных хазар и из Византии предлагали ему принять их веру. Князь отправил своих представителей “в болгары”, “в немцы”, “в греки”, чтобы они могли “испытать их службу”. Так, узнав о каждом вероисповедании, Владимир отдал предпочтение христианству.

Данные, описанные в исторических источниках, позволяют воссоздать события, при которых произошло крещение князя и его дружины. 80-е годы X века были временем серьезных испытаний для представителей Македонской династии – царей Василия и Константина. В 986 году император Василий, лично возглавивший поход против переставшей подчиняться Болгарии, потерпел поражение. Это событие поставило под угрозу дальнейшее существование династии. В августе 987 года полководец Варда Фока провозгласил себя императором и выступил против Василия и Константина. Во главе мятежных войск он направился к столице Византии. Сложная политическая ситуация вынудила царей-соправителей обратиться за помощью к князю Владимиру. Он согласился помочь при условии заключения брака с сестрой Василия и Константина Анной, предусматривающего крещение правителя Руси. В Византию был отправлен шеститысячный отряд, благодаря которому войска Варды Фоки были разбиты. Несмотря на это, Василий и Константин не спешили исполнять договоренности  с Владимиром. Решив заставить их это сделать, киевский князь захватил Херсонес. Цари-соправители были вынуждены исполнить условия договора. Анна была отправлена в Херсонес, где состоялось ее бракосочетание с князем Владимиром.

Обстоятельства крещения самого князя, описанные в древнерусских источниках, различаются. Согласно преданию, появившемуся в летописях  XI–XII вв. и вошедшему в “Житие святого Владимира”, обряд проходил в захваченном славянской дружиной Херсонесе. По другой традиции, которая появилась в древних источниках в XI в., крещение Владимира прошло в Киеве.

От язычества к христианству: крещение Руси Крещение, Русь, Православие, Длиннопост

Крещение князя Владимира, В.Васнецов

Приняв христианство, князь приказал уничтожить все языческие капища. Вслед за крещением Владимира и его войска было организовано массовое крещение жителей Древней Руси. В первую очередь обряд прошли новгородцы и киевляне. “Влезоша в воду и стояху овы до шие, а друзии до персии, младии же по перси от берега, друзии же млади держаще, свершении же бродяху, попове же, стояще, молитву творяху” (Полное собрание русских летописей, Т. 1. Стб. 117).

От язычества к христианству: крещение Руси Крещение, Русь, Православие, Длиннопост

Крещение киевлян, К. Лебедев

Близкие родственники Владимира крестились в церкви Святого Василия. Этот храм был построен в Киеве одним из первых и освящен во имя Василия Великого – именно такое имя принял при крещении сам князь.

Вскоре была учреждена митрополия с центром в Киеве, подчиненная Константинопольскому патриархату. Было образовано несколько епархий (в Новгороде, Белгороде и других городах).

Начиная с 990-х годов, началось строительство церквей. Только на территории Киева по указу Владимира было возведено 2 храма, на которые князь лично отдал часть своей казны. Начали свою работу первые монастыри. Произошло освящение первой каменной Десятинной церкви в Киеве. С этим событием связаны меры государственной поддержки, направленные на обеспечение церковных нужд. Для этих целей из княжеской казны отчислялась символичная десятина  - 1/10 часть дохода.

От язычества к христианству: крещение Руси Крещение, Русь, Православие, Длиннопост

Закладка Десятинной церкви, В. Верещагин

Основные направления развития государства и общества, которые были определены в результате крещения Руси, были продолжены и в XI–XII веках. Количество епархий увеличилось. Укреплялось взаимодействие церкви и государства в сфере правосудия. С распространением христианства возникла потребность в богослужебных писаниях. Для ее обеспечения при монастырях заработали скриптории (мастерские по переписке рукописей и священных текстов). Действующая государственная политика приводила к активной христианизации. Последние данные о языческих обрядах в крупных городах относятся к 1070-м годам.

Значение крещения для Руси

Принятие христианства позволило Древнерусскому государству получить важные политические преимущества. После крещения значительно вырос международный престиж Руси, укреплялись и расширялись связи с Византией, западными странами.

Важную роль это событие сыграло и для социальной жизни людей. Основной постулат веры исходил из принципа божественной природы верховной власти. Это превращало церковь в мощную опору для власти. Государственные институты быстро укреплялись.

Культурная жизнь людей также менялась. Развивались зодчество и живопись. Важнейшим событием стало распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Если вы интересуетесь историей Древней Руси и не только, приглашаем вас посетить  парк “Россия — Моя история”. Там вы сможете узнать больше о событиях и последствиях крещения и других знаковых исторических событиях. Все действующие экспозиции парка оформлены с помощью современных мультимедийных технологий. Благодаря этому информация остается доступной как для взрослых, так и для юных любителей истории. Постоянные экспозиции парка “Россия — Моя история” уже открыты в 24 городах России. Актуальные новости о работе парка регулярно публикуются в официальной группе https://vk.com/myhistory_bvb

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!