mariarbatskih

mariarbatskih

На Пикабу
поставил 865 плюсов и 0 минусов
137 рейтинг 1 подписчик 8 подписок 1 пост 1 в горячем

Мотовилихинский трамвайный мост в историю

Есть в городе Перми такое чудесное место, окутанное деревьями, листвой и духом природы- лог, где протекает речка Егошиха, что в районе Разгуляй струится. Это место украшает небольшой мост (всего 100 м в длину, и примерно 5 м в ширину), который сегодня известен далеко не всем жителям города. Но те люди, кто находит этот зеленый уголок города, "привязываются к необычному месту, где ландшафт сливается с историей".

Мотовилихинский трамвайный мост в историю Транспорт, История, Мост, Трамвай, Пермь, Конструкция, Первый пост, Длиннопост

Немного истории...


Город Пермь начался с Егошихинского завода, который был построен по велению Петра Великого в 1720-1723 гг., завод специализировался на выплавке меди. В 1780 г. Егошихинский завод был объявлен городом Пермью, а уже через 8 лет медеплавильное производство было закрыто, однако некоторые функции территория не утратила. Посёлок превратился в крупный грузоперевалочный пункт, где грузчики после тяжелого рабочего дня вовсю "кутили" в местном питейном заведение. Сказывается, что поэтому район получил своё название – Разгуляй, как раз в конце XVIII в.

Мотовилихинский трамвайный мост в историю Транспорт, История, Мост, Трамвай, Пермь, Конструкция, Первый пост, Длиннопост

Так? А где про сам мост?! Так вот, о строительстве моста и прокладки трамвайных путей заговорили лишь до революции в начале XX века.В 1912 году было построено трамвайное депо, но первый трамвай поехал по улицам Перми уже позже, в связи с обстановкой в стране. По словам краеведа Владимира Гладышева (род.1951 г.), мост через Егошихинский лог задуман был еще при царе, онако строительство было отложено и возобновлено лишь в при большевиках в 1920 году, а завершить его удалось только к 1 ноября 1925 года. А уже через 3 года по этому мосту был пущен перый трамвай.

Мотовилихинский трамвайный мост в историю Транспорт, История, Мост, Трамвай, Пермь, Конструкция, Первый пост, Длиннопост

Конструкция...

Данный мост является однопролетной балочной конструкцией, с ездой поверху*. Балочная конструкция представляет собой сегментую фему, т.е. состоит из одинаковых сегмантов, с треугольным типом решетки (для понимания отмечено оранжевым цветом). Несущим элементом является криволинейный брус- арка ( красный цвет), концы арки упираются в массивные втопленные в грунт бетонные опоры (их видно на третьем фото), которые сейчас "украшены" местными уличными художниками. Нагрузка от движения равномерно распределяется по полотну (фиолетовый цвет). По наклонным (оранжевый цвет) и вертикальным (синий цвет) подвескам нагрузка дальше передается на арку, а затем на опоры и в грунт. Но на самом деле распределение нагрузки происходит намного сложнее, также если учитывать, что она бывает разных, так сказать, типов и видов: динамичная нагрузка, статичная нагрузка, равномерно-распределенная и т.д. и т.п.

Самое интересное, на мой взгляд, это то, что криволинейная ферма своей аркой смотрит прямо вниз, т.е. перевернута.

Оказывается у такого сооружения есть отдельное название - Инверт, или по простому, перевернутая арка. Если обычная арка, вспомните, например, Троицкий мост в Питере (фото 4), поддерживает вертикальную нагрузку, например от того же трамвая в стародавние времена, и эта нагрузка направлена вниз по центру арки. То перевернутая арка используется не для поддержки груза, как для моста, а скорее для сопротивления боковым, направленным внутрь нагрузкам, например, от грунта, а в данной местности грунт "не ахти". Также эти арки используют там, где необходимо ограничить боковые усилия и где пространство под конструкцией наиболее легко доступно, что, собственно, Егошихинский лог и позволяет.

*Арочные мосты характерны для горных условий, поскольку позволяют перекрыть бо́льший пролёт, чем балки, а в условиях горного рельефа сооружение дополнительных опор затруднено.

Мотовилихинский трамвайный мост в историю Транспорт, История, Мост, Трамвай, Пермь, Конструкция, Первый пост, Длиннопост

1

Мотовилихинский трамвайный мост в историю Транспорт, История, Мост, Трамвай, Пермь, Конструкция, Первый пост, Длиннопост

2

Мотовилихинский трамвайный мост в историю Транспорт, История, Мост, Трамвай, Пермь, Конструкция, Первый пост, Длиннопост

3

Мотовилихинский трамвайный мост в историю Транспорт, История, Мост, Трамвай, Пермь, Конструкция, Первый пост, Длиннопост

4

А что же сейчас?...

На сегодняшний момент трамвайное депо и мостик представляют собой нечто вроде единого исторического комплекса. "Нынче этот пешеходный мостик, которым пользуются лишь окрестные жители, считается произведением инженерного искусства и охраняется государством как объект культурного наследия, памятник градостроительства. Кроме всего прочего, он расположен в точке, где сошлись разные векторы пермской истории: в непосредственной близости от того места, где работал первый Егошихинский медеплавильный завод, где изучал геологические отложения разных эпох Родерик Импи Мурчисон, открывший Пермский период, где находятся древнейшие археологические памятники на территории Перми. А расположенные вокруг улочки старого Разгуляя — один из немногих уцелевших кусочков подлинной Перми, какой она была на протяжении столетий".
Так что, если окажетесь, дорогой читатель, в Перми, обязательно посетите это историческое, загадочное, инженерное, природное и, наконец, просто красивое место в Перми.

При написании данной статьи были использованы сайты:
https://newsko-ru.turbopages.org/turbo/newsko.ru/s/articles/...
https://parmaday.ru/starinnye-goroda/perm/razgulyai
И моя головушка) Благодарю за прочтение!

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!