dopustimmaxim

dopustimmaxim

Пикабушник
39 рейтинг 2 подписчика 2 подписки 2 поста 2 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
15

Начать никогда не поздно

Начать никогда не поздно

Бывает, ведешь с человеком беседу, о высоким материях, естественно, и где-то в середине наступает такой момент:


— Знаешь, я в детстве любил рисовать. Даже в кружок, помню, ходил.

— А потом что?

— Да потом учеба, работа, времени все меньше, тоси-боси.

— А сейчас не хотел бы попробовать?

— Да кого там!? Сейчас поздно уже. Раньше надо было…


И это печальная картина. Она обязательно оставит осадок. Человек, в этом безумном водовороте жизни, потерял свое любимое дело. Потерял очень хорошую и важную часть самого себя. А после стольких проблем, тихо подтачивающих нас из года в год, и былую уверенность в своих силах. Но почему же так? Ведь все было хорошо? Ведь птицы пели, ручейки текли, а наши были в полуфинале. Где и когда это случилось? Поди разберись.


Не всё так плохо


Вся суть в отношении. Нам слишком сильно забили голову разной туфтой. Тонны совершенно бесполезной информации. Ее слишком много и справляться с ней все труднее. Каждую секунду, как черти из табакерок, выскакивают «ТОП 10 самых-самых этих!!!», и «ТОП 5 самых-самых тех!!1». Ощущение, словно кроме топов вообще больше ничего и не существует. Все остальное где-то там, далеко. Жалкое и никчемное. И не стоит даже тратить на это время, если есть «ТОП!». И, мне кажется, основная проблема именно в этом. Теперь наше представление о многих, самых простых и хороших вещах, искажено, дальше некуда.


Ща объясню


Для примера возьму себя самого и своих близких. Никто из нас, конечно, Наполеоном не стал, но зато будет честно. Мне всегда нравились гитары, но своей никогда не было. Представления о том, как она работает и куда там тыкать, чтобы было душевно и бабы рыдали, тем более. Только желание, о котором я, на всякий пожарный, помалкивал. Мало ли чего? И вот слышу как-то разговор двух мужиков в гараже (водка, плавленый сырок – картина маслом):


— Видел, короче тута список (ТОП, в нынешних реалиях) лучших гитаристов мира, дык там, ёба, русских вааще нету!

— Ого — подумал я – видимо, эта хрень сложнее в освоении, чем я ожидал. Очень жаль.


Свежеузнанные подробности вовсе не мотивировали. Мало того, чуть позже я сам наткнулся на максимально бесполезную, но зато очень помпезную статью, которая гласила:


«Британские ученые выяснили: чтобы играть как профессиональный музыкант, человеку нужно потратить 10 000 жопочасов. Всего 3 часа упражнений каждый день, в течение 10 лет и готово»

«Чево бл*ть!?» — снова подумал я (я тогда часто думал) — «3 часа в день? Да мне, через эти 10 000 часов, уже лет 75 будет! Видать, рвать души Ля-минорными Am-ами мне совсем не светит».


Это, к слову, о пользе топов и околонаучных статей. Я еще и гитару в руки взять не успел, а мне уже успели засрать мозг, тупой и демотивирующей информацией, которая отбивает всякое желание начинать что-то новое, и пытается превратить в бездумного потребителя.


Счастливая случайность


И так бы я и не попробовал никогда, если бы не счастливая случайность: кто-то оставил старую, желтую с продрисью, советскую гитару в шкафу, у меня в общаге. Спасибо тебе, добрый человек. Понятное дело, я ее тут же схватил и давай дергать за все, что у нее осталось. И о чудо — мне нравится! Пусть я и не умею ничего, но мне в кайф. Сразу, с первой же минуты! Мне не потребовалось 10 000 часов, чтобы начать получать удовольствие, от самого процесса. Главное ведь, в таких делах, не результат, а процесс.


С того момента прошло уж восемь лет, а я по-прежнему радуюсь, как ребенок, когда беру гитару в руки. Она дает мне те 15 минут умиротворенности, которые так нужны. Теперь я уже вполне бодро играю, и у меня никогда не было случаев, чтобы гитара требовала от меня больше, чем я мог бы дать. Наоборот, она давала мне все, что нужно. Никогда не было трудно, ведь я занимаюсь этим ради удовольствия. Да, я не стану первым русским гитаристом из того списка, но мне это и не нужно. Мне вкатывает само действие. И этого хватает, с лихвой. Спрашивается, чего раньше боялся?


Или возьмем моего отца. Он был очень скромным человеком, и ко всем новым идеям относился с осторожностью. И вот, когда ему было под 60 лет, он, спонтанно, купил крутой мотоцикл. Всю жизнь хотел и, наконец, решился, несмотря на возраст. И, он сиял от счастья, когда заводил его, что бы просто прокатиться, в свое удовольствие. Клянусь, его было не узнать. Словно жизнь наполнилась каким-то новым смыслом. И ему не нужно было ставить рекорды скорости или выполнять трюки. Достаточно было ощущения свободы, эйфории от любимого занятия. И было совершенно неважно, что там себе будут думать другие.


Почему мы боимся начинать то, чего всегда хотелось?


Может, у нас в окружении есть люди, которые нас за это осудят? Обязательно есть! Всегда найдется человек, который будет лезть не в свое дело и критиковать то, о чем и понятия не имеет. Ведь он так трезво и объективно смотрит на жизнь, и все истины этого мира познал еще 15 лет назад. Гоните таких ссаными тряпками! Ими движет банальная зависть и злоба. Вы им не угодите, даже если наизнанку вывернетесь. Уделяет слишком много внимания вашему новому хобби? Пошлите его на три буквы (Х У Й, прим. ред). Одного раза вполне хватит, чтобы угомонить неуемный фонтан его мудрости и бесценного опыта. Он это заслужил, и, в конце концов, это ему даже на пользу пойдет.


А может уже слишком поздно, чтобы начинать?


Аллен Карр — человек, благодаря которому десятки тысяч людей бросили курить, начал писать свою первую книгу в 50 лет.

Като Ломб — известная переводчица и полиглот, начинала изучать новые языки и в 60, и в 80.

Джеффри Лайф – известный бодибилдер, начал заниматься спортом только в 60.


Примеров миллион. Одни думают, что в 60, самое крутое и отвязное, что светит — это пересмотреть рабыню Изауру. Другие же не перестают доказывать обратное, на собственных примерах. И эти чуваки воистину круты.


А может не дано?


Каждый обязательно слышал какую-нибудь такую историю. типа:


— Вон, Маринка, балерина, порхает как бабочка, любо - дорого посмотреть!

— А Зинка, шо?

— Подскакивала - подскакивала, пока лодыжку себе не сломала. Доподскакивалась! Не дано! Нет, лучше даже и не тратить время впустую. Если Бог не дал, то хоть тресни тут! Вот!


Ну, это какое-то массовое искажение восприятия у людей. Честно. Если вам просто нравится звук от струны, которую вы дернули, если вам нравится след от карандаша на бумаге, стружка, летящая от деревянного бруска, тяжесть гантели в руке, хлопок груши от удара или первый стежок на ткани - значит вам дано! Большего, просто не бывает. Все начинают именно с этого.


Почему люди думают, что будет невыносимо трудно?


Если вы можете:

— Водить машину, в городском потоке;

— Сдать экзамен по предмету, в котором вообще не секли;

— Приготовить вкусную лазанью на завтрак;

— Отличить Песняров от Самоцветов,

то, с чего вы взяли, что не сможете научиться тому, чего действительно хочется? У вас получится! И получится настолько хорошо, насколько вы сами захотите. И самое интересное — вы будете получать от этого удовольствие.


Не надо бояться


Не стоит относиться к новому, как к какой-то далекой точке, перед которой вас будут ждать годы нудных тренировок и самодисциплины, на грани мазохизма. Некоторые умники скажут, что для этого непременно нужно будет принести в жертву свой нынешний уклад жизни, забыть про сон и отдых, уйти в горы, воздерживаться минимум 300 дней в году и питаться только рыбьим жиром с брюквой. И тренироваться, тренироваться, тренироваться! Пока руки не отсохнут. Это не так. Если вы правильно настроитесь — то будете кайфовать, с первой же минуты и до самого конца.


Не просчитывайте риски и время, которое понадобиться, чтобы стать лучшим из лучших. Не забивайте голову такой ерундой. И не экономьте на самом себе, Бога ради. Ваше «хочу» — лучший и самый весомый из аргументов, чтобы начать. Этого достаточно. И никто не в праве вас за это судить.


***


Где тот ребенок, которому все было интересно, и который получал удовольствие от самого процесса? Выпустите его, дайте ему немного свободы. Он сделает вас счастливее. И людей вокруг — тоже.


@dopustimmaxim

Показать полностью
46

Почему не стоит читать переводы своих любимых песен?

Почему не стоит читать переводы своих любимых песен?

Есть у меня один занятный знакомый, очень он любит зарубежный рок и при каждой встрече жалуется на тупость их текстов:


«Всю жизнь слушал эту песню. Решил почитать перевод и на тебе, пошлятина! Одни письки и кокаин в тексте! И вообще смысл странный какой-то…»


И действительно, сколько ни читал переводов, каждый раз разочаровывался. Вроде бы все на месте и как надо, но восторга, ни разу испытать не удалось. Неужели они там не умеют нормальных текстов писать?


Улавливай суть


В универе, на паре английского, нам как-то объясняли, что нужно учиться понимать иностранный текст не переводя его на русский язык. Бред – подумал я. Как так вообще можно? Сначала же видишь предложение, переводишь его по частям на русский и уже потом понимаешь смысл. Иначе и быть не может. Но со временем в нас выработали такой навык. Нужно улавливать суть текста именно в оригинальном виде. Это и правильнее и быстрее. В особенности это касается юмора и стихов.


Главное в песне не идея, а форма. Именно подача. Петь можно про что угодно: любовь, одиночество, войну, день, ночь, жигана лимона или читу–дриту. Не важно, какая тема, важно как подать. Ведь и Высоцкий и Кровосток пели про подруг, но делали это немного по-разному.


Вся мулька в том, что нельзя в точности передать смысл иностранной песни, сохранив при этом ритм и красоту слога оригинала. Это очень трудно, если вообще возможно. Будь вы хоть Володарским, хоть Чуковским. Вам придется или менять смысл в угоду рифмы, или забить на стройность текста, в угоду точности пересказа. Людей, которые по-настоящему искусно могут справиться с такой задачей, крайне мало и, будьте уверены, ваша любимая песня будет переведена не ими. Они заняты Шекспиром или Байроном.


Немного примеров


Возьмем для наглядности крутейшую песню «Пачка сигарет» В. Цоя, в первом попавшемся переводе на забугорный.


I am looking out of someone's window and see someone's sky

I can't see a star that's mine

I roamed the roads back and forth

Having looked back couldn't find footprints on my path.

But if there's a pack of cigarettes in my pocket

Then the day's not all that bad

And a boarding pass to a silver-wing-plane,

T hat takes off leaving just a shadow behind

Noone wanted to be found guilty without wine,

Noone wanted to pick the coals with bare hands

And death without music is not picturesque,

So I wouldn't want to die without it


Перевод вполне нормальный. Подавляющее большинство переводов выполнено точно так же. И наткнетесь вы, в первую (и, скорее всего, последнюю) очередь именно на них.


А теперь представим какого-нибудь ковбоя Джейми. Он не владеет русским языком и решает почитать перевод очень популярной русской песни. Вот, что ему светит:


Я смотрю из чьего-то окна и вижу чье-то небо

Я не вижу звезды, которая моя

Я бродил по дорогам туда и обратно

Оглянувшись, я не смог найти следы на моем пути.

Но если в кармане есть пачка сигарет

Тогда день не так уж плох

И посадочный талон на серебрянокрылый самолет,

Что, взлетая, оставляет лишь тень позади

Никто не хотел, чтобы его винили без вина,

Никто не хотел подбирать угли голыми руками

И смерть без музыки не живописна (!!!),

Потому я не хочу умирать без нее

Но если в кармане есть пачка сигарет...


Что ж, смысл песни передан Джейми достаточно точно. Может быть, он даже понял о чем вообще идет речь. Но получил ли он самое главное – тот особый, «Цоевский» стиль? Манеру, ритм стихов, за которые его любим мы, православные пролетарии? Конечно нет. И рядом не валялось. Будет ли он приятно удивлен прочитанным? Сомневаюсь. Скорее для него это окажется наизауряднейшим текстом, с претензией на философию. А вечером он расскажет своему приятелю Джону, что в России популярны песни про бедность, где люди рады даже пачке сигарет, не имеют инструментов для поднятия угля, ценят в смерти ее живописность, а виноватыми согласны быть только если есть винишко.


Ну бред же! У нас популярны другие песни, про мусорка там и фраера (записанная со слов тверской сводницы Клавки-Помидорихи).


Читать перевод любимых — не самая лучшая идея


То же самое случится и с вашей любимой песней, если вам вдруг захочется почитать перевод, не вникая в оригинал. Она превратится в жалкую пародию на саму себя. Словно изложение пятиклассника о войне и мире. Почти наверняка вы будете разочарованы.


Помню свое ядерное о*уевание, после прочтения переводов песен Rammstein. Я был поражен, самым пренеприятным образом. Но вина ли это песен? Нет. Тилль воистину крутой лирик, но те переводы полностью уничтожили мощь и провокационность его стихов, оставив только какую-то мутную пошлость. Сериал или рассказ еще как-то допустимо переводить таким образом, но песни...


Поэтому не самая лучшая идея — читать перевод ваших любимых зарубежных баллад и арий, если вы не понимаете на слух, о чем там поется. Слушать и наслаждаться – более, чем достаточно. Так и делаю, если слушаю французов или, там, испанцев. Кривой и несуразный пересказ смысла вам ничего хорошего не принесет, а то и вовсе впечатление испортит.


***


Я, ни в коем случае, не пытаюсь указывать вам, как поступать. Выбор, как и всегда, только за вами. Если уж совсем невтерпеж, то лучше просто подтянуть свой иглиш, или дойч, или что там. Это всегда пригодится.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!