Рационализация
Расскажу об одном механизме психологической защиты, а именно — о рационализации.
Прежде всего вспомните некоторые ситуации из жизни, когда вы хотели объяснить свое действие причиной, которая считается в обществе неуважительной. Вспомните школу. Когда нам говорили о том, что "проспал — неуважительная причина". То есть даже если причина реально была в том, что я проспал — она не одобрялась обществом. Почему? Потому в соответствии с определенными правилами нужно посещать уроки. Вот. И мы придумываем оправдания вроде "у меня дверь заклинило" или "собака злая на дороге". На самом деле корни именно этого случая со школой кроются в физиологии. Нашему организму (на уровне низших потребностей!) куда важнее поспать, чем тратить силы на то, чтобы сидеть на уроках с сомнительным содержанием.
Вернемся к рационализации. Рационализации есть механизм психологической защиты, при котором субъект (человек) стремится дать морально приемлемое объяснение своего действия (поступка, выбора, идеи). ВАЖНО! Морально приемлемое поведение не всегда может соответствовать рациональному. Взять хотя бы прошлый пример с уроком. Рациональнее для организма поспать (это первичная физиологическая потребность). Без сна человек умрет быстрее, чем без знаний. Да и знания (обычно) не могут дать такого решения, которое позволит не спать вообще. Однако приемлемым поведением считается присутствие на уроке, даже если я не выспался. Но об основаниях морали не сегодня. "Плохому танцору и яйца мешают" — вульгарно, но верно. В поговорке танцор представляется плохим, хотя ему действительно могут, извините, мешать яйца. В этом случае, я думаю, идет вопрос уже о мотивации и упорстве. Так, только начиная играть на гитаре, пальцы болят, но потом грубеют, движения рук доводятся до автоматизма при длительных репетициях.
Вернемся к рационализации. Рационализации в обществе придают негативный оттенок, хотя само общество (в частности общественные устои) и побуждает человека к рационализации. Наглядный пример: посмотрите вырезку из серии сериала Глухарь (S2/E04): подросток говорит реальную причину только под угрозой смерти, так как не находит объяснения, приемлемого социумом.
Прежде всего вспомните некоторые ситуации из жизни, когда вы хотели объяснить свое действие причиной, которая считается в обществе неуважительной. Вспомните школу. Когда нам говорили о том, что "проспал — неуважительная причина". То есть даже если причина реально была в том, что я проспал — она не одобрялась обществом. Почему? Потому в соответствии с определенными правилами нужно посещать уроки. Вот. И мы придумываем оправдания вроде "у меня дверь заклинило" или "собака злая на дороге". На самом деле корни именно этого случая со школой кроются в физиологии. Нашему организму (на уровне низших потребностей!) куда важнее поспать, чем тратить силы на то, чтобы сидеть на уроках с сомнительным содержанием.
Вернемся к рационализации. Рационализации есть механизм психологической защиты, при котором субъект (человек) стремится дать морально приемлемое объяснение своего действия (поступка, выбора, идеи). ВАЖНО! Морально приемлемое поведение не всегда может соответствовать рациональному. Взять хотя бы прошлый пример с уроком. Рациональнее для организма поспать (это первичная физиологическая потребность). Без сна человек умрет быстрее, чем без знаний. Да и знания (обычно) не могут дать такого решения, которое позволит не спать вообще. Однако приемлемым поведением считается присутствие на уроке, даже если я не выспался. Но об основаниях морали не сегодня. "Плохому танцору и яйца мешают" — вульгарно, но верно. В поговорке танцор представляется плохим, хотя ему действительно могут, извините, мешать яйца. В этом случае, я думаю, идет вопрос уже о мотивации и упорстве. Так, только начиная играть на гитаре, пальцы болят, но потом грубеют, движения рук доводятся до автоматизма при длительных репетициях.
Вернемся к рационализации. Рационализации в обществе придают негативный оттенок, хотя само общество (в частности общественные устои) и побуждает человека к рационализации. Наглядный пример: посмотрите вырезку из серии сериала Глухарь (S2/E04): подросток говорит реальную причину только под угрозой смерти, так как не находит объяснения, приемлемого социумом.