blicnik

blicnik

Пикабушник
Дата рождения: 7 февраля
141 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 5 постов 0 в горячем
11

Рыбалка и зумеры

Глядел на молодежь и что-то вспомнил про рыбалку. Эта лихоманка не прошла мимо меня в детстве. Заядлым рыбаком я не стал, но магию ужения ощутил в полной мере. Первое мое удилище мне сладил друг. Мой самый первый и закадычный по сей день друг. Вырубил за некогда общественной и уже зарастающий баней осиновую ветку, чуть больше вичи, с которой ходят за коровами. Сам снял тонкую кожу молодого дерева, сам сушил, сам сделал оснастку.

С утра пораньше мы отправились на водоем. Я не мог налюбоваться новенькой, молочно белой как слоновая кость удочкой. Даже страшный поплавок "бочка" меня радовал. Ведь у большинства и такого не было, красили гусиные перья в основном. И вот мы сидим, я поглядываю то на прекрасную свою удочку, то на попловок... И вдруг раз! Ушел! Эх ты! Раззявил варежку то! Учил меня друг и червя насаживать. Старше он был на год, но по жизни и опыту лет на пять.

Сидим дальше. И вот, первый, бьющийся в глубине, отдающий в дерево через леску и потом уже в воздухе на весу - линь. Совсем небольшой, но мне и не был нужен большой. Он блеснул золотом сперва в бурой глубине воды, а потом ослепительный вынырнул на солнце и забился, затрепыхался у ног. Сердце забилось часто, дурацкая улыбка долго ещё не сходила с лица.

Так началась одна из лучших страстей детства, рассказывать об этом могу по долгу и с упоением. Но сейчас хочется отметить одну вещь. Давеча видел молодых людей на экскурсии. Очевидно у них отобрали перед этим телефоны. И надо было просто видеть этих несчастных. Движения рук, мимика - это все очень похоже не просто на каких-то наркоманов, а на героиновых наркоманов в ожидании очередного дозняка.

Рыбалка учила нас детей двум вещам. Терпению и созерцанию. Сидеть и не просто ждать, но уметь любоваться и наслаждаться моментом, который здесь и сейчас. Уметь видеть и слышать. Уметь размышлять в одиночестве и общаться в компании. Уметь молчать во время клёва. Уметь спланировать вечер и утро - прикормить рыбу, заготовить червя и снасти, не проспать. Всё это двигала здоровая страсть рыбалки. Мы уходили по потемкам с утра и сидели до самого вечера, пока поплавки не растворятся в глухой тьме. Иной раз уходили на целый день и жили как дикари, жаря на костре линей, заедая их полусырых заячьей кисленкой. Всё это конечно похоже на стариковское бурчание, но простите. За последние 30 лет время ускорилось примерно так же, как оно ускорилось с началом ХХ века. Сейчас растут просто другие люди. И мы действительно для них - старики в 35 лет. Но я не против. Мне моя юность мила. Она хотя бы у меня была. И старик я тоже не самый плохой)

Рыбалка и зумеры

Глебов Ф.П. Рыбалка моего детства. 1979 г

Показать полностью 1
12

Бим

В детстве у меня была собака. Вернее как у меня. Мы жили в квартире, а собака была у бабушки в доме через улицу. Бима привезла моя крёстная из Котельнича в рукавице. Мне тогда тоже и года не было и я рос вместе с Бимом. Очень быстро он перерос меня. Смесь овчарки и колли - огромная, страшная и невероятно добрая собака. Он любил всех и страшным только с виду был. Но не терпел пьяных людей и однажды очень серьезно покусал одного. Так что пришлось его на пару месяцев прятать в сарайке.

Перечитал и подумал - прямо сочинение первоклассника на тему "опишите своё домашнее животное". ))

Когда Бима перерос уже я - тот начинал стареть. Весь он был в свалявшейся шерсти, какой-то мятый, в репьях и вечно изнывавший от жары. Бабушка чесала Бима специальной чесалкой, а потом вязала носки, и даже жива ещё жилетка из Бимовой шерсти. Колючая и неудобная как (наверное) власяница но необычайно теплая.

В пору моего отрочества Бим превратился в глубокого старца от мира собак. Пуще всего он любил ходить в лес с моей мамой. Она шла за грибами или ягодами, а он шел с ней и бродил по каким-то своим собачьим делам неподалеку. Отыскивал нужную ему траву, хрустел ветками сухого валежника, чакал почти беззубым ртом пытаясь разжевать корку хлеба или пряник, жулькал водой из лужи и помахивая облезшим и уставшим хвостом - всегда имел вид весёлый и не скучающий.

Однажды в посёлок забрел бродячий лабрадор. Черный и худой он бродил по посёлку и пытался прибиться к кому нибудь. Мы с мамой тогда отправились на окучку картошки, Бим конечно пошел с нами. Увязался за нами и тот страшный чёрный пёс. Только потом мы поняли, что разламывать пополам пряник на Бима и того лабрадора было ошибкой. Пока Бим ронял крошки и пытался жевать пряник тот второй вцепился ему в горло. Помню как уже под вечер, обгоняя коров, возвращавшихся с выгула мы бежали домой, позабыв и окучники и ведра. Умер! Бима убили! Запричитала, заголосила как по настоящему покойнику и крёстная тетка. Когда всё стихло, когда уже остыли коровьи лепёшки на краю канавы и наплывали сумерки мы увидели знакомую фигуру, мятого и неуклюжего пса. Впору было кричать - воскрес! Бим воскрес! Но никто таких возгласов не давал, а я постеснялся.

Умер Бим под машиной, в центре посёлка на перекрёстке. Он уже почти совсем ослеп и толи не увидел машины, толи устал от старости и самого себя и таким образом решил расстаться со своим немощным собачьим телом. Помню фигуру брата посреди пыльной дороги, его лицо злое и скорбное одновременно. Несмотря на глухой возраст Бим всё ещё был огромной собакой и донести его до дома брату удалось скорее силой злости и скорби. В лес мы его отвезли на волокуше, вырыли небольшую яму посреди канавы, присыпали землёй и завалили волглыми ветками ивняка.

Сижу на жилетке из его шерсти и думаю, хочу думать. Память сердца не умирает, а значит и Бим получит новую жизнь в Новом Веке. Ибо всё доброе воскреснет, а всё худое пропадет на веки.

P.S.На фото ещё молодой Бим с ещё молодой крёстной.

Бим
Показать полностью 1
7

Старый дом

Старый дом

Старый дом, двухэтажный, на 12 квартир(хотя вопрос?). Когда я был маленький катался на коньках в луже напротив, освещённой окнами этого дома. Окна постепенно угасали. И в один из приездов на посёлок, когда там давно уже никого не было, когда последнюю зиму перед этим местные пропойцы сожгли остатки деревянных полов - осуществил свою давнюю детскую мечту - заглянул в каждую квартиру.

Из каждого окна свой ракурс, который ты никогда и нигде не получишь, только из конкретного окна. И удивительно было увидеть свой дом другим взглядом. Это странное чувство жамевю. Это дежавю наоборот. И главное - кругом ничего. Даже пустых бутылок не было. Я зашёл в одну комнату, а там ничего лишнего, один только стул.

Сел на него и смотрел в форточку, единственное с ещё живым стеклом место и смотрел как сгущаются сумерки над той частью пейзажа, которую я прекрасно знаю, но вижу с этой точки впервые... Смотрел и не мог пошевелиться. Опомнился, когда стало совсем темно и пришлось включить фонарик на телефоне.

Этот дом стоит в центре посёлка. Там когда то жили мои друзья и одноклассники. Но он из другой эпохи, из другого времени. Из времени одноруких курцов беламор канала, из времён грубого но яркого веселья людей прошлого. Этот дом и в моем детстве стоял среди поселка словно гнилой зуб, но он был живым.

Сейчас дом умер. Или почти умер. Он уже не интересен даже нынешней молодежи. Он живёт странной жизнью. Жизнью насекомых и птиц, жизнью чужой скучной памяти.

Старый дом
Показать полностью 1
11

Сенокос

Косили сено. Километрах в 6 от дома. У ещё живой бабушки ещё были козы и сено было нужно. Я ещё в том возрасте, когда радуешься и сенокосу и копке картофеля. Ещё не появилось у меня сокровенной, тайной жизни, по которой бы я скучал за утомительным трудом на земле. И земля и труд, и солнце с берёзками всё ещё казалось интересным, живым, таинственным.

Мы недалеко от Капиданцев. Маленький я бегаю и пинаю, спинываю сухое сено в небольшие кучки. Когда устаю бегу к березам, ложусь на старую,заржавленную кровать - сетку и лежу в тени, слушаю жужжание жуков, хруст соломы под головой, едва заметный шелест берёз и весь этот тайный и богатый мир лета в полдень. Пью теплый разбавленный чай из пластиковой бутылки. Снова бегаю и пинаю сено. Старший брат, явно недовольный положением дел (у него уже была своя тайная жизнь) метнул навильник сена в меня. А я ничего, отплевался и побежал дальше.

В какой-то момент, не помня как это случилось, начинаю скучать и я. Мать отправляет меня домой одного. Дорогу я знаю, но один ещё не ходил. Сначала полями, а потом лесом. Кругом марево, воздух жидкий и горячий, даже лес изнывает от жары и там много звуков, ломких, хрустких звуков, словно у только занимающегося огня в костре. Дорога домой мне кажется бесконечной. Часто я останавливаюсь и подолгу сижу, слушаю звуки леса, жалею себя и грущу по дому.

Только к вечеру я вышел к родному так милому водоёму, что у клуба. Здесь я учился плавать, здесь я учился смотреть на жизнь, например на небо сквозь воду, слышал крики и плекс детей, который тогда меня не раздражал, а казался родным звуком. Пришел и сел на деревянный мостик - нырялку. Свесил ноги, сижу и впервые радуюсь настоящей усталости. Даже комаров отгонять сил нету, а их покусывания то тут то там, так глухи в далёком и словно чужом теле...

Сижу долго и борюсь с мыслью, искупаться или пойти домой так. И что-то извне, точно не изнутри меня приходит не мысль, а желание. Разбежался и прыгнул "бомбочкой" в воду, теплую даже на самом дне. Прошло уже почти 30 лет, а я помню каждую секунду этого погружения. Изумлённого и безмолвного погружения. Кажется тогда впервые я осознал разницу бытий или стихий. И как лежал на дне обняв колени и как совсем не хотелось всплывать.

Совсем уже изнемогший приплелся к бабушке и сразу уснул. Проспал сутки, прямо до следующего вечера. Меня встретил тополь в окне, кричали стрижи, за домом кто-то катался на велосипеде и смеялся, хлопали половики и занавеска реяла над окном, словно живая, отдельная от всего дома. Дома никого нет, а на веранде - кухне было парко. Я напился кваса и поднял теплую крышку с неизвестно откуда взявшегося ведра. И всё оно - ведро это, было полно котлет, ещё теплых, томящихся в своём скудном козьем жиру котлет. На одну, предпоследнюю козу, тем летом стало меньше. Ещё пару лет и не станет бабушки. Она уйдет вслед за своими козами. Но об этом я тогда не думал. Я вообще думал мало и жил жизнь естественную, натуральную жизнь, в которой почти ничего кроме радости и на было.

Показать полностью

Платонов Андрей

Прекрасные слова С. Залыгина об А. Платонове. (В конце небольшой мой комментарий).

"Платонов относится к тем более чем редкостным писателям, слово которых — сколько бы о них ни писали и ни говорили, сколько бы ни размышляли, ни разгадывали — до конца не будет разгадано никогда.

И мы это чувствуем, и нам остается принимать писателя таким, каков он есть, соглашаясь, может быть, возмущаясь, но более всего — удивляясь ему.

Он как бы некий упрек нам — людям с обычным языком и с обычными понятиями.

Такого рода писатели, сколько бы они ни просуществовали на свете, уже при жизни из жизни выпадают — из ее реального устройства, из человеческого общества, из исторических и современных представлений. Автор «Котлована», мне кажется, и в том, и в другом, и в третьем явлении жизни — повсюду — способен увидеть «котлованность», то есть нелепость, дисгармоничность, драму человеческого существования. Но это именно потому, что душа его больше всего нуждается в разумении и гармонии.

Читая Платонова, мы далеко не всегда узнаем людей в тех людях, которых он создает на страницах своих произведений, но в то же время мы что-то от них вдруг безошибочно угадываем в самих себе, и эта близкая нам потусторонность захватывает нас.

Это — не мистика и не фантастичность, как мы знаем ее по литературе, не ирония, не сатира, не вычурность и не примитив, не реализм и не абстракция: это — искусство (здесь необходимо повториться), которое находится вне наших понятий о нем, хотя понятия эти, казалось бы, уже развиты до предела, и не только развиты, но, кажется, изощрены.

Да, так оно и есть — своей неподотчетностью нам оно и привлекает нас своей болью, своим страхом за будущее — боль, страх и множество нелепиц жизни тоже ведь не подотчетны нам.

В подлинном искусстве обязательно должна быть загадка — это мы знаем и любим, наверное, потому, что еще больше любим разгадки, но перед Платоновым мы то и дело пасуем.

Тем большую обязанность встречаться с ним мы испытываем, а наше читательское достоинство заключается не в том, чтобы уходить от него, а чтобы узнавать его — пусть даже вопреки своим привычкам и устоявшимся представлениям.

Ведь Платонов — еще и та страница нашей отечественной словесности, которая и после классики XIX века снова удивила мир, заставила его вздрогнуть и даже растеряться перед лицом все той же русской литературы, настоятельную необходимость в которой испытывает человек любой национальности, если только он стремится к пониманию человечества."

Я добавлю здесь вот что. Кажется я созрел, чтобы немножко сказать о Платонове. Его язык это язык одновременно ребёнка и старца. Это язык какого-то странного существа, который смотрит на мир с чрезвычайной благодарностью и описывает всё так, словно видит и чувствует впервые... Как существо с другой планеты. Ему всё важно и всё дорого. И для него нет ничего вторичного. В этом магия языка Платонова. Нельзя и строчки убрать. Нельзя и строчки убрать... И не в том смысле, что великий писатель... Да у многих, убери лак почитания и посыпется... А здесь именно что в каждом предложении невероятная энергия и дар человека, который любит жизнь и пишет жизнь и о жизни. Я не знаю, единственное с кем его можно сравнить это с Ю.Олешей, Ито... Ито.

Буду думать и читать дальше.

Платонов Андрей
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!