batmalish
![5 лет на Пикабу](https://cs.pikabu.ru/images/awards/2x/5_let_pikabushnik.png)
Волшебные упражнения для развития памяти
Вы знали, что мы используем память лишь на 10% процентов? Лично я искренне верил, что это миф, пока изобретатели супер-методик не убедили меня в обратном.
Оказывается, мы все глубоко ущербны и непродуктивны, но благодаря методики какого-то мужика мы все сможем стать гениями. Мгновенно улучшить память, повысит энергию.
Как вам?)
Шат ап энд тэйк май мани!
Вот только вопрос: работают ли они?
На поприще российского волшебства особенно преуспел Антон Могучий.
В чем суть его методики?
Вернее методика не его. По утверждению Антона Могучего в данных книгах использована научна доказанная (опять же по словам самого г-на Могучего) методика некоего Патрика Келли.
К сожалению, я не смог найти никакой взаимосвязи между словами «Патрик Келли» и «память» как в базе научных публикаций, так и в пресловутом гугле.
Актер, писатель -такие есть Патрики Келли, но не нейрофизиолог или хотя бы просто биолог или врач. При поиске нейрофизиолога (или хотя бы биолога) Патрика Келли выдается информация только о его методике, причем только на русском языке и в основном у Антона Могучего.
О человеке же ни слова.
Это как минимум подозрительно и странно.
Но курсач я свой делал именно по этой методике, поэтому мне точно известен реальный эффект. Эффект есть. +15% к памяти. Весьма неплохо. Поэтому давайте остановимся чуть подробнее.
Тренировка состоит из ежедневных решений простых математических примеров на скорость.
То сесть, включить секундомер и решать как можно быстрее. На сколько это обоснованно с научной точки зрения?
В принципе существуют исследования, которые подтверждают, что счет(в основном в детском возрасте) развивает память. «Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции» [1]. В общем, ставим плюсик.
Резюме: методика хоть и отталкивает своей пестростью, таки работает. Но слабо. +15% к количеству запоминаемых слов. То есть если сейчас вы запоминаете за 1 минуту 10 слов из 30 , через месяц ежедневных тренировок в сможете запомнить 11,5 слов. Мда уж. Однако все же замечу, что мои подопытные студенты с 10 слов доходили и до 25.
Помните, что на развитие памяти влияет огромное количество факторов, одним из основных, кстати, является мотивация.
Вывод: возьмем на заметку, но поищем что-нибудь более стоящее.
Обложку методики которая «мгновенно улучшает память, придает энергии, повышает готовность головного мозга к любой работе в любом возрасте» я уже публиковал. Выглядит смешно.
К сожалению, если я буду останавливаться на каждом подобном издании вам станет скучно и вы не дойдете до самого сочного. Поэтому если вкраце: эффект в каком-либо исследовании, ясно дело не изучен.
Однако в этот раз автором является не хрен пойми кто, а реальный человек, изучающий проблемы памяти. Я говорю о Мэннинге Рубине (с поиском Лорена возникли проблемы).
У Мэннинга даже сайт свой есть! http://rubinlab.med.cornell.edu
Рубин Лаб.
Звучит солидно и круто. А если зайти на http://www.pubmed.com и посмотреть, сколько же Рубин за всю свою жизнь написал серьезных публикаций на тему памяти мы видим цифру 33.
Солидно, учитывая то, что скорее всего публикаций больше, просто в названии или тексте не использовано слово память (я сильно не заморачивался с поиском).
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/?term=rubin%20ma%20memory
В общем авторитет автора заставляет нас всерьез заинтересоваться его книгой, как бы комично не звучала обложка. Нейробика? Серьезно??? Фитнес для мозга?….
Надеюсь уже продаются где-нибудь протеины для мозга.
Что такое эта нейробика вы можете прочитать в интернете. Я не хочу перепечатывать.
Вроде как работает. Но скорее всего именно как аэробика (т.е. зарядочка). Размят
ь пару извилин — да. В разы улучшить память -нет конечно.
Резюме: Авторы все научно обосновывают, плюсик. Авторитет авторов нереальный (лично для меня, и, если вы профессор нейробиологии и считаете их лошками, — закройте блог). Подходит для детей! Потому что созданные в детском возрасте связи(а также AMPA рецепторы) прочнее и менее подвержены разрушению (т.е. эффект дольше сохраняется).
Выводы: вещь стоящая, однако конкретный эффект определить не представляется возможным, так как точных цифр и исследований нет. А это идея. Если вдруг блог станет популярным, давайте замутим флешмоб и проведем исследование на этот счет.
Cамый cок.
Помимо различных чудо книжечек-тренажеров, есть еще и специальные программы и сайты-тренажеры.
Что я заметил, немного изучив вопрос развития памяти:
1. большинство исследований были посвящены изучению тренировок кратковременной памяти (вернее более широкое понятие- Working memory).
2. в качестве тренажера в большинстве исследований использовался какой-то «Working Memory Training Program», что в переводе означает программа тренировок рабочей памяти.
В конце концов я наткнулся на мета-анализ 622 исследований [2]. Что дохрена. Количество человек = 334.
Для тех кто не может понять что к чему: это исследование собрало в себя много маленьких и проанализировало их. В анализ вошли 334 человека, достаточно много (хотя все относительно). В результате было доказано, что та самая загадочная «Working Memory Training Program» статистически достоверно (перев. правда- правда) улучшает кратковременную память.
С исследованием можно ознакомиться тут: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4368783/
Но что за «Working Memory Training Program»?
Оказывается, существует такая программа, называется Cogmed.
Во всех исследованиях, вошедших в мета-анализ, для улучшения памяти использовалась именно эта програмка. Интересно?
Еще как! Это вам не на 1,5 слова память улучшать!
Но тут я наткнулся на 2 проблемы:
1. Программа с ног до головы платная. Никаких freemium, никаких акций и даже в торренте вы ее не найдете.
2. Программа на английском языке. Многие в нашей стране знают английский язык. Но сколько знают его в совершенстве? Я имею ввиду составление слов на время, выделение главного в тексте и проч.? Это огромный минус, который для 99% населения нашей страны закрывает двери этой программы.
Мини-список литературы:
1) Г. В. Дюдяева, Н. В. Долбилова О воздействии системы устных упражнений на успеваемость младших школьников по математике // Учитель — ученик: проблемы, поиски, находки: Сборник научных трудов. Выпуск 8
2) Spencer-Smith M, Klingberg T. Benefits of a working memory training program for inattention in daily life: a systematic review and meta-analysis. PLoS One. 2015 Mar 20;10(3):e0119522