Статья-размышление не претендует на объективность и «научность», а является скорее монологом автора и приглашением к дискуссии.
Многие учёные стремились понять устройство человеческого мозга и сравнивали его с различными элементами окружающего мира. Объект сравнения менялся в зависимости от эпохи. Яркий пример – сравнение с комнатой, в которой хранятся вещи, и, которая имеет ограниченный объем (и это же свойство приписывается мозгу) в романах Сэра Артура Конан Дойла. В эпоху индустриализации были сравнения с паровым двигателем и станком.
В современный век цифровизации большинство сравнений – с вычислительной техникой. Следственно, от неё мозг перенимает такие свойства, как ограниченное быстродействие, возможность «программирования» и специфические «баги», «хаки» и сбои. Тут сделаю небольшое отступление и добавлю своё предположение: эта метафора так же устареет, как и её предшественники, так как это всё, как в той притче, где, потрогав за хвост - всего слона приняли за веревку. Разум – это нечто большее, чем орган, поэтому, чтобы понять его для начала необходимо полностью познать. Ну хватит философии.
Хорошая попытка
Удачная для современности аналогия компьютера и разума предполагает наличие возможности его «программирования». Крупная попытка найти язык программирования разума – это НЛП (нейро-лингвистическое программирование). Создаваемое изначально для немного других целей (копирование когнитивных «схем» успешных людей) это течение со временем превратилось в достаточно мощный инструмент исследования разума.
Ремарка: НЛП не действует в 100% случаев, собственно, как и любой другой психологический метод, поэтому считать его наукой нельзя. Это просто интересный инструмент. Но на полноценную разгадку функционирования мозга НЛП не тянет – если уж применять аналогию, то это скорее исследование HMI (человеко-машинного интерфейса).
Куда без бородатого любителя сигар
Как мне кажется, наиболее близок к разгадке оказался дедушка Фройд, в своём исследовании сновидений:
1. Толкование снов всегда субъективно.
2. Сон - это информация подсознания, переданная сознанию в каноническом для мозга формате – метафорой.
По первому пункту есть нюанс – универсальный сонник можно составить для определенного социально-культурно-временнОго пласта. Если в этом социуме, в это время и в этой культуре песочные часы являются всем понятным символом смерти, то велика вероятность, то эта метафора будет у данных людей, в большинстве своём одинакова.
А вот со вторым пунктом интересней. Представьте, что вам нужно составить обращение инопланетянам, которое должно быть ими однозначно понято. У вас в распоряжении есть, к примеру, видеофиксация года из их жизни. Вы будете передавать сообщение, составляя его из фрагментов-метафор. Если наблюдение показывает, что наши инопланетяне-гусеницы обожают фиолетовые растения и используют их, как деликатес – мы можем использовать их, как символ радости или успеха в сообщении.
Так же и наше подсознание, по версии Фройда, для передачи сообщений строит «кино» из фрагментов наших воспоминаний, часто переплетая их в таком сюрреализме, что превосходят в этом даже Болливуд.
Это уже гораздо более подходит на роль универсального языка разума. И даже, чуть пофантазирую, меж-разумной коммуникации (телепатия, чтение мыслей и прочее).
Из практики
Далее будет рассуждение на основе теории существования подсознания, которая, как и любая психологическая теория – спорна.
Я использую метафоры, работая психологом, для того, чтобы «вытащить» некоторые данные из-за психологических барьеров. В классическом психоанализе десятки сеансов уходят, чтобы расшифровать хранящуюся в подсознании информацию по её косвенным признакам: снам, оговоркам, опечаткам, потерянным вещам и забытым фразам. Всё перечисленное – это своеобразные «глюки матрицы», по характеру которых можно предположить, что творится в глубине подсознания. Единственный минус – они спонтанны и невоспроизводимы, поэтому из сеанса в сеанс психоаналитик «процеживает» килограммы «песка» ради одной крупинки золота.
Я же стараюсь убыстрить этот процесс и использую современный инструмент – метафорические карты. Информация, извлекаемая ими, не ограничивается блоками и барьерами психики, и что важно для детей (и не только) – она не травмирует.
Реальный случай из практики (привожу упрощённо). Ребёнок рассказывает о котёнке, которого видит на карточке, что ему страшно, потому, что, если он шалит – его сильно наказывают. С помощью этой очевидной метафоры была вовремя получена информация о домашнем насилии (от отчима). Хотя на прямые вопросы ребенок никогда не отвечал, выдумывая фантазии (защитный механизм) и сам в них верил.
На взрослых людей метафоры действуют аналогично. Но этот метод позволяет не только извлекать информацию, но и изменять её (!!!). В начале информация выгружается на карточки: к примеру, человек находит соответствующие членам своей семьи картинки. Вторым этапом упрочняется связь – картинка обсуждается, подмечаются детали, происходит глубокое связывание. Затем с картами можно работать – задавая им различные пространственные комбинации, располагая с другими смысловыми карточками, дорисовывая сюжеты. Информация переданная таким образом остаётся в человеке и способна изменить его отношение к определенным событиям и даже влиять на поведение.
Опасность метафор
Я считаю, что работа с метафорами – это наиболее перспективное направление в психологии. И не только в психологии: интернет-мемы, пиктограммы в UI, стикеры в мессенджерах – это всё один и тот же механизм коммуникации. Который при этом содержит очень опасную деталь – действуя в обход защитных механизмов психики он способен «загружать» информацию напрямую в подсознание. Такие интроекции могут управлять человеком незаметно, заставляя выполнять те действия, которые выгодны манипулятору.
Если возникнет желание почитать ещё моих мыслей…
Инстаграм: tema_ezh
Телеграм: green_froid