Мадам Пенициллин и плененный Паулюс. Поез Победы. Часть 1
К нам прибыл «Поезд Победы» , составом из семи вагонов. В каждом вагоне — десятки скульптур, выполненных с ювелирной точностью, множество мультимедийных экранов и экспонатов, которые организаторы искали и собирали на протяжении нескольких лет.
Внутри современных вагонов установлены экраны, на которых мелькают поля, дороги, деревни, здания вокзалов, станций эпохи 1930-х. Выставка сопровождается мирным постукиванием колес, паровозными гудками, смехом и тихими переговорами.
Вагон № 1. Мирное время.
Начинается экскурсия по составу с вагона, имитирующего поезд довоенных годов. Счастливые влюбленные, моряки, дети и старики едут в поезде, даже не представляя, что ждет их дальше. Все скульптуры сделаны с проработкой мельчайших деталей внешности и одежды.
Лица лепили сначала из пластилина, а потом из гипса. На самом деле смесь, из которой фигуры выполнены, гораздо сложнее по составу. Уникальность скульптур в том, что они — не просто застывшие лица, на каждом из них эмоции. Живые. Скульпторам приходилось внимательно запоминать каждую черту своей модели, чтобы придать ему наибольшую живость.
Вагон № 2. Поезд на фронт.
Во втором вагоне, герои которого едут к линии фронта, художники и декораторы показали трагедию поколения навсегда 18-летних, практически полностью погибшего на полях сражений.
На лицах всех скульптур — потерянность, страх перед неизведанным. Эти герои не понимают, что их ждет дальше, что вообще происходит сейчас, чем это всё закончится и обернется для каждого из них.
Здесь есть очень сложный переломный момент, когда на скамейках поезда сидят новобранцы, а перед ними — командир. Он рассказывает им о том, как правильно заполнять смертный медальон. В глазах мальчишек — страх, ужас и непонимание. С другой стороны, спиной к этим мальчишкам, идущим воевать, взрослый мужчина, в глазах которого застыли слезы.
Вагон № 3. Концлагерь.
Самый эмоционально тяжелый вагон — № 3. Работа над скульптурами из этой части выставки, по признанию художников, была одной из самых сложных. Скульптуры военнопленных здесь выполнены в единой цветовой гамме — серой, безжизненной. Единственное, где еще теплится жизнь и надежда — глаза истощенных пассажиров поезда.
Все пассажиры этого вагона обречены на страшные страдания, они уже истощены до предела. Серая, высохшая у них не только одежда, но и кожа. Только глаза сохранили свой яркий свет.
За окном в вагоне № 3 мелькают такие же серые пейзажи. Из-за движения на второстепенном плане через какое-то время начинает казаться, что и скульптуры тоже могут двигаться.
Вагон № 4. Санитарные поезда.
В таком же простом вагоне были организованы госпитали на колесах или санитарные поезда. По свидетельствам тех лет, на одну медсестру приходилось порой до 160 раненых. В «Поезде Победы» полки так же переполнены страдающими ранеными. Здесь же, в двух шагах, медицинские инструменты бережно и аккуратно лежат за стеклянной дверью шкафчика. Почти все они оригинальные и найдены историками в запасниках.
Это зарисовка военного госпиталя, здесь медсестра кормит кашей раненого из ложечки
На соседней полке двое вспоминают какие-то детали последнего боя, жалуются друг другу или рассказывают о погибших товарищах.
Основная масса предметов — оригиналы военного времени, остальное — качественно выполненные реплики. К примеру, в госпитале точно оригинальные сумки медсестер, медицинские инструменты, протез, одеяла.
Чудь дальше, уходя вглубь вагона, посетители музея могут увидеть маленький уголок науки известной во всём мире как «мадам Пенициллин» уроженки Фролово и «отца» советской атомной бомбы. Все образы, пусть не с первого раза, но узнаваемы и знакомы.
В этом вагоне не только лечили раненых, но и разрабатывали лекарства.
Стены исчерчены формулами и различными расчетами. Игорь Васильевич Курчатов здесь же ведет какую-то познавательную лекцию для своих подопечных. Через стенку «мадам Пенициллин», перебирая свои скляночки и колбы, трудится над созданием лекарства, которое сможет облегчить страдания раненых. Я говорю о работавшей в Сталинграде выдающейся ученой Зинаиде Ермольевой. Именно она в разгар эпидемии холеры сумела наладить поточное производство холерного бактериофага в страшные годы войны.