Как победить страх? Терапевтические сказки для детей
Хочу поделиться своим личным опытом использования такого невероятно эффективного инструмента, как терапевтические сказки.
В детском саду, в который ходит мой пятилетний сын, одна из воспитательниц является человеком старой закалки, убеждëнная что самое главное в воспитании детей - это дисциплина. Я, периодически, устраиваю с ней разъяснительные беседы, объясняю, что с точки зрения детской психологии подобные перегибы могут быть опасны, но особого эффекта мои перлы не могли возыметь, так как человек со своими устоявшимися взглядами, и не желающий их менять.
Однако, не без труда, мне удалось убедить еë, что хотя бы применительно к моему сыну, никаких жёстких мер не использовать. Этот негласный договор действовал пару лет, недавно я стал замечать, что наш детсадовский диктатор активизировалась и новые репрессии затрагивают по касательной и моего ребëнка тоже. Конечно же, я незамедлительно включил режим оратора восьмидесятого левела, связался с ней и напомнил о своей позиции, про гуманизм и человеколюбие. На что получил односложный ответ, что она вообще не будет больше с моим сыном разговаривать.
Обстановка в группе продолжала накалятся, сын утверждал что воспитательница его не любит, а дети такое хорошо чувствуют. Однако по фактам предъявить мне было нечего, на этот раз, холодное отношение к ребëнку с элементами пассивной агрессии, не могло являться полноправным аргументом в серьëзной дискуссии. Ребëнок радовался, когда работает другая воспитательница и грустил когда появлялась эта нарциссичная особа.
Я оказался перед сложной дилеммой, переходить в другое дошкольное учреждение, но у ребëнка там друзья он часть коллектива, и в целом нас всë устраивало. Адаптация в новом социуме задача не из лëгких и где гарантия, что в другом детском саду нет таких же не дружелюбных сотрудников? Терпеть и не замечать, что сын ежедневно грустит из-за происходящего, тоже для такого эмпата как я, невыносимо.
Анализируя ситуацию, я понял свою ошибку. Мы конечно, пытались с женой не обсуждать этого педагога, в присутствии ребëнка или как-то вуалировали свои обсуждения, так как я знаю что это не полезно, настраивать ребëнка против конкретного воспитателя. Но дети гораздо умнее и сообразительнее чем мы думаем, они всë чувствуют и понимают. Видимо наше настроение, тревога и негодования ему передались и страх перед этой "железной леди" усилился и по нашей вине, тоже.
"Не можешь изменить ситуацию, меняй отношения к ней! " - осенило меня.
Вечером, перед сном, в полумраке я предложил сыну рассказать сказку, конечно же он был несказанно рад такому предложению. Сын увлекается покемонами (сказочные животные с волшебными способностями), в последнее время, поэтому я решил использовать этих персонажей, для более глубокого погружение в контекст.
- Жил-был один очень хороший и сообразительный электрический мышонок Пикачу, которого очень любили мама и папа, он ходил в садик, где у него было много друзей. И жизнь его была весëлой и интересной, беспокоило лишь, то что одна из воспитательниц - старая драконша Черизард, не очень его любила, часто делала замечания и ворчала по пустякам. Спустя некоторое время, малыш Пикачу стал еë побаиваться. - ребëнок незамедлительно провëл аналогии с собой и своей ситуацией.
- Папа, так это же про меня! Он такой же, как я! - удивлëнно воскликнул малыш и придвинулся ко мне ближе.
Я продолжил:
- Так шёл день за днëм, малыша уже не радовали походы в его любимый садик и весëлые игры с друзьями, даже кушать любимые сладости ему уже не хотелось от расстройства. И однажды ночью, ему приснился сон, как будто он, собрав всю свою электрическую мощь атаковал свою воспитательницу драконшу Черизард! Он бил еë электрическими разрядами снова и снова и снова....
- Ого! Папа, какая история, у меня сейчас взорвался голова! - восторженно воскликнул сынок.
- И вдруг, опомнившись, электрический мышонок Пикачу увидел, что воспитательница плачет. Ему стало еë жаль и даже немного стыдно, за то что он так с ней поступил. И тут он понял, что драконша, на самом деле, не злая, она желает мышонку добра, просто не умеет это выразить. И с тех пор, Пикачу больше не боялся свою воспительницу Черизард, он ей открыто улыбался при встрече, и искренне радовался еë появлению. И произошло чудо, старая драконша, тоже стала чуть добрее.
На следующий день, когда сын вернулся из садика, первым делом он бросился мне на шею и заголосил:
- Папа, папа! Ты представляешь, моя воспитательница действительно стала добрее! Как в твоей сказке!
Признаться я и не ожидал такого быстрого эффекта, и был несказанно рад, что ситуация так быстро изменилась в лучшую сторону.
Важные моменты, которые позволили ребëнку преодолеть страх:
1) Погружение, идентификация с персонажем.
2) Победа над своим страхом, осознание, что ты сильнее.
3) Примирение, понимание, что объект вовсе не является злом.
Вы можете по этой схеме придумывать свои сказки, подходящие под конкретную ситуацию, использовать любимых героев вашего ребëнка. Язык сказок, очень хорошо усваивается детьми, это не нудное нравоучение о том как надо жить и что нужно делать.
Берите на вооружение, пользуйтесь. Здоровья мира и добра, всем хорошим людям.