GrandMaket

GrandMaket

Действующий макет, символизирующий Российскую Федерацию от Калининграда до Камчатки.
На Пикабу
981 рейтинг 26 подписчиков 0 подписок 2 поста 2 в горячем
301

Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой...

Дратути.

Меня зовут @Steinhart и сегодня я хотел бы рассказать вам немного о своей работе.

Я инженер-моделист там, где многие мечтали бы работать. Тут у нас довольно чёткое разделение труда, но мне люто повезло занять крайне интересную нишу и взаимодействовать со всеми.

С учётом того, что у меня весьма разнообразная сфера деятельности, покажу-ка вам, пожалуй, строительство небоскрёба.

Да, не совсем настоящего.

Да, он всего полтора метра в высоту.

Но для макета это настоящий небоскрёб. По счёту тут он уже восьмой. Назвал его немного пафосно - "Созвездие". Хотя сначала, из-за характерной формы верхушки, нарекли его лыжей. Но как вы корабль назовёте, так он и поплывёт. Так что пусть будет Созвездие.

Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой... Гранд Макет Россия, Длиннопост, Моделизм, Нанотехнологии, Видео

Сразу скажу, что тут будут показаны далеко не все этапы и рассказаны не все нюансы. Иначе фоточек и текста было бы ну очень много. В принципе, я мог бы описывать всё сухой канцелярщиной, показывая наш профессионализм и высокие стандарты качества в работе, но такая скука за версту несёт рекламой, а мне реально интересно просто поделиться информацией. Ну и похвастаться, видимо.

Итак.

Для начала, мы с руководителем обсуждаем габариты и форму будущего здания. Для наглядности, собираем “макет макета” из картона, бумаги, термосоплей и скотча. Так как этот небоскрёб не основан на образе какого-то конкретного здания, то можно было применить фантазию и попробовать поиграть с разными элементами, углами схождения стен, формой остекления. Если что, я ни разу не архитектор, так что очевидные для них вещи могу и не знать.

Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой... Гранд Макет Россия, Длиннопост, Моделизм, Нанотехнологии, Видео

После согласования размеров и формы здания, я приступаю к созданию рабочего чертежа.

В чём делать чертеж - личное дело каждого. AutoCAD, ArchiCAD, Corel или Rhinoceros, тут уж что есть, и в чём умеете работать. Везде есть свои плюсы и минусы.

Также, обязательно нужно определиться с материалами. Небоскрёб, зараза, не просто маленький домик. Четырёх стенок ему для прочности явно не хватит. Но при этом хотелось бы не делать его неподъемным. В данном случае, в качестве основного материала я взял ХДФ толщиной 1,6мм. Он прочный, хорошо режется лазером, легко красится, стыкуется, клеится и довольно долговечный. Сам по себе, ХДФ это High Density Fiberboard, ну или по-нашему - дерево-волокнистая плита высокой плотности.

После небольшого колдунства над чертежами, можно начинать строить.

Вот в таком виде получаем из резки запчасти.

Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой... Гранд Макет Россия, Длиннопост, Моделизм, Нанотехнологии, Видео

Да, предвкушая вопросы, нам проще и удобнее заказывать резку материалов в сторонних организациях, коих в СПБ пруд пруди. Содержать собственный парк станков вроде круто, но совершенно экономически нецелесообразно для штучного производства.

А вот уже готовы наборы мебели и силуэтов человечков, которые будут видны в окнах. Силуэты в окнах зданий всегда добавляют жизненности и реализма. Но тратить на это наши обычные фигурки человечков – просто безумное расточительство, поэтому нам на помощь вновь приходит лазерная резка по ХДФ. Особая детальность тут не требуется, набросал несколько вариантов и дальше просто их комбинирую. Мебель делается аналогично.

И несмотря на соблазн напихать силуэтов всякой непотребщины, делать я этого конечно же не буду.

Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой... Гранд Макет Россия, Длиннопост, Моделизм, Нанотехнологии, Видео

Небоскрёбы на макетах по всему миру достаточно редкие гости. И какой-то инструкции по их созданию вы не найдёте. Слишком уж всё это индивидуально.

Обычно домики на макетах выполняются полыми внутри, так проще сделать подсветку. Да и никто не догадается, что там внутри пусто, ведь этого просто не видно. Благо, что для прочности конструкции обычно достаточно внешних стен.

А вот мы решили сделать то, чего нигде не видели. А именно - сделать полностью управляемую подсветку так, чтоб небоскрёб не просто светился ночью лампочкой, а имитировал включающийся и выключающийся свет в помещениях.

Ну а как это получилось - давайте смотреть дальше.

Для начала я собрал некое подобие лифтовых шахт. Лифтов там конечно же нет, но зато эта конструкция задаёт основу для жёсткости всего здания. А также, тут будут проходить все кабели для питания и управления. А их в итоге наберётся аж 8 штук. При этом питание должно выходить на каждый этаж.

Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой... Гранд Макет Россия, Длиннопост, Моделизм, Нанотехнологии, Видео

А вот так вот выглядят площадки-этажи.

Мы их красим в белый для лучшего отражения света.

С одной стороны (это будет потолок) размещаем управляемую светодиодную RGB ленту. Благодаря такому решению мы можем управлять светом в каждой отдельно взятой комнате.

Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой... Гранд Макет Россия, Длиннопост, Моделизм, Нанотехнологии, Видео
Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой... Гранд Макет Россия, Длиннопост, Моделизм, Нанотехнологии, Видео

А с другой стороны (на полу) каждого этажа ставим самодельные платки со светодиодами, направленными в окна. Это стробоскопы, срабатывающие случайным образом. На каждом этаже их по 15 штук, а всего на здании, порядка шестисот. Представляете себе объем работы? Уххх…

Всю светодиодную ленту собираем последовательно, запитывая её на каждом этаже.

Стробоскопы на каждом этаже объединяются и запитываются группой. Таким образом увеличивается надёжность. Если вдруг что-то пойдёт не так, то общая картина от этого пострадает лишь частично.

Кстати, для того, чтобы стробоскопы не отсвечивали внутрь помещения, на каждый из них надевается колпачок, распечатанный по этому случаю на 3D принтере.

Стробоскопы были экспериментом, но уже ближе к финалу сборки мы поняли, что выбрали не самый удачный вариант их реализации. Нет, этот вариант конечно работает, но в следующий раз будем делать их уже иначе. Опыт он такой… Пока не сделаешь, не поймёшь…

В процессе сборки и подключения эта красота выглядит уже как-то так. Киберпанк, ё-моё.

Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой... Гранд Макет Россия, Длиннопост, Моделизм, Нанотехнологии, Видео

После проверки подсветки оказалось, что пациент оказался скорее жив, а значит пора бы его и заселять.

На фото примерно треть или четверть от того количества человечков и мебели, что за несколько часов прекрасно разместились в небоскрёбе. Помимо силуэтов, вырезанных из ХДФ, вы можете увидеть ещё и силуэты, напечатанные на 3D принтере. Любим мы тестировать всякие новые штуки прямо по ходу дела.

Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой... Гранд Макет Россия, Длиннопост, Моделизм, Нанотехнологии, Видео

Так, ну что, на данном этапе получается вот такая штука. Пока всё идёт по плану.

Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой... Гранд Макет Россия, Длиннопост, Моделизм, Нанотехнологии, Видео

А вот так выглядит один из кусков оргстекла с уже нанесенной тонировочной плёнкой и расстекловкой.

Раньше для подобных дел использовали самоклейку. Дёшево и сердито. Но сейчас мы используем УФ-печать, получившую широкое распространение в рекламной продукции. Это дороже, но зато гораздо эффектнее. И кроме того, если печатать в несколько слоёв, то получается гораздо более реалистичный рельеф оконных профилей.

Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой... Гранд Макет Россия, Длиннопост, Моделизм, Нанотехнологии, Видео

Тут я вырезал каждый элемент в рукопашную, но для домиков поменьше мы совмещаем УФ-печать с лазерной резкой.

После того, как все элементы остекления были вырезаны, тщательно очищены и протерты спиртовыми салфетками, осталось их закрепить на здании с помощью прозрачного двухстороннего скотча и суперклея. Нанотехнологии в действии!

Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой... Гранд Макет Россия, Длиннопост, Моделизм, Нанотехнологии, Видео

Если обратили внимание, в верхней части здания есть один изогнутый элемент. Просто приклеить оргстекло с изгибом можно, но есть неиллюзорный шанс, что со временем из-за постоянного напряжения на растяжение, скотч не выдержит, конструкция изобразит катапульту и “выстрелит”. Дабы этого не произошло, я добавил немного силовых элементов в конструкцию и в стратегически важных местах закрепил стекло саморезами. На фото они ещё не докручены до конца.

Естественно, что шляпки саморезов и стыки стеклянных элементов я замаскировал при помощи элементов, напечатанных на чём? Правильно, на 3D принтере.

Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой... Гранд Макет Россия, Длиннопост, Моделизм, Нанотехнологии, Видео
Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой... Гранд Макет Россия, Длиннопост, Моделизм, Нанотехнологии, Видео

Ну что ж, пожалуй, пора выставлять на макет.

Разумеется, о многих подробностях я умолчал. Например о том, что в небоскрёб-то ещё и экраны вмонтированы. И на них имитируется работа настоящих лифтов.

Ну а напоследок, хотел бы сказать спасибо своим коллегам. Ведь для создания одного такого небоскрёба, нас участвовало порядка семи человек, у каждого свои задачи, и каждый специалист в своей области.

Если вдруг вам станет интересно, то мы можем продолжить. Может и я что-нибудь вам снова расскажу.

Небоскрёбы-небоскрёбы, а я маленький такой... Гранд Макет Россия, Длиннопост, Моделизм, Нанотехнологии, Видео
Показать полностью 15 1
370

Сладкий запах канифоли... Гранд Макет Россия в лицах. Интервью с девушкой инженером

Сладкий запах канифоли... Гранд Макет Россия в лицах. Интервью с девушкой инженером Гранд Макет Россия, Музей, Санкт-Петербург, Интересно узнать, Интересное, Железная дорога, Техническая новинка, Техническое, Аттракцион, Как это сделано, Своими руками, Инженерное решение, Видео, Длиннопост

Вика: Привет, Оля! В какой должности ты сейчас работаешь?

Оля: Я сейчас старший инженер-электронщик.


Вика: Где ты училась? Что закончила?

Оля: На данный момент я магистр техники и технологии по специальности «Автоматизация и управление». Закончила в Карагандинский Государственный технический университет в Казахстане.


Вика: Как ты узнала про наш музей? Где Казахстан и где Питер…

Оля: Мой преподаватель по микроконтроллерам в университете показывал нам видео: «Вот смотрите! В Питере есть такой музей – Гранд Макет Россия». Открыл видео – там маленькие поезда и машинки ездят. В тот момент я впервые всё это и увидела.

Нашла страничку музея  в «Instagram» (https://www.instagram.com/grandmaket/). Увидела, что есть вакансия инженера-электронщика, но, увы, где мы и где макет. И как-то на 2 года это всё забылось.


Вика: Как ты всё-таки решилась устроиться на работу в наш музей?

Оля: После защиты диплома поехали с мужем отдохнуть в Питер. Дипломная работа как раз представляла собой движение двух локомотивов по стенду.

Сладкий запах канифоли... Гранд Макет Россия в лицах. Интервью с девушкой инженером Гранд Макет Россия, Музей, Санкт-Петербург, Интересно узнать, Интересное, Железная дорога, Техническая новинка, Техническое, Аттракцион, Как это сделано, Своими руками, Инженерное решение, Видео, Длиннопост

И вот мы приехали, погуляли по городу и решили, что надо сходить в Гранд Макет, «помнишь, нам рассказывали?». В музее во время просмотра больше заглядывали под макет, потому что там стояли платы управления движением. И всё это работало одновременно, машинки и поезда. Мы помнили, как тяжело нам всё это далось в дипломе: синхронизировать, обеспечить работоспособность и довести до выпуска, и чтобы это всё ещё на защите заработало (смеётся).

Мы заглядывали и такие «О! Мы эту микросхему знаем. Вон там ещё что-то знакомое». Так всё было интересно!

Сладкий запах канифоли... Гранд Макет Россия в лицах. Интервью с девушкой инженером Гранд Макет Россия, Музей, Санкт-Петербург, Интересно узнать, Интересное, Железная дорога, Техническая новинка, Техническое, Аттракцион, Как это сделано, Своими руками, Инженерное решение, Видео, Длиннопост

И опять на год я пропала. Уже учась в магистратуре, решила попытать удачу и отправила резюме. Была очень удивлена, когда мне позвонили с утра с вопросом «Нужна ли ещё работа?». И вот как-то так всё завертелось, с тех пор прошло уже почти 3 года.


Вика: С чего ты начинала на макете?

Оля: Я начала работать в железнодорожном отделе в должности инженера-железнодорожника. Там мне удалось набраться опыта и научиться брать ответственность за то, что я делаю. В Ж/Д отделе очень высокая планка технической ответственности и качества выполняемой работы, и сейчас мне всё это помогает и облегчает мою жизнь.


Вика: А чем ты, как железнодорожник, в самом начале занималась?

Оля: Сфера ответственности железнодорожника включает в себя регулярное техническое обслуживание подвижного состава, замену стрелочных приводов, а также техническое обслуживание самого макета.


Вика: Ты ведь ещё и главный стрелочник какого-то года?

Оля: Да, 2019 года. У меня есть значок, дома лежит.

Сладкий запах канифоли... Гранд Макет Россия в лицах. Интервью с девушкой инженером Гранд Макет Россия, Музей, Санкт-Петербург, Интересно узнать, Интересное, Железная дорога, Техническая новинка, Техническое, Аттракцион, Как это сделано, Своими руками, Инженерное решение, Видео, Длиннопост

Вика: Как дальше развивалась твоя карьера?

Оля: Потихоньку я начала заниматься электроникой, например, сборкой серводекодеров. Это платы для управления стрелочными приводами.

Ещё Ярославский макет строила. Тянула провода, укладывала железную дорогу, устанавливала стрелки, электронику – весь комплекс работ по созданию железнодорожной системы. Всего на том макете было уложено 290 метров железнодорожного полотна. Во время работы под макетом мне как-то косу намотало на колёсико каталки, после этого я подстригла волосы (смеётся).

Сладкий запах канифоли... Гранд Макет Россия в лицах. Интервью с девушкой инженером Гранд Макет Россия, Музей, Санкт-Петербург, Интересно узнать, Интересное, Железная дорога, Техническая новинка, Техническое, Аттракцион, Как это сделано, Своими руками, Инженерное решение, Видео, Длиннопост

После железнодорожного отдела я перешла в отдел разработок на должность инженера-электронщика, и сейчас занимаюсь модернизацией некоторых объектов макета.


Вика: Например, каких?

Оля: На текущий момент я занимаюсь модернизацией поворотных кругов.

Поворотный круг – это устройство для разворота и парковки локомотивов в веерном депо. Состоит из платформы, на которую заезжает локомотив и привода, поворачивающего эту платформу на нужный путь.

Я меняю электронику, с помощью которой производилось управление этими кругами на новую. И также переделываю механическую часть, теперь там будет шаговый двигатель с большой точностью позиционирования.

Сладкий запах канифоли... Гранд Макет Россия в лицах. Интервью с девушкой инженером Гранд Макет Россия, Музей, Санкт-Петербург, Интересно узнать, Интересное, Железная дорога, Техническая новинка, Техническое, Аттракцион, Как это сделано, Своими руками, Инженерное решение, Видео, Длиннопост

Вика: Что было самым сложным из того, что ты делала? Какие были трудности?

Оля: Каких-то тупиковых трудностей не было. Всегда можно попросить помощи коллег. А главное, мне нравится то, чем я занимаюсь, и это дает силы и мотивацию разбираться в самых сложных вопросах.


Вика: Как в коллективе отнеслись к девушке-инженеру? Мне кажется, не часто встретишь девушку с паяльником в руках, которая держит его не за жало.

Оля: Замечательно отнеслись! Очень благодарна всем коллегам, с которыми мне довелось тесно поработать над какими-то проектами.

В самом начале, когда нужно было наблюдать за железной дорогой из ЦУПа, каждый пытался мне чем-то помочь, рассказать мне то, в чём он лучше всего разбирается. Все старались поддержать, и было очень комфортно начать работать.

Сладкий запах канифоли... Гранд Макет Россия в лицах. Интервью с девушкой инженером Гранд Макет Россия, Музей, Санкт-Петербург, Интересно узнать, Интересное, Железная дорога, Техническая новинка, Техническое, Аттракцион, Как это сделано, Своими руками, Инженерное решение, Видео, Длиннопост

Вика: Начать было комфортно, а как сейчас?

Оля: Сейчас я чувствую себя гораздо увереннее, и в целом мне нравится работать в таком коллективе. В принципе в мужском коллективе я работаю давно, да и в университете я бы не сказала, что было много девушек. Мне всё нравится.


Вика: Какие планы на будущее? Может есть проекты, которые руки чешутся осуществить? Что-нибудь переделать или внести что-то новое в макет, что-то своё?

Оля: Своё не знаю, нужно вносить по ТЗ (смеётся). Python выучить, точнее доучить надо, да. Что-то новое ещё изучить и попытаться это применить на макете, потому что где-то 1,5 года назад я практически не занималась тем, что я делаю сейчас, большинство из этого я не умела. Карантин дал какой-то определённый толчок к саморазвитию, самообразованию, и удалось это применить в текущей работе.

Сладкий запах канифоли... Гранд Макет Россия в лицах. Интервью с девушкой инженером Гранд Макет Россия, Музей, Санкт-Петербург, Интересно узнать, Интересное, Железная дорога, Техническая новинка, Техническое, Аттракцион, Как это сделано, Своими руками, Инженерное решение, Видео, Длиннопост

Вика: Какой самый интересный проект из всех?

Оля: Я всерьёз заинтересовалась ремонтом серводекодеров, именно компонентным ремонтом. Это такая сфера, в которую мне хочется погрузиться глубже. Понять, что «болит» в этой плате и чем ей помочь.


Вика: Именно процесс расследования?

Оля: Да-да, наверное. А так в целом всё достаточно интересно. Особенно когда это идёт планомерно, в хорошей обстановке.


Вика: В какой момент ты пришла и сказала родителям «Мама, папа, я хочу стать инженером»?

Оля: Я ждала этот вопрос (улыбается). У меня есть в памяти фрагмент: мне где-то 4 года, и папа паяет гирлянду на ёлку (всё это было в преддверии Нового года). И вот он достал, помню, паяльник такой здоровый, советский, с гигантским жалом, и пытается что-то в этих тонких проводах починить. И я как завороженная вокруг бегаю. Помню, он пролил паяльную кислоту на стол, выжег пятно. Почему-то именно в таком возрасте, я помню этот фрагмент, пайка заворожила.


Вика: И запах канифоли…

Сладкий запах канифоли... Гранд Макет Россия в лицах. Интервью с девушкой инженером Гранд Макет Россия, Музей, Санкт-Петербург, Интересно узнать, Интересное, Железная дорога, Техническая новинка, Техническое, Аттракцион, Как это сделано, Своими руками, Инженерное решение, Видео, Длиннопост

Оля: Лет в 7 я изучала старый телевизор и думала: «Интересные такие штучки всякие, колбочки, и всего на двух ножках, а если их раскачать, они оттуда выламываются». Так я сломала телевизор, но интерес к радиодеталям тогда тоже проявился.

А из более реалистичного: к 11 классу я решила сдавать физику, но выиграла конкурс научных проектов, и мне выпал шанс поступить на любую специальность. У меня было 100 баллов, и в принципе я могла вообще поступить куда угодно. Я выбрала одну из лучших специальностей: «Автоматизация и управление». Звучит хорошо, но чем буду заниматься я не очень представляла. Сказали, что будет круто (смеётся). И примерно к третьему курсу я начала понимать, что из себя вообще представляет эта специальность, мы начали проходить микроконтроллеры, и вот тут действительно стало интересно. Может просто преподаватель такой был, умеющий заинтересовать. Кстати, можно передать привет Сичкаренко Андрею Владимировичу (смеётся)? Но тогда стало действительно интересно, начало вырисовываться какое-то будущее, где можно себя применить в реальной жизни с таким опытом.

Родители привыкли, что я в технической сфере. Удивления у них не было, просто «Оля ушла в инженеры».

Вика: У тебя уже есть достаточно богатый опыт, хотела бы попробовать себя в роли наставника?

Оля: Сложный вопрос. Это же какая-то по идее власть над человеком (улыбается). Это был бы интересный опыт, но в будущем.


Вика: Ты бы порекомендовала кому-то из своих друзей, однокурсников, бывших коллег работу на макете?

Оля: Да! К сожалению, у меня не так много знакомых в Питере, и все они в других сферах работают. А конкретно вот электронщиков и моделистов среди них нет.


Вика: Что ты пожелаешь нашим читателям?

Оля: Приходите к нам в музей, у нас круто!

Сладкий запах канифоли... Гранд Макет Россия в лицах. Интервью с девушкой инженером Гранд Макет Россия, Музей, Санкт-Петербург, Интересно узнать, Интересное, Железная дорога, Техническая новинка, Техническое, Аттракцион, Как это сделано, Своими руками, Инженерное решение, Видео, Длиннопост
Показать полностью 9 1
Отличная работа, все прочитано!