AlexandraBelova

AlexandraBelova

Основатель мобильного приложения для нетворкинга и бизнеса InConnections
Пикабушница
поставилa 1 плюс и 0 минусов
99 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 1 пост 0 в горячем

Трансформация в мире коммуникаций и обмена визитками

Что может быть проще визитки — стандартной карточки с контактами? А между тем, это едва ли не самый живучий элемент делового оборота. Грамоты и купчие сменились инвойсингом и актами, воротнички и нарукавники вымерли, счёты пылятся на балконе, факс поныл последний раз и исчез, почти нет дискет, вот уже и CD почти ушли в прошлое, даже незыблемая и вечная электронная почта потеснилась рядом с мессенджерами. Визитки живее всех живых — им уже более 600 лет, а они существуют как ни в чём не бывало. Но эволюция не обошла этот способ хранения и передачи данных: LCD-экраны, сканеры, QR-коды, приложения. Однако начинали и пока выигрывают всё равно картонные прямоугольники. Или нет?

Признаемся честно, когда мы создавали наше приложение InConnections, мы не задумывались о том, что у карточек такая потрясающая история длиной более чем в половину тысячелетия. Когда начали, интересоваться, поняли, что это целая культура.


История визиток: начало

Как и много великих вещей, первые визитки оставили свой след в истории в Китае. Там они появились в XV веке: китайские торговцы и зажиточные «предприниматели» использовали специальные карточки, чтобы сообщить о намерении встретиться с другим человеком. Бывало так, что слуги собирали карточки у потенциальных посетителей, а торговцы и знать просматривали карточки, чтобы определить и обозначить, с кем они готовы встретиться.

Визитные карточки в том виде, в каком мы привыкли их видеть, появились в XVII веке в Европе. Они использовались для оповещения о прибытии людей высокого происхождения в город или конкретный дом. В то время размер визитки был примерно с привычную для нас игральную карту.

К XIX веку визитные карточки перестали быть привилегией высшего сословия и стали доступны и даже обязательны и для среднего класса. К тому же времени эволюционировал и дизайн: в моду вошли витиеватые шрифты, тиснение золотом и серебром, появились специальные коробочки для визиток, в которые нужно было положить карту при посещении дома. На карточках располагалась не только основная информация о личности, но нередко и реклама, и биография владельца.

Визитки обрастали традициями и были не просто формальностью, но и целым информационным сообщением. Например, карточки с загнутыми углами предназначались для передачи от конкретного лица конкретному лицу, а карточки, сложенные пополам, указывали, что данные могут быть доступны всем членам семьи. Иногда указывались специальные параметры, например, P/F для поздравительного посещения, P/C — для выражения соболезнований.

Судьбу визиток изменила промышленная революция.

В XIX веке визитки достигли своего расцвета: они были тиснёные, хлопковые, гравированные по тонкому металлу и т.д. Но настоящим произведением искусства их сделала цветная литография — достояние викторианской эпохи. Такие карточки были не просто носителем персональной информации, но и предметом коллекционирования. Именно тогда визитки обрели свою постоянную функцию — стали рекламным носителем. Владельцы бизнеса быстро смекнули, что к чему и стремились делать карточки по-настоящему уникальными, тем самым увеличивая вероятность того, что карточка сохранится и будет постоянно напоминать о товаре или услуге. Не растерялись и печатники: они печатали шаблонные карточки с базовыми рисунками, и владелец сам мог добавить свою полезную или рекламную информацию.

Формальностей и реверансов стало меньше, а капитализма больше. Обмен контактной информацией стал частью делового оборота и в таком виде и перешёл в XX, а потом и в XXI век.

Современность: от резаной бумаги до голограмм и NFC

Сегодня визитки сохраняются как вид, но совершенно не сохраняются в наших карманах — бывает даже так, что приходя с конференции или большого митапа, ты и хочешь все собрать, да не можешь: часть выпали, часть потёрлись, часть вспотели вместе с частями тела. Ну не дело же.

Кстати, в 1970-х появился культ бокса для хранения визитных карточек, рассортированных в алфавитном порядке: Rolodex — это вращающийся каталог с карточками, используемыми для хранения контактной бизнес-информации (название происходит от английских слов rolling и index). А вот сам Ролодекс появился гораздо раньше — его изобрели Arnold Neustadter и Hildaur Neilson в 1956 году. Для ролодексов (ставшими нарицательными, как и ксероксы) существовал свой формат карточек. Кто-то считает Rolodex прообразом первых CRM-систем.

Самое интересное, что ролодексы до сих пор продаются в США и Европе, а в 2015 произошёл какой-то стихийный бум спроса на такие «визитницы», и их сбыт наладили китайские интернет-магазины. Но, как говорится, это всё не то.

Естественно, что вездесущие IT-специалисты и инженеры не обошли вниманием такую развитую отрасль, которая буквально сама напрашивалась на автоматизацию: поля, унифицированные данные, хранение и обработка, необходимость сортировки, — что ещё нужно из требований, чтобы создать что-то инновационное?

И эта история инноваций отчасти состояла из факапов.

Самым неудачным нововведением оказались визитки с дисплеями, на которых можно менять информацию — слишком тяжело, дорого, сложно. Да и конструкция оказалась требовательной к электричеству.

Примером LCD-визиток можно назвать проект Halo, стартап 2011 года. Лицевая сторона визиток представляла собой сенсорный дисплей. На борту мини-гаджета был встроен процессор, память и небольшой аккумулятор. Конечно, такую визитку было жалко и дорого отдавать оппоненту. Да и не нужно. Смысл работы заключался в другом: обмен данными между устройствами двух владельцев Halo осуществлялся по протоколу Bluetooth, а переданные визитки хранились на карте памяти (кстати, это был не модуль, а обычная microSD). Карточки Halo имели вполне себе презентабельный и лаконичный интерфейс, поиск нужных контактов осуществлялся в несколько касаний.

Не очень востребованными рынком оказались многочисленные попытки создать лучший в мире сканер визиток. Одним из первых заметных устройств стал B-scanner, выпущенный в 2008 году. Гаджет имел размер обычной визитки (чуть больше по рамке) и просто сканировал каждую врученную карточку, сохраняя результат в формате изображения. Пользователь мог сортировать визитки по своему усмотрению и просматривать их прямо на OLED-дисплее сканера. На тот момент хромало всё: логика, интерфейс, эргономика и, конечно, качество самого дисплея.

В середине 2011 года сканеры визиток вернулись: корпорация Sanwa Supply выпустила USB-гаджет для сканирования визиток Business Card Scanner 400-SCN005. По сути это было внешнее устройство для сканирования карточек и перемещения их на ПК. У сканера был драйвер, поддержка 22 языков, графический интерфейс пользователя (GUI на ПК). Данные загружались в формате изображения и текста и могли экспортироваться в табличные редакторы.

Начало 2010-х ознаменовалось всплеском интереса к дизайну классических бумажных визиток.

Наибольший интерес в середине 2010-х вызвали лаконичные анимированные визитки: чтобы заставить изображение двигаться, достаточно потянуть за внутреннюю картонку. Всё гениальное просто: интерактив, простота, наглядность, геймификация сошлись в одном изящном решении.

Технологии не останавливались и в 2012 году появился один из первых вариантов действительно удачных и довольно экономных для своего уровня визитных карточек. Производственная компания Moo выпустила визитки с датчиками NFC. Владелец таких карт загружал на них нужную ему информацию (не только контакты, но и презентации, текст, промо, музыку, ролик и т.д.) и передавал её собеседнику одним прикосновением к смартфону. Кстати, проект оказался удачным — Moo до сих пор их выпускает. Программируемый чип NFC срабатывает при подключении к совместимому iPhone (требуется iOS 11) или устройству Android.

Следующим удачным решением оказался QR-код. QR сканировался гаджетом и вёл на нужную страницу сайта или человека. QR-визитки не только распространены до сих пор, но и широко используются в бизнес-презентациях, видео, на выставочных стендах, в приложениях, ботах и т.д. QR-код сегодня — технологичный, универсальный и широко используемый способ передачи информации. Он используется в бизнесе (например, ВКонтакте, проводя презентации для клиентов, использует QR прямо на слайдах, чтобы слушатели в зале могли открывать нужные разделы и страницы отдельных персоналий прямо на своём мобильном), вскоре QR будет использоваться клиентами Сбербанка для оплаты покупок, и уже сейчас многие из нас сканируют QR-коды, чтобы получить информацию о скидках в ресторане, прочитать о памятнике в чужом городе, перейти на сайт компании и т.д.

Визионеры не останавливаются в прогнозах — вот какие версии развития визиток можно встретить в деловых и технологических СМИ:

• Уже существующая технология — визитки с дополненной реальностью (AR). При наведении смартфоном на визитную карточку могут отображаться видео или аудио файлы, фотографии, тексты, описание, страницы в социальных сетях и т.д. При этом на все элементы можно «кликнуть», чтобы перейти. То есть AR делает визитку едва ли не персональным сайтом, плюс гарантирован wow-эффект, а это дополнительная точка контакта с тем, кому вы вручили свою визитку.

• Интерактивная бумага — визитки, на которых можно изменять и дополнять информацию. К тому же, они сами по себе будут отличным сувениром и смогут выполнять роль хранилища данных.

• Однако пока это слишком дорогая и неудобная перспектива. Ну и мы не можем не улыбнуться над фразой «Простите, визитка разрядилась, у вас есть зарядка?»

• Голограммы — ещё один пока что совсем фантастический вид визиток будущего.

• Тачскрин — уже вполне реализуемый, но дорогой способ удивить окружающих.

• Телеметрические визитки, сообщающие не только контакты, но и передающие полезную информацию.

• Биометрические визитки — тоже довольно перспективное будущее, однако они как никакие другие сопряжены с вопросами этики и безопасности.

Культ визиток в Японии

Особое внимание визитки заслужили в стране с особым деловым оборотом — в Японии.

Как в XX веке, так и сейчас, визитка там воспринимается как значимый документ, удостоверяющий профессионализм человека. В стране восходящего солнца визитные карточки должны предлагаться и приниматься двумя руками с лёгким поклоном — как ценный дар. И засунуть врученную карточку в задний карман брюк — верх разочарования и невежества.

Именно из-за такого уважительного отношения к визиткам в 1948 году Япония была потрясена страшным преступлением. 28 января мужчина с визиткой чиновника министерства общественного здравоохранения (чужой, вручённой ему по случаю) вошёл в филиал Императорского банка в токийском районе Сиинамачи и оповестил 16 посетителей и работников о вспышке дизентерии в этом районе. Он вручил банковским служащим визитку эпидемиолога и предложил всем присутствующим выпить несколько капель жидкости — лекарства для профилактики кишечной инфекции. 12 человек из 16 погибли: жидкость оказалась ядом неустановленного типа. Сам же преступник сбежал с наличными и чеками на сумму 160 000 йен. Это было первое массовое убийство в Японии после Второй Мировой войны и катастрофы августа 1945 года.

Позже полиция обнаружила ещё несколько преступлений, совершённых художником по имени Садамичи Хирасава. Во всех случаях на месте преступления находились визитные карточки убийцы и грабителя. Преступник был казнён, но его дело до сих пор окружено мифами и домыслами.

Действительно, визитка (мэйси) в Японии способна открыть многие двери. Визитки есть у всех: от школьного учителя до главаря преступной группировки. Визитки отражают статус служащего и являются чуть ли не удостоверением личности — если вы свои забыли, на вас будут коситься с недоверием. В стране есть даже отдельное ведомство — Японская ассоциация визитных карточек.

InConnections: приложение, которое заслуживает ваш смартфон

Когда мы создавали сервис InConnections, у нас были свои мотивы, навеянные десятками конференций и сотнями контактов. Если сказать тремя словами, нам было неудобно. А также мы поняли, что зачастую люди не находят нужных им людей, или не успевают познакомиться. А также за 5-15 мин нет возможности раскрыть весь свой потенциал.

Вот ситуации, с которыми сталкивался практически каждый:

• Работники забыли свои визитки — особенно это критично, когда они их забыли в Санкт-Петербурге, а конференция в Москве или в Нью-Йорке. Это потеря массы деловых контактов и точек контакта с компанией. Не то чтобы потеря визиток делает командировку бессмысленной, но 10-15% потенциальной результативности теряется.

• Визитки заканчиваются на конференции и вот уже сотрудник неловко выводит свой номер и e-mail на бумаге из блокнота. Это некрасиво, чревато роковыми опечатками, ну к тому же ещё и отнимает время собеседника.

• Визитки не успели напечатать или остался ворох визиток со старой должностью. Например, мы лично видели девушку-менеджера, которая, смущаясь, давала визитки со старой работы (вообще другой компании!) и всем говорила, что номер мобильного тот же. А кому охота это запоминать? Напишут на электронную почту — и всё, связь потеряна.

• Нет визиток на иностранном языке.

• Партия визиток пришла из печати с ошибками или в очень плохой цветопередаче.

• На мероприятиях не каждый умеет подходить и знакомиться, или не успевает найти нужный контакт, а возможно этот нужный контакт, может кто-то из участников реокмендовать-познакомить.

• В сообществах, клубах создаются чаты в мессенджерах и каждый просто пишет о себе, и все это улетает в ленте новостей и переписок, данные сложно находить, да и легко можно просмотреть запрос.

• В социальных сетях, люди пишут запросы с поиском рекомендации того или иного контакта, но того самого может и не быть, или человек просто не увидел запрос.

Значит, нам нужно решить три важных задачи: актуальность, обновляемость на лету и доступность в любом месте и в любое время. Но нам это показалось не так интересно и раз уж мы взялись за разработку, то решили сделать приложение с кучей полезных фишек. В итоге:

• В профиле указывается ваш вид деятельности, регион работы, можно также указать, что работаете онлайн, указать сайт, социальные сети и фото примеры работ, услуг отражающих вашу деятельность.

• В вашем же профиле указываете информацию о тех, с кем можете познакомить, порекомендовать, контакт, с которым вы дружите или работаете, можете указать сайт и фото работ, либо все данные дать человеку, после его запроса по данной сфере в переписке. Сейчас хотят получать проверенный контакт, о котором можно узнать подробно всю информацию.

• Возможность добавлять в друзья и видеть кто чем занимается и с кем готов познакомить, и хорошо, когда рекомендуют вас.

• В профиле, есть раздел опыт, в котором вы перечисляете, где работали, учились, что человек еще до начала общения с вами понимал ваши компетенции, а также удобно для работодателей, кто ищет новых сотрудников

• И там же указываете, тех кого вы ищите, если вдруг не нашли в приложении нужный вам контакт.

• Возможность создавать свое сообщество и вступать в другие и сразу видеть, кто чем занимается и сколько специалистов из тех или иных сфер.

• Возможность создавать и участвовать в мероприятиях, общаться с участниками, где не надо о себе рассказывать, все сразу видно в вашем профиле и четко показывает каталог сфер деятельности.

В конечном итоге мы создали мобильное приложение для iOS и Android. Оно простое и интуитивное.

1. Пользователь создает себе визитку, указывает всю необходимую контактную информацию. Одна визитка с базовым функционалом создается бесплатно.

2. После создания профиля автоматически формируется QR код и ссылка на профиль и при сканировании, человек даже у которого нет приложения сразу увидит всю и информацию о вас.

3. Есть платная функция выделения профиля и при сканировании или переходе по ссылке, будет открывать более подробный формат информации о вас со всеми ссылками и фото.

4. При редактировании информации в визитке все изменения автоматически отразятся в старом QR коде и ссылке к профилю.

Почему это решение понравилось компаниям?

А оно действительно понравилось — InConnections выбирают из-за его простоты, удобства, скорости обновления информации.

• Прежде всего это экономия бюджета — главная «фишка» для компаний, грамотно управляющих своими затратами. Мы делали примерный подсчёт — компания из 100 человек экономит 150 000 рублей в год.

• Моментальный выпуск — вам не нужно искать типографию срочной печати, ждать счёта, а потом проведения оплаты, писать гарантийные письма (когда эта оплата ну никак не проходит, а нужно ещё вчера), согласовывать визитку с сотрудниками — достаточно использовать официальные данные.

• При изменении должности тираж не уходит в мусор и не нужно заказывать новый — достаточно просто поменять нужную информацию в интерфейсе.

• Вы познакомились с новым человеком и готовы его рекомендовать, добавить в свой профиль данные займет несколько секунд.

• Берегите деревья — визитки печатаются на бумаге высокого качества и почти не уходят во вторичную переработку, и это очень плохо. Ну а модные в некоторых кругах визитки из дерева — вообще беспредел и расточительное отношение к природе! Будьте технологичнее и экологичнее, за этим будущее.

• И да, это реально впечатляет партнёров — раз, занимает чуть больше времени (вы имеете шанс завязать знакомство ближе) — два, при первом же контакте у вас есть тема для обсуждения (а что это за такие визитки) — три. Для коммуникации бесценно.

Сейчас на развитие визиток наибольшее влияние оказали мобильные технологии. И стратегия ясна: лучшая визитная карточка — так, которая всегда в вашем мобильном телефоне и может быть исправлена просто и быстро. В конце концов, мобильники мы забываем гораздо реже, чем визитницы.

В будущем мы внедрим еще более полезного функционала, такой как определении по локации, кто рядом с вами с возможностью сразу завести знакомство, рейтинг пользователей, по количеству рекомендаций не него и многое другое, мы фактически создали бизнес паспорт.

Чем мы лучше всех предшественников, это усовершенствованный алгоритм ввода вида деятельности, минимально надо писать вручную, большую часть информации вы выбираете из каталога, который ежедневно пополняется новыми видами деятельности, даже такие как брафиттер). Возможность в одном профиле показать ваши преимущества и нетворкера, а также сразу показать, кто вам нужен и с кем вы готовы свести в теплую.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!