Сказкотерапия. Как сочинить свою сказку?
Пост в лигу психотерапии.
Статья от практикующего специалиста
В статье рассказывается о том, как это помогает в жизни, приведены случаи из практики и рекомендации о том как самому сочинять свою сказку.
- Начну с предисловия.
Мои самые первые сказки я сочиняла в 11-14 лет. Совершенно «терапевтическим» методом: на ночь, перед сном, лежа с закрытыми глазами. Это были целые истории, романы с продолжением, и там я была – за каждого героя поочередно…
Эти сказки заменили мне тогда кукол, в которых стыдно уже стало играть. Но – больше…
Эти сказки дали мне СТОЛЬКО эмоций! Проживание счастья, горя, разлуки, встречи, достижения, разочарования, любования красотой…
Что я превратилась в «сама себе терапевта». Это потом я узнала, что такие сказки весьма часто сбываются в жизни; а тогда я не знала этого, и просто фантазировала, чтобы получать сильные чувства.
Невысказанные, запертые эмоции закомплексованного ребенка – находили выход. Внутренняя боль находила выход. Находило выход и огромное желание любить, и быть любимой.
Потом, в очередной период жизни, я забыла рассказывать себе сказки перед сном. Сильные эмоции стала мне давать непосредственно Жизнь. Но способа выразить свои чувства я не знала.
Запертые невыраженные чувства – стрессовая энергия. Она формирует болезнь.
И сейчас я понимаю:
Если мы не рассказываем сказки себе – мы рассказываем их окружающим.
(Ну, это просто. Еду в трамвае, задумалась, и понимаю вдруг: на меня ОРУТ. Орет женщина с костылем, стоящая прямо передо мной.
Орёт про то, что молодежь такая плохая (я, то есть), расселась, нет бы место пожилым больным инвалидам уступить, ни совести ни стыда…
А я вижу: эта женщина рассказывает мне – и всем вокруг – СКАЗКУ. Про то, как ее обижает и не любит муж, соседи, дети; про то, что ее обвесили в магазине, нахамили в собесе, и негодяй выбросил перед дверью подъезда свой мусор…
А если б не было внутри ее этой СКАЗКИ, если б она ту СКАЗКУ прежде самой себе рассказала, поплакалась, пережила горе и гнев, успокоилась и отпустила, - тогда она не орала бы сейчас неадекватно на окружающих. Она обратилась бы к ним по-другому.. наверное, так:
«Не могли бы вы уступить мне место, пожалуйста? Большое спасибо!»)
Итак, СКАЗКА – это в первую очередь способ выхода эмоций.
А во вторую очередь, это наслаждение от выхода эмоций.
А в третью очередь, понимание того, что происходит. Диагностика.
(Потом, иногда, «случайно» встречается Предвидение. И практически всегда встречается Помощь — подсказка откуда-то «свыше» , как разрешить то, что казалось невозможным...)
Но самое главное достоинство тех сказок, о которых идете речь, не это.
Вот оно, главное:
Сказка позволяет смоделировать новый вариант развития жизни, ситуации, судьбы.
Вы можете «заглядывать в будущее» (или в прошлое), и смотреть что будет если поступить так, или так, или так. Вы больше не слепы. У вас есть «фонарик», и даже «лазерный луч»!...
Как сочинить сказку.
Просто. Главное в этом деле — НЕ ДУМАТЬ. Или еще проще, как говорят психотерапевты: НЕ ИМЕТЬ НАМЕРЕНИЙ.
Нужно заранее отказаться в себе от всех намерений и представлений. Не Вы управляете сказкой, не вы ведете ее. Все, что вам нужно — это внимание, сосредоточенность, интерес.
(А что же должно получиться?)
...Сказка первая — обычная (пример номер раз).
Консультирую женщину по переписке. Основная проблема — ссоры с мужем. Прошу ее представить себя в любом образе, лечь, закрыть глаза, и сочинить спонтанную сказку.
Пишет:
«Я девушка в длинном платье, сижу на березе. Мне тут хорошо. Ветер дует, береза качается, я побаиваюсь немного упасть.
Внизу ходит какой-то злой мужик и ругается.» Прошу ее мысленно попробовать слезть с березы , и посмотреть что будет.
«Не могу: я оцепенела, словно впала в анабиоз! Хочу чтоб мужик ушел подальше,
тогда слезу.»
Рождается стишок - «А я тут на березе сижу в анабиозе!» Смеемся. Со смехом становится легче, есть готовность попробовать другие варианты. Прошу ее посмотреть дальше, что видно вокруг березы и мужика.
Оказалось — там есть забор, за которым скачут молодые красивые лошади. Прошу ее позвать себе жеребца; она мысленно подзывает, теперь ей не страшно слезть. Сев на коня, свободно уезжает. Приезжает к какому-то дому,
ее тянет зайти; заходит — там мужик с ружьем. Прошу ее попробовать мысленно погладить ружье, сказать ружью ласковое слово.
Она, изумленно:
«Ружье превратилось в рыжего жеребеночка, и убежало играть с моей
лошадкой! А мужик мне улыбается и рад, что я пришла!»
Какие мы сделали выводы из этой сказки. Ну, во первых, принять свою собственную «вольность» (коня) - «что хочу то делаю, сама себе хозяйка.» И тогда чего, собственно, продолжать в анабиозе-то сидеть?
Второе — понять, что агрессия другого человека — это его «вольность», то й же природы, что и моя. И с этой силой надо договариваться и любить ее (в себе — в первую очередь).
Ну а итогом сказки стала выпущенная энергия стресса. Сила героини получила «вектор направления», уменьшился внутренний страх.
В приведенном выше примере моя помощь могла быть и не нужна. Все действия (посмотреть вокруг, попробовать занять свое прочное место - спуститься с березы; подружиться с тем, что внушало страх...) героиня могла проделать самостоятельно.
Сказкотерапия — это метод трансформации глубоких стратегий подсознания. Один из методов. Следуя ему, важно соблюдать несколько ключевых правил:
- Ни к какому объекту, встреченному во внутреннем мире — мире СКАЗКИ — нельзя относиться с агрессией.
Ибо все эти объекты, даже злые, страшные и некрасивые, являются частью вашей души. Нельзя пытаться убить часть собственной души. С ней надо пытаться помириться: очистить ее от самообвинений и ярлыков
«нехорошести» (мысленно помыть, например). Ее можно попытаться полюбить, попросить у нее прощения (не помешает при контакте с любым объектом внутреннего мира!)
Но есть исключения. Исключения — то, что называется «интроектами», они представляют собой безоценочно принятые от окружающих убеждения и чужие стрессы. Интроекты массово принимаются в раннем детстве, а зрелом возрасте — только в бессознательном состоянии (например, внушение под наркозом). Интроекты любить бесполезно, их нужно отделять от своей сути и выкидывать вон.
Как отличить интроект от части собственной души:
нужно быть внимательным к своим ощущениям. И честным в своей сказке. Если нечто, что вы желаете в сказке изменить, на любовь и принятие реагирует плохо (увеличивается, душит, давит, а тело реагирует негативной
психосоматикой) — значит, это интроект, выкидывайте. Если выкинуть не получается никак, оно либо возвращается, либо вас что-то тянет обратно — значит это ваше, и его только принять и любить. От своего убежать невозможно.
- Не пытайтесь «навязать сказке хороший конец».
Это нечестность в своей сказке. Сказка может кончиться как угодно или не кончиться вообще (остановиться «ни туда ни сюда». Это ее право.
- Так как же сочинять сказку:
– Ложитесь, закройте глаза. Представьте себя в любом образе, любым существом. Опишите себя.
– Промоделируйте разные события, с существом происходящие. Посмотрите, как оно реагирует. Как оно хочет действовать, и что оно получает в ответ.
– Посмотрите - какие существа находятся рядом, какой ландшафт, и т. д.
– Почувствуйте желания этого существа. Посмотрите, нет ли вокруг чего-то неприятного, угрожающего.
Следуйте за самыми сильными желаниями души.
Сказка вторая — нечестная (пример номер два).
Консультирую женщину по переписке.
Проблема - «не знаю в чем проблема, хочу совершенствовать себя».
В сказке сочиняет:
«Я девица-красавица, в прекрасном доме, рядом молодец красивый, одежда на нас прекрасная, любо-дорого смотреть... Потом прилетает дракон с золотыми крыльями, это ангел, он несет нас на райский остров...» Ну и так далее в том же духе: все в шоколаде, интересного ничего.
Интересного ничего, потому что в сказке не происходит ничего, нет сильных чувств.
Человек боится испытать сильное чувство, оно заблокировано.
Эта сказка хороша, как школьное сочинение на заданную тему, но ее незачем рассказывать самому себе. Она вас не исцелит. Это не та сказка, которая ВАС ВЕДЕТ.
Это всего-навсего продукт вашего ума , никому не нужная «красивость».
Настоящие внутренние сказки тоже бывают красивы, но по-другому. Они цепляют за живое. Их сочинение вызывает бурю чувств, подобную разве что оргазму:) Они честны и правдивы до крови, и обнажают все внутренние «углы» личности.
...Год назад мне посчастливилось обучаться в Школе Сказкотерапии Дмитрия Соколова.
Классическая сказкотерапия — это соединение многих методов. Это и психоанализ (вам расскажут, что ваши сказки «значат по Фрейду», что меч — это фаллос, а морская впадина — сами понимаете что. )
Это и групповое разыгрывание сказки — психодрама , гештальт, расстановки, магический театр, плейбэк. Незавершенное действие можно завершить, и узнать то, что скрывают образы, от актеров, играющих эту роль. Это безумно интересно. Пройдя школу сказкотерапии, я стала желанным гостем на любом празднике, ибо такая «групповуха» веселее будет любых увеселительно-массовых игр!
А для самой себя я написала несколько просто изумительных сказок, вызывающих бурю чувств. Эти сказки настолько личные, что не войдут ни в одну мою книгу. Но, Боже, какие откровения там я получила — о самой себе, моей личности, моей судьбе и стратегиях жизни...
Одной из тем для личной сказки была - «мои субличности». Это такой веселый карнавал персонажей, живущих во внутреннем мире. Некоторые дружат, некоторые воюют, а есть те, которые хулиганят. Полезным делом не заняты.
Я дала им конечно, полезное дело. Эта сказка была словно дерево: каждый персонаж вырастал потом в отдельную ветвь.
Сказка страшная (пример номер три).
На моем курсе арт-терапии (в интернете) я столкнулась с проблемой участницы. Участница не могла двигаться дальше и выполнять задания курса: в ней активизировалась детская травма и детская боль.
В 11 лет эта девушка пережила смерть отца, присутствовала рядом. 1,5 месяца назад девушка прошла сеанс системной расстановки по Хеллингеру. Расстановка окончилась травматическим шоком :криком, рыданием, трансовым состоянием возврата травмы. Тренер дал совет «проживать опыт потери отца». Я б такому тренеру... Ну да ладно. Есть психологи, расстановщики, «целители» и прочие тренеры, которые доводят клиента до травмы и там бросают. Как будто
разобрали канализацию, а как почистить — даже совета не дают. Проживай свою боль, жди, пока само…
Итогом расстановки стала тяжелая депрессия. Курс арт-терапии снова вскрыл рану. Выяснив, в чем дело, я предложила ей прочитать сказку (сказка не моя, источник в интернете:
http://vk.com/tam_gde_zhivut_chudovischa) Она так хороша, что приведу ее полностью:
Юна часто думает о Смерти.
Однажды она видела изображение в книжке - Смерть была в черном плаще, она осторожно трогала за плечо какого-то бедного человека, который явно не был ей рад. Почему ее плащ такой страшный и черный, подумала Юна и нарисовала на нем много белых ромашек с синими серединками, потому что желтого карандаша у нее не было.
Ты слишком легко относишься к Смерти, строго сказала Пиллет. Ведь она уводит всех живых существ туда, откуда никто не вернулся. Юна пожимает плечами и продолжает рисовать ромашки, подумывая о том, как весело должно быть там, откуда не пожелал вернуться даже старый ворчливый дед из дома в двух кварталах от них. Когда Смерть в ромашковом плаще еще не забрала его, дед этот постоянно на всех ругался.
В детстве взрослые запрещали ругаться ему слишком часто, поэтому к старости он решил восстановить справедливость и стал ругаться даже на своѐ зеленое мусорное ведро. Скорее всего, и пришедшую за ним прошлой зимой Смерть он покрыл такой отборной руганью, что она еле сдерживала слезы обиды, провожая его в неведомые края. Думая об этом, Юна пририсовывает смерти кулек конфет и пушистого котика на плече.
Где-то далеко (а может, близко) Смерть удивленно нащупывает у себя в кармане сверток шоколадных конфет, ошарашенно оглядывается по сторонам и украдкой сует в рот трюфель с вишней.
Я предложила участнице написать собственную сказку, представив себя на месте этой девочки. И вот ее ответ:
1. Пока читала, не могла наудивляться такому легкому отношению к смерти. Даже позавидовала этой девочке: "Почему я так не умею?" Люблю читать такие вещи - просто, с юмором, новый взгляд на кажущиеся страшными вещи.
Чувство радости, надежды в светлое будущее. И опять удивление - как всѐ просто на самом деле, ведь это вовсе не конец. Как будто я всѐ это время смотрела в узкую щелочку, а тут передо мной распахнули окно и сказали: "Смотри шире!" Но в животе всѐ же закралось сомнение: "А я так смогу относиться? А мне это поможет?"...
2. Сказка
Это был обычный день. Маська с сестрами играла в какую-то занимательную игру, мама суетилась на кухне, а папа отдыхал в своей комнате (страх в животе, как будто что-то внутри сжалось, свернулось).
Вдруг краем глаза, она увидела какую-то фигуру в черном плаще, которая, прошелестев мимо неѐ своим длинным одеянием, направилась в комнату отца.
Маське стало любопытно, что это за гость такой пожаловал и, тихонько толкнув дверь, вошла в комнату...
"Ты кто?" - спросила она с интересом, глядя на него своими наивными голубыми глазами.
"Я - Смерть. Твоему папе пора, его ждут!"
"Ждут? Но он ведь отдыхает. Нельзя ли прийти попозже, уважаемая Смерть, например, после обеда? Наша мама варит его любимый борщ. Вы, кстати, тоже можете присоединиться и отобедать с нами, если конечно не спешите."
Смерть хотела грубо отрезать, что у неѐ план и всѐ такое, некогда ей... Но поглядев в эти светло-голубые детские глаза, смягчилась, и просто сказала:
"Задерживаться не положено. Время пришло, а оно не ждѐт." (хочется плакать, тоска, печаль, губы поджала).
Маська была умненькой девочкой и поняла, что это навсегда и папа больше не вернѐтся. Она обняла его крепко-крепко, шепнула на ушко, что о нѐм позаботится Ангел, который тоже прилетел вслед за Смертью, и отошла в
сторонку. (ступор, замерла, дальше стало тяжело сочинять)
Маська была храброй девочкой, и поэтому осталась до конца. Ей хотелось побыть с папой как можно дольше, чтобы ему не было так страшно. (плачу)
Прибежала мама и стала колотить Смерть руками: "Борщ, борщ дайте поесть, любимый борщ на дорожку!" (зеваю)
Но Смерть, закатав рукава, хорошо делала своѐ дело, что не стоило и сомневаться: "Скоро всѐ закончится. И папа увидит бабушку."
Обессилев от такого активного размахивания руками, мама смолкла.. И, обнявшись с дочкой, она стояла и смотрела, как Ангел бережно укутал папу, положив в колыбель, чтобы отправиться к Богу.
"Спасибо тебе, Смерть, что не мучила папу." И после Маськиных слов, Смерть удалилась, как будто еѐ здесь и не было никогда...
"Мама, папе и правда ведь Там будет хорошо? "
"Да, моя дорогая. Душа всегда Там успокаивается, если здесь ей не было покоя."
И Маська, уткнувшись в мамины объятия, всплакнула. Но это были не слезы утраты, а слѐзы радости, что наконец-то папа перестанет страдать и снова будет счастлив. И неважно где, здесь или Там. Главное, что СЧАСТЛИВ.
Спустя время, Маська поселилась в комнате отца. И часто по ночам он приходил к ней с весточкой оттуда, что ему там нравится, у него всѐ хорошо. А Маське было радостно от того, что папа о ней помнит и делится с ней своим счастьем.
И это было УЖЕ ХОРОШО, ибо уже не было шока, крика, рыдания.
Но... было еще над чем поработать. И я предложила: Сочините теперь такую сказку, как будто все в семье знают, что папе скоро надо умереть. Ему пришел по почте билет в Прекрасную Райскую страну. И он волнуется, конечно, потому что никогда туда раньше не ездил, и немного грустит оттого, что нельзя взять с собой своих родных .
А вы с мамой должны его успокоить, чтобы он не волновался за вас. Убедить его, что он может ехать в Райскую страну и ни о чем не беспокоиться: вы сами справитесь здесь без папы, а потом догоните его, когда вам тоже пришлют по почте билетики.
Дочке надо пообещать папе, что она будет благоразумной, пока его нет рядом, будет помогать маме и дружить с сестрами, а еще узнает все-все, что в мире есть интересного, а потом расскажет папе, когда его догонит. Мама пусть на прощание накормит папу борщом, закутает шарфом и прижмет к сердцу, передавая всю любовь.
И она написала! Вторая ее сказка уже была умиротворенной.
Дочки убедили папу, что ему не надо ни о чем беспокоиться. И сами не беспокоились ни о чем. Все переезжают в Райскую страну, когда время приходит.
-Как самочувствие после сказки? Если сказка была прожита искренне, затрагивая чувства, то она словно протачивает дырочку в плотине горя, и через дырочку утекают стрессы и боль. И плотина размывается, душе становится все легче и легче. Сказка действует долго.
– Да, Афина, облегчение однозначно есть. Вообще, когда писала сказку, в душе был покой, и даже некая умиротворѐнность. Внутри ощущалось смирение и было полное принятие того, о чѐм пишу. Как будто и правда душа перестала сопротивляться и бороться против этой боли и приняла всѐ как есть, пережив до этого все стадии потери. Сегодня мне намного легче.
Вот таким оно было, наше путешествие в «Страну Сказки».
И я надеюсь, что из этой небольшой книги вы извлечете действенный ИНСТРУМЕНТ самоосознания и приведения в порядок своей души.
Да, а вы думали – «Проснулся сам – приведи в порядок планету», как говорил Маленький Принц? Да нет, рановато еще планету. Сперва – умыть лицо и душу привести в порядок. Вытряхнуть грязь, мусор негативных чувств. Убрать плотины горя. Цветочки посадить.
...
Автор статьи Афина Сафонова, 2014г.
У ребенка (7,5 лет) в сказках часто встречается <гора, дойти до горы, перейти через гору>.
Мое воображение сфокусировано на экшн сценах с кучей крови и ярости. Последний персонаж получил себе руку демона и теряя контроль рвет ей людей на куски, в промежутках в панике слоняясь по городу.
Интересная методика, не знал. Символдраму-то практиковал сам с собой, полезная штука, а эту попробовал - не работает по неизвестным причинам. Может в каких-нибудь дальнейших попытках выйдет.
а где гарантия , что сказкотерапия лечит ? ..... как бы наоборот не получилось..... вытащишь своих монстров на поверхность- а они оп , и съедят тебя тёпленьким , только сандалики и останутся..............