показывать просмотренные посты
1093
Цена на ценнике и кассе. Лайфхак от Ленты
130 Комментариев в Бизнес  

Навеяло постом про несовпадение цены на ценнике и кассе ( http://pikabu.ru/story/podnimaya_volnu_quotoshibka_v_tsennik... ).

В ленте, по ходу, мастеркласс кассирам на этот случай провели. Неоднократно наблюдал ситуацию, не совпадает цена на кассе, покупатель начинает кричать, мол вы обязаны продать по той цене, что указана на ценнике иначе я обращусь в ЗПП у меня фотографии есть. Продавец совершенно спокойно отвечает, что бы туда обратиться, у вас должен быть чек, что бы был чек, вы должны сейчас оплатить товар по той стоимости, которая пробилась на кассе. Вам же нужны какие-то официальные докозательства. Так же, вы можете сейчас оплатить товар, написать заявление, и обратиться на стойку администрации, там вам скорее всего вернут разницу. После этого, покупатель начинает подвисать и как правило либо тупо отказывается от товара, либо оплачивает по той стоимости, что пробивается на кассе. Ни разу еще не видел, что бы кто-то после кассы шел на стойку администрации...

61
Как мы строим бар (интерьер) (ч. 2)
13 Комментариев в Бизнес  

Огромный салам пикабушникам и моему огромному количеству подписавшихся! Честно, я в шоке, это очень приятно) И чтобы не заставлять вас ждать, решил запостить небольшую "затравочку". Расскажу о мааааленькой детали целой картины.


Итак, как вы помните у нас бар эпохи "сухого закона" и то время запомнилось всем отдельными личностями, такими как Аль Капоне и Лаки Лучано. Кому стало интересно оставлю на всякий случай ссыль https://ru.wikipedia.org/wiki/Американская_мафия


Снова покапавшись на просторах сети наткнулись на интересную идею детали интерьера. Всё гениальное уже придумано и мы позаимствовали идею, скажу сразу: жаль что мы до этого не додумались сами(

Как мы строим бар (интерьер) (ч. 2) моё, длиннопост, Стройка века, дизайн, идея, бар, алматы

Автомат Томпсона. По мне легендарное оружие тех времён. Мне кажется, почти под каждой столешницей бара прятался такой "аппарат" или в футляре от скрипки:

Показать полностью 10
393
Бизнес как игра [4]: они там все дураки — или как работает бизнес-модель
54 Комментария в Бизнес  

Была такая история: нужно было дозаказывать на каждую точку (тогда было 25 магазинов) товар: настольные игры и игрушки. Есть три варианта построения процесса:

— Товар заказывает исключительно робот по просчитанной нами длинной формуле.

— Товар заказывает исключительно руководитель магазина сам любым способом.

— Товар заказывает робот, но руководитель магазина может изменить до 10% заказа.


Мы попробовали и сравнили. Тогда в маленьком опыте победила холодная математика. Точность прогноза робота – больше 99%. Точность прогноза руководителя магазина может быть выше, и он будет замотивирован сам продавать больше «нравящегося» товара, но на один оглушительный успех приходится 5-6 нерациональных ситуаций, вызывающих потери больше. Даже ансамбль прогноза робота и старшего оказался не столь эффективным, как голая математика — но он имеет чисто мотивационные преимущества.


Надо сказать, что формулу мы оттачивали на том, что загружали «в робота» продажи, скажем, за 2010-2013 годы, а потом просили предсказать на 2014-й. И делали это в 2015-м, то есть могли сравнить его выкладки с тем, что случилось по факту. Вот, например, сравнение простого прогноза со сложной моделью Хольта-Винтерса по одному из товаров:

Бизнес как игра [4]: они там все дураки — или как работает бизнес-модель бизнес, продажа, модель, бизнес как игра, длиннопост

Никто не мог поверить, что робот знает лучше. Да, он смотрит на историю продаж, и может выделить праздники типа 8 марта. Да, он знает, что такое транспортная коробка, что такое минимальный запас на витрине, с какой скоростью поставщики могут отгружать товар и так далее. Но это же всё знает и владелец точки. И ещё у старшего есть спрос – то есть когда люди здесь и сейчас что-то хотят, он может на это мгновенно реагировать. Но такая реакция часто оказывается ошибочной.


Психологически это крайне непонятно. Как так, тупая формула работает лучше, чем живой человек, который в курсе ситуации? А вот работает же. Потому что если робот ошибается, он это делает на одном-двух «горячих» товарах с нестабильным поведением, что человек смог бы легко предсказать. Но при ассортименте в несколько тысяч товаров человек не может следить за всем сразу. А шерстяному волчаре железному другу вообще пофиг, он одинаково хорошо перемалывает каждый товар. Vigilo Confido. И итоговая прибыль получается выше, потому что много мелких эпизодов складываются в большое число.


Каждый раз, когда руководитель франшизы по городу смотрит на нашу модель и думает, как бы так отойти от неё в сторону, чтобы было лучше, я вспоминаю историю с этим роботом. Принцип тот же: как же так, не может Москва, которая сидит где-то далеко, знать лучше меня, как работать в городе. А для Москвы всё выглядит тоже забавно: как же так, не может же человек без опыта десятков магазинов принимать интуитивные решения.


В итоге мы умеем считать и обладаем опытом, но им мало кто пользуется. Такова реальность – каждый владелец франшизного магазина должен сам немного походить по граблям, чтобы потом понять, что рекомендации в 300-страничной инструкции – это не просто так. И лучше их делать. Потому что модель часто лучше импульсивных решений.


Но всё равно я регулярно слышу фразу «у нас особенный город, поэтому мы решили, что можно делать больше того-то, а вот это не зайдёт». И уже давно не расстраиваюсь, а просто прошу сравнить и посчитать потом.


Тут ещё надо понимать, что для кого-то управление точкой – это желание заработать, а для кого-то – желание порулить по кайфу. Кто-то едет на машине из А в Б, а кто-то просто катается. С учётом, что в случае точки это деньги владельца, - мы не против, пока это не мешает всей сети в целом (обычно не мешает, если, например, какой-нибудь товарищ не устроит SMS-рассылку по клиентам).


Ну а потом, когда приходят деньги где-то в районе двух миллионов в год в небольшом городе – находятся другие развлечения, и владелец точки старается превратить бизнес в процесс.


P.S. Это продолжение своего рода внутреннего обучения Мосигры для руководителей, которое я выкладываю в бизнес-сообщество на Пикабу. Это вещи для принятия решений в непонятной ситуации. Предыдущие посты можно найти у меня в профиле. Со всеми выкладками можно спорить, это не истина в последней инстанции, естественно, а наше личное видение.

Показать полностью
116
Туристический бизнес [7]: когда и как появляются дешевые туры
22 Комментария в Бизнес  

Я уже рассказывал про стандартные случаи: очень раннее бронирование (в начале года на август, например), горящие туры (которых скоро почти не останется, скорее всего) и прочее. Есть ещё несколько интересных вариантов. Кстати, отвечающих на вопрос «Как за 680 рублей можно жить в двухместном номере 4 ночи».


Во-первых, крупные туроператоры – это очень большие компании. Их прибыль зависит во многом от отелей и от авиакомпанией. Авиакомпанию они себе пока позволить вряд ли смогут, а вот отели покупают или участвуют в строительстве ещё как.


Например, в Сочи и Адлере есть пара мест, где туроператор купил отели и старается их наполнить любой ценой, ставя низкую планку проживания. Скидка пришлась на отель, а заработает ТО на всём остальном. И – та-дам! – можно выкупить этот отель отдельно от тура за те самые волшебные 68 – 210 рублей в сутки. Надо знать рыбные места, ну, или потратить 10 минут на то, чтобы разобраться с поиском.


Кстати, ещё туроператоры могут покупать достопримечательности. Например, в Китае открытое акционерное общество «Шаолинь» как минимум блокпакетом принадлежит местному крупному туроператору (а тот в свою очередь имеет государственное участие). Они там построили канатную дорогу и строят объект выше основного комплекса. Как закончат, очевидно, это всё довольно быстро окупится за счёт внутреннего китайского рынка.


Во-вторых, дешёвый тур образуется по направлению, где возник неожиданный спад туристов. Так было с Турцией (и в этом году они ещё не восстановили цены, даже во второй половине мая есть хорошие варианты за 14 тысяч с перелётами на двоих). Повторюсь: по массовым направлениям цена пересчитывается очень часто. Если вы решили поехать в Могилёв вместо Мадагаскара, попроверяйте цены ещё 5 – 6 дней. Может всплыть вариант на 20% дешевле.


В-третьих, можно поймать единичный вариант из-за чьей-нибудь отмены, из-за внезапно снятой массовой брони, просто может пересчитаться направление по авиабилетам из-за вообще других пассажиров (не туристов) – в общем, что угодно. Это очень быстрые варианты, они часто доступны 2 – 3 часа, но и их можно поймать при определённом усердии. Если авиабилеты к вылету обычно только дорожают, то туры прыгают – они будут не такие дешёвые, как при раннем бронировании, но могут спуститься почти до него.

38
Выставка? Заберите, распишитесь. Бесплатно
14 Комментариев в Бизнес  

Здравствуйте, друзья!

Весна, скоро лето, уже начинается сезон выставок и прочих мероприятий для малого и не очень бизнеса, мы, в свою очередь, знаем, что среди пикабуников много самозанятого населения и людей из рекламы, в силу чего даём возможность использовать наши левитационные стенды абсолютно бесплатно на день-два, срок будем обсуждать индивидуально.

Комент для минусов прилагается

ПС:просто хотим сделать добро единоресурсникам

ПС2: если будет желание, можем написать пост о начале работы, клиентах, ухода от Китая и в целом, о бизнесе основанном на левитационных стендах.

Выставка? Заберите, распишитесь. Бесплатно халява, реклама, бизнес, выставка, длиннопост
Показать полностью 2
65
Как я делаю посещаемый сайт про бизнес - часть 2.
59 Комментариев в Бизнес  

Соррян, что долго не писал. Было над чем подумать:)


Напомню, что я поставил цель: сделать за год посещаемый сайт (минимум на 10000 человек/день), слил на это уже больше 200К денег и не собираюсь останавливаться.


После первого поста получил очень много полезной информации в комментариях. Поэтому потребовалось время, чтобы все переосмыслить.

Громадное спасибо пикабушникам за советы. Практически все по делу. Разберу основные.


Дизайн.

Главная претензия была к дизайну "как у школьного блога". Было вот так:

Как я делаю посещаемый сайт про бизнес - часть 2. бизнес, стартап, текст, работа, Предпринимательство, двапроцента, длиннопост

Согласен, не очень похоже на серьезный бизнес-журнал. Поэтому дизайн в срочном порядке переделали. И стало вот так:

Как я делаю посещаемый сайт про бизнес - часть 2. бизнес, стартап, текст, работа, Предпринимательство, двапроцента, длиннопост

На мой взгляд стало посимпатичнее. В любом случае, ребята, еще раз спасибо за критику.


Другие полезные советы.

Было ошибкой делать проект на "свежем" домене и стоило купить какой-нибудь старый, с историей.

Да, согласен. Но это уже не исправить. Будете пилить свой сайтик - не повторяйте мою ошибку.


Повысить технические показатели по Google PageSpeed, сделать https.

В процессе исправления.


Не платить так много денег за контент.

Ну тут спорное утверждение. Сейчас один обзор франшизы обходится мне в 350 рублей. Большая статья вроде "Субсидии и гранты бизнесу в 2017 году" в 1000 рублей. Пересказ бизнес-книги в 500 рублей.

На мой взгляд, норм цены. Конечно, можно найти копирайтера и по 20 рублей/1000 знаков, но что это будет за качество?


И большая проблема с реальными историями провалов бизнеса. Не могу понять, где их брать. Копирайтеры, конечно, могут написать сказку. Но нужны именно реальные истории от реальных людей, которые попробовали сделать бизнес и у них не взлетело.

Открытый вопрос. Повторю, что за реальные истории готов платить деньги. Если что - пишите в почту.


Продвижение в социальных сетях.

Ох, тут все тяжело. Я уже писал, что в первый раз попал с одним SMM-щиком, который просто взял деньги и ничего не сделал. Потом вроде нашелся второй, толковый. Начали работать по 2 рубля/подписчик в группы Фейсбук и Вконтакте.

И по-началу все нормально шло. Первый тест дал почти 1500 человек в фейсбуке и 2000 вк. Но при детальном рассмотрении оказалось, что это пустая аудитория. Либо боты, либо офферы, не знаю. Понятно одно - на сайт эти люди не переходят, толку от них нет.

Сейчас приходится разбираться в этом самому. Честно признаюсь, немного неловко себя чувствую, когда прошу совета у 16-летних школьников в группах типа "админы пабликов". Но что делать. Пока сосредоточился только на вконтакте. Использую "белые" методы, рекламу в группах и таргетинг. Привел 1000 человек. Живых. Получается дорого, почти по 5 рублей человек. Зато живые.

Как я делаю посещаемый сайт про бизнес - часть 2. бизнес, стартап, текст, работа, Предпринимательство, двапроцента, длиннопост

Буду учиться дальше. Цель в 100К подписчиков никто не отменял.

Блог.

На сайте есть блог, в который пишу сам. Две недели "рожал" статью про фондовый рынок. Именно настоящий фондовый рынок, на котором можно купить Газпром, Кока-Колу и Тинькова, а не лохотрон-Форекс. Получилась здоровенная простыня текста. Будет обидно, если ее в итоге прочитают 10 человек. Но все равно постараюсь писать еще.

В процессе, кстати, возникла идея сделать еще один, самостоятельный блог на отдельном домене. И добавить к темам бизнеса немного про жизнь, секс, отношения и всякое такое.

Пишу я вроде бы неплохо. И если сделать блог анонимным, не ограничивать себя в подборе лексики... Согласитесь, пара крепких выражений никогда не вредили хорошему тексту. Подумаю над этим.

Текущие результаты.

За месяц потрачено примерно 50К. На контент, дизайн и продвижение.

Посещаемость держится на уровне 50 человек/день, что всего лишь в 200 раз меньше цели:)

Но цифры постепенно растут. И это радует. Особенно, радует, что по-немногу идет SEO-траффик. Специалисты говорят, что первые полгода сайт для поисковиков находится в "песочнице" и не воспринимается всерьез. Посмотрим.

Как я делаю посещаемый сайт про бизнес - часть 2. бизнес, стартап, текст, работа, Предпринимательство, двапроцента, длиннопост

Пожалуй, на этом все. Как видите результатов, которыми можно гордиться, пока нет.

Такие дела.

Показать полностью 4
27
Что делать, когда клиент говорит "нет"
10 Комментариев в Бизнес  

Расскажу вам о ситуациях, когда клиент не хочет у вас покупать. 

Что делать, когда клиент говорит "нет" психология, продажа, обучение, бизнес, отношения, сервис, сделка, деньги, длиннопост

Все продавцы сталкиваются с ситуациями, когда клиент говорит «нет»: «Я подумаю», «Мне нужно посоветоваться», «Не ожидал, что цена будет такой», «Я не планирую сейчас совершать покупку», «Я вам перезвоню» и т.д. Что на самом деле значат типичные фразы и почему продавцам приходится их слышать?


Вышеперечисленные отказы можно разбить на три большие группы согласно причин их возникновения:


1) Вы не отработали возражение (не выявили потребность, клиенту не хватило информации)


2) Клиент действительно не собирался ничего покупать ни у вас, ни у кого-либо другого.


3) Вы не понравились клиенту.


Глядя на первый пункт, становится ясно, что необходимо грамотно отработать возражение с помощью доступных вам инструментов техники продаж. Вернитесь на этап выявления потребности и работайте до тех пор, когда Вы увидите какие выгоды вашего продукта решат его проблему.


Второй пункт достаточно интересный, т.к. порой для менеджера по продажам осознание того, что клиент ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не хочет ничего покупать, бывает откровением и менеджер может оказаться не готов к такому развитию событий. Что в этот момент происходит с менеджером?


«Как же так, не может быть, я потратил час времени впустую. Что, и все?»


Разочарованный менеджер испытывает досаду, раздражение, непринятие, отрицание, усталость, злость. Почему это происходит и как с этим справиться? Стоит сказать о наложенных ожиданиях. Чаще всего менеджер накладывает тройное ожидание:


- спроецированное на себя самого (я продам, доведу сделку до конца)


- ожидание от клиента (все понравится, возражать не станет, и он должен купить)


- на ситуацию (благоприятная обстановка для заключения сделки, ничто не будет отвлекать)


Накладывание ожиданий – естественный механизм, который происходит от здорового желания планировать, контролировать ситуацию. Как только что- то начинает идти не по плану, вы не только теряете контроль, но и способность использовать те ресурсы и возможности, которые предоставляет ситуация, тем самым вы ставите себя и клиента в искусственные ограничения, в рамки.


«Чем выше ожидание, тем сильнее разочарование».


Сами по себе наложенные ожидания не являются чем-то плохим или криминальным. В определенных ситуациях они помогают в сложных ситуациях: когда вы готовитесь к встрече с клиентом и точно знаете, какие могут возникнуть возражения, знаете, что встреча будет стрессовой. Это позволяет вам мобилизовать ресурсы для разрешения конкретной ситуации.


Если вы постоянно ожидаете от себя 100% результатов, и этого не происходит, это может стать причиной неуверенности в себе, чрезмерной самокритики, недовольства собой, сомнения в своих способностях, в конце концов появления сомнений о правильности выбора сферы деятельности.


При регулярном накладывании ожиданий на клиента, вы разочаровываетесь в человеке, подумав, что он тупой, бедный, ничего не понимает, пришел поскандалить, тратит ваше время. Со временем это может перейти в избегание определенной категории клиентов, например, одетых не так, как вы ожидаете, и вы думаете, что они не могут позволить себе покупку.


Когда мы говорим о накладывании ожидания на ситуацию, чаще всего речь идет о товаре, рабочем месте. При неконтролируемом ожидании происходит разочарование в качестве товара, его выгодах и нужности для клиента, плохом рабочем месте, магнитных бурях, плохой погоде и т.д.

Одним из аспектов накладывания ожиданий, на который также следует обратить внимание, является перекладывание ответственности. Наш мозг устроен таким образом, что долго винить себя он не может, так как это деструктивно. Чтобы этого не происходило, мозг ищет причину извне. Например, вы ожидали, что клиент купит у вас определенный товар, этого не происходит, и вы можете сказать себе: это не моя вина, я все сделал правильно, клиент попался бедный, жадный, товар некачественный, цены завышены, бардак в офисе и т.д. Со временем это может войти в привычку, вы можете потерять способность критически оценивать свои действия, а это приводит к стагнации в профессиональном развитии.


Третий пункт: Вы не понравились клиенту.

Здесь хочу обратить ваше внимание на два момента, которые влияют на восприятие Вас клиентом. Первое- это, конечно же, профессиональные навыки, среди которых знание продукта, условия работы с Вашей компанией, знание рынка по вашей сфере деятельности в целом. Если менеджер некомпетентен в своей области, клиент это увидит, и вряд ли захочет с ним работать.


Второе- ваше отношение к тому, что вы делаете, к товару, компании и клиенту. Если вы настроены негативно, у вас не будет никакого желания помочь клиенту решать его проблему и клиент обязательно это почувствует, ведь у каждого человека в той или иной степени развита эмпатия.


Итак, причины отказы могут быть самые разнообразные, можно искать готовые ответы, кейсы и так далее. Можно также принять во внимание, что все исходит от нас и посмотреть на то, как мы реагируем в той или иной ситуации. Предлагаю начать работу с себя. Как вы реагируете на отказы? Как ваше восприятие влияет на отношение к работе и клиенту? Проанализируйте ваши ожидания. Учитесь их контролировать. Отказы неизбежны и это нормально. Если вы любите своих клиентов и хотите им помочь- они ответят вам взаимностью.

Показать полностью
660
Как не нужно размещать рекламу
23 Комментария в Бизнес  

Ведем информационный портал в небольшом городе. Трафик невысокий, но эффект более чем хороший из-за фокуса на аудитории.


Один из заказчиков в пятницу вечером размещает рекламное объявление.


Посыл такой "Купите 4 литра масла таких-то производителей и получите фильтр в подарок. Акция действует только 9 апреля".



Проанализируем, что из этого получилось.


1

Фактический срок размещения рекламы - суббота и небольшая часть воскресенья.


2

Трафик в выходные дни на новостных сайтах самый низкий.

Но предположим, что всеми правдами и неправдами новость среди остальных прочитало 500 человек.


3

Анализируем дальше.

31% населения имеют автомобили. С поправкой на региональность и аудиторию сайта, информация будет актуальна в лучшем случае у 40% увидивших.

т.е. 500 человек сократились до 200.


4. Условия акции.

В акции участвует масло 2-х марок, одна популярная, другая не очень. Всего их 7.

Т.е. процент попадания составляет чуть больше 28%.


В остатке 56 человек.


5.

Последние вопросы.


Сколько из них нуждаются в замене масла сейчас или в ближайшее время?


Сколько из них готовы сменить магазин ради выгоды в 200 р.?

(в небольших городах лояльность очень высока, все друг друга знают)


А сколько готовы в выходной день куда-то ехать?



Закономерный итог: 0 посетителей по акции.


Клиент расстроен и считает сайт плохой площадкой для размещения.

Показать полностью
1430
Наглость - "третье счастье"
229 Комментариев в Бизнес  

Навеяло постом @ViBo, о том, какие нынче плохие заказчики пошли, а мы мол белые и пушистые (http://pikabu.ru/story/naglost__vtoroe_schaste_4988976)... Работаю по ту сторону баррикад с различными веб/дизайн студиями. Хотелось бы немного рассказать про то, с чем приходится сталкиваться чуть ли не каждый день.


1) Почему-то в большинстве веб-студий думают, что любой заказчик - человек, который только вчера подключился к интернету.

2) Исходя из первого пункта, большинство веб студий, начинают продавать "воздух".


На примере, одного из последних заказов. Обратился старый знакомый, мол нашел контору, которая сделает ему сайт, нужен своеобразный куратор, т.к. в этом они ничего не понимаем. Нужен был своеобразный сайт "визитка" с индивидуальным и уникальным дизайном (главная страница, мини-каталог на 10 позиций с их описание (фотки и описания есть в наличии). Страница с описанием производства, контакты, в общем, стандартный набор.). Ок, пишется ТЗ, составляется смета - овер дофига бабла.


Начинаем рассматривать смету...


Аренда сервера - 90 000 руб/г (7 500 р/м)

Настройка сервера - 18 000 руб (2 000 руб/час)

Регистрация домена - 5000 руб

Установка и установка ruby on rails на сервер - 23 000 руб

Поддержка и обновления сервера - 36 000 руб (3 000 руб/м)

Установка CMS на сервер - 12 000 руб


Итого, 184 000 тупо за "воздух", шлются лесом, через долгие переговоры, кривя рожей, соглашаются, что все тоже самое, сделает программист с нашей стороны. Итого 184 000 превращаются в 15 000 (ну нафиг не нужен выделенный сервер под сайт визитку)


Далее идет "Уникальный дизайн" - 400 000 руб, ок, контора не бедная, позволить себе может. Но даже тут, начинаются косяки - на протяжении двух недель, шлются шаблоны c TemplateMonster, из работы ручками - только вставка логотипа в шаблон. Из-за горящих сроков, убиваем статью "уникальный дизайн" и превращаем её в "адаптацию шаблона".


Дальше начинаются сорванный сроки, кривая адаптация, нытьё о том, какой я мудак и тд и тп... Собственно, в РФ, по подобному же сценарию, работает наверное процентов 90 контор "дизайнеров и сайтостроителей"


Поэтому, иногда даже смешно становится, когда подобные конторы начинают просить предоплату 50-100%... И ведь что самое интересное... большинство заказчиков, не зная подобного, соглашаются...

73
Ошибки предпринимателя в сфере услуг - личный опыт (ч. 4)
6 Комментариев в Бизнес  

Доброго времени.


На связи юрист Иван Бардов в режиме "не-юриста" с очередным постом о предпринимательских ошибках и их анализе.


Примеры обезличены и по возможности представлены в общих чертах, чтобы были актуальны не только для юридической деятельности.


Традиционно, дисклеймер: я не маркетолог, не бизнес-коуч, и не пытаюсь им казаться, всё описанное ниже — описание моих способов жевать кактусы и наступать на грабли.


Предыдущие посты:

Ошибки предпринимателя в сфере услуг - личный опыт (ч. 1)

Ошибки предпринимателя в сфере услуг - личный опыт (ч. 2)

Ошибки предпринимателя в сфере услуг - личный опыт (ч. 3)


В предыдущих постах на эту тему были разобраны 9 ошибок, поэтому здесь начинаем с номера 10.


10. Доверие к клиенту


Не раз и не два у меня возникали ситуации, когда информация или данные, полученные от клиента, не соответствовали реальности. Дело в том, что некоторые люди либо очень избирательно забывают важные сведения, либо почему-то думают, что если скрыть информацию и/или предоставить её не в полном объёме, то это может пойти на пользу.


В моей сфере это очень распространённая проблема: клиенты иногда думают, что если тебя обманут, недоскажут что-то (зачастую не очень приятное о своих действиях) то ты сможешь, видя эту искажённую интерпретацию реальности - в её истинности убедить всех остальных.


Но это не так. Обманывать того, кого ты нанимаешь помочь решить проблему — не самый рациональный подход, поскольку это даёт как минимум неполную картину проблемы, либо неверное её понимание. При этом все остальные (процессуальные оппоненты) видят полную картину, что уже даёт им преимущество.


И это очевидно, но почему-то очевидно не всем.

В основном это не критично: клиент говорит одно, а по документам другое — и ты просто сам решаешь, чему верить (разумеется, приоритет документам), в таком случае просто остаётся неприятный осадок, но проблемы нет.


Но после того, как несколько раз истина открывалась в последний момент, что кардинально меняло либо многое, либо вообще перечёркивало полезность и применимость уже сделанной работы, а мне приходилось в лучшем случае всего лишь переделывать массу документов и выглядеть дураком, то пришлось ужесточить условия договора.


Если раньше у нас была просто предусмотрена обязанность клиента предоставлять документы по запросу и не скрывать важные для работы данные (что, собственно, в интересах клиента), то теперь мы вправе расторгнуть договор в случае предоставления ложных данных или непредоставления (по запросу или без него) имеющих существенное значение документов и информации.

Изменение этого условия на более тоталитарный вариант сразу же повлекло увеличение времени согласования договора с клиентами, но с другой стороны — это тоже плюс: сознательный клиент и без того обманывать не станет, да и все данные предоставит, а несознательный клиент нам не нужен.


11. Длительная переписка до заключения договора и получения аванса


Иногда не получается сразу понять, что хочет клиент, сможешь ли ты быть ему полезен, какая нужна услуга и сколько вообще это может стоить. Такое часто случается, когда ситуация нетипичная, у клиента есть какая-то проблема, а клиент сам не до конца понимает, нужно ему её решить сейчас или потом, и каким из предложенных вариантов он хотел бы её решить.

В моём случае развитие событий обычно происходит следующим образом. Клиент описывает проблему, присылает ворох документов, задаёт 100500 поверхностных вопросов (иногда одни и те же, но «под другим углом»). Я это всё изучаю (трачу время), отвечаю по существу — не слишком развёрнуто, но и «не теряя лица», хоть с минимальным, но обоснованием (трачу время). Клиент берёт тайм-аут, через некоторое время снова появляется, звонит — пишет, заново задаёт одни и те же вопросы, происходит переливание из пустого в порожнее (я опять трачу время), и снова пропадает.

Так может повторяться несколько раз, при этом каждый отдельный случай такого общения не всегда «тянет» на платную услугу, но суммируя всё вместе в голове вырисовывается уже значительное количество потраченного времени, которое никто не оплатил.

Иногда такая вялая переписка даже доходит до согласования и отправки договора на оказание услуг. Правда, после его отправки, никто подписанный экземпляр с печатью из таких «клиентов» не присылает, и больше практически не обращается.


Один из подвидов таких «клиентов» в моём случае - крутые предприниматели, которые ведут такое общение сразу с многими исполнителями, собирая со всех информацию по крупице и затем выбирая наиболее экономически выгодный вариант.


Другой подвид, как ни странно, фотографы, которые пишут с «предложениями сотрудничества» в связи с тем, что утащили их фото, а теперь они хотят наказать нарушителя и взыскать с него побольше. Сначала просят консультации бесплатно (а я трачу время), потом «да-да, давайте работать», периодически задают вопросы разной степени сложности (я опять трачу время), затем пропадают, а потом я узнаю, что они уже нашли на решение этого вопроса другого юриста (который либо подешевле, либо поближе — не нужно тратиться на командировки) и вполне себе судятся с нарушителями.

Самое смешное, что каждый из описанных выше фотографов в своих соцсетях постил про то, что труд фотографа совершенно не ценится, все норовят у них выцыганить бесплатную услугу, и что за всё нужно платить :-)

При этом мне никто из фотографов не маякнул, ни намекнул, и не предложил компенсации за моё время (к слову, у меня были случаи, когда несостоявшиеся клиенты сами предлагали компенсировать мои уже имеющиеся трудозатраты).


Не всегда вышеописанные «клиенты» являются халявщиками или крутыми предпринимателями, т. к. наблюдение со стороны за их бизнесом часто показывает, что это просто разгильдяйство, и такое разгильдяйство у них везде.

Но тем не менее, потраченного и неоплаченного времени жаль, поэтому вопросы о заключении договора и оплате услуг я решил ставить как можно раньше, и общение не затягивать. Вносят предоплату - работаем серьёзно, нет предоплаты - всё очень ограничено.


Таких «клиентов» много, а я, как говорится, у мамы один.


12. Доверие к сторонним исполнителям.


Наконец-то, ошибка не в отношениях «клиент» - «исполнитель» :-)

Не всегда всё получается делать самому, и не всегда есть такая возможность, поэтому приходится привлекать исполнителей со стороны (в смежной сфере услуг или просто из другого города).

Мне раньше всегда казалось, что если человек говорит «отправлю завтра», то это означает, что он отправит завтра. Ну или послезавтра. В крайнем случае — в течение недели, мало ли что случилось. А если говорит «я отправил», то он действительно отправил. Если человек сказал, что отправил, то зачем я ему буду звонить и переспрашивать — а точно отправил?


На практике, однако, оказывается, что не всё так просто. Например, сделали, но не то. Или отправили не туда. Но это ещё поправимо. Самое худшее, это когда вообще не сделали в срок, а сказали, что сделали.


После того, как я попал в эту не очень приятную ситуацию, поверив такому исполнителю и не проконтролировав жёстко его деятельность, а выяснилось это спустя 2 (два) месяца, я резко понял, что лучше пусть я немножко понапрягаю или основательно прокапаю ему мозг, чем ещё хоть раз допущу такое. Потому что это очень легко может привести к провалу задачи клиента, перед клиентом виноват буду всё равно я, а не кто-то, привлечённый мной, и репутация страдать будет моя, а не чья-то там.


Вроде бы, банальная ситуация, которая лечится воплощением метода «доверяй, но проверяй», но вежливость и скромность сделали своё. И ещё лишний раз я убедился — быть вежливым и скромным нужно очень в меру, ибо это зачастую вредно.


На этой радостной ноте, пожалуй, и закончу.

Всем спасибо за прочтение :-)

Показать полностью
76
Туристический бизнес [5]: что надо знать про медицину в туре
19 Комментариев в Бизнес  

Самая дешёвая медстраховка, как правило, не включает ничего сверхнеобходимого. Первое самое необходимое туроператору – чтобы ваше бренное тело, в случае чего, привезли на родину, заморачиваться с этим никто не хочет. Второе важное – чтобы страховка соответствовала нормам визовой службы. В Шенгене, например, есть минимальное покрытие в 30 тысяч евро – без него не дадут вожделенную визу.


А дальше страховая сделает всё, чтобы вам отказать. Не всегда, но готовьтесь – им лишние оплачиваемые случаи не особо нужны. Вот что нужно учесть:


1. Алкоголь. Если вы выпили рюмку в баре и пошли гулять, а потом получили травму – вам откажут в компенсации по большинству «лайтовых» страховок. Любое поступление в больницу с запахом алкоголя – сразу готовьтесь, лечитесь вы на свои. Это весьма неприятно во множестве стран, а решается покупкой нормальной страховки на 100-200 рублей дороже.


2. Зубы. Стоматология крайне редко входит в медстраховку, иначе все бы летали лечить зубы только в туры. В нормальных документах прописано чаще всего другое – не компенсируются хронические заболевания и ваши венерические приключения любой свежести. То есть если зуб болел ещё в России – компенсации не будет. А если его выбили добрые туземцы или вы сломали его, пытаясь покусать рояль в холле отеля – вам сделают новый за счёт страховой.


3. Отель и питание на время лечения. Если врач решил не класть вас в стационар, но и при этом вам нельзя лететь, то в «лайтовых» страховках никто не подумает вам компенсировать проживание в стране. Билеты – да. Если вы проведёте всё это время в больнице – пожалуйста. А вот промежуточный случай – нет. Проверяйте этот пункт в договоре.


4. Звонки по первой помощи. Страховая оказывает не только прямую практическую помощь, но и может помочь «на месте», если никто из вас не владеет навыками доврачебной помощи. Попробуют разобраться по симптомам, что случилось, помогут с функциональным положением пострадавшего, скажут, что нельзя делать и т.п. Поэтому если вы где-то в безлюдной местности, всё равно иногда стоит звонить.


Дальше, обратите внимание на свою карточку Visa. Если она у вас Gold или выше, вам доступна служба International SOS – медицинская и юридическая поддержка. Вот детали:


http://www.visa.com.ru/ru/ru-ru/personal/cards/gold/benefits.... Если коротко – они точно так же помогают советом (в том числе, если вас пытаются арестовать), могут вызвать к вам врача, найти адвоката (даже в России) или отправить куда надо. На некоторых планах есть определённые повышенные овердрафты после попадания в чрезвычайную ситуацию – например, если вы остались вообще без денег, но с картой, вам дадут упасть ещё на 1000 долларов вниз, потом вернете после приезда. Обратите внимание на последний пункт условий по ссылке – часть услуг будет доступна только тогда, когда вы оплатили картой билеты.


Следующая линия поддержки по медицине – это ваш гид. Даже если вы отцепились от группы, всё равно держите его телефон под рукой – на случай проблем он точно знает, что делать и как. Если страховка у вас от туроператора, то по ней можно стучать к нему – чаще всего он сам дозвонится до их колл-центра и всё сделает.


Следующий момент – медпункты отелей. Они обычно работают бесплатно – вы заплатили за эту услугу вместе с номером. Обычно они нужны, чтобы мазать ожоги и всё такое, плюс резко вызывать скорую, если вдруг поплохело. Если рядом нет гида, уточните на стойке, оплачиваются ли медуслуги отеля, и если нет – лучше обращаться туда, чем рисковать самолечением.


В транспорте обычно есть медикаменты. Автомобили ездят с минимальными аптечками, в самолёте могут оказаться даже реанимационные наборы, в поезде может быть у начальника состава организован медпункт – зависит от страны, но в целом примерно так. Стюардессы, учителя и полиция должны в большинстве стран уметь оказывать первую помощь, но только стюардессы регулярно делают это на практике.


И последнее. Естественно, надо брать с собой в дорогу свои лекарства. Астматики «без ничего» – это уже профессиональный анекдот, увы. Единственное – опять же, проверяйте списки таможни, может так получиться, что вы либо завозите что-то запрещённое, либо ввозите в Россию что-то не то.

Показать полностью
167
Дешёвые туры: что я нашёл сегодня
54 Комментария в Бизнес  

Привет! Я рассказываю тут про свой агрегатор туров в сообществе «Бизнес» и чувствую, тема доступных по цене предложений может быть интересной вам вот прямо сейчас, пока ещё отпуск не спланирован.


Смотрите, что есть на двоих сейчас почти в любом турагентстве или онлайн. Искал я их своим агрегатором, последовательно запрашивая расчёты по тысячам вариантов поездок. Актуальны они на сегодняшнее утро (по популярным направлениям бронирования делаются быстро и цены меняются раз в 15 – 20 минут, поэтому если что уйдёт, простите).


— Таиланд во второй половине мая очень дёшев, 36 – 37 тысяч на двоих из Москвы с отелем, перелётами и страховкой. Хорошие отели в 2 километрах от берега, похуже – прямо на второй линии. Основное размещение – Паттайя, но оттуда можно взять хорошую 2- или 3-дневную экскурсию на Меконг с размещением в отеле на плотах. Второй план – июль, там будет не лучшая погода, но есть варианты в районе 43 тысяч на 13 ночей.


— ОАЭ, вылет в течение 2-х недель, от 32 000 на двоих.


— В России – Красная поляна, 10 600 на 4 ночи на двоих, в конце мая там тоже очень свободно. Весна уже есть, а туристов ещё нет. Если хотите на майские и готовы подсуетиться – можно попасть в Горки Арт (бывший Swissotel, целых 4) за 13 600 на двоих за 4 ночи. Вылет 2 мая. Отели крайне дешевы, есть варианты 1200 рублей за 4 ночи, можно брать их отдельно от тура. Есть даже капсульный номер за 700 рублей за 4 ночи.


— Прага, с вылетом 26 апреля, на 5 ночей за 19 500 на двоих, а на 7 ночей – за 24 400 рублей в отель 3 звезды Tristar Olympik.


Ещё хорошие направления: Турция, Кемер, 19 000 на двоих с перелётами и полным питанием, в Грецию в мае длинные туры на 11 – 13 ночей от 30 122 рублей за двоих, Болгария – иногда проскакивают отличные варианты на июнь, 14 ночей от 31 248 рублей с перелётами и прочим, Кипр в августе на 7 ночей от 35 842 рублей, Испания в июне на 11–13 ночей от 46 627 рублей за двоих.

629
Бизнес как игра [3]: доход важнее расхода, стартовые решения часто важнее операционных
43 Комментария в Бизнес  
Бизнес как игра [3]: доход важнее расхода, стартовые решения часто важнее операционных доход, расход, бизнес, бизнес как игра, длиннопост

Предполагается, что в любом розничном бизнесе (да и не только розничном) нужно думать про уменьшение расходов и увеличение доходов. Кажется банальным, но есть нюансы. На увеличение доходов надо смотреть пристальнее. Очень часто из-за нашего «домашнего» бытового образа мышления, когда выше зарплаты не прыгнешь, владелец точки старается всеми силами экономить, уменьшать расходы, думать, где бы чего подрезать. Это нормально: многие привыкли к тому, что если надо собрать денег на новый фотоаппарат, то, наверное, лучше не кушать в кафе в этом месяце.


Это как в стратегиях реального времени: если у вас образуется большой запас ресурса, значит, вы не вложили его во что-то раньше, и другой игрок вас обгонит. Надо быстро-быстро развиваться, а то вас задавят. Оптимально играть около нуля, сразу пуская все ресурсы в дело.


Но в реальной жизни, конечно, есть примеры, где владелец копит нехилую «подушку» — это часть стратегии выживания, и она очень часто оправдана в 10-летней перспективе. Поначалу очень сложно привыкнуть, что лучше держать счёт чуть больше неприкосновенного запаса.


В бизнесе чаще всего не копят, всё свободное кроме неприкосновенного запаса пускается в оборот.


Подход «мышления экономии» сразу приводит к интересному выводу, что резать расход не так эффективно, как работать над доходом. И вообще, идеальное уменьшение расходов – вообще закрыть точку. Тогда ещё и думать не надо будет.


Уменьшение расходов – задача администратора, тактика. Задача руководителя-стратега – искать пути развития. Вы развиваетесь только тем, что думаете, как увеличить доход. Это можно делать скачками (открывать новые направления, новые магазины, брать крупные оптовые заказы и так далее), а можно – постоянно работая над моделью. В практическом случае, когда у вас уже есть магазин, и вы хотите максимума отдачи, доходы можно увеличить за счет правильной работы с покупателем, улучшения разных вещей типа выкладки, работы с повторными продажами. Или за счет выбора лучшего места, повышения качества сервиса, поддержания высоких стандартов обслуживания, обеспечения полноты ассортимента, создания хороших впечатлений, маркетинга и рекламы.


Нужно очень реально представлять свои источники доходов. Например, в рознице на 70% ваш доход зависит от того, как вы подготовитесь его получать. Конкретно — от выбора места. Размещение магазина, красивое аккуратное оформление, вкусная витрина — это подготовка. Маркетинг в самом начале сосредоточен там – хороший товар и хорошее место уже обеспечивают успех. Соответственно, если товар у вас уже есть, поиску места надо уделять невероятно много внимания – больше, чем всему остальному.


Теперь чуть отвлечёмся и обсудим китайское определение героя. В европейской и нашей культуре героем считается тот, кто дико превозмог и «через не могу» победил невероятным усилием. У китайцев такого человека в военной стратегии не очень-то уважают и считают опасным психом. Хороший, годный герой – это, например, полководец, который неожиданно напал на лагерь врага и уничтожил его ценой минимальных потерь. Или воин, который обратил внимание на ветер и поджёг лес по направлению к противнику. Это «удар камнем по скорлупе яйца» — суть китайского геройства. Продумать и подготовить всё так, чтобы не было никаких вариантов сделать что-то неправильно. И, уж поверьте, лучше так, чем потом пытаться истерически вытаскивать свои продажи рекламой или «пивотнуться», то есть менять бизнес-план на вообще другой на лету.


Есть бизнес, который плохо управляется после запуска, но очень хорошо – на стадии подготовки. Как любой магазин, например. Поэтому готовьтесь хорошо. Успех или неуспех во многом определяется до начала операционной работы. У начинающих есть желание стартовать быстрее, потому что нетерпение, дрожь в руках и надо-бы-уже-начать. После старта бизнеса будет тяжело повлиять на начальный расклад. Поэтому думайте два раза. Сомневаетесь – думайте три раза.


P.S. Это продолжение нашего внутреннего обучения Мосигры для руководителей, своего рода вещей для принятия решений в непонятной ситуации. Прошлые два пост вот и вот. Со всеми выкладками можно спорить, это не истина в последней инстанции, естественно, а наше личное видение.

Показать полностью
186
Наглость - второе счастье
36 Комментариев в Бизнес  

Как из моих постов видно, работаю в it сфере.

Решил написать примеры наглостей клиентов или почему мы не идем на встречу всем клиентам.

1. Представитель "завода". Открывает представительство в МСК, обсудили проектирование сайта, исследование спроса и пр. Оплатил эти работы. (10% от разработки сайта). Вы, говорит начинайте, я счас юрлицо переоформлю и оплачу.

Сайт готов, юрлицо до сих пор в переоформлении, сайт оплачен на 10%, вечные затяжки.

Довод - ну я же сайт и не требую забрать, оплаты нет т.к. сложности финансовые.

Сделали вывод - больше без предоплаты 50% не работаем с новыми клиентами.


2. Интернет-магазин. Пришел со своими гавеными макетами. Посмотрели, обсудили, взялись за работу. В процессе все недописанные нюансы в тз вылились против нас. Оказывается, макеты должны масштабироваться, кнопки двигаться, цветами переливаться, подгружаться без перезагрузки страницы, подразумевались красивые адаптивные письма как само собой разумеющееся и пр. Ушли в глубокий минус.

Сделали вывод - на все работы - детальное ТЗ пишем сами, если это того стоит. Если платеж небольшой - 100% предоплата.


3. Корпоративный сайт. Начали работать весело и задорно по продвижению, но в процессе появились множество советов и придирок. И карта сайта у вас не та и вебмастер у вас не такой и включения ключевиков неверные, на форуме пишут иначе. Постепенно сам начал править сайт 0_о. На возражения не реагирует - я клиент и лучше знаю. Закрыл доступ к метрике. 0_о Мол зачем вам это, я сам разберусь.

Прекратили работы сами.

Сделали вывод - если клиент кажется геморойным и докапывается до запятых - не работаем с ним.


4. Сайт на продвижении. Постепенно каждый месяц начинают сыпаться простенькие задачи. Поставьте текст, поправьте новость, сделайте баннер, добавьте раздел, напишите о нас отзывы. При включении в счет этих услуг - начинаются вопросы - а за что я тогда плачу?

Сделали вывод - четкое разграничение предоплаченного объема работ и согласование планов по этому объему.


5. Группа клиентов. Сперва спрашивают совета где и как рекламироваться. Затем постепенно передают предложения "для совета". Следующий этап - априори все входящие предложения по рекламе сыпят нам и обижаются что мы не отвечаем.

Как отдельный прецедент - скатайтесь в соседний город, проведите переговоры от нашего имени. Предложили оплатить работу - отказались с обидой в голосе "ну это же потому что мы вам доверяем"

Последней каплей - "найдите нам сотрудника, составьте ему правильную формулу оплаты труда, вы ведь умеете". 0_о.


Пишите в комментах пожелания по постам на нашу тематику, подготовим интересное что-нибудь =)

57
Небольшой тюнинг KIA MAGENTIS (кузов, свет и руль)
29 Комментариев в Бизнес  

Здорова парни и девчонки. Предыдущие части можно почитать в моем профиле. Почти месяц копил вам годную информацию. Ну и как модно сейчас говорить - бонус/анонс в комментариях.

Начну с этого монстра:

Небольшой тюнинг KIA MAGENTIS (кузов, свет и руль) Москва, жулебино, БункерАвто, Свое дело, бизнес, полезное, свет, руль, длиннопост

Нашли такое чудо, установили вместе с ресивером:

Показать полностью 16
3521
Два магазина в Гренландии
143 Комментария в Бизнес  
Два магазина в Гренландии Гренландия, конкуренция, бизнес, длиннопост

Далеко-далеко во льдах Атлантики, на огромном острове Гренландия есть маленькая рыбацкая деревушка Паамиут. В ней 600 жителей и ровно два продуктовых магазина. Как это положено в Дании (Гренландия — автономный округ королевства Дания), один — сетевой — вполне приличен, чем-то похож на наши «Седьмые континенты» по размерам и сути. Второй, кажется, частный. Он меньше, цены в нём выше на 10%, ассортимент почти такой же, как у конкурента. В общем, явный аутсайдер на первый взгляд.


Но! Самое интересное начинается утром.


Дело в том, что сетевой магазин работает, как, опять же, положено в Дании, с 9 до 16. А наш герой открывается в 8:30 утра и обслуживает до 18:30.


Магазины стоят напротив друг друга.


Жизнь в Паамиуте начинается с рассветом. Я наблюдал совершенно сюрреалистическое зрелище. В 8:20 на площади, образованной этими зданиями, начала скапливаться очередь. Реально очередь. Это люди, которым нужно закупиться с утра и выйти в море. Угадайте, в какой магазин они шли.

Показать полностью 2
9535
Шаурмячная 21 века...
679 Комментариев в Бизнес  

Под окнами моего офиса стоит киоск с шаурмой. Место паломничества офисного планктона и вечно спешащих таксистов, курьеров и водителей. Уголок солнечного Таджикистана в Химках. Средниазиатский ответ Макдональдсу и Бургер-Кингу...


Типичная точка, где два таджика крутят шаурму из курицы. Казалось бы все примитивно, но нет...


Таджики работают как настоящие выпускники факультета маркетинга и бизнеса. Ей Богу, им можно смело выдавать MBA. Мало того, что каждая покупка шаурмы сопровождается запросом на фидбек "расскажите, если невкусно"... "если невкусно - денег не надо"! Обязательно предлагают сопутствующий товар "чай-кофе нада". Наконец, шарума у них стоит не 100 рублей, а 99! Они демонстративно делают все в одноразовых перчатках, а через прозрачное стекло виден весь процесс. Они как Сабвей делают шаурму по индивидуальному заказу "класть лук, да?". И у них даже есть для особо спешащих заранее приготовленная шаурма!


Правда по-русски говорят с трудом. Но в целом, они действуют не хуже, чем половина знакомых мне маркетологов.  


Возле самого киоска лежат визитки с рекламой шаурмы.


Вы думаете это все? Да нифига!

Сегодня они ввели бесплатную доставку шаурмы в офис при заказе от 500 рублей.

4206
Лайфхак для малого бизнеса
360 Комментариев в Бизнес  

Если вы хозяин небольшого бизнеса, шиномонтаж там, цветочный магазинчик или например копировальный центр, то никогда, НИКОГДА не признавайтесь клиентам, что вы владелец данного дела. Просто поверьте...

2800
Лайфхак при открытии юрлица
130 Комментариев в Бизнес  

Если Вы уже решили открывать расчетный счет в конкретном банке, в котором данная процедура платная - не торопитесь, а просто дождитесь звонка менеджера по продажам Вашего банка (при регистрации юридического лица Ваш телефон попадает в базы и первые 4-5 дней после регистрации Вам будут звонить менеджеры почти всех крупных банков с предложением открыть р/с у них) и скажите менеджеру банка, что согласитесь открыть счет, но только если открытие и обслуживание первого месяца будет бесплатным - вероятность успеха 99%. Вот так мне только что, благодаря терпению и жадности, удалось сэкономить 6500, чему я несказано рад :)

Лайфхак при открытии юрлица Лайфхак, Регистрация ООО, ооо
3201
Женский бизнес по-русски)
138 Комментариев в Бизнес  

На волне рассказов про бизнес... В общем, жена у меня сейчас в декрете - мелкий подрастает, вроде как и свободное время чуток появилось, решила заняться распространением продукции Фаберлик. Из заказчиков - подруги да родня...


Ну ок, заказы идут понемногу, в основном, конечно, для себя берет. Потом подруга ее, тоже в декрете, пошла научилась ногти стругать и красить - моя стала делать у нее маникюр, попутно принимая заказы на косметику. Третья, сидящая в декрете выучилась на парикмахера. Теперь их всех тихонько подстригает... ну и ногти делает, и косметику заказывает.


В общем, какой-то круговорот денег в этом узком сообществе - одна на косметике, вторая на маникюре, третья волосы укладывает... Платят друг другу, прибыли не видать особо, но довооольные...Бизнес-леди такие.

Интересно, чем другие их подруги займутся? :)



Пожалуйста, войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь