denokan

denokan

Денис Окань, пилот-инструктор. Автор статей и рассказов о летной работе. Ссылка на проект "Небесные истории" https://zen.yandex.ru/denokan
Пикабушник
поставил 2446 плюсов и 457 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на ПикабуFly Safeболее 1000 подписчиков
61К рейтинг 7637 подписчиков 5 подписок 107 постов 104 в горячем

"Вырвало кусок фюзеляжа". О недавнем инциденте с Боинг-737MAX-9

"Вырвало кусок фюзеляжа". О недавнем инциденте с Боинг-737MAX-9 Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Пилот, Denokan, Boeing 737, Происшествие, Видео, Длиннопост

Привет подписчикам "Небесных историй"!

В чате моего Телеграм-канала* попросили высказать мнение пилотов, летающих на 737MAX об этом самолёте, а также поделиться мыслями о недавнем серьезном инциденте с 737MAX-9 авиакомпании "Аляска Эйрлайнз". Начал писать там, но решил продолжить и здесь.

*Да-да, я в курсе про хейт ТГ на Пикабу.

Во время встреч на прямых эфирах на YouTube я раз ...цать излагал своё мнение, свои впечатления от работы на этом самолете. Новейший Boeing-737МАХ (имею опыт полетов на MAX-8 с апреля 2018 года) по пилотированию вобрал в себя все лучшее из предыдущих поколений CL и NG, его очень приятно пилотировать в небе, на нем приятно рулить по перрону. У "максика" прекрасная экономика, большие новомодные дисплеи и... в общем-то это все.

Ничего революционного в плане авионики или автоматики 737MAX не получил, по сути это просто более гламурная "классика" с дисплеями а-ля Боинг-787 с урезанной функциональностью оных по сравнению с Дримлайнером. Это все тот же винтажный ламповый мускулолет, хоть и очень приятный в управлении.

Видео автора: Посадка на 737MAX в индийском Каликуте

Например, на 737MAX даже в виде опции нельзя получить движущуюся карту аэропорта на навигационном дисплее, что есть на 747, 777 и 787. Я уж не говорю о красивом отображении полетных карт с зонами ограничений и получением данных о погоде по маршруту по спутниковой связи и трафиком ADS-B. Как ни удивительно это звучит, но в XXI веке на самых массовых самолетах внедрены далеко не все передовые достижения - и сейчас я пишу не только про 737, но и про его прямого конкурента Airbus A320, который при этом все равно более продвинутый в плане матчасти, чем "бобик".

Современные маленькие бизнес-джеты куда более навороченные, чем самые массовые пассажирские лайнеры. Вот так вот!

На 737MAX все так же, как на предыдущих поколениях "бобиков", примитивно работает автоматика при уходе на второй круг - если исполнять его на одном автопилоте, то оный отключается по нажатии кнопки TO/GA, а автомат тяги, если был выключен, не подключится. А на древнем 757 - подключится.

Нет системы EICAS, что даже на NG казалось отсталым при его появлении в далеких смутных 90-х. Опять же - на еще более древних 757/767 EICAS есть. Правда, благодаря конфликту FAA и "Боинг" по 737MAX-10 есть надежда, что EICAS на "максиках" все же появится.

Нет продвинутых электронных чек-листов, которые давно внедрены на А320. Более того, они внедрены на Боинг-777, еще более старом, чем 737NG.

В общем, много чего нет из того, что делает работу пилота более удобной. А удобной - значит, безопасной.

Почему так сделано? Думаю потому, что "Боинг" стал заложником собственного успеха с 737NG, которых наклепали более 7100 штук. Им хотелось получить максимум при минимуме нововведений (и расходов, соответственно). Чем все это закончилось благодаря спешке и непродуманности, мы прекрасно знаем.

| Статья в двух частях "Катастрофы 737MAX"

Про инцидент с 737MAX-9 Аляски

Конечно же, это был не кусок фюзеляжа, и не окно, как поспешно написали СМИ и растиражировали блогеры. Похоже, что там вырвало заглушку, устанавливаемую на месте двери дополнительного аварийного выхода позади крыла. Таких выходов на более длинном MAX-9 (так же, как сделано на 737-900ER поколения NG) два - их добавили, чтобы повысить количество кресел более 189.

Занятный факт

Изначально "Боинг" выпустил ни то ни се - модификацию 737-900, которая отличалась от -800 лишь растянутым фюзеляжем, бо́льшим весом, бо́льшим расходом топлива и неприлично большими скоростями на взлете и посадке. Максимальное количество кресел осталось прежним - 189. Типа, вот вам больше мест для ног за большие деньги. Больше кресел установить было нельзя по правилам сертификации - не хватало аварийных выходов.

Авиакомпании изрядно удивились такому троллингу, и "Боингу" пришлось прорезать в фюзеляже позади крыла две дыры по бокам для аварийных дверей, что позволило увеличить количество кресел. Помимо этого новую модификацию уже в базе оснастили пакетом для улучшения взлетно-посадочных характеристик (на -800 это опция), обозвали получившуюся модель 737-900ER (от extended range, "увеличенная дальность" - хотя объем баков точно такой же, как на -800, и по факту дальность меньше) и, перекрестив, отправили в эксплуатацию.

Самолет приняли, но время было упущено, А321 оказался куда более интересным и востребованным у авиакомпаний.

Так вот, добавили дополнительные аварийные выходы, но есть одно интересное но!

Если по факту авиакомпания эксплуатирует салон с меньшим количеством кресел, чем 189, то эти дополнительные выходы не требуются. Можно просто дверь наглухо заблокировать, убрав рычаг ее управления из вида (как я понимаю, так сделано во flydubai и в Oman Air), либо даже установить более лёгкие (как я понимаю, в этом и есть преимущество над дверью) заглушки с нормальными иллюминаторами. На обычной дополнительной аварийной двери небольшое окошко, а на заглушке - полноценный иллюминатор. Визуально только так и можно определить, дверь это или "заглушка".

"Вырвало кусок фюзеляжа". О недавнем инциденте с Боинг-737MAX-9 Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Пилот, Denokan, Boeing 737, Происшествие, Видео, Длиннопост

737-900ER с "заглушкой" и нормальной дополнительной аварийной дверью

У "Аляски" и 737-900ER, и 73MAX-9 с такими вот 'заглушками' на месте дополнительного аварийного выхода. Судя по фото, которые я нашел в интернете, в американской авиакомпании Delta тоже. К рассказу это не относится, просто факт.

"Вырвало кусок фюзеляжа". О недавнем инциденте с Боинг-737MAX-9 Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Пилот, Denokan, Boeing 737, Происшествие, Видео, Длиннопост

737MAX-9 авиакомпании "Аляска Эйрлайнз"

Что было и как жить дальше

Напомню, что было: при выполнении рейса из Портленда в Онтарио, в наборе высоты при пересечении примерно 5000 метров, неожиданно вырвало наружу эту самую заглушку по левому борту самолета.

Дыра образовалась весьма значительная, поэтому самолет практически мгновенно разгерметизировался, а образовавшимся при этом мощным потоком воздуха наружу выдуло кое-какие незакрепленные личные вещи пассажиров (у одного ребенка, сидевшего неподалеку, сдуло рубашку). По счастью, никто не сидел рядом со злополучной заглушкой, люди остались целыми.

Командир принял решение прекратить полет - весьма логичное решение. Через 20 минут пилоты вернули самолет на землю.

Очевидно, что заглушку выдавило перепадом давления (в салоне оно куда выше, чем снаружи на большой высоте). Каким образом? А бог его знает. Вручную открыть данную заглушку не представляется возможным. Да даже и дверь - в полете ее открыть не получится, даже если очень сильно постараться.

В общем, вряд ли что-то может быть причиной помимо производственного брака или конструктивных недостатков крепления заглушки в фюзеляже.

"...вряд ли что-то может быть причиной помимо производственного брака или конструктивных недостатков крепления заглушки в фюзеляже"

"Вырвало кусок фюзеляжа". О недавнем инциденте с Боинг-737MAX-9 Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Пилот, Denokan, Boeing 737, Происшествие, Видео, Длиннопост

Фотография вырванной заглушки

В чате искали схожие случаи, но самый-самый так и не нашли. Подсказываю: Boeing 747, рейс 811 United Airlines, 1989 год.

В наборе высоты (пересекли примерно 6-7 км) самопроизвольно открылась передняя грузовая дверь, при этом она за собой вырвала кусок фюзеляжа по правому борту. В огромную дыру вылетели 11 кресел, погибли 9 сидевших на них пассажиров. Едва не погибла находившаяся неподалеку стюардесса.

"Вырвало кусок фюзеляжа". О недавнем инциденте с Боинг-737MAX-9 Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Пилот, Denokan, Boeing 737, Происшествие, Видео, Длиннопост

Злополучный 747

Отлетевшие элементы конструкции самолета повредили оба правых двигателя - случился пожар. Двигатели удалось потушить. Их, конечно же, выключили.

Управлять самолет с такой асимметричной тягой было непросто. Кроме этого, из-за повреждения отказало управление закрылками, а они служат для уменьшения скорости на взлете и посадке. Пилотам пришлось проявить изрядную выдержку и мастерство при посадке тяжелой махины на скорости 350-370 км/ч.

Однозначную причину самопроизвольного открытия двери не выяснили, но логично предположили, что проблема была в ее запорном устройстве. Его доработали и вроде как в дальнейшем нареканий не было.

Что касается конструкции "заглушек" на MAX-9, то я предполагаю, что она идентична таковой на 737-900ER, который летает довольно давно. И до недавнего времени таких инцидентов не возникало. Замечу, что парк этих лайнеров не такой уж и большой, а самолетов, где вместо двери установили "заглушку", и того меньше.

Ну а MAX-9 начали выпускать совсем недавно, их еще мало - в основном в США, как я понимаю. Несколько самолётов есть во flydubai - но на них стоит обычная аварийная дверь.

"Вырвало кусок фюзеляжа". О недавнем инциденте с Боинг-737MAX-9 Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Пилот, Denokan, Boeing 737, Происшествие, Видео, Длиннопост

По сообщениям СМИ все 737MAX-9 на сегодняшний день остановлены до выяснения причин.

Думаю, ответ о причине серьезного инцидента с "Боингом" Alyaska Airlines скоро появится.

Спасибо за внимание!
Безопасных полётов!

| Об авторе
| Мои книги об авиации на Литрес

| Статья "Катастрофа Боинг-737 в Кожикоде"

Показать полностью 6 1

Проспал резерв!

Проспал резерв! Гражданская авиация, Denokan, Пилот, Истории из жизни, Забавное, Длиннопост

Привет!

На встречах с читателями/зрителями частенько получаю просьбы: расскажи, мол, пилот, о какой-нибудь смешной ситуации. А я теряюсь - ситуаций в работе много, а вот взять и вспомнить, да еще чтобы она была смешной, для меня сложно. Есть у меня товарщ, Ринат, тоже пилот и тоже "понауехавший", то есть гастарб... простите, экспат. И вот он умеет так рассказать, что даже привыкший ко всему в своей профессии пилот заслушается! Каждый полет может в красивую байку облечь - и это на трезвую голову, замечу! А если пять капель примет, то его хоть для потомков в кино снимай - настолько складно травит!

Ну а я совсем не стэндапер. Даже после пяти капель. Поэтому просто поделюсь тем, как я сегодня чуть не облажался. Не знаю, очень ли это смешно, но как минимум забавно.

В общем, заступил я как-то в ушедшем ноябре в 22:00 в ночной резерв до 6 утра. Ну как "заступил" - так как обычно из таких резервов зовут исключительно в ночные рейсы, то, как человек ответственный и даже немного педант, дисциплинированно ушел в кровать аж в шесть вечера. И так душевно начал готовиться к возможному вызову ночному полету, что проснулся лишь в 00:28.

Глаза открыл... Тишина... Темно... Думаю: "Ну, раз до сих пор не вызвали, то уже и не вызовут".

И в самом деле, обычно крю-контролеры звонят в первые же минуты после заступления в резерв. Если до полуночи не потревожили, то шансы на то, что ты авиакомпании понадобишься, очень малы - на все самые "шитти" рейсы, вроде Каликута, вызывающие приступ медвежьей болезни, уже либо отрепортились, либо замену нашли еще раньше, днем. А после двух часов ночи стартуют милые сердцу Дубай и Доха, благотворно влияющие на здоровье и самочувствие - редко когда такие направления оказываются неприкрытыми в самый последний момент.
Индия - она такая, да... Не думаю, что ошибусь в предположении, что по статистике, Каликат - самый нездоровый рейс. Ну сами подумайте: вам лететь в ночь в Каликат (он же Каликут, он же Кожикод и он же Карипур), а там грозы-грозы. Понятное дело, сразу слабость в животе и приступ тошноты. Так и хочется отзвониться: "Мол, снимайте меня с рейса, я заболел!"

Вот Дубай никогда не вызывает неприятных ощущений!

В общем, порадовался я было спокойной ночи. И собрался дальше надавить на Морфея, но решил, что надо бы заглянуть в телефон. Заглянул... и вот тут тебе и слабость в животе - примерно там, куда упало сердечко, увидев девять пропущенных вызовов от Crew Control. И ладно бы вызовы вот-вот случились - они мне с 22:03 названивали с двух номеров, а потом бросили это бесполезное занятие. А сейчас уже полпервого ночи - ясное дело, меня уже записали в ослушники и нигилисты, ведь не ответить, будучи в резерве - это преступление!

Ну, по крайней мере я - педант и ответственный пилот - так воспитан и так считаю.

"Японский же стыд, Денис Сергеич!"

Кляня себя на чем свет стоит, ткнул кнопку вызова. На удивление, мне ответили очень быстро, всего после пары гудков.
- Салам у'алейкум, это Кэптэн Деннис. Сорри, я крепко спал и не слышал, что мне звонили...
- У'алейкум ассалам, кэптэн! Ноу ворриз, спасибо, что позвонили сами. Мы назначим вас на дневной рейс в таком случае, вы не против?
- Да-да, конечно! Без проблем, еще раз сорри...
- Сейчас я переключу вас на Ахмеда. Доброго дня, Кэптэйн!

Слушаю гудки и потихоньку успокаиваюсь, не прекращая укорять свою беспечность.

- Але, кэптэн!
- Хэллоу, гуд морнинг!
- Гуд морнинг, кэптэн, напомните свой стафф намбер (табельный номер).
- 97561
- 90561?
- Нет, нет - 97561.
- Окей, 97561. Все, кэптэйн, я снял с вас статус "не ответивший" и поставил флайт дьюти (летное событие) на завтра.
- Спасибо! А что за рейс?
- Не рейс, а резерв. С шести утра, кэптэйн.
- Понял! Большой спасибо, еще раз извините..
- Ничего страшного, отдыхайте, кэптэйн!
- Спасибо, доброй ночи!

"Ну ты даешь, блин, Денис! Как так?"

У меня телефон автоматически настроен на переход в режим "Не беспокоить" с 22:00 до 6 утра. Но если телефонные номера находятся в "Избранном", то на них ограничение не распространяется. Проверил: оба номера в "Избранном".

Может, после прошивки поменялись настройки режиме "Не беспокоить"?

Проверил: нет, все на месте.

И тут я увидел, что телефон-то на беззвучном режиме. И я ведь сам включил его вечером дабы никто мой дисциплинированный отдых перед заступлением в ночной резерв не потревожил. И с чего-то я решил, что в этом режиме настройки для "избранных" те же. А они - совсем не те. Хоть зазвонись, телефон будет молчать. Он и молчал, когда мне девять раз звонили.

Вот так я впервые проявил недисциплинированность - при этом прилежно готовясь к ее проявлению :)

Человеческий фактор, чё. Ошибка, связанная с недостатками знания матчасти.

В общем, поукорял себя еще полчаса и незаметно ушел досыпать остаток уже не резерва, а обычной ночи. Зато выспался наконец!

А мог бы и за 80 часов в этом месяце перевалить, что благотворно сказалось бы на зарплате.

В общем, недешево мне эта ночь вышла. Спасибо понимающим коллегам, никто и слова в упрек не сказал. Мне собственных хватило.

Спасибо за внимание!
Надеюсь, читатель улыбнулся!

Мои книги об авиации на Литрес

Показать полностью

Еще один довод в пользу джойстиков в кабинах самолетов

Еще один довод в пользу джойстиков в кабинах самолетов Denokan, Гражданская авиация, Самолет, Boeing, Airbus, Авиация, Длиннопост

Не секрет, что винтажная кабина Боинга-737 не поражает воображение своими размерами. Она, скажем честно, тесноватая.

Нет, когда уже сидишь в пилотском кресле, то вроде бы ничего, но до него ж ещё и добраться надо. Недостаточно просто отодвинуть назад-вбок кресло (оно ещё и по-старчески упирается обычно) и вальяжно продефилировать. Нет, приходится аккуратно нагнуться, дабы головой не задеть переключатели на верхнем пульте, и аккуратно, бочком-бочком, придерживаясь рукой за кресло коллеги, усадить свою задницу на рабочее место. Затем пристегнуться, ухватиться одной рукой за добротный рычаг сбоку, а другой - за скобу над передним окном и, упираясь ногами в пол, преодолевая сопротивление давно не смазанных роликов, застревающих в пыльных направляющих, пододвинуться вперед.

Вчера в полете забирался в своё левое кресло, да так неудачно саданулся коленной чашечкой о торчащий из металлического пола атавизм в виде колонки штурвала, что аж пилотом Эрбаса захотелось стать (прости, Господи!).

Чуть было нестандартный колл-аут не применил!

То было секундное помешательство, конечно же, которое немедленно прошло. Но все же, вот вам ещё один аргумент в пользу джойстиков.

Еще один довод в пользу джойстиков в кабинах самолетов Denokan, Гражданская авиация, Самолет, Boeing, Airbus, Авиация, Длиннопост

А с аргументом, изображенным на картинке выше, вообще сложно спорить. На 737 с таким удобством спать в полёте категорически невозможно!

Если по теме Аэробусов поговорить, то, признаюсь, из всей линейки мне интересен лишь А350. Возможно, другой дизайнер был, но он показал, что и Эйрбас способен создавать красивые, элегантные самолёты!

Ну и А380, конечно. Страшный внешне настолько, что аж завораживает. Этой летающей коровой невозможно не восхищаться! Когда они в Дубае один за другим взлетают, это впечатляет!

Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!

И с комфортом!

Еще один довод в пользу джойстиков в кабинах самолетов Denokan, Гражданская авиация, Самолет, Boeing, Airbus, Авиация, Длиннопост
Показать полностью 3

Пилот: "Это точно Мальдивы?" Посадка Боинг-737MAX в Мале в сильный дождь

Привет! Сейчас на Мальдивах сезон дождей, а ноябрь - наиболее "мокрый" месяц, в чем на днях и убедился.

Летайте безопасно!

Мой канал на YouTube

Показать полностью

Посадка в Астрахани наперегонки с тенью. Видео из кабины Boeing 737

Этот заход на ВПП 09 в аэропорту Астрахани мы выполнили по неточной системе ОСП (NDB).

На старых самолетах такие заходы не были тривиальными - для того, чтобы выйти в створ полосы пилотам приходилось определять положение относительно ее по двум (а то и по одной) стрелкам радиокомпасов, иногда работающих, кхм, не очень точно. В плохую погоду такой заход требовал изрядного мастерства. Мне повезло (наверное) - я застал те времена, когда такие заходы выполнялись по "классике". Но на современных лайнерах, тем более имеющих опциональную систему IAN (Integrated Approach Navigation), такие заходы практически не отличаются от банальных заходов по ИЛС. Что и было продемонстрировано в этом полете.

Скучно? Ну, в общем, да. Но так гораздо надежнее и, следовательно, - безопаснее! Но и по "стрелкам" пилот тоже должен уметь крутить, правда, в реальной жизни такие "классические" заходы современный пилот встречает разве что во время редких тренажерных тренировок.

"Небесные истории" - книги о полетах и лётной работе: на Ридеро на Литрес на Читай-Город

Новая книга "Профессия шофер самолета" - для тех, кто мечтает о небе, но не знает, с какой стороны к нему подступиться.

Показать полностью

Зеркало в кабине самолёта, стоп-кран, трясучка пилотов и прочие тайны

Привет!
Есть ли в кабине самолета зеркало? Для чего нужен стоп-кран? Почему пилотов так трясет?
Ответы - в новом видео:

Мои книги "Небесные истории":
На Литрес (электронные, аудио)
На Читай-Город (печатные)

Глазами пилота: посадка в красивом осеннем Кемерово

Я не Пушкин, осень не является моим любимым временем года. Я все времена люблю по своему... ну, за исключением московской зимы, конечно же. А вот московская, точнее, подмосковная осень мне нравится - если ясно и солнечно, то красота природы радует глаз. Разных красок, признаться, там побольше, чем в моем родном Алтайском крае и сопредельном Кузбассе.

В старые добрые времена, кружа в очередной зоне ожидания в надежде скорого разрешения на заход в Домодедово, я говорил пассажирам: "...придется немного полетать в зоне ожидания, зато у нас с вами есть замечательная возможность полюбоваться осенними видами Подмосковья!"

Тем не менее и в Кузбассе есть чем полюбоваться в это время года, особенно, если недавний густой туман уже рассеялся, но облачность еще не ушла, позволяя видеть всю красоту не разу, а постепенно - в разрывах облачности, то показывая прелести осени, то скромно пряча ее за пеленой белого покрывала...

Посадка в Волгограде с сильным боковым ветром. Видеорассказ о работе пилотов

Аэропорт Гумрак (Волгоград) имеет некоторые особенности для полетов. Здесь довольно часто задувает сильный ветер, делающий работу пилотов не такой скучной, как обычно.

Ссылки:

Авиаликбез "Посадка с боковым ветром"

Мои книги об авиации и полетах "Небесные истории" на Литрес

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!