Золото Ла-Толиты: как «чёрные копатели» мировых музеев уничтожают историю

Золото Ла-Толиты: как «чёрные копатели» мировых музеев уничтожают историю История (наука), Научпоп, Древние артефакты, Южная Америка, Драгоценности, Длиннопост

Когда заходит речь об истории тихоокеанского побережья Южной Америки в доколумбову эпоху, то прежде всего вспоминаются инки их грандиозная горная империя.

Однако инки не были создателями самой древней или впечатляющей цивилизации этой культурной области.

За сотни лет до создателей державы Тауантинсуйу в устье рек Сантьяго и Мира на границе нынешних Эквадора и Колумбии неизвестный нам талантливый и трудолюбивый народ создал то, что сейчас мы называем археологической культурой Тумако – Ла-Толита.

Один из артефактов этой цивилизации стал узнаваемым национальным символом и современного государства Эквадор.

В период своего расцвета представители культуры Тумако – Ла-Толита строили крупные поселения с площадью до 30 га на платформах из утрамбованной земли, которые достигали 8 метров в высоту. Высокоразвитая культура с обработкой меди, серебра, золота и даже тугоплавкой платины опиралась на возделывание при помощи ирригации маниока, бобов, тыквы и кукурузы.

Золото Ла-Толиты: как «чёрные копатели» мировых музеев уничтожают историю История (наука), Научпоп, Древние артефакты, Южная Америка, Драгоценности, Длиннопост

| Золотое солнце Ла-Толиты | историческая реконструкция музея Центрального банка Эквадора

За столетия в гробницах индейской элиты скопилось множество ценных произведений искусства как погребальные маски, носовые и ушные украшения, браслеты и другие предметы погребального культа.

Это сделало руины поселений древней южноамериканской культуры очень привлекательными для охотников за сокровищами, которые систематически грабили гробницы этой культуры в поисках предметов из драгоценных металлов, которые впоследствии были переплавлены и превращены в слитки. Среди основных покупателей золота государственные Банк Республики Колумбии и Центральный банк Эквадора.

Научные изыскания в регионе начались в 1925 году и длятся до наших дней, но им катастрофически не хватает финансирования и общественного внимания. Бывают ситуации когда местные артефакты в англоязычных статьях совершенно необоснованно причисляют к золоту куда более популярных инков. Однако у одного из сокровищ Тумако – Ла-Толиты совсем другая судьба и его точно знает каждый житель Республики Эквадор.

Речь идёт о знаменитом «Золотом солнце Ла-Толиты».

Этот артефакт был приобретен коллекционером Максом Конансом в 1940 году. По данным продавца, маска была найдена в 1939 или 1940 году в провинции Асуай (Эквадор). К сожалению, эта информация не является достоверной, поскольку «солнце» было найдено грабителем древностей-уакерос, которые часто лгут о происхождении археологических находок в силу нелегальности своей деятельности или для того, чтобы сохранить в тайне места, содержащие ценные артефакты.

Золото Ла-Толиты: как «чёрные копатели» мировых музеев уничтожают историю История (наука), Научпоп, Древние артефакты, Южная Америка, Драгоценности, Длиннопост

| Антропоморфная золотая маска | Эквадор, Ла-Толита, V век до н.э. - III век н.э. золото, глаза и зубы изготовлены из платины

Археологи связывают традицию обработки платины в Южной Америке с культурой Ла Толита, но точные даты и местонахождение затруднительны, поскольку большинство платиновых артефактов из этого региона были куплены из вторых рук через торговлю древностями. Для обработки металла они объединяли порошки золота и платины путем спекания.

При приобретении предмет был сложен в виде шара. Вероятно, так его сложили нашедшие его уакерос, чтобы облегчить транспортировку. Коллекционер развернул изделие, но несколько «лучей» отломились.

Скорее всего «солнце» представляет собой налобное украшение для демонстрации элитного статуса или участия в неких религиозных ритуалах. Известно, что подобные маски связаны с захоронениями людей, которые на поверхности можно узнать по искусственным земляным курганам или платформам. Маски обычно изготавливаются из золота или тумбаги - сплава золота и меди золотистого цвета. Размеры их различны, но в среднем составляют 17,5 см в высоту и 13,6 см в ширину.

Золото Ла-Толиты: как «чёрные копатели» мировых музеев уничтожают историю История (наука), Научпоп, Древние артефакты, Южная Америка, Драгоценности, Длиннопост

| Золотое солнце Ла-Толиты | Южная Америка, устье рек Сантьяго и Мира, археологическая культура Тумако – Ла-Толита (?), период Ингуапи I-II, 600 до н.э. - 200 н.э., Национальный музей Эквадора, Кито

Наш артефакт выполнен из тонкого золотого листа, полученного из расплавленного металла. Золото выливали в глиняную форму, остывшее вынимали, а затем при постоянном нагреве, плющили молотками. Нос изготовлен отдельно и припаян, а прочие элементы выполнены с помощью тиснения. Затем были вырезаны лучи. Итоговое изделие выровнили точными ударами молотка.

В 1960 году Центральный банк Эквадора приобрел коллекцию Конанса и принял «Золотое солнце» в качестве своего логотипа. «Солнце» засияло на эквадорских монетах и стало популярным символом страны.

Однако сохранялись сомнения в подлинности сокровища, и эксперты провели тщательную экспертизу. Был сделан вывод о том, что происхождение изделия должно быть связано с культурой Ла-Толита на северном побережье страны. Химические исследования примесей в золоте, из которого выполнен артефакт, подтвердило эту версию о происхождении.

«Золотое солнце Ла-Толиты» не единственный, но самый популярный, артефакт своей культуры. Посмотрите сами как самобытны и интересны другие хранители древней истории Колумбии и Эквадора.

Золото Ла-Толиты: как «чёрные копатели» мировых музеев уничтожают историю История (наука), Научпоп, Древние артефакты, Южная Америка, Драгоценности, Длиннопост

| Золотая женская голова | Эквадор, Ла-Толита V век до н. э. - III век н. э.

Большинство артефактов из Перу, Эквадора, Колумбии и Гватемалы из частных коллекций и ведущих мировых музеев приобретены у грабителей могил — так называемых уакерос, которые за годы, начиная сразу с конкисты XVI века, уничтожили практически все археологические памятники великих культур и цивилизаций тихоокеанского побережья Южной Америки.

Северное Перу, родина цивилизации моче, процветавшей в 100-800 гг. н. э., превратилось в «лунный пейзаж» из-за траншей грабителей на сотни миль. Приблизительно 100 000 захоронений – более половины известных мест страны – были разграблены.

Храм Солнца из 130 миллионов кирпичей (Уака-дель-Соль), одна из крупнейших пирамид доколумбовой Америки, представляет собой разрушенный, разграбленный шедевр древнего народа моче. Испанские колониальные власти и частные предприниматели в XVII веке изменили направление реки, чтобы смыть две трети пирамиды и обнажить ее внутренности.

Для этого заминировали стены и обрушили их в разных местах. Невозможно угадать, сколько и чего было взято, но всё это стало безмолвными слитками драгоценного металла.

И так продолжалось столетиями. Сейчас выявлено около 200 археологических объектов «находящегося под угрозой» полного исчезновения.

Золото Ла-Толиты: как «чёрные копатели» мировых музеев уничтожают историю История (наука), Научпоп, Древние артефакты, Южная Америка, Драгоценности, Длиннопост

| "Владыка Сипана" и его свита | Южная Америка, Перу, Сипан, гробница Владыки, культура Мочика, III век, музей Царских гробниц Сипана

Например, Мирадор, колыбель цивилизации майя в Гватемале, подвергается опустошениям. Весь регион Петен был разграблен за последние 30 лет, и каждый год сотни археологических памятников уничтожаются организованными бандами грабителей, ищущими древности майя для продажи на международном рынке.

Но настоящие злодеи в этой истории - не могильщики, у которых зачастую нет других средств выживания, а торговцы, коллекционеры и сотрудники музеев. Большинство уакерос - бедные неграмотные местные жители, потомки тех, чьи могилы и гробницы они вскрывают.

Среди западных археологов, которые представляют организации с серьёзными бюджетами, существует негласный консенсус, что бесценные предметы лучше сохраняются в частных коллекциях и музейных залах их родины, чем в бедных странах, неспособных позаботиться о своем наследии.

Даже в наше время такие уважаемые центры исторической науки как Йельский университет и Метрополитен-музей в Нью-Йорке становились фигурантами громких скандалов.

При этом очевидно, что артефакты, раскопанные уакерос, становятся «немыми», навсегда лишаются своей исторической ценности.

Полистайте журнал! Там еще немного чудесных артефактов.

Золото Ла-Толиты: как «чёрные копатели» мировых музеев уничтожают историю История (наука), Научпоп, Древние артефакты, Южная Америка, Драгоценности, Длиннопост